Научная статья на тему 'Финансовые аспекты совершенст- вования основных производственных фондов коммунальных предприятий'

Финансовые аспекты совершенст- вования основных производственных фондов коммунальных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты совершенст- вования основных производственных фондов коммунальных предприятий»

г ни февраль ш

ПРОБЛЕМЫ. ПРОГНОЗЫ. МНЕНИЯ

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФННДПВ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

H.A. ПЛАТОНОВА

Финансовая академия яри Правительстве Российской Федерации

Совершенствование системы управления финансов коммунальных предприятий необходимо, во-первых, в связи с проведением реформы жилищно-коммунального комплекса, во-вторых, вследствие общих изменений экономической ситуации в России и формирования рыночных принципов хозяйствования. Макроэкономические преобразования и развитие рыночной экономики формируют общие принципы функционирования предприятий, систему финансовых отношений между предприятиями, между предприятиями и бюджетной системой и т.д.

Рост износа основных производственных фондов, недостаток вложений в производственно-техническую базу коммунальных предприятий для поддержания в рабочем состоянии имеющихся и строительства новых инженерных сетей и оборудования ведет к разрушению муниципального имущества и коммунальной катастрофе, а также к росту социального недовольства. При этом восстановление разрушенных объектов коммунальной сферы потребует значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов и длительного времени.

Особенностью анализа использования основных фондов коммунального хозяйства является то, что у большинства коммунальных предприятий основные производственные фонды, как уже неоднократно писали многие авторы, в значительной мере устарели физически и морально, о чем свидетельствуют данные1, представленные в табл. 1. Несмотря на то, что в структуре затрат доля амортизационных отчислений за последние шесть лет незначительно колеблется (от 6,3 до 7,1%), показатели степени износа возрастают с 43,6% в 1996 году до 44,8% в 2001 году, что соответствует

общеэкономической ситуации в стране: степень износа в целом по национальной экономике' выросла с 36,3% в 1996 году до 40,4% в 2001 году, что свидетельствует об ухудшении состояния производственно-технической базы экономики в целом и коммунального хозяйства, в частности.

1 Данные предоставлены информационно-издательским центром «Статистика России»

2 Источник данных здесь и далее по тексту: Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб./Ред. кол.: В.Л. Соколин (председ.), Э.Ф. Баранов, В.И. Галицкий и др. - М.: Госкомстат России, 2002.398 с.

Таблица 1

Показатели износа основных производственных фондов в целом по коммунальному хозяйству и по отдельным видам основных фондов хозяйства за 1996-2001 годы

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Степень износа фондов основного вида деятельности, % 43,6 44,5 41,4 42,3 42,5 44,8

из них: здания 27,4 27,8 23,7 24,6 25,5 29,9

сооружения 46,6 47,2 45,0 46,5 46,5 47,6

машины и оборудование 52,2 53,7 54,0 52,6 51,7 48,7

транспортные средства 47,3 50,2 52,5 53,4 52,8 51,5

производственный и хозяйственный инвентарь 39,0 36,9 42,9 32,3 34,0 43,4

прочие основные фонды 45,3 46,9 43.7 44,5 45,1 44,9

НИ*1РМД|И1НЯВ ДИДДИТИЧЕСКИЙ ХУРНДД ДАЙДЖЕСТ4ИИДИСЫ

17

г (981 вЕЙРШ 2003

1РШЕМЫ. 1Р0ГИЗЫ. MIEIII

Анализ динамики степени износа отдельных видов основных производственных фондов показывает, что наиболее изношенными являются транспортные средства, машины и оборудование, сооружения.

Однако приведенные цифры износа основных производственных фондов коммунального хозяйства не отражают фактического состояния производственно-технической базы отрасли, о чем свидетельствует увеличение количества аварий в пять раз за последние годы. Например, число аварий на 100 километров тепловых сетей в 2000 году достигло 200 (!)3. Амортизационные отчисления по коммунальным предприятиям производятся по единым нормам и нормативам, поэтому показатель износа 44,8% в 2001 году характеризует нормативную величину износа. Однако реальный срок службы, например, сооружений (более 60% в структуре основных фондов коммунального хозяйства), в состав которых входят передаточные устройства (в коммунальном хозяйстве - это инженерные сети), намного ниже нормативных 25 лет.

Разработка и проведение сбалансированной амортизационной политики до настоящего времени остается одним из наиболее слабо реализу-N емых направлений финансовой работы не только для коммунальных предприятий, но и для большинства российских предприятий. В наибольшей мере данная ситуация влияет на состояние производственно-технических предприятий, образованных более десяти лет назад. Амортизационные отчисления часто используются не на восстановление основных производственных фондов, а на другие нужды. Современное состояние большей части российских предприятий характеризуется недостаточностью собственных финансовых ресурсов для инвестиций в основной капитал, недоступностью заемных финансовых ресурсов вследствие их большой стоимости, высокой степенью кредитного риска и низкой инвестиционной привлекательностью.

Кроме того, высокие затраты на ремонт, значительные суммы амортизационных отчислений увеличивают себестоимость услуг, снижают рентабельность производства, а также уменьшают конкурентоспособность российских товаров.

Для предприятий, в структуре имущества которых основные производственные фонды преобладают, и, в частности, для коммунальных предприятий инвестиционная и амортизационная политика должна быть основной составляющей финансовой политики предприятия.

Для сохранения и улучшения состояния имеющейся производственной базы коммунальных предприятий, а также для строительства новых, более производительных и эффективных объек-

1 Полежаев Л.К. Новый подход к реформе ЖКХ // ЖКХ. — №7,2001. - С. 6-10.

тов коммунальной инфраструктуры необходима согласованная работа и финансовых служб предприятий, и органов местного самоуправления, являющихся собственниками данного имущества.

Процессу разработки амортизационной политики коммунальных предприятий должны предшествовать мероприятия по пересмотру существующих норм амортизационных отчислений и проведение переоценки основных производственных фондов для определения их реальной стоимости, что отразится и на величине амортизационных отчислений. Первое направление относится к компетенции органов государственной власти (согласованная работа Министерства финансов Российской Федерации, Госстроя РФ и др.). Второе может быть реализовано на уровне муниципалитета совместной деятельностью органов местного самоуправления и самих предприятий с привлечением к работе независимых оценщиков и аудиторов.

Существующие в настоящее время нормы амортизационных отчислений рассчитаны на достаточно длительный срок службы основных фондов коммунальных предприятий. Например, для передаточных устройств, доля которых в структуре коммунальных предприятий достигает 60%, срок службы установлен в 20-25 лет. Но фактические показатели капитального ремонта и полной замены инженерных коммуникаций (один раз в четыре-пять лет, а не в 20-25 лет) свидетельствуют о необходимости пересмотра норм амортизационных отчислений. Кроме того, если срок службы инженерных сетей рассчитан на 20-25 лет, это означает, что ежегодно коммунальные предприятия должны полностью менять 4-5% сетей, находящихся на их балансе, фактически меняются не более 1-2%.

Очевидно, что предлагаемый пересмотр норм амортизационных отчислений в сторону увеличения приведет к росту себестоимости производимых услуг и, следовательно, повышению тарифов на коммунальные услуги. Однако отметим одну особенность начисления и использования амортизационных отчислений и учета ремонтных работ по инженерным коммуникациям: существующая система учета затрат на текущий ремонт и капитальный ремонт инженерных сетей такова, что при проведении ремонтных работ (плановых или аварийно-восстановительных) заменяется отдельный участок трассы, а не вся инженерная сеть как единица основных средств. Поскольку вся стоимость ремонтных работ относится на себестоимость услуг и включается в тариф на услуги, то проведенные работы не изменяют балансовой стоимости инженерных коммуникаций. В итоге при таком порядке учета затрат через несколько лет складывается ситуация, когда отдельные сети практически полностью заменены, а их стоимость не изменилась.

II

М191РУА|11111 Ш11Т1ЧЕС111 ХУРШ ДАЙДЖЕСТ «HIAICU

изишнтьтз

Сумма накопленной амортизации, начисленной на инженерные сети, должна расходоваться на восстановление изношенных объектов, но поскольку замена инженерных сетей происходит постепенно, по отдельным участкам трасс, и классифицируется как капитальный или средний ремонт, то амортизационные отчисления по этим объектам инженерных сетей не используются по назначению, а чаше всего направляются на другие статьи расходов. В результате при расчете тарифов на коммунальные услуги в состав себестоимости включаются и затраты на ремонт трасс, и амортизационные отчисления по ним, что в конечном счете оплачивают потребители, при этом состояние инженерных коммуникаций остается неудовлетворительным.

Автор статьи считает экономически обоснованным внести некоторые изменения в систему учета затрат на ремонт инженерных сетей: на основе фактических данных о ремонтных работах (а по сути, замене отдельных участков сетей) за последние годы пересмотреть нормы амортизационных отчислений по данным объектам основных фондов и увеличить существующие нормы до 10-12% в год (вместо существующих 4%), при этом считать ремонтные работы, проводимые по перекладке трасс работами по восстановлению основных фондов, то есть капитальными вложениями.

Основные средства, относящиеся к другим группам классификации основных фондов, не являются специфическими для коммунальных предприятий. Однако основной проблемой для всех групп основных средств данных предприятий являются высокая степень износа и недостаточность финансовых ресурсов для их обновления. Кроме того, даже те средства, которые включаются в затраты предприятий в виде амортизационных отчислений и возвращаются в составе выручки от реализации услуг, не используются в полном объеме по назначению, то есть на воспроизводство, что ведет к ухудшению состояния производственно-технической базы отрасли.

Проблема нецелевого использования сумм накопленных амортизационных отчислений является общей для российских предприятий, но поскольку предоставление коммунальных услуг является общественно необходимым производством и отражает уровень жизни населения, то техническое состояние коммунальных предприятий определяет количество, качество, экологическую безопасность предоставляемых услуг. Среди экономистов существует мнение о необходимости выделения в составе выручки средств в объеме начисленной амортизации отдельной строкой, что позволит закрепить данный источник финансирования только для воспроизводства основных производственных фондов и не допустить дальнейшего «проедания» данных средств на другие расходы.

швдмьшнппшшт

С проблемой целевого использования амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств тесно связаны вопросы расчета экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги и формирования ценовой политики коммунальных предприятий.

Очевидно, что для сохранения и восстановления основных фондов коммунальных предприятий и для прекращения нецелевого использования амортизационных отчислений целесообразно выделение суммы амортизационных отчислений отдельной суммой в составе доходов от реализации услуг для формирования фонда капитальных вложений, который должен быть использован только на восстановление и развитие производственно-технической базы предприятия.

Введение амортизационной компоненты позволит коммунальному предприятию рационально и по назначению использовать полученные средства для капитальных вложений, для органа местного самоуправления данная величина будет являться показателем минимальных потребностей коммунального комплекса города, района для восстановления основных фондов.

В развитие существующих мнений о выделении амортизационной составляющей в составе выручки от реализации и предложений об аккумулирования средств накопленной амортизации на отдельном счете, автор настоящей работы предлагает разработать порядок использования сумм накопленной амортизации, когда коммунальное предприятие самостоятельно:

1) составляет план фонда накопленной амортизации на текущий год;

2) определяет потребности капитальных вложений и сопоставляет величины данных затрат с суммой накопленной амортизации;

3) расходует суммы накопленной амортизации на капитальные вложения;

4) оперативно управляет фондом амортизации.

Целью данных мероприятий является целевое, рациональное и эффективное использование амортизационных отчислений. Автор также предлагает предусмотреть систему наказаний за нецелевое использование сумм амортизационных отчислений для предприятий, например в виде уплаты налога на имущество предприятий 4.

Определение реальной, рыночной стоимости имущества, которым располагает предприятие, имеет огромное значение, поскольку предприятие, сравнивая средние рыночные цены на аналогичное имущество, показатели производительности и рыночную стоимость собственного имущества, оценивает свое положение на рынке анало-

4 Прим. автора: Коммунальные предприятия освобождены от уплаты налога на имущество в части тех видов основных производственных фондов, которые непосредственно участвуют в производстве и реализации коммунальных услуг.

1ШРМАЦ11110 А1АА1Т1ЧЕС11Й «ШАЛ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

19

2 (981ФЕВРАЛЬ 2893

ПРОБЛЕМЫ. 1Р0ГВ03Ы. МНЕНИЯ

гичных товаров, эффективность производства, необходимость инвестиций и их размер. Кроме того, определение рыночной стоимости имущества и самостоятельно формируемая предприятием политика в области основных производственных фондов позволят осуществлять ту амортизационную и инвестиционную политику, которая соответствует потребностям и задачам предприятия, поскольку амортизационные отчисления включаются в состав затрат и их величина зависит от балансовой стоимости имущества, следовательно, амортизационные отчисления — не только источник затрат на восстановление основных фондов, но и резерв снижения затрат.

Именно по этим причинам необходимо определение рыночной стоимости основных фондов коммунального комплекса. Однако для предприятий коммунального хозяйства процедура переоценки имущества для определения реальной стоимости имеет ряд особенностей, поскольку большая часть имущества коммунальных предприятий не может быть продана на рынке оборудования, во-первых, в силу технологической специфики, во-вторых, из-за высокой степени износа и низкой производительности, в-третьих, имущество является муниципальным (следовательно, не может быть продано без согласия собственника). Для проведения данной процедуры необходимо создание специализированной комиссии, состоящей не только из представителей коммунальных предприятий и органов местного самоуправления, но также независимых оценщиков, аудиторов, представителей служб заказчика и товариществ собственников жилья (если созданы).

В составе затрат данных предприятий большую долю составляют затраты на ремонт (капитальный, средний, текущий, аварийно-восстановительный). Средний, текущий и аварийно-восстановительный ремонты экономически целесообразно проводить хозяйственным способом, причем для осуществления данных ремонтных работ необходимы наличие квалифицированного ремонтного персонала и соответствующей техники. Затраты на содержание собственной ремонтной службы значительно ниже, чем затраты на ремонт, связанные с привлечением подрядных организаций. Кроме того, собственная ремонтная служба может оказывать услуги другим предприятиям и организациям, что позволит получить дополнительный источник доходов для коммунальных предприятий.

Привлечение для выполнения различных ремонтных работ подрядных организаций в настоящее время сопровождается значительными нарушениями и финансовыми махинациями, поскольку чаще всего привлекаются «свои» подрядчики, в результате чего договорная стоимость выполняемых ремонтных работ необоснованно завышает-

ся. Кроме тою, к подобным подрядчикам, как правило, выдвигаются более низкие требования к качеству и срокам выполняемых работ. В конечном счете, затраты на данные работы относятся на конечных потребителей услуг, а качество выполненных работ достаточно низкое, что означает меньший срок службы отремонтированных объектов основных фондов.

Таким образом, привлечение «своих» подрядчиков, а также завышение сметной стоимости расхода материалов при проведении ремонтных работ собственными силами ведет к тому, что значительная часть денежных средств, которые поступают в оплату коммунальных услуг, попросту разворовывается. При этом затраты на проведение ремонта основных фондов относятся на себестоимость услуг и, следовательно, оплачиваются потребителями. По сути, потребители финансируют новые дачи и машины руководства коммунальных предприятий. В то же время большая часть коммунальных предприятий остается убыточной, о чем свидетельствует доля убыточных предприятий в общем числе коммунальных предприятий -более 50% (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес убыточных коммунальных предприятий в общем числе предприятий коммунального хозяйства за 1996-2001 годы5

Годы Удельный вес убыточных предприятий, %

1996 53,8

1997 46,4

1998 52,5

1999 54,6

2000 53,9

2001 51.3

Создание собственной ремонтной службы, обеспеченной необходимой техникой, инструментом, позволяет избежать подобных злоупотреблений. Конечно, создание собственной ремонтной службы не является гарантией того, что в сметах расхода материалов будут занесены реальные цифры и стоимость работ не будет завышаться.

Отметим, что не все виды работ, в частности некоторые виды капитального ремонта, а также работы по реконструкции объектов коммунального хозяйства можно выполнить хозяйственным способом, поскольку для этих работ применяется узкоспециализированное оборудование, необходимы привлечение специалистов и получение лицензий на проведение отдельных видов работ.

Искоренить практику «закапывания» средств может, например, введение конкурсных торгов на проведение ремонтных работ среди подрядчиков.

5 Данные предоставлены информационно-издательским центром ♦Статистика России» Госкомстата РФ

20

1М1ЫЩ11111 Я1М1ТПЕСМ1 ЖУРШ ДАЙДЖЕСТ *Ш1СЫ

2 (081 ФЕВРАЛЬ 2003

ПРОБЛЕМЫ. ШГ103Ы. МНЕНИЯ

имеющих необходимые лицензии на право осуществления тех или иных видов ремонтных работ. При этом победителем конкурса будет считаться тот подрядчик, который при прочих равных условиях (т.е. при соблюдении определенных сроков проведения работ и необходимого качества работ) предложит меньшую стоимость работ. Среди предприятий, осуществляющих ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, конкуренция возможна, именно в этой сфере необходимо функционирование рыночных принципов деятельности, ценообразования. При этом ко всем участникам торгов должны применяться единые требования к профессиональному составу работников, уровню технического оснащения.

Кроме того, проведение технологического и финансового аудита затрат коммунальных предприятий и тарифов на коммунальные услуги, проводимых при участии независимых экспертов, позволит снизить вероятность необоснованных затрат, в том числе и умышленно произведенных.

Управление основными фондами коммунального хозяйства является одним из направлений аналитической работы органа местного самоуправления. Данные фонды являются муниципальным имуществом, муниципальные власти, опираясь на данные анализа производственно-технической базы коммунальных предприятий, составляют план развития района (города, населенного пункта), инвестиционные программы, определяют потребности ЖКХ района в финансовых ресурсах на реконструкцию, текущее обслуживание. Особенностью организации финансовой работы

коммунальных предприятий является необходимость увязывания показателей финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий с потребностями района и возможностями местного бюджета.

Сохранение недостатков во взаимоотношениях между органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями тормозит реализацию реформы жилищно-коммунального комплекса на уровне муниципальных образований, а также оказывает влияние на формирование устойчивого негативного восприятия данной реформы населением.

До тех пор, пока руководителями коммунальных предприятий и руководителями районных администраций не осознаны тесная взаимосвязь и взаимозависимость муниципальных предприятий и органов местного самоуправления и местного бюджета, пока не ведется совместная работа по составлению местного бюджета в части финансирования коммунальных предприятий и определению потребностей отдельных предприятий и района в целом, финансовая политика органов местного самоуправления не будет сбалансирована и останется зависимой от изменений тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а для коммунальных предприятий сохранятся высокая зависимость от состояния местного бюджета и риск невозмещения части расходов в случае увеличения цен на электрическую энергию, материалы. В конечном счете расплачиваться за ухудшение качества услуг и состояние основных производственных фондов приходится потребителям.

1тгаА|11Н0 А1АА1ТПЕМ1Й журиад ДАЙДЖЕСТ (НАВСЫ

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.