Согласно предложенному подходу основными элементами обеспечения экономической безопасности являются экономические возможности создания рабочих мест, безопасность доходов населения, долгосрочный экономический рост, конкурентоспособность экономики. Для достижения указанных целей необходимо поддержание в эффективном состоянии промышленной базы, системы образования, человеческих ресурсов, функционирование конкурентных отраслей, грамотная и сбалансированная финансовая, денежно-кредитная и промышленная политика, развитие и использование инноваций, науки и технологий, доля национальной экономики в мировых потоках капитала (инноваций), их направление и масштаб.
В этом контексте становится понятной значимость механизма передачи инновационной политики в области научно-технических
разработок в целях экономического роста, развития и повышения благосостояния.
На рис. 2 представлена схема формирования инновационной среды и взаимосвязей между элементами инновационной системы.
Предложенная схема формирования инновационной среды и взаимосвязей между ее элементами демонстрирует важность национальной экономической безопасности, основанной на инновациях, знаниях, квалифицированных трудовых ресурсах, интегрирующей действия всех субъектов инновационной деятельности. При условии эффективного функционирования данной инновационной среды, у России должны появиться реальные возможности обеспечения превосходства и устойчивых конкурентных преимуществ, приводящим к росту богатства страны и благосостоянию ее граждан.
Литература
1. Бондаренко Н.Е. Инновационное развитие как фактор институциональных сдвигов в экономике: теоретические аспекты // Экономика образования. — 2015. — №1. — С.38-43.
2. Бузаев П.С. Инновационная среда: структура и объекты // Известия ОГАУ. — 2013. — №3 (41). — С.195-197.
3. Варламов М.Г. Инновационная среда Франции, Германии, России: сравнительный анализ // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — №9. — С.307-310.
4. Веселовский М.Я., Абдулвагапова А.А. Формирование инновационной среды в регионе как ключевой фактор осуществления эффективных технологий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — №1 (29). — С.96-104.
5. Егорова М.С. Формирование и развитие инновационной среды в современных условиях // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — №1(20). — С.10.
6. Исламутдинов В.Ф. Сущность и классификация институтов институциональной среды инновационной деятельности // JIS. — 2014. — №2. — С.79-90.
7. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Выбор источника финансирования инновации на разных этапах ее жизненного цикла: объем финансирования и качество инновации //Вопросы радиоэлектроники. — 2016. — № 1. — С. 78-80.
8. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов //Вопросы радиоэлектроники. — 2015. — №4(4). — С. 193-198.
9. Овчинников В.Н., Кетова Н.П. Системодополняющий эффект взаимодействия инновационного потенциала и институциональной среды региона // Экономика региона. — 2016. — №2. — С.537-546.
10. Ромашкина Г.Ф., Вылегжанина А.О. Резервы развития инновационной среды Ямало-Ненецкого автономного округа // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2015. — №4-1(24). — С.88-96.
ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
O.A. Тарутько,
старший преподаватель кафедры международных финансов и бухгалтерского учета Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
А.Ю. Румянцева,
директор института международных программ Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
кандидат экономических наук, доцент [email protected]
Е.И. Полищук,
аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
В статье раскрыто содержание понятия конкурентоспособность предпринимательских структур. Дана характеристика факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских структур. Отмечено значение группы финансовых факторов, как факторов, влияющих на внутреннюю среду предпринимательской структуры.
Ключевые слова: конкурентоспособность предпринимательских структур, факторы конкурентоспособности
УДК 330.3 ББК 65.29
Сравнительно невысокий уровень конкурентоспособности российских предпринимательских структур выступает одним из основополагающих факторов в сдерживании экономического развития Российской Федерации. В современных условиях хозяйствования, в условиях экономической нестабильности и обострения конкурентной борьбы, проблема обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур выходит на передний план.
Увеличение результативности и эффективности деятельности предпринимательских структур обуславливается подробным изучением теоретических аспектов обеспечения конкурентоспособности, в том числе факторов определяющих конкурентоспособность предпринимательских структур и оказывающих влияние на развитие конкурентных преимуществ. Анализ трудов, посвященных
данный проблеме, позволяет сделать вывод о том, что ряд вопросов остаются дискуссионными и не решенными.
Конкуренция, как экономическая категория, неразрывно связана с результативностью и эффективностью процессов в рамках рыночной системы хозяйствования. Основной составляющей конкуренции в рамках различного рода рыночных отношений выступает конкурентоспособность, представляющая собой относительный показатель, характеризующий наличие и степень отличий между товарами и услугами различных субъектов рыночных отношений, в том числе предпринимательских структур.
Конкурентоспособность предпринимательских структур может обеспечиваться путем создания и развития конкурентных преимуществ, в числе которых — структурные, экономические, финансо-
вые, управленческие, кадровые, инвестиционные и др. В условиях рыночной экономики показатель конкурентоспособности обеспечивает взаимную координацию деятельности участников рынка для достижения каждым участником наивысшего экономического результата деятельности.
В определении термина «конкурентоспособность» отсутствует единство взглядов. По этой причине, возникает необходимость исследования не только факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских структур, но также и самих понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность».
В научной литературе для раскрытия экономического содержания такого понятия, как «конкуренция» присутствуют четыре подхода:
1. Поведенческий подход. Этот подход возник исторически первым. Характерным для него является понимание конкуренции, как борьбы между продавцами путем удовлетворения потребностей покупателей с целью привлечения внимания и денег покупателей. Представители поведенческого подхода: И.А. Спиридонов, P.A. Фатхутдинов, Г.Л. Азоев, А.Ю. Юданов.
2. Структурный подход. Согласно данному подходу анализ структуры рынка с целью определения его типа и свойственных ему условий определяет содержание конкуренции на данном рынке. Представители данного подхода рассматривают конкуренцию, как наличие свободы принятия решения о вступлении на рынок или ухода с него, как покупателями, так и продавцами. Представителями структурного подхода являются английский экономист Дж. В. Робинсон, британский экономист Ф. Эджуорт, американский экономист, основоположник теории монополистической конкуренции Э. Чемберлин, профессора K.P. Макконелл и С.Л. Брю.
3. Функциональный подход. Данный подход исследует конкуренцию, ее роль и влияние на экономическое развитие. По мнению сторонников данного подхода, конкуренция по своей сути это механизм, который позволяет направлять деятельность предпринимательских структур, стремящихся к получению предпринимательского дохода, в интересах общества. Представителями функционального подхода являются австрийский и американский экономист И. Шумпетер и американский экономист М.Ю. Портер.
4. Институциональный подход. Согласно данному подходу конкуренция рассматривается как требование эффективной производительности деятельности учреждений частной собственности и реакции субъекта конкурентной борьбы на сигналы рынка. Особенность конкуренции, как института, заключается в том, что отсутствует способность к самоорганизации, т.е. необходимо регулирование такого института со стороны государства. Представителями институционального подхода являются немецкий экономист В. Ойкен, австрийский экономист и философ Ф.А. Хайек и др. [4].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с годами исследования содержание понятия «конкуренция» постоянно дополнялось и усложнялось. В основе исследования теории конкурентоспособности находиться вопрос формирования и развития понятия «конкурентоспособность». Единого определения понятия «конкурентоспособность», также как и понятия «конкуренция», до сих пор не принято.
В 70-х годах ХХ века берет свое начало активное развитие теории конкурентоспособности [2]. До конца ХХ века возникло несколько школ теории конкурентоспособности, среди них:
- Американская школа теории конкурентоспособности. Представителями данной школы являются американские экономисты М.Ю. Портер и М. Энрайт. На основании статистической информации 1970-1987 гг. и в результате исследований, на проведение которых потребовалось несколько лет, М.Ю. Портер разработал концепцию конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Основной целью М. Энрайта было исследование географического масштаба конкурентных преимуществ. В результате его исследований была создана концепция региональных кластеров.
- Британская школа теории конкурентоспособности. Представителями данной школы являются британский деятель профсоюзного движения Дж. Даннинг (Эклектическая теория OLI-преимуществ) и английский экономист K. Фримэн (концепция техноэкономической парадигмы).
- Скандинавская школа теории конкурентоспособности. Представителями данной школы являются шведский ученый Б.О. Лундваль и Б. Йонсон, посвятившие свое исследование разработке концептуальных основ экономики обучения. Они отмечали необходимость учета особенностей социально-культурного характера при формировании конкурентных преимуществ. Также представителями данной школы являются Б. Асхайм и Э. Райнер.
Исследования Б. Асхайма были посвящены концепции региона обучения, а Э. Райнер исследовал «индекс качества» экономической деятельности.
- Советская школа территориально-производственных комплексов. В основу этой школы легла идея сосредоточения производственных сил в рамках определенной территории с целью оптимизации затрат трудовых и природных ресурсов региона, а также обеспечения комплексного развития в условиях плановой экономики [1].
В трудах отечественных исследователей советского периода понятие «конкурентоспособность» фигурировало исключительно при описании экономических отношений в рамках экспортно-импортных операций. Этот факт, как нельзя лучше характеризует специфику системы хозяйствования в условиях социализма, когда рыночные отношения ставились под сомнение. Несмотря на то, что в то время отечественные экономисты не рассматривали вопросы конкуренции и конкурентоспособности, некоторые элементы данных категорий были отражены в трудах доктора экономических наук Г.Г. Азгальдова, академика Д.С. Львова, профессора Л.Я. Шухгалтера.
Первые фундаментальные исследования, посвященные конкурентоспособности появились в 90-е годы ХХ века. Среди наиболее важных трудов следует выделить работы таких исследователей, как: Р.А. Фатхутдинова, Г.Л. Азоева, А.Ю. Юданова, П.С. Завьялова и других.
Показатель конкурентоспособности предпринимательских структур демонстрирует способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а также указывает на возможность эффективного управления внутренним потенциалом и резервами. Неотъемлемым условием обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур выступает исследование факторов, оказывающих влияние на нее.
Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур — это процессы и явления, как внешней среды, так и хозяйственной деятельности предпринимательской структуры, наличие которых является необходимым и достаточным для влияния на критерии конкурентоспособности хозяйственной деятельности, и, как следствие, уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры в целом. K факторам конкурентоспособности могут быть отнесены такие, как: качество продукции, затраты на производство продукции, имидж предпринимательской структуры и др. Несмотря на внушительное количество работ, посвященных вопросу обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, авторы до сих пор по-разному представляют совокупность факторов и групп факторов, оказывающих на нее влияние.
Заслуживает внимания концепция классификации факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских структур, представленная М. Портером. В основе данной концепции лежит зависимость от влияния на движущие конкурентные силы, которые определяют прибыльность отрасли. Исходя из данной концепции, правила конкуренции в любой отрасли определены пятью конкурентными силами:
- возникновением новых конкурентов на рынке;
- влиянием со стороны покупателей;
- товарами-субститутами;
- влиянием со стороны поставщиков;
- имеющимися на рынке конкурентами [5].
Влияние данных конкурентных сил определяет прибыльность и эффективность деятельности предпринимательской структуры. Кроме того, эта концепция направлена на поиск различных новых путей конкурентной борьбы. В рамках вышеуказанных конкурентных сил, можно определить ряд факторов, которые влияют на конкурентоспособность предпринимательских структур, в том числе:
- факторы, определяющие уровень соперничества/конкуренции в рамках отрасли (наличие барьеров для выхода из отрасли, степень развития отрасли, степень диверсифицированности конкурентов, доля крупных корпораций среди соперников в рамках отрасли и т.д.).
- факторы, определяющие степень влияния со стороны покупателей (количество покупателей, уровень дохода покупателей, узнаваемости товара/бренда и т.д.).
- факторы, определяющие степень угрозы со стороны товаров-заменителей (стоимость товаров-субститутов, затраты на переключение на производство товаров-субститутов и т.д.).
- факторы, определяющие степень влияния со стороны поставщиков (степень концентрации поставщиков в отрасли/на рынке, уровень расходов, связанный со сменой поставщиков, объем поставок и т.д.).
Степень влияния данных конкурентных сил может быть различная в зависимости от отрасли и региона, в котором осуществляет свою деятельность предпринимательская структура. Таким образом, влияние каждого отдельно взятого фактора в рамках конкурентных сил также будет различным.
Кроме того, хотелось бы остановиться на трактовке факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, предложенной Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой. В основу данной концепции положена степень потенциального влияния со стороны государства и предпринимателей на факторы конкурентоспособности. Авторы выделяют три группы факторов: Факторы, неконтролируемые государством, факторы, контролируемые со стороны государства, но не контролируемые со стороны предпринимательских структур и третья группа — это факторы, контролируемые предпринимательскими структурами.
Данный подход позволяет не только выделить наиболее значимые факторы, но также и сосредоточить внимание предпринимателей на тех факторах, на которые она может оказывать непосредственное влияние. В качестве недостатка данного подхода, можно отметить отсутствие факторов, связанных с инфраструктурой на уровне региона.
Фатхутдинов Р.А. в своих трудах предлагает иные критерии группировки факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских структур. В концепции Фатхутдинова Р.А. присутствует разделение факторов на внутренние и внешние.
Проанализировав существующие подходы к классификации и группировке факторов конкурентоспособности предпринимательских структур, предлагается разделить факторы следующим образом: на внутренние и внешние. Внешние факторы, в свою очередь, включают в свой состав: группу факторов мегауров-ня (мировая экономика, мировое хозяйство), группу факторов макроуровня (страна), группу факторов мезоуровня (город и регион) и группу факторов микроуровня (предпринимательская структура).
Внутренние же факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур, подразделяются в зависимости от принадлежности к какой-либо сфере деятельности. Так, предлагается выделить следующие группы факторов в составе внутренних факторов:
- Управленческие факторы;
- Производственные факторы;
- Кадровые факторы;
- Финансовые факторы.
В процессе управления конкурентоспособностью, предпринимательским структурам следует уделять особое внимание внутренним факторам, а также группе факторов микроуровня из состава внешних факторов. Это обусловлено тем фактом, что руководство предпринимательской структуры способно оказывать влияние на данные категории. Одна из групп факторов, заслуживающих внимания в первую очередь — это группа управленческих факторов. Повышенное внимание в данном случае обусловлено тем, что возможность эффективного использования ресурсов предпринимательской структуры, выявление резервов и обеспечение конкурентоспособности предпринимательской структуры в целом, находиться в прямой зависимости от эффективности системы управления и квалификации менеджеров.
Кроме того, более подробно хотелось бы остановиться на финансовых факторах, оказывающих влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур.
Финансовые факторы, влияющие на конкурентоспособность, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с экономическими
факторами, так как эти группы факторов во многом дублируют друг друга, и, как следствие, представляют одну группу финансово-экономических факторов.
В качестве примера факторов, относящихся к группе финансовых можно выделить:
- применяемые стандарты финансовой отчетности;
- платежеспособность;
- ликвидность;
- рентабельность;
- уровень прибыльности и рентабельности;
- соотношение между собственными и заемными средствами;
- структура имущества;
- бюджетное финансирование;
- собственное финансирование, в том числе соотношение внебюджетных и бюджетных источников финансирования;
- финансовая устойчивость;
- программы лояльности, в т.ч. наличие скидок;
- политика ценообразования на реализуемые товары, оказываемые услуги или производимые работы в предпринимательской структуре (Эффективность ценовой политики);
- уровень заработной планы сотрудников предпринимательской структуры [3].
Группа финансовых факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских структур, по сути, постоянно находиться в некотором противоречии с прочими факторами, так как она является основным индикатором состояния предприятия и так или иначе оказывает существенное влияние на принятие управленческих решений. Это может выражаться в том, что поставщики, подрядчики, кредиторы и иные партнеры при принятии решения о сотрудничестве с предпринимательской структурой, обращают свое внимание преимущественно на финансовое состояние.
Для кредитных организаций проведение анализа финансового состояния предпринимательской структуры является обязательной составляющей процесса принятия решения о выдаче ссуды. Исходя из вышесказанного, следует, что хорошее финансовое состояние предпринимательской структуры является своего рода залогом обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры и, как следствие, улучшение финансового положения представляется одним из приоритетных направлений использования ресурсов.
Несмотря на существенное положительное влияние группы финансовых факторов на конкурентоспособность предпринимательских структур, есть и противоречие. Негативный аспект заключается в том, что процесс улучшения финансового состояния предпринимательской структуры неразрывно связан с использованием ресурсов, которые могли быть направлены на иные цели.
Исходя из проведенного анализа факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур, следует отметить, что значение всех групп факторов крайне высокое и в зависимости от сферы деятельности предпринимательской структуры, руководящим звеньям необходимо регулярно осуществлять мониторинг, прогнозировать потенциальное изменение факторов и последствия таких изменений.
Исследование вопросов конкурентоспособности предпринимательских структур требует регулярного наблюдения за ведущими конкурентами и потенциальными соперниками. Собранную по результатам таких исследований информацию, представляется целесообразным сводить в различного рода базы данных для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность ее анализировать и давать оценку по каждому фактору конкурентоспособности предпринимательской структуры.
Литература
1. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. — 2003. — № 1. — С. 32-33.
2. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. — 2008. — № 2. — С. 58-72.
3. Тарутько О.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур: факторы и методы оценки: Отчет по научно-исследовательской работе «Исследование, анализ и мониторинг потоков капитала и управление связанными с ними рисками потери финансовой устойчивости и платежеспособности», № гос.регистрации: АААА-Б17-2170522950051-5. Электронный ресурс http://rosrid.ru, Санкт-Петербург 2017.
4. Инфопедия. Информационный портал. Режим доступа: http://infopedia.su/14x16b80.html (дата обращения: 19.09.2017).
5. Файловый архив Студфайлс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6329014/ (дата обращения: 19.09.2017).