Научная статья на тему 'Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур'

Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / УРОВНИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / ENTREPRENEURIAL STRUCTURE / MANAGEMENT / MECHANISM / LEVEL OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарутько Ольга Алексеевна

В настоящей статье раскрыт механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, определены цель, задачи, инструменты и критерии. К инструментам автор относит методы, программы и регламенты экономической группы, а также системы информационного обеспечения, управления персоналом и технологической подготовки производства. В статье показано, что применение указанных инструментов нацелено на повышение конкурентоспособности производимого товара,выполняемых работ или оказываемых услуг. Кроме того, автором раскрыта сущность конкурентоспособности как многоуровневого понятия путем разделения составляющих конкурентоспособности на взаимосвязанные и взаимозависящие уровни, а именно: индивидуальный, микроконкуренто-способность, мезоконкурентоспособность, макроконкурентоспособоностьи гипермакроконкурентоспособность. Предложен алгоритм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, основанный на использовании обратных связей между управляющими воздействиями и факторами интегрального показателя конкурентоспособности. Интегральный показатель конкурентоспособности предложено определять в соответствии с модифицированным динамическим методом, как средне-взвешенную сумму факторов операционной эффективности, стратегического позиционирования, а также показателей, характеризующих инновационный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF PROVIDING THE ENTREPRENEURIAL STRUCTURES COMPETITIVENESS

This article presents the ensuring mechanism of providing the competitivenessof entrepreneurial structures, it defines the goal, objectives, tools and criteria.Tools include methods, programs and regulations of economic group, as well asinformation support systems, human resource management and technologicalpreparation of production. It is shown that using of these tools is aimed atimproving the competitiveness of the goods, work or services. In addition, the authordiscovers the essence of competitiveness as a multilevel concept by dividing thecomponents of competitiveness into interrelated and interdependent levels, namely:individual, microcompetitiveness, mesocompetitiveness, macrocompetitivenessand hypermacrocompetitiveness. The paper proposes the algorithm of ensuringthe competitiveness of entrepreneurial structures, based on the using of feedbacksbetween the control actions and factors of the integral indicator of competitiveness.The integrated indicator of competitiveness is proposed to be determined inaccordance with the modified dynamic method as a weighted average of factors ofoperational efficiency, strategic positioning, as well as indicators characterizing theinnovative potential.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур»

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

MECHANISM OF PROVIDING THE ENTREPRENEURIAL STRUCTURES COMPETITIVENESS

УДК 339.137.22 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.9

ТАРУТЬКО Ольга Алексеевна

старший преподаватель кафедры международных финансов и бухгалтерского учета Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, [email protected]

TARUTKO, Olga Alekseyevna

Senior Lecturer at the International Finance and Accounting Department, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, [email protected]

Аннотация.

В настоящей статье раскрыт механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, определены цель, задачи, инструменты и критерии. К инструментам автор относит методы, программы и регламенты экономической группы, а также системы информационного обеспечения, управления персоналом и технологической подготовки производства. В статье показано, что применение указанных инструментов нацелено на повышение конкурентоспособности производимого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. Кроме того, автором раскрыта сущность конкурентоспособности как многоуровневого понятия путем разделения составляющих конкурентоспособности на взаимосвязанные и взаимозависящие уровни, а именно: индивидуальный, микроконкурентоспособность, мезоконкурентоспособность, макроконкурентоспособоность и гипермакроконкурентоспособность. Предложен алгоритм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, основанный на использовании обратных связей между управляющими воздействиями и факторами интегрального показателя конкурентоспособности. Интегральный показатель конкурентоспособности предложено определять в соответствии с модифицированным динамическим методом, как средневзвешенную сумму факторов операционной эффективности, стратегического позиционирования, а также показателей, характеризующих инновационный потенциал.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательская структура, управление, механизм, уровни конкурентоспособности.

© Тарутько О. А., 2018.

Abstract.

This article presents the ensuring mechanism of providing the competitiveness of entrepreneurial structures, it defines the goal, objectives, tools and criteria. Tools include methods, programs and regulations of economic group, as well as information support systems, human resource management and technological preparation of production. It is shown that using of these tools is aimed at improving the competitiveness of the goods, work or services. In addition, the author discovers the essence of competitiveness as a multilevel concept by dividing the components of competitiveness into interrelated and interdependent levels, namely: individual, microcompetitiveness, mesocompetitiveness, macrocompetitiveness and hypermacrocompetitiveness. The paper proposes the algorithm of ensuring the competitiveness of entrepreneurial structures, based on the using of feedbacks between the control actions and factors of the integral indicator of competitiveness. The integrated indicator of competitiveness is proposed to be determined in accordance with the modified dynamic method as a weighted average of factors of operational efficiency, strategic positioning, as well as indicators characterizing the innovative potential.

Key words: competitiveness, entrepreneurial structure, management, mechanism, level of competitiveness.

Сравнительно невысокий уровень конкурентоспособности предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, выступает одним из основополагающих факторов в сдерживании экономического развития страны. В современных условиях хозяйствования, характеризующихся экономической нестабильностью и обострением конкурентной борьбы, проблема обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур выходит на передний план [1].

Разнообразие инструментов и других элементов механизма обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур обусловливает необходимость формализации указанного механизма, осуществляемой в настоящий момент.

В отличие от известных работ, посвященных исследованию механизма обеспечения кон-

курентоспособности предпринимательских структур, в частности [2; 3; 4; 5; 6], в данной работе механизм представлен в качественно новом содержании, включающем в себя не только методы организации производства и управления, а также цель, задачи и критерии эффективности, что определяет способность к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности предпринимательских структур. Такая формализация ориентирована на полное представление элементов механизма в целях его использования для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Конкурентоспособность как многоуровневый показатель.

Несмотря на большое количество трудов, посвященных изучению конкурентоспособности, в экономической литературе по прежнему отсутствует единообразие при определении

термина «конкурентоспособность», а также дискуссионными являются вопросы, связанные с анализом, оценкой и обеспечением конкурентоспособности. Отсутствие единого мнения при определении понятия «конкурентоспособность» тесно взаимосвязано с многоуровневостью данной категории. Исследователи используют понятие конкурентоспособности применительно к категориям различных уровней, от товара до страны.

Конкурентоспособность как многоуровневое понятие нашло отражение в работах таких авторов, как Т. Г. Философова и В. А. Быков [7], Н. И. Комков и А. В. Лазарев [8], И. А. Спиридонов [9], М. И. Гельвановский [10], Г. Г. Панич-кина [11], Ю. Я. Еленева [12], Н. Б. Кайбалина [13], Э. И. Шагиахметова, Э. Р. Мухаррамова, М. А. Кафиатуллина [14] и др. Представленные в трудах вышеуказанных авторов подходы к разделению понятия «конкурентоспособность» на различные уровни имеют ряд недочетов, в том числе одним из распространенных недостатков является тот факт, что на нижнем уровне авторы объединяют конкурентоспособность товаров (объектов) и конкурентоспособность предпринимательских структур (субъектов). Кроме того, исследователи часто пренебрегают такой составляющей, как конкурентоспособность региона. Единственным компонентом, который так или иначе выделяется каждым исследователем, это товарный уровень, иначе говоря, конкурентоспособность товара или продукта.

С позиции разделения конкурентоспособности на уровни и с учетом вышеуказанных недостатков, автором предлагается следующее разделение составляющих конкурентоспособности на взаимосвязанные и взаимозависящие уровни:

1. Индивидуальный уровень - уровень конкурентоспособности, включающий в свой состав конкурентоспособность товаров, работ или услуг.

2. Микроконкурентоспособность - уровень, включающий в свой состав конкурентоспособность хозяйствующих субъектов - предпринимательских структур.

3. Мезоконкурентоспособность - уровень, включающий в себя конкурентоспособность

отраслей, регионов, а также конкурентоспособность кластеров. В данной категории наблюдается соперничество за средства инвесторов между различными регионами и отраслями.

4. Макроконкурентоспособность - уровень, включающий в себя конкурентоспособность государств. В рамках данной категории рассматривается конкуренция между странами, в том числе за создание наиболее подходящих условий для инвестирования национального капитала.

5. Гипермакроконкурентоспособность. В этой категории речь идет не о конкуренции между отдельными странами, а о соперничестве между объединениями стран. В качестве таких объединений можно представить Евросоюз, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Графическая иллюстрация предложенной автором градации конкурентоспособности по уровням представлена на рисунке 1.

Результаты исследования, представленные в рамках настоящей статьи, сфокусировано в первую очередь на категории микроконкурентоспособности, так как посвящено конкурентоспособности предпринимательских структур.

Алгоритм обеспечения конкурентоспособностью предпринимательских структур

Управление конкурентоспособностью на микроуровне представляет собой одну из ключевых задач руководства предпринимательской структуры. Ведь именно обеспечение достаточного уровня данного показателя способно оказывать существенное влияние на успешность и эффективность предпринимательской деятельности. Необходимость обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур определяет необходимость наличия алгоритма решения этой задачи.

Алгоритм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, а также степень внутреннего взаимодействия между его элементами оказывают сильное влияние на показатель конкурентоспособности. Реакция системы управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры на какие-либо изменения внеш-

Рисунок 1

Соотношение между взаимосвязанными и взаимозависящими уровнями конкурентоспособности Примечание: составлено автором.

ней среды должна быть незамедлительной, опережающей и адекватной рискам и угрозам внешней предпринимательской среды, предпринимательская структура должна подстраиваться в сторону увеличения ее динамичности и управляемости [3].

Анализ известных методов оценки конкурентоспособности, представленный в [15], показывает, что эти методы, за исключением динамического метода, выделяют факторы конкурентоспособности, но не позволяют осуществить практическую количественную оценку конкурентоспособности различных предпринимательских структур на основе того или иного интегрального показателя. Этого недостатка в существенной степени лишен динамический метод оценки конкурентоспособности предпринимательских структур.

В основе использования динамического метода лежит допущение о том, что в условиях рыночной экономики основным способом извлечения прибыли является реализация продукции, работ, услуг, с заложенной прибавоч-

ной стоимостью. Динамический метод оценки конкурентоспособности подразумевает определение двух интегральных факторов конкурентоспособности предпринимательских структур, а именно операционной эффективности и стратегического позиционирования.

Следует отметить, что, несмотря на положительные аспекты динамического метода, он не в полной мере отражает стратегические составляющие деятельности предпринимательских структур, а именно: ключевые показатели вышеуказанных проекций не учитывают будущие конкурентные возможности предпринимательской структуры. В связи с этим следует осуществлять оценку интегрального показателя на основе модифицированного динамического метода, детальное описание которого приведено в [16], и в соответствии с которым оценивается модифицированный интегральный показатель, учитывающий как показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования, так и показатели инновационного потенциала, к

которым отнесены коэффициент инновационного роста и коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственности.

Порядок обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур определяется алгоритмом обеспечения. Предлагаемый автором алгоритм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур представлен на рисунке 2. Под алгоритмом обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур понимается системная совокупность управленческих процедур и отдельных операций, выполняемых специалистами различных уровней в определённой, строго заданной последовательности с использованием специфических методов и технических средств [17].

Как указано ранее, а также по данным рисунка 2 видно, что данный алгоритм, по сути, представляет собой поэтапное исследование текущего уровня конкурентоспособности, направленное на определение резервов повышения данного показателя и разработку ряда конкретных мер, нацеленных на его повышение.

Цель оценки конкурентоспособности предпринимательских структур можно определить, как получение достоверной информации для обеспечения процесса принятия решения или руководством предпринимательской структуры, в рамках вопросов стратегии управления конкурентоспособностью и необходимостью ее корректировки, или внешними пользователями, в рамках вопросов разработки и реализации каких-либо конкретных мероприятий по отношению к предпринимательской структуре, включая инвестирование, заключение соглашений и договоров и т. д.

В качестве основных задач, решаемых при оценке конкурентоспособности предпринимательских структур, можно выделить: определение уровня конкурентоспособности на момент исследования, определение закономерностей и тенденций в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур за исследуемый период, определение факторов, оказывающих негативное влияние на показатель конкурентоспособности предпринимательских структур, определение возможных

резервов повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

Механизм обеспечения конкурентоспособности является сложной категорией управления и базируется на технических, экономических, социальных, психологических, правовых, коммерческих, организационных аспектах [18]. По сути, такой механизм - это совокупность различного рода мероприятий и процессов, направленных на достижение конкретных целей. Для достижения поставленных целей управленческому составу предпринимательской структуры необходимо создать модель управления конкурентоспособностью, соблюдая при этом ряд определенных условий, а именно: уровня научно-технического развития и совершенствования, внедрения инноваций и средств автоматизации, стремления к выпуску конкурентоспособного продукта и т. д.

В настоящее время большой популярностью при управлении конкурентоспособностью предпринимательских структур пользуются методы количественной оценки и анализа, методы прогнозирования и планирования, а также ряд маркетинговых методов и методик установления различного рода нормативов. Анализ методов управления конкурентными преимуществами представлен в [3], а методики оценки уровня конкурентоспособности подробно рассмотрены в [14]. Применение таких методов и методик на практике позволяет руководству предпринимательской структурой проводить оценку уровня конкурентоспособности, а также сравнение с предпринимательскими структурами-конкурентами. На основе такого анализа руководство способно принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей в вопросах обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности предпринимательской деятельности и степени удовлетворенности участников рынка.

Основу механизма обеспечения конкурентоспособности составляет взаимосвязь цели и задач системы управления конкурентоспо-

Уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры

(на момент начала исследования)

*

Этап 1. Формулирование требований к исследованию -

постановка целей, определение задач исследования

*

Этап 2. Определение методов исследования

+

Этап 3. Исследование рынка

Этап 4. Подготовка выборки

Этап 5. Сбор данных о предпринимательских структурах -

конкурентах, включенных в выборку

*

Этап 6. Оценка конкурентоспособности исследуемой предпринимательской го

.а о. структуры и выборки конкурентов < ч

о * ■О

гс>

та -© Этап 7. Анализ результатов проведенной оценки X

+

X 3 01 X Этап 8. Изучение запросов потребителей о> ^ т о

со ♦ тз

Этап 9. Поиск резервов обеспечения или повышения уровня

конкурентоспособности предпринимательской структуры в зависимости от цели исследования и определение направлений развития потенциальных конкурентных преимуществ

+

Этап 10. Разработка конкретных мероприятий для обеспечения

или повышения уровня конкурентоспособности

предпринимательской структуры в зависимости от цели исследования

*

Этап 11. Анализ и оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность.

Корректировка мероприятий с учетом внешних и внутренних факторов

Этап 12. Реализация конкретных мероприятий, внедрение рекомендаций

в деятельность предпринимательской структуры

Уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры

(на момент окончания исследования)

Рисунок 2

Алгоритм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Примечание: составлено автором.

Блок 1

Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

▼ ~

Блок 2 Цель: Обеспечение жизнеспособности и устойчивого функционирования предпринимательской структуры при любых экономических, политических, социальных и

других изменениях в его внешней среде

Задачи, связанные с оценкой текущего состояния предпринимательской структуры и уровня ее конкурентоспособности

Блок 3 Задачи механизма

Задачи, направленные на выявление тенденций и закономерностей изменения конкурентоспособности предпринимательских структур данной сферы хозяйственной деятельности

Задачи, направленные на выявление возможных резервов для повышения уровня интегрального показателя конкурентоспособности

Блок 4 Инструменты механизма

Инструменты экономической группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Методы повышения рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности предпринимательской структуры

2. Методы и регламенты управления структурой капитала в условиях экономической нестабильности

3. Программа реорганизации системы учета и анализа затрат

Инструменты информационного обеспечения

1. Программа развития информационного обеспечения оценки и управления конкурентоспособностью предприятия.

2. Программа организационной реорганизации, т. е. создание информационной модели предприятия, комплексно отражающей все хозяйственные операции и объекты, принимающие в них участие, а также все многообразие их взаимосвязей

Инструменты системы управления персоналом

1. Программа повышения эффективности системы подготовки и переподготовки персонала

2. Программа обеспечения стандартов качества и результативности труда

3. Методики оценки и адаптации персонала

4. Программа мотивации и стимулирования персонала

5. Программа кадрового учета

Инструменты конкурентоспособности товара, работы, услуги

1. Программа обеспечения стандартов качества и сертификации продукции, работ, услуг

2. Политика в области ценообразования

3. Программа сервисного обслуживания

4. Методы бизнес-планирования, функционально-стоимостного анализа и другие инструменты совершенствования планово-аналитической работы

5. Бенчмаркинг

6. Сбытовая политика

Инструменты технологической подготовки производства

1. Регламент технологических процессов

2. Программа технологического развития

3. Бенчмаркинг

Рисунок 3

Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Примечание: составлено автором.

собностью с инструментами и средствами, направленными на обеспечение критериев конкурентоспособности [19].

В качестве основных компонентов механизма обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур можно выделить: определение текущего уровня конкурентоспособности, определение инструментов для совершенствования текущего положения и оценку эффективности системы обеспечения конкурентоспособности по определенным критериям. Для наглядного представления механизма обеспечения конкурентоспособности он формализован в виде блок-схемы на рисунке 3. Данный механизм характеризуется разнообразием инструментов и способов их воздействия на конкурентоспособность предпринимательских структур, что определяет целесообразность комплексного использования этих инструментов для обеспечения конкурентоспособности.

Для достижения цели обеспечения конкурентоспособности необходимо решить следующие группы задач:

• задачи, связанные с оценкой текущего состояния предпринимательской структуры и уровня ее конкурентоспособности;

• задачи, направленные на выявление тенденций и закономерностей изменения конкурентоспособности предпринимательских структур данной сферы хозяйственной деятельности;

• задачи, направленные на выявление возможных резервов для повышения уровня интегрального показателя конкурентоспособности.

Инструменты исследуемого механизма, направленные на достижение цели, сгруппированы и разделены на несколько блоков. Разделение произведено в соответствии с принадлежностью инструментов к той или иной области хозяйственной деятельности. При этом выделены следующие группы инструментов:

• инструменты экономической группы;

• информационного обеспечения;

• системы управления персоналом;

• конкурентоспособности товара, работы, услуги;

• технологической подготовки производства.

В рамках каждой группы представлены конкретные инструменты управления конкурентоспособностью предпринимательских

структур, в числе которых присутствуют различные регламенты, программы, политики и методики. Эффективность использования вышеуказанных инструментов для решения задач обеспечения конкурентоспособности может быть оценена в соответствии с представленными на рисунке 3 критериями, а именно: изменение операционной эффективности, стратегического позиционирования, инновационного потенциала, а также относительное изменение модифицированного интегрального показателя конкурентоспособности.

Процесс управления конкурентоспособностью предпринимательских структур направлен на создание и развитие конкурентных преимуществ, а также обеспечение эффектив-

ности предпринимательской деятельности в рамках конкурентного рынка. Иными словами, грамотное управление конкурентоспособностью для обеспечения ее приемлемого уровня открывает для предпринимательской структуры возможности устойчивого развития и функционирования даже при условии различного рода колебаний во внешней среде, в том числе в условиях политических, социальных, экономических и иных изменений.

Использование представленного в настоящей статье механизма обеспечения конкурентоспособности способно повысить конкурентоспособность предпринимательских структур и эффективность предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Тарутько О. А., Румянцева А. Ю., Полищук Е. И. Финансовые факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2017. № 4 (64). С. 259-261.

2. Гусев Д. А. Механизм обеспечения конкурентоспособности продукции // Экономика, социология и право. 2016. № 4-2. С. 17-20.

3. Локтева Е. Ю. Стратегия выбора мероприятий для повышения конкурентоспособности компании // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 5. С. 723-732.

4. Васильев В. В., Васильев А. В., Васильева Е. А., Мишура М. А. Различие механизмов управления конкурентоспособностью предприятия // Системная инженерия. 2015. № 2. С. 114-118.

5. Адельсеитова Э. Б., Смешная С. С. Элементы механизма повышения конкурентоспособности предприятия: сборник статей научных трудов международной научно-практической конференции «Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития». Уфа, 2017. С. 42-45.

6. Стаценко Е. В., Терехова Н. А. Механизм определения уровня конкурентоспособности предприятия // Символ науки. 2016. № 4-1 (16). С. 222-224.

7. Быков В. А., Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 296 с.

8. Комков Н. И., Лазарев А. В. Многоуровневая структура и подходы к оценке экономической категории «конкурентоспособность» // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 3-20.

9. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учеб. пособие [по экономическим специальностям и направлениям] / И. А. Спиридонов; Московский государственный открытый университет, кафедра мировой экономики и маркетинга. М.: ИНФРА-М, 1997. 169 с.

10. Гельвановский М. И. Конкурентноспособность: видимость и суть // Наше дело. 2011. № 6(8). URL: http://pereprava.org/jurnal-pereprava-article/580-zhurnal-nashe-delo-68-2011-konkurentnosposobnost-vidimost-i-sut.html (дата обращения: 20.03.2018).

11. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Основы управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л, 2009. 328 с.

12. Еленева Ю. Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: Янус-К, 2001. 296 с.

13. Кайбалина Н. Б., Макаров В. В. К вопросу анализа и оценки уровня конкурентоспособности предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2017. № 3 (63). С. 93-96.

14. Шагиахметова Э. И., Мухаррамова Э. Р., Кафиатуллина М. А. Конкурентный анализ предприятий промышленности строительных материалов // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 14. С. 2153-2170.

15. Тарутько О. А. Конкурентоспособность предпринимательских структур: факторы и методы оценки: Отчет по научно-исследовательской работе «Исследование, анализ и мониторинг потоков капитала и управление связанными с ними рисками потери финансовой устойчивости и платежеспособности», № гос.регистрации: АААА-Б17-2170522950051-5. СПб., 2017. URL: http://rosrid.ru (дата обращения: 20.03.2018).

16. Кунин В. А., Тарутько О. А. Система показателей конкурентоспособности предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 65-68.

17. Драгун Н. П. Алгоритм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого. 2004. С. 69-76.

18. Шешукова Т. Г., Колесень Е. В. Оценка затрат на исследования и разработки как компонент инновационного потенциала предприятия // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. № 2. С. 25-34.

19. Кунин В. А. Управление рисками промышленного предпринимательства (теория, методология, практика): монография. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2011. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.