Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов'

Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / FORMATION OF FINANCIAL LITERACY / ЗАДАЧИ С ФИНАНСОВОЙ ФАБУЛОЙ / TASK WITH FINANCIAL PLOT / УЧАЩИЕСЯ 5-6 КЛАССОВ / STUDENTS IN GRADES 5-6

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Батаргалиева Алия Бакшутовна

Важнейшей задачей Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы является повышение уровня финансовой грамотности населения вообще и школьников в частности. Финансовая грамотность, по определению Г.К. Муравина, О.В. Муравиной, это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег. В статье сформулированы педагогические условия эффективного формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов. Представлены результаты экспериментальной проверки методических разработок мероприятий, иллюстрирующих образовательные модели формирования финансовой грамотности в курсе математики 5-6 классов (урок «Процентные расчёты» в рамках предметной образовательной модели; внеурочное мероприятие «Путешествие в мир финансов» в рамках внеурочной образовательной модели; проект «Бюджет сельской семьи» в рамках проектной образовательной модели).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Батаргалиева Алия Бакшутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS IN GRADES 5-6

The most important task of the National strategy for improving financial literacy for 2017-2023 is to increase the level of financial literacy of the population in general and schoolchildren in particular. According to G. K. Muravin and O. V. Muravina, financial literacy is a set of basic knowledge in the field of finance, banking, insurance, budgeting of personal finance, which allow a person to choose the right financial product or service, to soberly assess, to take on the risks that may arise in the course of their use, to competently accumulate savings and determine doubtful (fraudulent) schemes of investment of money. The pedagogical conditions of effective formation of financial literacy of students in grades 5-6 are formulated in the article. The results of the experimental verification of methodological developments of measures illustrating educational models of financial literacy in the course of mathematics grades 5-6 are presented (lesson «Percent calculations» in the framework of the subject educational model; extracurricular activities «Journey to the world of Finance» in the framework of extracurricular educational model; project «Budget of rural families» in the framework of the project educational model).

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов»

педагогические науки

Кондаурова Инесса Константиновна, Батаргалиева Алия Бакшутовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 378.016: 51

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

© 2018

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Батаргалиева Алия Бакшутовна, студентка 5 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])

Аннотация. Важнейшей задачей Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 20172023 годы является повышение уровня финансовой грамотности населения вообще и школьников в частности. Финансовая грамотность, по определению Г.К. Муравина, О.В. Муравиной, - это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег. В статье сформулированы педагогические условия эффективного формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов. Представлены результаты экспериментальной проверки методических разработок мероприятий, иллюстрирующих образовательные модели формирования финансовой грамотности в курсе математики 5-6 классов (урок «Процентные расчёты» в рамках предметной образовательной модели; внеурочное мероприятие «Путешествие в мир финансов» в рамках внеурочной образовательной модели; проект «Бюджет сельской семьи» в рамках проектной образовательной модели).

Ключевые слова: формирование финансовой грамотности, задачи с финансовой фабулой, учащиеся 5-6 классов.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS IN GRADES 5-6

© 2018

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Batargalieva Aliya Bakshutovna, 5th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])

Abstract. The most important task of the National strategy for improving financial literacy for 2017-2023 is to increase the level of financial literacy of the population in general and schoolchildren in particular. According to G. K. Muravin and O. V. Muravina, financial literacy is a set of basic knowledge in the field of finance, banking, insurance, budgeting of personal finance, which allow a person to choose the right financial product or service, to soberly assess, to take on the risks that may arise in the course of their use, to competently accumulate savings and determine doubtful (fraudulent) schemes of investment of money. The pedagogical conditions of effective formation of financial literacy of students in grades 5-6 are formulated in the article. The results of the experimental verification of methodological developments of measures illustrating educational models of financial literacy in the course of mathematics grades 5-6 are presented (lesson «Percent calculations» in the framework of the subject educational model; extracurricular activities «Journey to the world of Finance» in the framework of extracurricular educational model; project «Budget of rural families» in the framework of the project educational model).

Keywords: formation of financial literacy, task with financial plot, students in grades 5-6.

Финансовая грамотность населения - актуальная проблема нашего общества. Признаками недостаточных знаний в области финансов является то, что люди не могут грамотно планировать свой бюджет, не знают, как противостоять финансовому кризису и т.п. Для решения поставленной проблемы Министерство финансов и Всемирный банк с 2011 года реализуют проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»; разработана Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы. Основная задача указанных документов - формирование финансовой грамотности современных школьников, что, в свою очередь, приведет к тому, что в ближайшие 1015 лет в России будет финансово грамотное население. Вопросами формирования финансовой грамотности вообще и при обучении математике в частности занимались Е.А. Седова, Г.С. Ковалёва, Г.К. Муравин и О.В. Муравина и др. Изучение УМК по математике для 5-6 классов, включенных в федеральный перечень рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, позволило сделать вывод, что только в УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной имеется полноценная система заданий по формированию финансовой грамотности учащихся средствами учебного предмета математика. При этом цели формирования финансовой грамотности школьников Г.К. Муравин, О.В. Муравина определяют как: развитие познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового об-

щения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат. Процесс формирования финансовой грамотности школьников авторы УМК рекомендуют реализовы-вать с помощью трех моделей: предметной, внеурочной, проектной [1]. Анализ статей, учебников и учебно-методических пособий позволил выделить педагогические условия, способствующие эффективному формированию финансовой грамотности при обучении математике учащихся 5-6 классов:

1. Использование финансового контекста в качестве содержательной основы при обучении математике в школе в рамках предметной, внеурочной, проектной деятельности учащихся.

2. Целенаправленная работа учителя по повышению интереса участников образовательного процесса (учащихся и их родителей (законных представителей)) к получению финансовых знаний, умений, навыков через активное участие в учебных, внеурочных и проектных мероприятиях.

3. Предварительная подготовка учителей и полноценное методическое обеспечение процесса формирования финансовой грамотности.

Охарактеризуем сформулированные условия подробнее. Первое условие. Использование финансового контекста в качестве содержательной основы при обучении математике в школе в рамках предметной деятельности учащихся выражается, прежде всего, в состав-

Kondaurova Inessa Konstantinovna, Batargalieva Aliya Bakshutovna pedagogical

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FINANCIAL ... sciences

лении и решении задач с финансовой фабулой. В ходе решения таких задач, наряду с овладением математическими методами, учащиеся усваивают основные финансовые понятия. Учащиеся решают задачи на простые и сложные проценты, расчет зарплаты и налогов, премий, распределение оплаты за выполненную работу, учатся рассчитывать и представлять бюджет в виде диаграмм, знакомятся с понятиями «капитализация», «выручка», «себестоимость» и т.д. Решение некоторых задач, например на «скидки», «прибыль» и т.п., положительно мотивирует учащихся на получение новых финансовых знаний, так как эти знания они могут применить в реальной жизни и именно сейчас. Однако следует отметить, что далеко не все полученные знания учащиеся 5-6 классов могут немедленно применить в реальной жизни в силу своего возраста, например, знания, полученные при решении задач на «капитализацию», «налоги» и т.п. Решение задач с финансовой фабулой - одна из важнейших составляющих формирования финансовой грамотности, эффективное средство стимулирования познавательного интереса учащихся к прикладной математике, при решении таких задач у детей появляются вопросы, связанные с финансовой терминологией и с экономическими ситуациями, встречающимися в них.

Внеурочная модель формирования финансовой грамотности учащихся включает в себя работу соответствующих кружков, клубов, факультативов и т.д. Основными целями их работы является пробуждение у учащихся желания стать финансово грамотным человеком, а также развитие экономического образа мышления, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Именно во внеурочное время у учителя появляется возможность рассмотреть темы, на которые нет времени на уроках, например, про карманные деньги или что такое «финансовая подушка безопасности», банковская карта и т.п. Большой интерес к внеурочным занятиям вызывает привлечение банковских специалистов, работников магазинов, налоговых органов и т.п.

Проектная модель формирования финансовой грамотности направлена на осуществление различных социальных проектов, связанных с финансовой проблематикой. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Но особую роль в формировании финансовой грамотности играет создание коллективного проекта, в котором могут принять участие и родители учащихся. Учащиеся сельской школы во многом проигрывают перед городскими школьниками, но в то же время имеют ряд преимуществ: они наравне с родителями участвуют в экономической жизни семьи, помогая в сельском хозяйстве, имеют конкретный опыт ведения хозяйства и т.д. Во время выполнения проектов по финансовой тематике у учащихся повышается интерес к получению финансовых знаний, которые им пригодятся в реальности, к освоению ролей, связанных с участием в экономической жизни, к получению опыта совместной финансовой деятельности.

Вторым условием формирования финансовой грамотности является повышение интереса участников образовательного процесса к повышению финансовой грамотности. В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, .. .формироваться в семье, для чего проводится специальная работа с родителями [1]. Деятельность педагогов в процессе формирования финансовой грамотности должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать школьников, родителей в получении и усвоении финансовых знаний, необходимых в реальной жизни. Эффективны методы, которые наибо-24

лее реалистичны, в частности деловые и ролевые игры, в ходе которых происходит формирование навыков принятия решения в конкретной ситуации экономического поведения [2]. Например, на занятии с учениками и с родителями можно выбрать банк с выгодными условиями кредитования и продумать, от чего необходимо будет отказаться при погашении кредита. Одной из интересных тем для родителей является начисление пенсии. Можно на примере одного из родителей рассчитать его примерную будущую пенсию. С учащимися интересно будет разобрать примеры ситуаций, при которых друзья и знакомые просят денег в долг, объяснив детям, кому можно одалживать деньги и на каких условиях [3]. Особый интерес вызывает у учащихся и родителей просмотр социальных роликов, образовательных мультфильмов, комиксов, встреча с банковскими специалистами. Использование интерактивных технологий (например, платформы LearningApps.org и др.) является ещё одним эффективным средством формирования финансовой грамотности.

Не менее важную роль для эффективного формирования финансовой грамотности школьников играет подготовка учителей [4; 5; 6; 7; 8] и полноценное методическое обеспечение процесса. На национальном издательском рынке имеются пособия по формированию финансовой грамотности школьников, большинство из которых представляет собой сборники задач с финансовой фабулой. Издательства «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-Граф» проводят разъяснительную работу с учащимися, Центральный Банк РФ - онлайн-уроки по совершенствованию финансовой грамотности. В УМК Г.К. Муравина, ОВ. Муравиной разработаны специальные модули финансовой грамотности для 5-10 классов, методические рекомендации по проведению уроков, внеурочных мероприятий, разработке проектов. Все эти материалы учитель может использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся при формировании их финансовой грамотности.

Опытно-экспериментальная работа по повышению финансовой грамотности учащихся 5-6 классов проводилась нами в 2017-2018 учебном году на базе МБОУ ООШ п. Лиманный (Саратовская область). В эксперименте приняли участие 10 учащихся 5-6 классов. Эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе (сентябрь 2017 г.) мы попытались выявить исходное состояние финансовой грамотности учащихся, принимающих участие в эксперименте. Для этого обучающиеся прошли онлайн-тестирование по финансовой арифметике для школьников на сайте «Вашифинансы.ру». На формирующем этапе педагогического эксперимента (октябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) в образовательный процесс были введены сформулированные выше педагогические условия. В рамках опытно-экспериментальной работы были проведены уроки с использованием задач с финансовой фабулой, ряд внеурочных занятий и беседы финансовой проблематики для учащихся и их родителей (законных представителей), проектные работы финансовой тематики и т.п. В том числе урок «Процентные расчёты» в рамках предметной образовательной модели; внеурочное мероприятие «Путешествие в мир финансов» в рамках внеурочной образовательной модели; выполнен коллективный проект «Бюджет сельской семьи» в рамках проектной образовательной модели. На контрольном этапе педагогического эксперимента (май 2018 г.) было проведено повторное (контрольное) онлайн-тестирование по финансовой арифметике для школьников на сайте «Вашифинансы.ру». Ниже приведены сравнительные результаты, полученные при он-лайн-тестировании школьников на начало и конец эксперимента (в скобках указаны данные, полученные на контрольном этапе): правильно рассчитали экономию от суммы текущих расходов за месяц 90% (100%) учащихся; выбрали наиболее выгодный тариф сотовой связи и Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Кондаурова Инесса Константиновна, Батаргалиева Алия Бакшутовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ...

интернета - 10% (50%) учащихся; правильно рассчитали ежемесячную сумму на необходимые нужды 90% (100%) учащихся; с заданием на учёт влияния инфляции на покупательную способность, умение учитывать это в своих планах справились 80% (90%) учащихся; при расчёте средств, ежемесячно откладываемых на покупку, если известна текущая стоимость и инфляция за год, справились 30% (50%); умение сравнивать условия финансовых продуктов при выборе наиболее выгодного варианта сбережений показали 10% (30%) учащихся; выбрали оптимальный вариант накопления средств без рисков 30% (50%) учащихся; умеют отличать предложения мошенников от надёжных финансовых инструментов 50% (60%) учащихся; рассчитали переплату за покупку товара с учётом кредита 60% (80%) учащихся. Полученные результаты показывают некоторое повышение финансовой грамотности учащихся после проведенной опытно-экспериментальной работы, что может служить подтверждением эффективности введенных в образовательный процесс педагогических условий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Муравин Г.К., Муравина О.В. Концептуальные основы формирования финансовой грамотности в курсе математики 1-11 классов в УМК Муравина Г.К., О.В. Муравиной // Математика. Образование. Культура. Тольятти: ТГУ, 2017. С. 83-88.

2. Сергеева Т.Ф., Кальней В.А. Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-podgo tovki- uchitelya -k formirovaniyu- finansovoy- gramotnosti-buchaschihsya

3. Идеи для учителя. Финансовая грамотность в средней школе // Дневник.ру. 2017. URL: https://wiki. dnevnik.ru/view.aspx?group=394800&pageTitle

4. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 1. С. 106-112.

5. Кондаурова И.К. Дисциплина «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 23-25.

6. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 101-106.

7. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.

8. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.

Статья поступила в редакцию 19.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.