УДК 338.4
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2016
Нехайчук Дмитрий Валериевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и математических методов в экономике Тарасова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры менеджмента и туризма
Крымский институт бизнеса (297536, Россия, Крым, Симферопольский район, с. Совхозное, улица Южная, 39, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования промышленной политики государства в современных условиях хозяйствования. Выявлено, что современная экономическая наука исследует модели развития промышленной политики с учетом траектории развития экономики. Авторы считают, что ситуацию в промышленности можно расценивать только как явление кратковременной конъюнктурной обусловленной стабильности. Отмечено, что модели промышленной политики не является взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться. Целью национальной промышленной политики является не только стабилизация функционирования промышленности. Промышленность как основная сфера материального производства играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики. В исследовании анализируются различные модели промышленной политики в развитых странах. Оценивается состояние нормативно-правового обеспечения, регулирующего современную промышленную политику России. Отмечены основные принципы промышленной политики согласно ключевому законодательству. Выделены субъекты финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, среди которых ключевыми отмечены государственные фонды развития промышленности, создаваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. Предложены классификационные признаки и критерии национальной промышленной политики. Доказывается, что основу национальной экономики должны составлять крупные предприятия, объединения, фирмы, способные решать современные проблемы научно-технического обеспечения и развития, работать в отечественной среде, выходить на международные рынки и конкурировать с крупными зарубежными компаниями.
Ключевые слова: промышленная политика, социально-экономическое развитие, устойчивый рост, модели промышленной политики, материальное производство, производственно-технические связи.
FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY OF THE STATE AS A FACTOR IN SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
© 2016
Nekhaychuk Dmitry Valerievich, Doctor of economic sciences, Associate Professor, Head of Finance and the
Department of Mathematical methods in economics Тarasova Natalya Andreevna, Senior Lecturer, Department of management and tourism
Crimean Business Institute
(297536, Russia, Crimea, Simferopol district, Sovkhoznoye, South Street, 39, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the formation of the industrial policy of the state in contemporary economy. It was revealed that modern economic science explores the model of industrial development policy taking into account the path of economic development. The authors believe that the situation in the industry can only be regarded as a short-term phenomenon caused by situational stability. It is noted that the industrial policy models are not mutually exclusive and can be effectively combined. The aim of the national industrial policy is not only to stabilize the industry functioning. Industry as a main sphere of material production plays an important role in ensuring the competitiveness of the national economy. The study analyzes the various models of industrial policy in the developed countries. It assesses the state of the regulatory provision governing the modern industrial policy of Russia. It noted the basic principles of industrial policy according to key legislation. Subjects allocated financial support to stakeholders in the industry, including key government marked the Industrial Development Fund, created by the Russian Federation or the Russian Federation subjects in the organizational-legal form of the fund or autonomous institution. It proposed classification features and criteria of national industrial policy. It is proved that the foundation of the national economy should be large enterprises, associations, firms are able to solve modern problems of scientific and technical support and development work in the domestic environment, access to international markets and compete with large foreign companies.
Keywords: industrial policy, socio-economic development, sustainable growth, industrial policy model material production, production and technical communication
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы реализации национальной промышленной политики сегодня широко изучаются, при этом, вследствие непоследовательности и несистемности рыночных преобразований в экономике, они по-прежнему остаются дискуссионными. Многовекторное действие механизма стимулирования развития промышленности и значительный инструментарий его реализации обусловливают необходимость углубленного изучения этого вопроса. Кроме того, в условиях введения механизма стимулирования развития промышленности конкретных территорий, необходимо учитывать специфику территориальной организации промышленного производства и особенности специализации исследуемых территорий. Названные аргументы являются, на наш взгляд, весомым основанием для проведения научного исследования на примере приморских регионов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы
и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Учитывая многоаспектный характер реформ в развитии промышленности РФ и широкий спектр изучаемых вопросов, современная экономическая наука исследует модели развития промышленной политики с учетом траектории развития экономики. Так, в решение обозначенных проблем весомый вклад внесли такие ученые как Беседин В.Ф. [1]., Тарасов В.И. [2], Гриб С.А. [3], Сотников Д.М. [4], Нехайчук Ю.С. [5], Трофимова В.В. [6] и другие.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию механизма стимулирования развития промышленности приморских регионов в контексте реализации национальной промышленной политики.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Промышленность РФ целесообразно рассматривать
как сферу проявления закономерностей и противоречий системных рыночных трансформаций. Опыт периода экономических реформ в стране связан с попытками стабилизации производственной динамики и финансово-экономической ситуации, проведением структурных изменений в промышленности, активизацией инновационных и инвестиционных процессов, согласованием государственного регулирования промышленного развития и развития бизнеса, решением экологических проблем, попытками противостояния влиянию новых глобализационных реалий на промышленное развитие, содействием повышению секторального перелива капитала из банковского в промышленный сектор экономики и т.д. [1].
Современную ситуацию в промышленности можно расценивать только как явление кратковременной конъюнктурной обусловленной стабильности. О стабильности в понимании качественной характеристики промышленной системы, что обеспечивается постиндустриальной модернизацией всех ее факторов, структур и функций, как этого требует настоящее, говорить еще рано. Осуществленные преобразования пока не стали надежной гарантией качественных сдвигов и постоянного роста. Поэтому стратегия промышленного развития требует кардинальной переориентации на прогрессивные современные факторы - информационно-технологические, творчески интеллектуальные, социальные. В то же время принципиально должны быть изменены подходы к ресурсопотреблению в промышленности как основы улучшения его экономических характеристик, укрепление конкурентоспособности и обеспечения равноправного вхождения в мирохозяйственную систему [8].
Промышленность как основная сфера материального производства играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования эффективной национальной промышленной политики. Отметим, что доминирующая в западной науке экономическая теория обычно рассматривает промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, искаженную действием рыночных механизмов и бартер эффективному распределению ресурсов. Традиционно в мировой практике сталкиваются два подхода к проведению промышленной политики:
- первый - радикально-либеральный, который не только минимизирует роль государства в управление промышленным развитием, но и вообще негативно относится к возможности существования промышленной политики в национальной экономике;
- второй, наоборот абсолютизирует роль государства и предусматривает бюджетно-дотационный механизм влияния на развитие промышленности.
В РФ, как и в других странах постсоветского пространства, национальная промышленная политика трактуется как политика государственной поддержки промышленности, поскольку государство остается основным разработчиком экономической стратегии и политики, обеспечивает экономическую безопасность, создает условия и механизмы для реализации конкурентных преимуществ национальных производителей на внутреннем и мировом рынках. Промышленную политику нельзя рассматривать в рамках внутриотраслевого подхода, то есть как программу действий в сфере регулирования развития отдельных секторов промышленного производства. Современный научный подход к трактовке «национальной промышленной политики» предлагает рассматривать ее как согласованную стратегию и тактику государства, корпораций и фирм всех форм собственности, обеспечивать достижение целей промышленного развития страны в национальном, региональном и отраслевом масштабам [9]. Промышленную политику можно считать инструментом влияния на экономический рост через структуру промышленности.
С другой стороны, необходимо отметить, что сегод-
ня происходит изменение концептуальной парадигмы развития промышленности. Целью национальной промышленной политики является не только стабилизация функционирования промышленности (что было основной задачей развития периода советской индустриализации), а развитие общества через повышение его материального благосостояния и, что является основным, уровня интеллектуального-инновационного развития.
Современную промышленную политику РФ регламентирует пакет следующих документов:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
4. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
5. Государственные программы Минпромторга России, а именно:
- «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»;
- «Развитие авиационной промышленности на 20132025 годы»;
- «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы»;
- «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы»;
- «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».
Стратегическим документом, содержащим концептуальные положения национальной промышленной политике РФ, является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Согласно данному закону целями промышленной политики являются:
1) формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
К задачам промышленной политики при этом отнесены:
1) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры;
2) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
3) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
4) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
5) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
6) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
7) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
8) обеспечение технологической независимости национальной экономики.
Основными принципами промышленной политики согласно ключевому закону являются:
1) программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности;
2) измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности;
3) мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией;
4) применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
5) координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
7) обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;
8) информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства;
9) равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;
10) интеграция науки, образования и промышленности;
11) учет интересов субъектов Российской Федерации в решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при условии соблюдения приоритета федеральных интересов.
Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности должна осуществляться путем:
1) предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
2) налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности могут предоставлять государственные фонды развития промышленности, создаваемые Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения.
Рассмотрим основные модели промышленной политики, их преимущества и недостатки.
Экспортная модель промышленной политики предусматривает меры по поддержке производства, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке. Механизм реализации этой модели включает такие рычаги и инструменты как: налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и другие. К странам с такой моделью промышленной политики относятся Япония, Южная Корея, Чили, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Китай. Негативными последствиями реализации этой модели являются: сужение структуры промышленности, рост корпорации во властных структурах, стагнация обрабатывающей промышленности вследствие оттока человеческих и финансовых ресурсов, повышение сырьевого экспорта.
Модель импортозамещения предусматривает стра-
тегический курс страны на обеспечение внутреннего рынка за счет развития национальной промышленности, происходит благодаря проведению протекционистской политики и поддержки твердого курса национальной валюты. Основной опасностью абсолютизации этой модели есть определенный уровень самоизоляции, который может привести к технологическому отставанию производства. А основным ограничивающим фактором для политики импортозамещения считается внутренний платежеспособный спрос [10]. Следует добавить, что экспортная политика, как правило, является лишь частью торговой политики и реализуется в основном после стадии импортозамещения.
Инновационно ориентированная модель промышленной политики предполагает не только коренную модернизацию ее промышленно-производственного потенциала путем внедрения новых технологий в производство, но и проведение комплекса мероприятий по внедрению инноваций в сферу управления бизнесом, повышение уровня обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами, улучшение информационного обеспечения этого вида экономической деятельности и тому подобное. Таким образом, реализация указанной модели будет способствовать решению задачи конъюнктурной модернизации экономики страны, что обеспечит экономический рост страны в целом, а с другой стороны, выступать долгосрочным ориентиром стратегии экономического развития страны. Недостатками инновационной модели промышленной политики считаются: необходимость значительных средств для развития инновационной инфраструктуры и обновления производства; возрастание роли государства в экономическом регулировании в результате использования нерыночных методов стимулирования инновационного развития производства; значительная потребность в высококвалифицированных кадрах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления/
Как свидетельствует мировой опыт, модели промышленной политики не является взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться. В РФ в течение лет рыночных преобразований в промышленной политике делался акцент на ту или иную модель развития промышленности. Однако эти политические шаги не носили системного характера и не подкреплялись достаточным законодательной базой и необходимой финансовой поддержкой. Так, реализация экспортного сценария не была подкреплена ни финансовыми, ни организационными мерами. Свидетельством этому является нестабильность политики по созданию и функционированию СЭЗ и низкая эффективность функционирования их с точки зрения международных стандартов [11].
Недостаточно эффективной можно считать и попытки реализации модели импортозамещения, которая осуществлялась в основном путем использования протекционистских методов защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Обострение проблемы экономической поддержки эффективно работающего национального товаропроизводителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках связано с несовершенной таможенно-тарифной политики. Низкие ставки пошлины, таможенный тариф отличались малой степенью дифференциации и детализации, что не позволяло адресно и эффективно осуществлять протекционистские функции. Либеральный характер таможенно-тарифной политики проявлялся в неэффективности системы регулирования и таможенного администрирования. Это способствовало увеличению возможностей для злоупотреблений и уклонения от уплаты платежей и рост контрабанды. Антидемпинговые и компенсационные и другие специальные защите мероприятия не имеют необходимого эффекта из-за ограниченности организационных и технических возможностей. Решение проблемы защиты отечественного производителя возможно с помощью при-
влечения специальных механизмов по нескольким направлениям, в частности, путем оптимизации налоговой нагрузки, устранение возможностей для недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, расширение поддержки экспортной деятельности в рамках международного правового поля, использование потенциала организационно-экономической интеграции мирохозяйственной системы.
Инновационная составляющая промышленной политики РФ охарактеризована системой следующих действий:
- всесторонняя поддержка научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских, венчурных, внедренческих и других инновационных организаций;
- совершенствование правовой базы и усиления стимулов развития сети технопарков, кластеров и других эффективных форм сочетания научной деятельности с промышленным производством и капиталом;
- применение системы стимулирования, в частности через налоговые скидки, кооперации науки и производства;
- создание многофункциональных системы научного обеспечения развития промышленности, в том числе отраслевых и региональных научно-технических центров, научно-технических служб;
- содействие предприятиям в освоении рынков технологий, лицензий на объекты интеллектуальной собственности;
- обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности и продвижения ее на рынок;
- повышение уровня коммерциализации результатов научных исследований, уменьшение инновационных рисков высокотехнологичных предприятий путем создания специальных фондов венчурного капитала, введение государственного заказа на внедрение в производство приоритетных инноваций.
Учитывая существующие модели промышленной политики и особенности их реализации в РФ, сформулируем перечень классификационных признаков национальной промышленной политики (рисунок 1).
Представленные классификационные признаки национальной промышленной политики позволяют охватить всесторонне специфику промышленной политики и определить комплекс инструментов механизма ее реализации на всех иерархических уровнях: от национального и регионального уровня до уровня конкретной отрасли или предприятия
В зависимости от уровня промышленной политики отличаются и ее задачи. На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируется нормативная база и целевые программы промышленной политики, осуществляется координация взаимодействия промышленного бизнеса и государства, осуществляется распределение компетенций и полномочий и определяются внешнеполитические аспекты промышленной политики, осуществляется финансовое обеспечение программ промышленной политики.
На региональном уровне разрабатывается комплекс мер по регулированию развития местной промышленности, решаются вопросы создания условий для формирования и функционирования вертикальных и горизонтальных производственно-технологических связей и формирования территориальных кластеров, осуществляется контроль за реализацию государственных интересов.
На уровне предприятий формируются мотивирующие условия деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (решение хозяйственных споров, установление процедуры поглощения и санации предприятий и т.д.).
Исследования и практический опыт убеждают в том, что государству в лице его центральных, отраслевых и региональных органов власти (наряду с определением
научно-технических, социально-экономических, развитием фундаментальных наук, образования и культуры и т.д.) следует уделять целенаправленное внимание созданию условий для организации и эффективной работы крупных предприятий - независимо от формы их собственности.
Рисунок 1 - Классификационные признаки национальной промышленной политики
Разрабатывая стратегию экономических преобразований, необходимо исходить из того, что основу национальной экономики должны составлять крупные предприятия, объединения, фирмы, способные решать современные проблемы научно-технического обеспечения и развития, работать в отечественной среде, выходить на международные рынки и конкурировать с крупными зарубежными компаниями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беседин В.Ф. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. «Букинист» -1989. - 272 с.
2. Тарасов В.И. Современные парадигмы кадрового менеджмента как развитие потенциала компании // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - С. 654-658.
3. Гриб С.А. Национальная промышлення политика и проблемы повышения конкурентноспособности России системе / Автореф. дис ...кан.екон. наук: 08.00.14 - М., 2007. - 20с.
4. Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов
государственной промышленной политики // «Весник МГУ», Серия «Экономика». - 2007. - №1. - С.51-52.
5. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. О финансовых взаимоотношениях субъектов федерации и центральных органов власти // Научный альманах. - 2015. - № 11-1 (13). - С. 425-428.
6. Трофимова В.В., Тарасов В.И., Нехайчук Д.В. Долгосрочные тренды развития Крыма: социально-экономический аспект : Монография. - Крымский институт бизнеса. - 2015. - 320 с.
7. Нехайчук Д.В Об использовании методики исследований деятельности субъектов инвестиционно-финансовой инфраструктуры // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 4. - С. 153-156.
8. Трофимова В.В., Тарасова Н.А. Модель социально-ориентированной экономики: анализ позитивных и негативных последствий для реальных экономических систем. // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления. Материалы III международной научно-практической конференции. - 2015. С. - 58-60.
9. Нехайчук Д.В. Регулирование инвестиционного процесса: государственный и региональный подходы : Монография. - Кшв : ДКС Центр. - 2016. - 336 с.
10. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: крымский аспект // Символ науки. - 2015. - № 8. - С. 107-119.
11. Нехайчук Д.В. Совершенствование управления объектами коммунальной собственности // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2010. № 3 (8). С. 11-15.