УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
УДК 336 БКК 65.9
Гираев В. К. - к.э.н., доцент, ст. научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления. экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства Girayv V. K. - Ph.D., Art. Researcher Research Institute of Management, Economy, Politics and Sociology Dagestan State University National Economy
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
FINANCIAL ASPECTS OF INCENTIVE DEVELOPMENT OF MOUNTAIN AREAS
Исследование посвящено анализу финансовых аспектов, закрепленных в государственных программах по социально - экономическому развитию горных территорий Республики Дагестан. Целью исследования является обоснование необходимости изменения сложившихся подходов к стимулированию развития горных территорий и разработка практических рекомендаций по ускорению их социально-экономического развития с учетом региональных условий и специфики горных территорий Республики Дагестан. Ключевые слова: горные территории, государственные программы, бюджетные источники финансирования, стимулирование внутреннего спроса, субсидии, налоговые льготы, страхование рисков.
Research is devoted to the analysis of the financial aspects enshrined in state programs for socio-economic development of mountainous areas of Dagestan. The study aims to study the need to change existing approaches to stimulate the development of mountain areas and the development of practical recommendations to accelerate their economic and social development, taking into account regional conditions and specifics of mountain territories of the Republic of Dagestan. Keywords: mountain areas, government programs, budget funding sources, stimulating domestic demand, subsidies, tax incentives, insurance risks.
Как известно, Постановлением от 7 ноября 2013 г. №572 в Республике Дагестан была утверждена Государственная Программа (далее-ГП) «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы».
В соответствие с Паспортом Программы, ее целями обозначены: улучшение социально-экономического положения горных территорий Республики Дагестан, повышение благосостояния и качества жизни населения горных территорий, обеспечение устойчивого экономического роста, создание условий для комфортного проживания в горных территориях республики.
Для достижения декларированных целей сформулирован ряд задач, к числу которых относятся:
- анализ и диагностика текущего состояния экономики и социальной сферы горных территорий Республики Дагестан в разрезе основных ба-
зовых экономических комплексов;
- полный учет и охват экономического потенциала горных территорий республики в разрезе основных базовых экономических комплексов;
- разработка комплекса мер и определение механизмов вовлечения имеющегося потенциала горных территорий в экономически активный оборот;
- реализация мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений и улучшение институциональной среды в горной местности, за счет федерального, республиканского и местных бюджетов;
- оказание государственной поддержки в реализации малогабаритных инвестиционных проектов, в основном в реальном секторе экономики;
- стимулирование развития бизнеса в горных территориях республики;
- обеспечение межрайонными качественными автодорожными сетями с целью развития торговых отношений;
- увеличение налогооблагаемой базы;
- сохранение и оптимизация численности населения и населенных пунктов в горной зоне республики;
- создание инновационных центров по организации и интеграции перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителей.
Реализация Программы по срокам предусмотрено в два этапа:
- первый этап - 2014-2016 годы;
- второй этап - 2017-2018 годы.
На первом этапе предусматривается реализация комплекса мер по снятию инфраструктурных ограничений, созданию инвестиционных площадок, обеспечению условий для перевода экономики в режим интенсивного развития.
На втором этапе предполагается осуществить меры по повышению конкурентоспособности экономики горных территорий, сохранению тенденций развития и закреплению модели интенсивного развития.
Оценочными целевыми индикаторами и показателями Программы обозначены:
- рост объемов производства продукции сельского хозяйства к 2018 году относительно 2010 года - в 1,55 раза;
- рост объемов отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) крупными и средними предприятиями - в 3,2 раза;
- рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 1,8 раза;
- увеличение объемов ежегодного ввода жилья - в 1,5 раза;
- рост оборота розничной торговли - в 1,55 раза;
- увеличение среднесписочной численности работников, занятых в малом предпринимательстве, - в 1,95 раза;
- снижение уровня безработицы (по методологии МОТ) - с 25,8% до 10,5%;
- создание новых рабочих мест за весь период реализации Программы — 49800 единиц;
- рост среднемесячных доходов на душу населения - в 6 раз;
- увеличение налогооблагаемой базы;
- ежегодный ввод в оборот сельхозугодий - 15 тыс. гектаров.
Адресная поддержка развития горных территорий в разрезе муниципальных образований за счет средств республиканского и федерального бюджетов предусмотрена в 7 ГП с общим объемом средств в сумме 7711,1 млн. руб., в том числе: федерального бюджета-1829,3 млн. рублей (23,7 %), республиканского бюджета-5881,8 млн. рублей (76,3 %).
В структуре базовых экономических комплексов адресная поддержка горных территорий в разрезе муниципальных образований предусмотрена по следующим ГП:
- агропромышленный комплекс - 2 ГП: «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы» и «Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2012-2016 годы»;
- социально-инновационный комплекс - 2 ГП: «Вакцинопрофилактика в Республике Дагестан на 2011-2015 годы» и «Развитие народных художественных промыслов на 2011-2016 годы»;
- торгово-транспортно-логистический комплекс — 1 ГП: «Развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан на период 2010-2015 годов и до 2020 года»;
- туристско-рекреационный комплекс — 1 ГП: «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан до 2017 года»;
- экология и охрана окружающей среды - 1 ГП: «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан на 2012-2020 годы».
В ГП, реализуемых в промышленном, строительном, топливно-энергетическом комплексах и в области малого предпринимательства, адресное выделение средств на развитие горных территорий в разрезе муниципальных образований не предусмотрено. Выделение средств государственной поддержки на реализацию мероприятий ГП носит заявительный характер.
Для реализации целей и задач развития горных территорий в Программе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на вовлечение имеющегося потенциала горных территорий в экономически активный оборот. За счет средств государственной поддержки планируется реализация мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений социально-экономического развития и улучшение институциональной среды в горной местности, поддержка в реализации инвестиционных проектов (в основном малогабаритных), стимулирование сбыта продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, повышение мотивации сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в горных территориях, к труду, возрождение заброшенных населенных пунктов.
Задачи развития горных территорий носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем по реконструкции и модернизации существующих предприятий, объектов инфраструктуры, обновлению основных фондов, новому строительству, размещению современных гибких производств с инновационным оборудованием на местах, созданию значительного количества новых рабочих мест, вовлечению имеющегося потенциала в экономический оборот.
В качестве основного финансового инструмента обеспечения реализации положений Программы предусматривается применение коэффициентов к ставкам субсидий, выделяемых из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в горной зоне, в том числе расположенных на высоте: от 500-1000 метров над уровнем моря — 10 %; от 1000-1500 метров над уровнем моря - 15 %; от 1500-2000 метров над уровнем моря - 20 %; от 2000 метров над уровнем моря и выше - 25 %.
Казалось бы, утвержденная Программа амбициозна, охватывает практически все сферы экономической деятельности горных территорий, обозначены соответствующие источники финансовых ресурсов, но как говорится «воз и ныне там». В развитии горных территорий, где проживает треть населения Дагестана, не происходит коренного перелома, жизнь населения не меняется в лучшую сторону в результате исполнения программ.
На наш взгляд, фундаментальная причина такого состояния - это оторванность Программы от нужд населения, их потребностей, отсутствие механизмов активизации внутренних источников развития, реального вовлечения самого населения в процессы стимулирования развития горных территорий.
Институциональная трансформация горных территорий, то есть изменения формальных институтов в соответствии с накопившимися изменениями в динамике региональной экономической системы, отстает от потребностей социально-экономического развития республики. Даже в случае полного финансирования, что весьма маловероятно и успешного решения задач, обозначенных в Программе, это есть стратегия догоняющего развития, не приводящая к изменению экономической среды горных территорий.
Предложенная программа реализует концепцию «равномерного размещения производительных сил», имеющего мало общего с действительно рыночными механизмами стимулирования развития территорий. Вместо этого следует использовать рыночный подход, доказавший свою состоятельность в развитых странах, суть которой заключается в реализации концепции «использования сравнительных преимуществ», где основными объектами развития должны стать те территории и производства, которые имеют наибольший потенциал экономического роста. Исходя из этого, необходимо не распылять финансовые ресурсы по принципу «всем сестрам по серьгам», а централизовать в тех сферах, которые способны давать быструю отдачу и окупаемость.
Отсутствие четких правил регулирования экономических отношений являются барьером в таких сферах, как привлечение инвестиций, кредитование, страхование предпринимательских рисков в сельском хозяйстве и т.д. Отношения предпринимателей и самозанятого населения с местной властью в ряде районов так же являются сложными и противоречивыми. Несмотря на то, что малое предпринимательство принимает активное участие в решении экономических и социальных проблем на местном уровне, оно оказывается в полной зависимости от бюрократи-
ческого аппарата в лице чиновников местных администраций. Программа сохраняет сложившуюся противоречивую среду, не снимает административные барьеры и не меняет сложившиеся порочные институциональные подходы к стимулированию развития горных территорий.
Стержнем государственной политики развития малого предпринимательства в горных территориях республики должно стать формирование условий для роста внутреннего регионального спроса на продукцию и услуги сферы малого предпринимательства в тесной кооперации с приоритетными проектами развития, промышленной политикой республики, политики импортозамещения и поддержки отечественного производителя, особенно в сфере сельского хозяйства.
Регулирование развития горных территорий в Дагестане должно быть тесно связано с постепенным их открытием для межрайонных и межрегиональных экономических связей, преимущественно за счет постепенного развития системы межрайонных рынков сбыта продукции. Сельский житель трудолюбив, он привязан к земле и способен работать. Главная проблема предпринимателей и самозанятого населения - это сбыт произведенной продукции. И в этом государство должно им помочь путем формирования современных транспортно-логистических центров, налаживания полноценного эквивалентного обмена между городом и деревней.
Постепенный рост числа межрайонных рынков сбыта должно повлиять на ускорение экономических преобразований во внутренних районах. Одновременно необходимо проводить стимулирование межтерриториального и межрегионального обмена с использованием инструментов бюджетного субсидирования готовой продукции. То есть, следует субсидировать полученный результат, а не гипотетически ожидаемый процесс производства. При этом следует активно внедрять механизмы страхования сельскохозяйственного производства от возможных рисков.
Фундаментальная задача стимулирования развития горных территорий состоит в изменении структуры экономики и повышении занятости. Меры государственного регулирования должны включать не только субсидии, но и налоговые льготы предпринимателям, организующим новые рабочие места. То есть субсидировать следует не столько производство продукции, сколько создание рабочих мест. Этот подход следует использовать и при установлении налоговых льгот.
Для контроля за целевым использованием субсидий и налоговых льгот следует создать комиссии из представителей Правительства, налоговых органов, муниципалитетов, общественных организаций и представителей бизнес-сообщества конкретных территорий. Результаты контрольной деятельности обязательно следует обнародовать в местных средствах массовой информации и должны стать предметом серьезного обсуждения в Правительстве республики для внесения корректив.
Список литературы: 1. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. №10. - с. 924- 927.
2. Абдулманапов С.Г., Нестерова А.М. Приоритеты социально-экономической политики в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2012. №49. -с. 54-58.
3. Абдулманапов С.Г. Интеграционные процессы в регионах СевероКавказского федерального округа // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. №3. - с. 40-52.
4. Галбацдибирова М.А. Социально-экономическое развитие горных районов Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №11(194). - с. 35-41.
5. Кутаев Ш.К. Фактор занятости в развитии экономики депрессивного региона. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2005. - 160 с.
6. Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Кластерное развитие экономики региона: теоретические возможности и практический опыт // Экономика региона. 2007. №4. C. 40-52.
7. Хаджалова Х.М. Повышение качества жизни как условие обеспечения социальной стабильности региона. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2008. - 360 с.
8. Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. 2001. №3. - с.75-80.