Татьяна Владимировна ГРИЦЮК
УДК 33; 69.338.45
Валерий Валентинович КОТИЛКО
Т.В.Грицюк, В.В.Котилко
Финансовые компетенции бюджета РФ и макроэкономические прогнозы бюджета РФ
Раскрыты содержание и структура компетенции государственного финансового управления бюджетом РФ. Сформулированы приоритеты и цели бюджета развития страны, представленные в сценариях развития и проектах-прогнозах федерального бюджета на планируемый период. Дано всеохватывающее понятие финансовая деятельность государства и ее место в системе бюджетного права РФ. Обоснованы законодательные принципы применения бюджетных правоотношений в системе бюджетного законодательства РФ и в Бюджетном кодексе РФ. Охарактеризованы основные параметры макроэкономического регулирования бюджета РФ.
Ключевые слова: бюджет, бюджетные правоотношения, главные распорядители,
распорядители средств, бюджетные ассигнования, бюджетные назначения, финансовая компетенциябюджета,оюджетноепланирование,бюджетныйпрогноз,макроэкономические параметры.
T.V.Gritsiuk, V.V.Kotilko
Financial competence of the Russian budget and macroeconomic forecasts of budget of the Russian Federation
2S
Disclosed the contents and structure of the competence of the state financial control of the budget of the Russian Federation. The priorities and objectives of the budget of development of the countries represented in the scenarios and projects-projections of the Federal budget for the planned period. Given the all-inclusive concept of the financial activities of the state and its place in the system of budget law of the Russian Federation. Justified legislative principles on the use of budgetary relations in the system of the budgetary legislation of the Russian Federation and the Budget code of the Russian Federation. The main parameters of macroeconomic regulation of the Russian budget.
Keywords: budget, budgetary relations, the main managers, managers of funds of budget allocations, budget allocations, financial competence of the budget, budget planning, budget forecast of macroeconomic parameters.
зависимости от установленной компетенции и правооснованно-сти финансовая деятельность
является исключительной прерогативой органов государственной власти и управления в РФ. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Дополняющая модель общества основана в регионах России на доходообразующей способности муниципальных образований, входящих в состав субъектов и соответствующей территории (регионов), расположенных в границах административно-территориального деления РФ, и национально-территориального объединения малых поселков. Поселки объединяются по национально-административному признаку вокруг технополюса, агрополюса, наукограда, агломерационной промышленной зоны, наукограда, где идет объединение науки и промышленности в территориальных комплексах и территориальных системах. Это необходимо для управления бюджетом на региональном уровне и уровне муниципальных образований
- субъектов Федерации и сбалансированного планирования состава бюджетных расходов на основе «скользящей трехлетки» в целях реализации действия ФЗ-154, посвященного закономерностям действия законов бюджета и проявлениям закономерностей бюджета на муниципальном уровне.
Законодательное определение основ бюджетных прав и бюджета РФ
Определение общего порядка и принципов осуществления и предоставления заимствований и гарантий в РФ осуществляется на основе бюджетного права, которое нашло законодательное закрепление и продолжение в подзаконных актах России. Подзаконные акты России регламентируют отдельные частные вопросы предоставления бюджетных
гарантий правительства РФ, федеральных Бюджетных гарантий федерального уровня для краев, областей и муниципальных округов - субъектов федерации. Первоначально это положение регламентировалось в ФЗ «Об основах бюджетных прав», нашедшем подтверждение в ФЗ-154 для муниципальных образований. Общий порядок предоставления и принципы осуществления заимствований и гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований определены бюджетным кодексом РФ, а также нашли отражение при обосновании порядка погашения и обслуживания государственного и муниципального долга.
Установление основ бюджетной классификации и классификации бюджетов бюджетной федерации нижестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации и общего порядка ее применения регламентирует Бюджетным кодексом РФ, уточняются и конкретизируются в подзаконных актах РФ в развитие данного федерального закона. Кроме этого существуют недостаточно упорядоченные и жестко структурированные в общую правовую схему подзаконные акты внутри регионального уровня, внутри территориального уровня на уровне областей и краев, которые для Представительных органов федерального уровня носят не всегда открытый характер. Равноценная ситуация складывается в сфере статистического наблюдения и мониторинга финансов (рис. 1). Это все равно, что статистическое наблюдение и закрытые статистические формуляры на местах с реализацией муниципальных типовых регламентов и компетенций государственного финансового управления специального внутреннего мониторинга промышленности на уровне городского статистического управления и казначейского мониторинга статистики финансов, цен и промышленности муниципального уровня, и на уровне объединений муниципальных образований в агропромышленные группы. Последние формируются в развитие ФЗ «О сельхозпроизводителях и товарных сельхозпроизводителях» [1]. Статистические формуляры сплошного и непрерывного наблюдения на уровне агропромышленных групп отсутствуют, при этом существует выборочное наблюдение с ошиб-
2014
ками репрезентативности, повторяемости результатов. Ожидаемый финансовый прогноз развития территории составляется на пять лет, со сквозным стратегическим прогнозом на 7 и 25 лет для муниципальных округов и муниципального объединения областей, а также объединения областей в границах края. Ожидаемый финансовый прогноз в дальнейшем служит основой разработки сбалансированного плана-прогноза развития субъекта федерации - муниципального образования и
региона. Внутри региональное планирование и составление сценариев развития внутри регионального агломерационно-промышлен-
ного массива осуществляется в рамках плана-прогноза развития территории, прогноза на трех-летний период развития территории, и сценарных условий развития территории с планированием финансов территории, и бюджета капитального развития, в том числе для регионов, в который входят объединения муниципальных образований.
Рис. 1. Инвестиционные расходы федерального бюджета РФ в бюджете текущего развития на 2011 год. (Источник: Федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период до 2011 года).
Основные параметры макроэкономического регулирования бюджета, которые формируются на основе мировых индикаторов и показателей состояния государственного бюджета, прозрачности бюджетной системы РФ отражают тенденции к сбалансированности территориального и регионального бюджетов и реализации устойчивого экономического роста (рис. 2 и 3).
Сценарии развития федерального бюджета носят сбалансированный и четко выверенный характер, и основаны на глубоком и продуманном использовании принципов бюджетной политики РФ и принципиальных схем макроэкономического бюджетно-налогового регулирования бюджетной системы РФ. Общий объем расходов федерального бюджета РФ на 2013 год был запланирован в сумме 10658558761,0 тыс. рублей. Дефицит федерального бюджета запланирован в сумме 1814004000,0 тыс. рублей. Прогнозируемый
общий объем доходов федерального бюджета предусмотрен в сумме 88445554761,0 тыс. рублей [2].
Законодательное определение основ кассового обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации заложено в законе «Об основах бюджетной системы РФ» и подкреплено федеральным законодательством «Об муниципальных образованиях. И в наиболее полной и конкретной форме прописано в Бюджетном кодексе РФ, в Уставах краев, и Уставах краевых областей, в документах характеризующих порядок реализации, исполнения и детализации исполнения, и кассового исполнения бюджета нижестоящего уровня бюджетной системы РФ, что закреплена в законах этого уровня. Осуществление кассового исполнения и обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы российской Федерации осуществлено в порядке регламентированном феде-
<№2
<№2
The State Counsellor, 2014
Рис. 2. Государственное имущество РФ управляемое федеральным уровнем в соответствии с бюджетным кодексом РФ (Источник: Федеральный закон о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года)
ральным законодательством и Бюджетным кодексом РФ, и регламентируется порядком реализации компетенции и внутреннего содержания компетенции государственного финансового управления на федеральном уровне, субъектов федерации и муниципальных образований, и государственной финансовой компетенции на местах. Структура норм федерального законодательства регламентирует и определяет порядок прохождения документов и бюджетных смет, отчетов смет бюджета и внутренней структуры смет бюджетных учреждений, состоящих на балансе казначейства РФ. Обращение порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется по решению Арбитражного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. К компетенции этого же уровня относится обращение налоговых взысканий по ранее неуплаченным и систематически неуплаченным налогам в бюджет в РФ и использованием системы и схем бюджета посредством применения налоговых обязательств, отсроченных налоговых обязательств и налоговых требований. Пример камеральная налоговая проверка для стратегических предприятий, состоящих
на бюджете федеральном и на казначейском бюджете РФ.
Казначейские обязательства бюджета в РФ
Установление бюджетных оснований определяемых нормами бюджетного права РФ и федеральным законодательством, а также видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства краев, регионов и краевых областей возлагается на казначейскую систему исполнения бюджета, схемы принятия бюджетных смет и бюджетных обязательств, и с использованием главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых обязательств определены нормами бюджетного права и принципами реализации бюджетных отношений и принципами бюджетной классификации, закрепленными и жестко прописанными в бюджетном кодексе РФ. В международной практике стран СНГ и Восточной Европы, это нашло отражение в таких
Я
Рис. 3. Прогноз использования федерального имущества, управляемого федеральным
уровнем в РФ в 201І году.
принципах бюджета как принцип финансовой прозрачности бюджета, принцип императивности бюджета и принцип однозначности использования бюджетных средств [3].
Динамика регулирования финансовых правоотношений в макроэкономическом прогнозировании РФ
Динамика регулятивных финансовых правоотношений, основанных на нормах бюджета РФ, безусловно, предусматривает использование и право применение по отдельным бюджетным вопросам юридических актов, включающие в себя нормативно-правовые предписания и правовые акты индивидуального регулирования. Особенность юридических актов, влияющих на финансовые правоотношения, состоит в том, что подразумевают юридическое действие в сфере бюджета, и бюджетных норм и содержание таких актов направлены на урегулирование отношений, складывающихся в сфере собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципалитетов, исполнения бюджетных обязательств и составления бюджетных требований по расходам. Это включает также опосредованно (основанной
на финансовых воздействиях) систему бюджетных отношений, близких или связанных с финансовой деятельностью государства и его публично-правовых образований. Правовые акты индивидуального регулирования, порождающие, изменяющие или прекращающие финансовые правоотношения, издают уполномоченные государственные органы (органы местного самоуправления), и органы управления Субъектов Федерации и муниципальных образований, обладающие финансовой компетенцией, т. е. правомочиями принимать решения по этим вопросам.
Специфическая особенность финансовоправового метода заключается в том, что с его помощью регулируется и защищается один из стратегически важных интересов любого государства - финансовая стабильность и платежеспособность, бюджетная устойчивость рубля, стабильность норм бюджета на среднесрочный период. Именно поэтому возникновение и реализация правоотношений, в области бюджетного права, складывающиеся по поводу аккумуляции, концентрации на федеральном уровне, и последующего распределения и использования денежных средств публично-правовых образований, находятся под присталь-
ным вниманием государства, финансовых институтов государства, управления в сфере финансов и бюджета, и подвергается четкой правовой регламентации с целью более эффективного управления бюджетным фондом денежных средств и бюджетными сметами.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые имеют специфическую форму проявления на различных уровнях управления бюджетной системой страны. На различных уровнях власти и управления в сфере бюджета, полномочий и ответственности бюджета РФ, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями и обязанностями в сфере бюджета и финансов. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
Примером предоставления государственные услуг на территории конечного потребителя услуг является предоставление услуг государственными учреждениями: первую
группу образуют общеобразовательные предприятия муниципального профиля - школы, муниципальные детские сады, ясли, колледжи, лицеи, кадетски корпуса для младших, мичманские школы средние, школы рабочей промышленной молодежи, вечерние рабочие школы аграрного профиля, ворую группу образуют - предприятия ресторана, кулинарии, общепита, третий блок услуг образуют - предприятия бань, прачечные, химчистки, предприятия бытового обслуживания, учебно-производственные комбинаты, ЗАГСы.
Выделяют следующие признаки государственных услуг:
- в результате оказания услуги не возникает нового материального предмета, создается объект услуги;
- услуги не существуют как объекты, на которые могут быть распространены права федеральной и муниципальной собственности;
- реализация услуги градообразующего характера - результат действий производителя по заказу потребителя;
- результат услуги стратегического предприятия - результат выполнения государственного муниципального задания на оказание услуги населению территории;
- реализации услуги общеобразовательного характера и их потребление и услуги культурно-духовного характера неотделимы друг от друга, от этого зависит качество образования в России.
Содержание понятия бюджетные полномочия в РФ
Бюджетные полномочий в Российской Федерации реализуются в порядке, определенном бюджетным кодексом РФ и законом «О реализации бюджетных прав в муниципальном объединении», что зачастую находится в компетенции федеральных органов власти и компетенции государственного финансового управления бюджетом РФ, на уровне структуры компетенции Правительства РФ. Содержание структуры компетенции реализации бюджетных прав органа управления федерального уровня, субъекта федерации и муниципального уровня структурируются и определяются в полномочиях Российской Федерации, относящихся непосредственно и исключительно к уровню Российской Федерации. Во-первых, это законодательно закреплено и подзаконных актах, частично уточнено, как порядок, установления порядка составления и рассмотрения, бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе в краях, краевых областях и на местах - муниципальный бюджет (местный бюджет). Во-вторых, в содержании полномочий и компетенции участников бюджетного процесса РФ определены составление и рассмотрения проектов бюджета РФ; аналогичные, но более узкие полномочия бюджета и бюджетных прав реализуется на уровне краев, областей, краевых областей. На всех уровнях бюджетной системы РФ реализуется рассмотрение, принятие и утверждение проектов федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке определенном бюджетным кодексом РФ. В бюджетном праве РФ определено и сопряженных законодательных актах второго уровня уточнено содержание и структурная часть федерального бюджета РФ, структура и содержание статей бюджета, содержащая коды бюджетной классификации РФ, коды и подразделы Бюджетной классификации РФ, относящиеся ко всем отраслям экономики, отраслям промышленности и культурным ценностям страны (пример, здравоохранение, кинематография, образование, культура, услуги связи). Содержание статистической совокупности отдельных строк бюджета составляет структуру отраслей экономики, и определяет порядок расходования бюджетных средств, с учетом ведомственной соподчиненности и административных регламентов управления внутри финансового государственного управления бюджетом страны. В структуре статей бюджета РФ и в структуре подстатей бюджета заложена вертикаль власти РФ и реализация властных полномочий бюджета в структуре власти государства. Здесь также отражены территориальные осо-
бенности распределения бюджетных средств и использования бюджетных назначений бюджета страны, и отражено использование и право применение средств капитального развития РФ. Исключительной прерогативой власти является уточнение порядка прохождения и исполнения средств бюджета в разрезе ведомственной классификации бюджета, увязанной с казначейской классификаций бюджета, и по кодам главных распорядителей средств бюджета РФ для исполнения и законодательно обоснованности право применения средств федерального бюджета (рисунок 4). Расширенный бюджет РФ, увязанный с бюджетами стран СНГ и стран Восточной Европы, является правовой основой использования совместных средств стран СНГ и международных кредитов и займов. Альтернативой является эмиссия государственных долгосрочных облигаций России через Сбербанк, с гарантией Правительства РФ и реструктуризация международных траншей РФ в едином экономическом пространстве СНГ. Порядок реструктуризации долгов России регламентируется Бюджетным кодексом.
Осуществление контроля за исполнением, утверждением федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также осуществление контроля за их исполнением отчетов по бюджету РФ является исключительной прерогативой Правительства РФ, осуществляется Правительством РФ и Счетной палатой РФ и органами государственного финансового управления в РФ. Бюджетным правом определено и регламентировано законодательно утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчета о бюджете РФ, которые являются содержанием финансовой компетенции органов государственного финансового управления РФ и вертикали финансовых органов управления бюджетом. На этом же этапе исполнения бюджета осуществляется исполнение бюджета РФ в разрезе кодов, подкодов, статей, целевых статей и целевых среднесрочных программ бюджета, которые включаются обязательным компонентом бюджета в состав каждой отраслей статьи бюджета (пример раздел «Национальная оборона», и входящая в ее состав целевая программ «Дети Севера»), Составлении отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ является также компетенцией финансового управления РФ.
Бюджетным правом предусмотрен и определен порядок установления и исполнения расходных обязательств РФ, который конкретизирован в нормативно-правовых статьях бюджета, где прописан конкретный порядок прохождения бюджетных средств по счетам бюджетных учреждений и исполнение рас-
ходных обязательств РФ в казначейском исполнении смет. Вполне уместно было бы впоследствии реструктуризировать ранее выпущенные через Сбербанк РФ и Внешторгбанк РФ казначейские обязательства РФ перед СНГ, которые были учтены в Европейском пространстве России (например, в 2006 году). Прописанный порядок исполнения бюджета РФ конкретизируется в составлении бюджетных смет и смет бюджетных учреждений, в том числе градообразующего профиля, для конкретной территории и региона. Отраслевой характер использования бюджетных средств и исполнения смет бюджета представлен в кодах бюджетной классификации федерального бюджета РФ. Примером является выделение бюджетных ассигнованиям по казначейским распорядителям средств федерального бюджета на отрасль судостроение, судоходство, судоремонт в 2010 году (рис. 4 и 5).
Установленный порядок и условия предоставления конкретных статей использования бюджетных средств отражен в форме расходных обязательств Правительства России, и в установлениях и исполнениях казначейского исполнения расходных обязательств РФ. Казначейские расходные обязательства исполняются казначейской системой России. Государственное исполнение казначейский расходных обязательств является прерогативой Президента РФ. Осуществление государственных заимствований Российской Федерации в форме государственных облигаций (ОГССЗ. ОГСЗВЗ, ОГСЗЗ, ОГСПЗ), предоставление и порядок предоставления бюджетных кредитов, и порядок списания и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд закреплены и конкретизированы в Бюджетном кодексе РФ. Управление государственным долгом и управление государственными активами Российской Федерации определены подробно в бюджетном праве РФ и конкретизированы в положениях Бюджетного кодекса РФ, положениях и отдельных главах Конституции РФ [4].
Бюджетные права РФ и сфера их реализации
Ставя механизм реализации властных полномочий в определенные рамки, метод регулирования финансовых правоотношений действует гибко, как правило, исходя из принципа экономической целесообразности, с учетом финансовых интересов государства и общества на определенном этапе. Гибкость и рационализм метода помогают встраивать финансовые правоотношения в систему правовых отношений.
Формулярами статистической информации здесь являются коды и подкоды бюджетной классификации Бюджета РФ в разрезе
Рис. 4. Государственные федеральные расходы на судостроение, рыболовство и
гидротехнику в 2010 году.
Рис. 5. Расходы на судостроение, судоремонт и гидрокартографию в федеральном бюджете
РФ в 2011 году.
имущество и земелмшго
Выполнение функции государствен н ы ми органами
19%
Национальная
экономик
19%
Отдельные
мероприятия
Руководство И управление в сфере установленных функции 19%
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта 19%
Другой
\3%
Прикладные
научные
Транспорт
19%
Национальна:
Дорожное хозяйство
Федеральн
ь и
Содержание и
обеспечение
уровень
Уплата нал
деятельности
обеспечив акшш їх
ОГО
учреждении системы . „
1 Выполнение функции
бюджети ы ми
Пр ітдоздДО и ям#н ы е
исследования и
ПрикМдаФШ'чные
дованйя в сфере
селе
национальной
учреждении
в сфере
обеспечив акшш їх
функционирование
дорожного
хозяйства
а втотр а н с п о рти ы х
средств
2%
Социальнаяполітіка
Социальное
обеспечение
населен е
Мероприя
исследования в
обеспечению жильем
области нац.
отдельных категории
безопасность и
Безопасности и
Н ЮКР
граждан
правоохран.
правоохранительная
деятельности
деятельность
Рис. 6. Бюджетные расходы на транспорт в русле бюджетных проектировок на 2013 год (Источник: Федеральный закон о бюджете на 2013 год)
Примечания: Справа прямоугольником обозначены региональный уровень бюджетных расходов и региональные расходы на транспорт, заложенных в бюджете на 2013 год .
получателей и подполучателей бюджетных средств и осуществления расходов федерального бюджета по распорядителям и администраторам средств. Формуляры статистической информации в форме статистических таблиц и аналитических таблиц для бюджета отражают структуру и содержание структуры экономических расходов бюджета страны. В экономической классификации расходов бюджета заложено содержание основных статей бюджета по кодам их классификации. Внутри отдельных укрупненных статей и группиро-вочных признаков бюджета РФ.
Примером использования формуляров статистической информации в бюджете и статистические наблюдения для реализации проектировок федерального бюджета являются различного рода методы и методики бюджета РФ. Методы, методики и методологии, содержащие предпосылки и создающие условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения целей среднесрочного стратегического планирования бюджета РФ являются составной частью бюджетных прогнозов и оперативной работы
над бюджетом РФ. Расходы федерального бюджета могут быть реструктуризированы при сохранении целевых закрепленных на жестко фиксированной основе расходов бюджета и при необходимости допустима реструктуризация расходов по инициативе соответствующих органов исполнительной власти РФ.
Определенная формализация критериев оценки расходов, уточнение и конкретизация содержания подходов внутри стаей бюджета, и применение критериев оценки расходов бюджета позволяют более конкретно использовать методы среднесрочного бюджетного планирования. Использование критериев для инициирования и принятия решений по введению новых и увеличению действующих расходных обязательств бюджета РФ связано с усилением ответственности федеральных органов исполнительной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения. Это является содержанием оперативно-тактического планирования бюджета и взаимоувязки различных статей бюджета в системе бюджетной классификации и кодирования отдельных позиций и статей.
<№2
Совершенствование организации и конкретизация и уточнение методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета с использованием методов бюджетной прозрачности является составной частью разработки прогноза бюджета РФ на среднесрочный период и среднесрочный прогнозный ожидаемый период (от 7 до 9 лет). Установление порядка ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета является составной частью методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета в РФ, и предусматривает системные методы усиления ответственности конкретных бюджетополучателей и главных распорядителей средств бюджета, и администраторов средств бюджета за качество и исполнение кассового плана в стране.
При этом на федеральном уровне должны быть созданы необходимые условия и предпосылки для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления по ее наращиванию.
Порядок составления планов-прогнозов федерального бюджета РФ и проектов бюджета включает в себя методы бюджетного прогнозирования на стратегической взаимоувязанной основе целей и подцелей государственных стратегических заданий и контрактов и позиций бюджетной классификации бюджета РФ в разрезе кодов и подкодов. Это включает уточнение формы и конкретизацию порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром государственных контрактов и введением правил корректировки и пересчета объемов действующих расходных обязательств. Здесь следовало бы предусмотреть конкретный учет в реестре расходных обязательств особенностей различных расходных обязательств. Уточнить порядок и характер образования различных расходных обязательств и порядок принятия расходных обязательств с учетом их жизненного цикла вплоть до их исполнения можно с помощью обобщения накопленного опыта регулирования бюджета в РФ, а также
The State Counsellor, 2014
пояснения с помощью статистических таблиц параметров бюджета специфику продолжительности жизненного цикла в системе продукции (продукта, услуги, государственной услуги) стратегического предприятия или градообразующего предприятия, и предприятия отрасли (например, машиностроение).
Спецификой проявления отношений бюджета в системе бюджетного права являются отношения бюджетополучателей, распорядителей в отношении законодательного право применения бюджетного законодательства в России и определенного порядка применения норм бюджета.
В заключение хотелось бы отметить и конкретизировать еще раз в отношении системы финансового регулированию бюджета РФ и отношений финансового права, реализующих финансовую сущность бюджета в системе восходящих и нисходящих финансовых потоков:
Финансовая экспертиза - предварительная интегративная оценка принимаемых финансовых решений с целью определения последствий их экономической эффективности и юридических последствий.
Президент Российской Федерации и финансовое управление государством в части основных норм и правил бюджета РФ определяет основные стратегические и оперативно-тактические резервы в РФ, системы правовых норм и нормативов, принятых к использованию, смету бюджетных расходов подведомственных бюджетных учреждений и подотчетных бюджетных учреждений и казначейский счета исполнения наведенных расходов федерального бюджета и субъектов федерации.
Независимый финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют финансовое управление Правительства Российской Федерации, в части конструкционных ном бюджета и их последующем закреплении и отражении в нормах бюджетного права, и нормах положенных в основу развития бюджетного права и зафиксированных в законодательных нормах бюджетного кодекса РФ. Основной областью государственного финансового контроля по расходам и доходам бюджета РФ, и в части исполнения смет бюджетными учреждениям является исполнение федерального бюджета и казначейских смет бюджета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О товарных сельхозпроизводителях» ФЗ-147 от 2010 г.
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011год и на период до 2013 года».
3. Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. М.: Юрайт, 2011. 464 с.
4. Ковалев В.В. Финансы и кредит. Учебник для ВУЗов. М.: Финансы и статистика, 2010. 512 с.
5. Грицюк Т.В., Котилко В.В., Лексин И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика,
2013. 560 с.
REFERENCES
1. The Federal law "On commodity producers" of Federal law FL-147 from 2010
2. The Federal law "On the Federal budget for 2011 and for the period till 2013".
3. Finansy: Uchebnik dlia vuzov [Finance: Textbook for universities]. Under. Ed. prof M.V.Romanovskogo, prof. O.V.Vrublevskoi, prof. B.M.Sabanti. Moscow, Iurait, 2011. 464 p.
4. Kovalev V.V. Finansy i kredit. Uchebnik dlia VUZov [Finance and credit. Textbook for high schools]. Moscow, Finansy i statistika, 2010. 512 p.
5. Gritsiuk T.V., Kotilko V.V., Leksin I.V. Biudzhetnaia sistema Rossiiskoi Federatsii [Budgetary system of the Russian Federation]. Moscow, Finansy i statistika, 2013. 560 p.
Информация об авторах: Information about authors:
Грицюк Татьяна Владимировна Gritsiuk Tat'iana Vladimirovna
(Россия, Москва) (Russia, Moscow)
Кандидат экономических наук, доцент кафедры PhD in Economics
«Управление персоналом» Associate Professor of the Department "Personnel
Российский государственного университет туризма и Management"
сервиса Russian State University of Tourism and Service
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Котилко Валерий Валентинович
(Россия, Москва)
Профессор, Академик РАЕН.
Доктор экономических наук. Главный научный сотрудник.
"Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития РФ и РАН E-mail: [email protected]
Kotilko Valerii Valentinovich
(Russia, Moscow)
Professor, Academician of RANS Doctor of Economic Sciences. Chief researcher Council for the Study of Productive Forces» of Economic Development of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences E-mail: [email protected]