УДК 372.833:336 ББК Ч426.65-22
ГСНТИ 14.25.07
Код ВАК 13.00.02
Попова Нина Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017,
г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Имашева Анна Ивановна,
бакалавр 3-го курса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ФИНАНСОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЛАКУНЫ В ФГОС СОО И СПОСОБЫ ИХ ЭЛИМИНИРОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: финансовая грамотность населения; проблемы внедрения финансовой грамотности; факторы проявления гносеологической, междисциплинарной, культурологической, векторной, мотивационной, абсолютной лакун; способы элиминирования образовательных финансовых лакун.
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается содержание Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования, в котором говорится о формировании финансовых знаний учащихся. Для реализации данного стандарта выявлен ряд проблем, связанных с отсутствием дисциплины, недоформированием у учащихся финансовой грамотности и непониманием связи человеческого капитала с финансовой грамотностью. Подробно рассматриваются образовательные лакуны: гносеологическая - отсутствие дисциплины в учебном плане; междисциплинарная - реализация финансовой грамотности на материале других предметов; культурологическая - обязательность культуры управления образовательным учреждением на основе финансовой грамотности; векторная - необходимость финансовой грамотности у каждого педагога; моти-вационная - создание материально-технической базы для реализации финансовой грамотности; абсолютная - отсутствие учебников и учебных пособий для учителей и учащихся. Предложены способы элиминирования финансовой безграмотности учащихся: разъяснение на всех уровнях, комментирование и заполнение пустот, заимствование опыта и устранение лакун через создание программ, подготовку кадров, создание учебно-методических комплексов.
Popova Nina Evgenyevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, of Department of Technology and Economy, Institute of Physics, Technology and
Economy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Imasheva Anna Ivanovna,
Third Year Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FINANCIAL EDUCATIONAL LACUNAS IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION AND WAYS OF THEIR ELIMINATION
KEYWORDS: financial literacy of the population; problems of implementation of financial literacy; factors of manifestation of gnoseological, interdisciplinary, culturological, vector, motivational, absolute lacunas; ways of elimination of educational financial lacunas.
ABSTRACT. This article dwells on the content of the Federal State Educational Standard of Secondary General (Full) Education which deals with the formation of financial knowledge of pupils. The implementation of this standard needs a solution of a number of problems connected with the absence of a discipline and inadequate formation of financial literacy of the pupils and misunderstanding of connection of the human capital with financial literacy. The article considers the following educational lacunas in detail: gnoseological - the absence of the corresponding discipline in the curriculum; interdisciplinary - the realization of financial literacy on the material of other subjects; culturological - the obligatory nature of culture of management of educational institution on the basis of financial literacy; vector - the need of financial literacy of each teacher; motivational - creation of material base for realization of financial literacy; absolute - absence of textbooks and manuals for teachers and pupils. The article proposes the ways of elimination of financial illiteracy of pupils: explanation at all levels, commenting and filling the gaps, loan of experience and elimination of lacunas through creation of programs, training of the staff and creation of educational and methods complexes.
С
С1
Повременный человек становится /частью экономических процессов, происходящих в стране, поэтому к нему еще в школьные годы должны быть предъявлены требования к его личной финансовой грамотности.
Анализ федеральных образовательных стандартов среднего общего (полного) обра-
зования (ФГОС СОО) [14] указывает на пустоты, темные (серые) места, противоречия в системе формирования компетентного российского человека современности, что можно обозначить научным термином - лакуны.
Действительно, на сегодня финансовая грамотность населения представляет собою мощную образовательную лакуну.
© Попова Н. Е., Имашева А. И., 2016
Основными факторами появления образовательных лакун в образовании России являются:
1) культурно-историческое развитие народа;
2) геоклиматические условия проживания;
3) психология национальности и менталитет народа;
4) образ жизни и особенности хозяйственно-экономической деятельности.
Современные рыночные отношения в экономике, в финансовой деятельности потребовали не только знания финансовых вопросов, но и знания и умения употреблять новые слова, такие как: акционирование, антирыночник, бартер, бартерный, брокер, безвалютный, бизнес-центр и др. Слова: конкуренция, собственник, частник, предприниматель, бизнесмен - утратили негативную окраску. Появление в лексиконе этих экономических терминов потребовало создание нового словаря С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой «Современный русский язык», который заполнил лексические финансовые лакуны [10]. Вслед за этим по теории эволюции должно пойти системное заполнение образовательной пустоты, что должно привести к пополнению знаний в области финансовой грамотности, что в целом позволит:
- увеличить класс долгосрочных инвесторов;
- создать стабильность финансовой системы государства;
- увеличить темпы роста благосостояния населения России;
- формировать представление о финансовых продуктах и услугах;
- развить предпринимательскую деятельность и т.д.
В настоящее время по вопросу внедрения финансовой грамотности существует ряд проблем:
1. В образовательных учреждениях нет дисциплин, дающих основы финансовой грамотности учащимся.
2. Учащиеся не знают путей достижения личностных финансовых целей.
3. Обучающиеся даже не догадываются о том, что финансовые знания способствуют развитию человеческого капитала, повышению уровня жизни индивида, семьи и государства в целом.
Названные проблемы приводят к ошибкам в формировании человеческого капитала, в реализации банковских услуг, в предпринимательской деятельности, поэтому требуют немедленного элиминирования финансовых компетенций населения.
Формировать финансовую компетентность населения необходимо в школьные годы, чтобы подготовить человека к сознатель-
ной деятельности после ее окончания, поэтому компетенции финансовой грамотности обязательны при реализации (ФГОС СОО) [14].
В данном стандарте (обязательном для каждого образовательного учреждения Российской Федерации) особое внимание уделяется следующим положениям:
1. Процесс становления личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Выпускник должен ... уметь реализовать собственные жизненные планы, лично участвовать в решении государственных и общенациональных проблем, осознавать социально-экономические процессы в обществе (выделено нами) и т.д.
Сформировать названные и другие не менее важные личностные качества ученика должны помочь уроки, наполненные содержанием по финансовой грамотности, игры и тренинги, связанные с финансами и финансовыми проблемами, которые помогут развить финансовую компетентность в целом.
Отсюда явно намечается первая лакуна в стандарте образования.
Первая лакуна (гносеологическая, т.е. отсутствие дисциплины). Для формирования личностных характеристик выпускника, который должен лично участвовать в решении государственных и общенациональных проблем, осознавать социально-экономические процессы в обществе, нужна новая дисциплина «Основы финансовой грамотности», изучение которой должно проходить не менее двух лет, чтобы выработать у ученика системные знания и прочный практический навык.
2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
В ФГОС СОО [14] требования к результатам освоения рассматриваются на 3-х уровнях: личностном, метапредметном, предметном.
Личностные результаты освоения программы должны демонстрировать сформи-рованность основ мышления, осознание социально-экономических процессов; способность ставить цели, строить жизненные планы и т.д.
Метапредметные результаты должны проявляться в умении самостоятельно определять цели и составлять планы, в умении самостоятельно оценивать и принимать решение и т.д.
Сформированность личностных, мета-предметных и предметных достижений учащихся видится в элиминировании второй лакуны.
Вторая лакуна (междисциплинарная). Реализовать перечисленные достижения учащихся возможно только на основе глубоких и всесторонних знаний, которые
должны быть заложены в дисциплину «Основы финансовой грамотности», а также во все дисциплины учебного плана, чтобы ученик в комплексе мог формировать личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Для реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования необходимы учебные программы о финансовой грамотности и педагоги, владеющие финансовыми знаниями; наличие инструментов предоставления финансовых услуг; эффективное управление образовательным учреждением с использованием современных механизмов финансирования [14].
Чтобы успешно реализовать эти условия, необходимо элиминировать третью лакуну.
Третья лакуна (культурологическая). Чтобы эффективно управлять образовательным учреждением, предоставлять образовательные услуги населению, директора школ, учителя должны владеть финансовой грамотностью. Финансовые знания данной категории людей должны носить не эпизодический, а системный характер, поэтому должны быть программы последовательного, поступательного изучения вопросов финансовой деятельности образовательного учреждения на протяжении всей жизни человека.
4. Финансовые условия реализации основной образовательной программы.
Финансовые условия реализации ФГОС СОО [14] указывают на то, что необходимо:
- определить расходы на реализацию программ финансового содержания;
- обеспечить государственные гарантии на получение бесплатного финансового образования;
- учитывать региональные финансового расходы на обучение.
Реализовать финансовые условия ФГОС СОО можно только через элиминирование четвертой лакуны.
Четвертая лакуна (векторная). Финансовые условия реализации основной образовательной программы убеждают в том, что руководитель образовательного учреждения, учителя должны быть финансово грамотными людьми и на практике демонстрировать свои личностные и профессиональные компетенции, значит, финансовая грамотность сегодня становится насущной потребностью каждого здравого человека и должна быть основной дисциплиной в педагогических учреждениях высшего профессионального образования.
5. Материально-технические условия реализации программы.
Реализации программы ФГОС СОО
должна быть обеспечена современной информационно-образовательной средой [14], в частности:
- материально-техническое оснащение должно обеспечить реализацию индивидуальных образовательных планов обучающихся;
- проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность;
- помещения должны быть оснащены для занятий музыкой, хореографией, изобразительным искусством, лингафонными кабинетами и т.д.
- должны быть материалы для финансово-экономического просвещения.
Материально-технические условия становятся мотивационной деятельностью учащихся и насущной потребностью современного процесса обучения, поэтому необходимо элиминирование пятой лакуны.
Пятая лакуна (мотивационная). Материально-технические условия реализации ФГОС СОО требуют материалы для финансово-экономического просвещения учащихся. Это значит, что необходимы учебники, тетради на печатной основе для учащихся, учебно-методические пособия для учителей и учащихся, чтобы формировать компетенции учащихся, причем финансово-экономического содержания.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение ФГОС СОО включает следующие характеристики [14]:
- наличие библиотечного центра;
- достаточное количество печатных и электронных информационно-образова-тель-ных ресурсов;
- необходимое количество методической литературы для учителей и учащихся.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно соответствовать современным требованиям, поэтому необходимо элиминирование шестой лакуны.
Шестая лакуна (абсолютная). В школьных библиотеках нет печатных источников по проблемам финансовой грамотности, но и возможность получения электронной информации оставляет желать лучшего. Для полного элиминирования этой лакуны нужно создавать учебно-методическое и информационное обеспечение, которое должно формировать финансовые компетенции учащихся, обозначенные в ФГОС СОО [14].
Перечисленные лакуны еще раз подтверждают мысль о том, что реализация ФГОС СОО невозможна без изменений и дополнений. Чтобы шло поступательное развитие финансовой грамотности населения, необходимо знать лакуны образовательных стандартов и находить способы их элиминирования.
Реализация стандартов образования осложняется отсутствием согласованности действий, недостаточным количеством учебно-методических пособий и программам. Все это в совокупности представляет серьезные образовательные лакуны, которые:
- наносят серьезный ущерб национальному образованию;
- требуют изучения и внедрения содержания финансовой грамотности в учебные программы;
- лакуны финансовой грамотности заполняются непоследовательной практикой и т.д.
Исследование проблемы формирования финансовой грамотности населения показало, что можно использовать несколько способов ее решения.
Способы элиминирования финансовой безграмотности населения следующие:
1. Разъяснение лакуны. Необходимость финансового образования учащихся должна быть принята на всех уровнях: правительство, департаменты образования, губернаторы, работодатели, руководители школ, педагоги, учащиеся и их родители.
2. Комментирование лакуны. Решение видится в комментариях образовательных лакун и принятии финансового образования как государственной проблемы, которая должна найти отражение не только в ФГОС СОО, но и в законе «Об образовании в РФ».
3. Заполнение лакуны. Необходимо активно информировать население о последствиях финансовой безграмотности, поэтому лучше начинать формирование финансовой грамотности уже в школе.
4. Заимствование чужого опыта. В зарубежных системах образования дисциплина «Финансовая грамотность» изучается как самостоятельный предмет, так и инте-гративно с другими. В российских образовательных учреждениях тоже должен преподаваться этот предмет, формирующий финансовую компетентность.
5. Устранение лакуны. Успешное внедрение финансовой грамотности в систему российского образования зависит от следующих условий:
5.1. Наличие программ, включающих необходимые финансовые знания в имеющиеся программы обучения, которые просто, доступно и во взаимосвязи с жизненными ситуациями помогают учащимся усвоить материал в соответствии требованиям ФГОС СОО.
5.2. Подготовка педагогических кадров должна быть направлена на формирование необходимых финансовых знаний у студентов, а также на организацию эффективной переподготовки педагогических кадров.
5.3. Создание учебно-методического обеспечения процесса финансового обучения, что предполагает создание учебников, тетрадей на печатной основе для учащихся, учебно-методических пособий для учителей и учащихся, информационное обеспечение учебного процесса в целом.
Реализация этих и других образовательных лакун позволит сформировать финансово грамотное население, которое будет не только умно управлять своим поведение, но и будет способствовать экономическому развитию государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азбука финансов. URL: http://www.azbukafinansov.ru. (Дата обращения: 13.09.2015).
2. Школа Аксакова. URL: http://aksakova.ru/. (Дата обращения: 13.09.2015).
3. Бердникова Е. В. Явление лакунарности: к проблеме определения, выявления и элиминирования лакун // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : научный журнал. 2005. № 4. С. 25-31.
4. Данильченко Т. Ю. Лакуны: философский и теоретико-культурный аспекты : автореф. дис. ... доктора филол. наук: специальность : 24.00.01. Краснодар, 2010. 35 с.
5. Деньги - Финансовая грамотность. URL: http://mypurse.3dn.ru/index/fin_gramotnost/0-72. (Дата обращения: 16.09.2015).
6. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1998. 176 с.
7. Лялин В. А., Воробьев П. В. Ценные бумаги и фондовая биржа. М. : Филинъ, 2004.
8. Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». URL: http://www.gorodfinansov.ru. (Дата обращения: 14.09.2015).
9. Огурцова О. А. К проблеме лакунарности // Функциональные особенности лингвистических единиц : сб. тр. Кубанского ун-та. Вып. 3. Краснодар : изд. Кубанского ун-та, 1979. С. 77—83.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Современный русский язык, 22-е издание. М., 1990; с 1992.
11. Операции с ценными бумагами: российская практика : Уучебник / Под ред. Е. В. Семенкова. М. : Перспектива : Инфра-М, 2002.
12. Папикян А. В. Социокультурные лакуны: типология, причины появления и способы заполнения при изучении иностранного языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Генрцена. 2008. № 80. С. 477-482.
13. Рынок ценных бумаг : учебник. / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2006. 448 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: Ы^р://Минобрнауки.рф/документы/23б5. (Дата обращения: 09.09.2015).
15. Функциональная грамотность руководителя. URL: http://pandia.ru/text/78/208/52080.php. (Дата обращения: 17.09.2015).
LITERATURA
1. Azbuka finansov. URL: http://www.azЪukafinansov.ru. (Data oЪrashcheniya: 13.09.2015).
2. Shkola Aksakova. URL: http://aksakova.ru/. (Data obrashcheniya: 13.09.2015).
3. Berdnikova E. V. Yavlenie lakunarnosti: k proЪleme opredeleniya, vyyavleniya i eliminiro-vaniya lakun // Vestnik OrenЪurgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta : nauchnyy zhurnal. 2005. № 4. S. 25-31.
4. Danil'chenko T. Yu. Lakuny: filosofskiy i teoretiko-kul'turnyy aspekty : avtoref. dis. ... doktora filol. nauk: spetsial'nost' : 24.00.01. Krasnodar, 2010. 35 s.
5. Den'gi - Finansovaya gramotnost'. URL: http://mypurse.3dn.ru/index/fin_gramotnost/0-72. (Data obrashcheniya: tó.09.2015).
6. Dzhurinskiy A. N. Sravnitel'naya pedagogika : ucheЪ. posobie dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheЪ. zavedeniy. M. : Akademiya, 199S. 17б s.
7. Lyalin V. A., Vorob'ev P. V. Tsennye bumagi i fondovaya Ъirzha. M. : Filin", 2004.
S. Obshchefederal'naya programma «Finansovaya kul'tura i bezopasnost' grazhdan Rossii». URL: http://
www.gorodfinansov.ru. (Data obrashcheniya: 14.09.2015).
9. Ogurtsova O. A. K probleme lakunarnosti // Funktsional'nye osobennosti lingvisticheskikh edinits : sЪ. tr. Kubanskogo un-ta. Vyp. 3. Krasnodar : izd. Kubanskogo un-ta, 1979. S. 77—S3.
10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Sovremennyy russkiy yazyk, 22-e izdanie. M., 1990; s 1992.
11. Operatsii s tsennymi Ъumagami: rossiyskaya praktika : Uuchebnik / Pod red. E. V. Semenkova. M. : Perspektiva : Infra-M, 2002.
12. Papikyan A. V. Sotsiokul'turnye lakuny: tipologiya, prichiny poyavleniya i sposoby zapolneniya pri izuchenii inostrannogo yazyka // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Genrtsena. 2008. № 80. S. 477-482.
13. Rynok tsennykh bumag : uchebnik. / Pod red. V. A. Galanova, A. I. Basova. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Finansy i statistika, 200б. 44S s.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. URL: http://MinoЪrnauki.rf/dokumenty/23б5. (Data obrashcheniya: 09.09.2015).
15. Funktsional'naya gramotnost' rukovoditelya. URL: http://pandia.ru/text/7S/20S/520S0.php. (Data obrashcheniya: 17.09.2015).