экспертов-бухгалтеров; Институт аудиторов Германии; Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России; Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов; Международная федерация бухгалтеров; Европейская ассоциация бухгалтеров [9-16].
Профессиональная компетенция, согласно Рекомендациям по программе повышения квалификации бухгалтеров - это разноплановый процесс постоянного профессионального развития, который предусматривает формирование и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, а также понимание специалистами закономерностей воспроизводственных процессов в экономике во взаимосвязи с развитием политических, культурных и других общественных явлений [5].
Анализируя рынок бухгалтерских услуг в Украине можно утверждать, что с одной стороны, предложение на экономические и правовые отношения на национальном и международном уровне постоянно находятся под влиянием глобализации, что характерно для современного этапа многовекового процесса международной интеграции политической, экономической, финансовой и культурной жизни. Однако не следует забывать, что права регулирующего экономическую деятельность, в связи с глобализацией и интернационализацией экономики постепенно перемещаются с национального уровня на международный.
Хотя в Украине уже и заложены профессиональные институциональные основы повышения квалификации бухгалтеров, однако в целом они не выполняют задач по регулированию учета. По нашему мнению, данный процесс должно контролировать именно государство. Только при объединении усилий профессиональных бухгалтерских организаций и соответствующих государственных органов власти в Украине будет успешно проходить процесс сертификации бухгалтеров.
Повышение квалификации бухгалтеров должно происходить при непосредственном участии бухгалтерских организаций. Это в свою очередь, обеспечит рост престижа бухгалтерской профессии и материального благополучия ее представителей, а
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРН
также способствует гармонизации украинской системы профессиональной подготовки бухгалтеров по международным стандартам и усилению контроля за соблюдением норм профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов.
Источники
1. Иванникова, Н.А., Шпак, А.С. Проблемы образования в условиях глобализации // Формування стратеги конкурентоспроможност освiти в репонг Матерiали реп-ональноТ науково-методичноТ конференций - Дыпропет-ровськ: ДНУ, 2004. - С. 112-113.
2. Кирейцев, Г.Г. Глобализация экономики и унификация методологии бухгалтерского учета [Текст] / Г.Г. Юрейцев // Научный доклад на 6-ой Международной научной конференции «Научные исследования в сфере бухгалтерского учета, контроля и анализа: теоретико-методологическое значение и направления дальнейшего развития», Житомир, 18-19 октября 2007 г. - Житомир: ЖГТУ, 2007. - 68 с.
2. Осторвский, О.М., Ковалев, В.В. Интеграция России в международное бухгалтерское сообщество // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 5. - С. 73-78.
3. Панков, Д.А. Методы совершенствования отчетности в условиях глобализации и инфляции // Вюник ЖДТУ. Еко-номiчнi науки. - 2003. - № 25. - С. 67-89.
4. Рекомендаци щодо програми пщвищення квалiфiкацп бухгалтерiв: Додаток до листа МУстерства фЫанав УкраТни вщ 27.01.2006 р. №31-34000-16-5/1441 // Бухгалтерский облк i аудит.- 2006. - № 4.
5. Стражев, В.И. Проблемы развития теории бухгалтерсь-кого учета в условиях глобализации экономики // Вюник ЖДТУ. Економiчнi науки. - 2003. - № 25. - С. 16-19.
6. Чижевська, Л.В. Бухгалтерський облк як профеайна дiяльнiсть: теорiя, оргаызаця, прогноз розвитку [Текст]: монографiя / Л.В. Чижевська. - Житомир., 2007. - 528 с.
7. Чумаченко, Н.Г. Развитие управленческого учета в Украине // Свп- бухгалтерского облку. - 1998. - № 10 (16). -С. 2-9.
8. http://www.aicpa.org
9. 10.http://www.accaglobal.com
10. http://www.experts-comptables.org
11. http://www.idw.de
12. http://www.ifac.org
13. http://www.eaa-online.org
14. http://www.ipbr.ru
15. http://www.eccaa.org
АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
П.А. Стецюк, д.э.н., гл. науч. сотр. ННЦ «Институт аграрной экономики»
Рыночные трансформации явились наиболее мощным фактором изменения траектории развития аграрного сектора украинской экономики. Оценивая происшедшие, можно отметить, что протекание процессов экономических модификаций носило скоропо-спешный, непоследовательный и труднопрогнозируемый характер. Формирование новых институтов и механизмов хозяйствования во многом проводилось без учета существующих возможностей и создания необходимых условий, компенсирующих отрицательные последствия демонтажа элементов централизованной экономики. Несмотря на новизну и отсутствие аналогов предстоящих изменений, экономистами-аграрниками были предложены схемы и модели системных трансформаций, реализация которых позволила бы избежать многих катастрофических последствий. Однако они не нашли должного отображения в аграрной политике государства.
Рыночные реформы в Украине проводились на основе монетаристской концепции государственного регулирования. Это стало доминирующим фак-
тором формирования внешней экономической среды. Политика дерегуляции, декларируемой целью которой было создание равных и конкурентных условий деятельности предприятий разных форм собственности, в первую очередь, проявилась в либерализации цен. Свобода ценообразования распространялась на большинство ассортиментных групп товаров, работ и услуг внешнего происхождения, которые потребляются в сельскохозяйственном производстве. При этом производители ресурсов придерживались тактики опережающего роста цены на их продукцию в сравнении с ожидаемыми темпами инфляции. В такой ситуации компенсацией могло бы стать адекватное повышение цен на сельскохозяйственную продукцию или существенный рост объемов государственной финансовой поддержки предприятий отрасли. Однако в силу разных обстоятельств подобного не произошло.
Следствием реализованного сценария экономических реформ стало резкое снижение количественных и качественных параметров ресурсного по-
тенциала аграрного производства и ухудшение результативных показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий. Сегодня более 90% основных средств в сельском хозяйстве эксплуатируются не меньше одного амортизационного срока, трудовые ресурсы отрасли сократились в несколько раз, а значительные площади сельскохозяйственных угодий не используются.
Существующая ситуация обусловлена отсутствием достаточных объемов собственных финансовых ресурсов. База их формирования непосредственно связана с финансовыми результатами деятельности предприятий. В 2009 г. почти треть всех сельскохозяйственных предприятий были убыточными, а сумма их консолидированного убытка составляла 6,5 млрд грн. При этом убыточность растет более высокими темпами, чем доходность в тех предприятиях, которые получают положительный финансовый результат.
Дефицит оборотных средств для обеспечения нормального производственного процесса в растениеводстве составляет почти 60 млрд грн., а в животноводстве - около 45 млрд грн. Не смотря на то, что объемы инвестирования в основной капитал постоянно растут, они не обеспечивают даже простого воспроизводства основных средств. При этом их доля в совокупных инвестициях варьирует в пределах 5-7%. Сельское хозяйство Украины получает лишь 2% зарубежных инвестиций.
В результате этого произошло снижение финансового потенциала и уровня финансовой адаптивности предприятий аграрного сектора украинской экономики. Любые изменения во внешнем финансовом окружении ощутимо сказываются на их производственной и инвестиционной деятельности.
Сегодня для большинства специалистов очевидно, что подавляющая часть функционирующих в сельском хозяйстве предприятий самостоятельно не способны обеспечить уровень финансовой адаптивности, обеспечивающий их конкурентоспособность и экономическое развитие. Отрицательное влияние в этом контексте имеет и недавнее вступление Украины в члены Всемирной организации торговли.
Все это требует модернизации аграрной политики и, в первую очередь, ее финансовой составляющей.
Бюджетное финансирование аграрного сектора в Украине развивалось достаточно сложным путем. После начала рыночных реформ происходило постоянное снижение его объемов. Это обусловлено тем, что активные сторонники политика дере-гуляции категорически отрицали необходимость государственной поддержки предприятий реального сектора экономики. А с другой стороны - возможности государственного и местных бюджетов были достаточно ограниченными, что и проявилось в тенденции к постоянному сокращению объемов финансовых ресурсов, которые выделялись на поддержку отраслей агропромышленного комплекса.
Такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года. С этого времени начинается заметный рост бюджетного финансирования сельского хозяйства и связанных с ним отраслей экономики. Установленная тенденция сохранялась до момента вступления Украины в ВТО. В 2008 г. объем расходов государственного бюджета на аграрное развитие достиг 11,2 млрд грн. (около 1,5 млрд долл. США). Однако в следующем году он снизился более чем на 30%. Помимо выполнения международных обязательств,
сказалось влияние мирового финансового кризиса, а также непоследовательность аграрной политики. Ее модернизация, по нашему мнению, требует изменения доктринальных представлений о механизмах функционирования рыночной экономики.
Сегодня для многих специалистов в качестве главных конститутивных атрибутов рыночной экономики выступают частная собственность и «невидимая рука» рынка. Относительно последней лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц показал, что она «не просто не видна, но и что ее вообще нет, или же, если и есть, то она абсолютно немощна». Сегодня мало кто из западных экономистов оспаривает это мнение. Что же касается собственности, то во многих странах законодательно установлен высший приоритет менеджера относительно собственника, а функция управления отделена от функции владения.
Другим конститутивным атрибутом рыночной экономики является конкуренция. Это хорошо известный постулат. Однако на практике отмечается существенная диспропорция в плане создания равных конкурентных условий. По отдельным видам продукции украинские сельхозтоваропроизводители получают лишь половину ее рыночной стоимости. Вследствие этого происходило постоянное существенное снижение доли сельского хозяйства в конечной розничной цене продуктов питания и другой продукции на основе сельскохозяйственного сырья.
В нормальных экономических условиях рынок сельхозпродукции является высоко конкурентным. Учитывая это обстоятельство, сельскохозяйственные предприятия очень уязвимы в плане финансового и другого давления, как поставщиков материально-технических средств, так и покупателей их продукции. Для изменения ситуации требуется политическая воля и твердая позиция государства. Решению проблемы может способствовать отдельный закон, с установлением более жестких критериев и форм подтверждения монопольных действий относительно сельхозтоваропроизводителей, а также адекватной экономической ответственности. Усилению антимонопольной защиты будет способствовать развитие производственной и обслуживающей кооперации.
Еще одним аспектом определения рыночного механизма является вопрос об экономической позиции государства. По многим параметрам сельское хозяйство является приоритетной отраслью экономики для любого государства, а отказ от его поддержки и защиты всегда чреват существенными отрицательными экономическими и социальными последствиями. Поэтому существует объективная необходимость его государственной поддержки с привлечением всех имеющихся возможностей.
Таким образом, активная аграрная политика государства и создание благоприятных макроэкономических условий является необходимым базисом формирования и развития финансового потенциала и финансовой адаптивности сельскохозяйственных предприятий.
Внешнее финансовое окружение функционирования аграрного сектора является необходимым условием его устойчивого развития. Финансовая адаптивность предприятий проявляется в возможности осуществлять внутреннюю перестройку в соответствии с действием динамичных агентов внешнего финансового окружения. Истоками финансовой адаптивности выступают внутренние факторы и возможности предприятия. Среди них наиболее
существенное значение имеют наличие собственных финансовых ресурсов, возможность генерировать позитивные чистые денежные потоки, обеспечение доходности производства, финансовая устойчивость и ликвидность. Они составляют основу его реакции на изменения во внешней финансовой среде и компенсируют их негативное влияние, что обеспечивает эффективность производственной и инвестиционной деятельности .
Приемлемый уровень финансовой адаптивности достигается путем целенаправленного влияния на систему определяющих внутренних финансовых факторов и имеет своей целью поддержку запланированных финансовых индикаторов в состоянии динамического равновесия или их предсказуемого изменения для обеспечения качественно нового роста и развития.
Основным регулятором финансовой адаптивностью является механизм, который включает комплекс мероприятий нормативно правового, организационно управленческого и финансово-экономического характера, а также планомерные действия по корректировке, локализации и компенсации влияния нестабильных финансовых агентов с целью повышения эффективности финансовой деятельности предприятия.
Влияние на финансовую адаптивность осуществляется в ходе реализации финансовой стра-
ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОЙ ПОЛ
тегии, которая детализируется в элементах финансовой политики и находит свое отображение в финансовых планах предприятия.
В этом контексте важное значение имеет государственная политика стимулирования внутренних трансформаций сельскохозяйственных предприятий, для реализации которой существует обширный арсенал форм и методов. Среди них следует выделить такие как развитие аграрной науки и образования, расширение сети консультационных и информационных центров и т. п .
Таким образом, повышение уровня финансовой адаптивности предприятий аграрного сектора достигается на основе конструктивного сочетания влияния на внутренние финансовые факторы и оперативного использования благоприятных возможностей, которые существуют во внешнем финансовом окружении. Сочетание указанных сфер регулирования создает возможности для комплексного влияния на финансовую адаптивность сельскохозяйственных предприятий и достижение максимального эффекта в этом процессе. Реализация этих возможностей обуславливает необходимость активизации аграрной политики в направление стимулирования развития финансового базиса производственной и инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий.
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В.М. Онегина, д.э.н., проф., зав. каф. Харьковского национального технического университета
сельского хозяйства им. П.Василенка
Глобализация как процесс расширения, углубления и ускорения взаимосвязей в мировом пространстве, роста открытости и взаимозависимости стран, формирования общих принципов организации экономической деятельности и однотипных институтов, нового качества целостности мировой экономической системы оказывает все большее влияние на социально-экономическое развитие стран. Несмотря на значительное разнообразие оценок глобализации: от апологетики до отрицания положительной роли в развитии отдельных стран и мирового сообщества; от понимания как процесса, который содействует повышению эффективности экономической деятельности и росту общественного благосостояния, до акцентов на росте господства и выгод транснациональных корпораций или отдельных стран - глобализация стала реалией экономической жизни.
Глобализация изменяет ресурсные, технологические и продуктовые ограничения национальных экономических систем, приводит к существенным изменениям в способах достижения целей экономической политики, оценках эффективности производств, модифицирует ценообразование. «Сегодня растущая свобода трансграничного продвижения товаров, способность современных технологий сберегать и перемещать продовольственные товары на любые расстояния, - отмечает Б. Пасхавер, -трансформируют закон стоимости в тенденцию конвергенции цен» [5]. В таких условиях в разработке ориентиров и мер аграрной политики государств не может не учитываться уровень интернационализации хозяйственной жизни, растущего влияния наднациональных институтов регулирования.
При всей глубине разработки проблем реализации аграрной политики в Украине в условиях гло-
бализации в работах В. Власова, Н. Демьяненка, С. Кваши, Б. Пасхавера [1-5] и многих других ее многогранность и динамизм во времени обуславливают актуальность дальнейших исследований.
Целью статьи является определение особенностей формирования аграрной политики в условиях новых глобальных вызовов и тенденций на мировых рынках.
По данным ФАО, продуктовый ценовой индекс мирового рынка (Food Price Index) в марте 2011 г. составил 230% по отношению к уровню цен в базисном периоде 2002-2004 гг. В частности, индекс цен на зерновые оценивается на уровне 252%, на сахар - 372%, на молоко - 234%, на мясо - 169%. Только за последний год, с марта 2010 г. по март 2011 г., цены на продовольствие выросли более чем на треть (индекс цен 137%) [7]. Такая динамика цен мирового рынка должна была бы положительно отразиться на доходах сельскохозяйственных товаропроизводителей, рентабельности и технико-технологическом обновлении аграрного производства, привести к снижению потребности в объеме государственной поддержки отрасли.
Но пока что рост цен на мировых рынках на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие не привел к существенному повышению рентабельности сельскохозяйственного производства в Украине (лишь производство подсолнечника, за исключением 2008 г., было высоко прибыльным для сельскохозяйственных производителей), как свидетельствуют данные табл. 1.
Только за последние пять лет более чем в полтора раза цены на ресурсы обогнали цены на продукцию сельского хозяйства в Украине (табл. 2), что и стало, на наш взгляд, главной причиной поте-