Иванова Е.А.
к.э.н., доцент кафедры «Финансово-экономический инжиниринг»,
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Эл.почта: Ivanova. Elena-05@yndeks. ru
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ
Автором исследуется экономическая сущность корпоративных финансов, выделяются экономические субъекты, с которыми у корпорации возникают финансовые отношения, изучаются основные направления использования финансовых ресурсов компании. В статье затрагивается проблема оценки стоимости конкретной компании с выделением финансовых факторов стоимости. В заключение делается вывод, что структурные изменения в российской экономике, её поступательное развитие в условиях глобализации мировой экономики невозможны без значительного привлечения внешних финансовых источников, и, прежде всего, на российском финансовом рынке
Ключевые слова: финансовая система, денежные ресурсы, финансовые отношения, капитал, корпорация, финансовая стратегия, стоимость компании, экономическая прибыль, инвестиционная деятельность, прозрачность информации.
Корпоративные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и составляют ее основу. Под термином «корпоративные финансы» понимается управление движением капитала в рамках определенной компании. Слово «корпоративный» указывает на корпоративную форму правления. Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями - участниками корпорации, финансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных участников, так и корпорации в целом.
Как показало проведенное исследование, финансовые отношения возникают у корпорации (акционерного общества) со следующими субъектами хозяйств ования:
- учредителями - при формировании уставного капитала;
- акционерами - при выплате им процентов и дивидендов по эмиссионным ценным бумагам, а также при выкупе собственных акций с целью их досрочного погашения;
- кредиторами - при погашении займов и обязательств;
- банками - при получении и погашении ссуд и процентов по ним;
- негосударственными финансовыми посредниками, например, со страховщиками, инвестиционными компаниями и фондами, фондовыми биржами
- при осуществлении профильных операций;
- дочерними и зависимыми обществами - при возмещении им убытков, причиненных основным обществом, и при покупке акций зависимых обществ;
- государством - по налогам и сборам в бюджетную систему, взносам во внебюджетные фонды, при финансировании из бюджета отдельных видов расходов: капитальных вложений, научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок.
Реальным выражением разнообразных внутренних и внешних денежных отношений корпорации с другими участниками экономического процесса являются денежные средства компании. Денежные средства компании - это аккумулированные в денежной форме доходы и поступления, находящиеся в непрерывном хозяйственном обороте у компании. Денежные средства компании являются одним из видов её финансовых активов, представленные средствами в российской и иностранной валюте, ценными бумагами и денежными документами. Финансовые активы и финансовые обязательства компании, находясь в непрерывном хозяйственном кругообороте, в свою очередь, образуют финансовые потоки. Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков корпорации является процесс формирования её финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы компании - это собственные и привлечённые денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития компании. Финансовые ресурсы формируются большей частью за счёт прибыли от различных видов деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества, амортизации, прироста устойчивых пассивов, займов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов работников компании, продажи ценных бумаг, выпускаемых корпорацией, дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, доходов от финансовых операций компании.
К основным направлениям использования финансовых ресурсов компании можно отнести: финансирование текущих потребностей деятельности компании; финансирование мероприятий для поддержания надлежащего уровня
организационно-управленческой системы корпорации; инвестирование средств в реальное производство, преследующее различные цели, к примеру, создание новых производств, модернизацию, или техническое перевооружение, существующих; формирование резервов, которое осуществляется как самой компанией, так и сторонними страховыми организациями в целях защиты компании от неблагоприятных изменений внешней среды. Финансовые ресурсы, приносящие прибыль компании, и образуют её капитал. Он выступает в качестве превращённой формы финансовых ресурсов. Концентрация и централизация капитала - это исходная база для формирования корпоративных структур.
Капитал корпорации можно классифицировать по различным признакам [1, с.206]:
- принадлежности - на собственный и заемный;
- целям использования - на производственный, ссудный и спекулятивный;
- формам инвестирования - на капитал в денежной, материальной и нематериальной форме, используемый для формирования уставного капитала корпорации;
- объектам инвестирования - на основной и оборотный;
по формам собственности - на государственный, частный и смешанный; по организационно-правовым формам деятельности - на акционерный и складочный (паевый);
- характеру участия в производственном процессе - на функционирующий и нефункционирующий;
- характеру использования собственниками - на потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый);
- источникам привлечения - на отечественный и иностранный.
Можно предложить следующий алгоритм процесса оптимизации структуры капитала:
1. Анализ состава капитала в динамике за ряд периодов (кварталов, лет), а также тенденции изменений его структуры. В процессе анализа рассматриваются такие параметры, как: коэффициенты финансовой независимости,
задолженности, соотношения между долгосрочными и краткосрочными
обязательствами. Далее изучаются показатели оборачиваемости и рентабельности активов и собственного капитала.
2. Оценка основных факторов, определяющих структуру капитала. К ним относятся:
- отраслевые особенности хозяйственной деятельности;
- стадия жизненного цикла компании;
- конъюнктура товарного и финансового рынков;
- уровень прибыльности текущей деятельности;
- налоговая нагрузка на компанию;
- степень концентрации акционерного капитала.
С учетом перечисленных факторов управление структурой капитала предполагает решение трех задач:
установление оптимальных пропорций использования собственного и заемного капитала; обеспечение в случае необходимости привлечения дополнительного внутреннего или внешнего капитала; оптимизацию структуры капитала по критерию доходности собственного капитала.
Успех управления корпоративным финансами зависит от стратегии и тактики управления самой корпорацией. Финансовая стратегия должна вписываться в общую стратегию корпорации и быть адекватной ей по целям и задачам. Финансовая стратегия играет подчинённую роль по отношению к экономической стратегии, но является ведущей среди функциональных стратегий фирмы. Это объясняется координирующей ролью финансов в системе управления корпорацией и особым местом, которое занимают финансовые ресурсы остальных видов [2, С.5].
Организацион- Финансовая Производст- Маркетин- Брендин-
ная стратегия стратегия венная говая говая
стратегия стратегия стратегия
Рис. 1. Общая стратегия управления корпорацией.
Развитие корпорации напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и, прежде всего, ее кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание сложных корпоративных структур приводят к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент должен учитывать следующие принципы финансовой политики: консолидацию структурных подразделений корпорации в отношении налогов; создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния и ускорения процесса диверсификации; централизацию участия в капитале других предприятий; проведение единой политики и контроля за соблюдением миссии организации в целом.
Ключевой ценной бумагой, посредством которой распределяется собственность корпорации, а значит, и власть, является акция. Кроме того, акция не только ключевой инструмент изменения отношений собственности, но и источник инвестиций.
Курсовую стоимость акций, как известно, определяют следующие факторы:
- категория и тип акций. Обыкновенные акции обычно ценятся на рынке выше, чем привилегированные, так как дают право голоса на общем собрании акционеров;
- экономическое состояние акционерного общества и его способность выплачивать дивиденды (для этого рассчитывается показатель «рост стоимости активов общества»);
- общая экономическая ситуация в отрасли;
- инфляционные тенденции. Чем выше инфляция, тем более возрастает курсовая цена акций;
- норма ссудного процента. Покупка акций будет иметь смысл, если доход, полученный от вложений средств, окажется не меньше, чем от вложения денег на банковский депозит.
Кроме акций, к финансовым инструментам корпоративного управления относятся и другие виды ценных бумаг, обращающихся на рынке корпоративных
ценных бумаг. Это - облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на заимствование дополнительных денежных средств для финансирования целевых проектов, векселя организаций и кредитно-финансовых институтов, сберегательные и депозитные сертификаты, опционы, фьючерсы, векселя, депозитарные расписки, целью обращения которых является извлечение прибыли из колебаний цен какого-либо биржевого актива. Корпоративные ценные бумаги выпускаются при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей, увеличении размеров уставного капитала или же привлечении заёмного капитала через выпуск облигаций.
Мировая практика свидетельствует, что нормально функционирующий фондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценных бумаг, представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынка государственных ценных бумаг, которые должны уравновешивать друг друга. В России же наблюдается ситуация, когда соотношение ёмкостей рынков государственных и корпоративных ценных бумаг составляет 10:1, тогда как в большинстве стран оно примерно равно 1:2. Из российской практики последних лет очевидно, что состояние российского рынка корпоративных ценных бумаг и активность его участников существенно зависят от политической обстановки в стране. В настоящее время из всех инструментов рынка корпоративных ценных бумаг наиболее развит рынок акций.
Важной проблемой на сегодняшний момент выступает оценка стоимости конкретной компании. Корпорация создает стоимость за счет сильного бренда, низкой стоимости капитала, синергизма между бизнес-единицами, привилегированных отношений или доступа к уникальным ресурсам, за счет масштаба операции.
Успешная бизнес-модель компании предполагает, что в ней возникают положительно растущие потоки денежных средств от операционной деятельности (рис.2).
Стратегическое
планирование
инвестиционной
деятельности
Оперативное
планирование
создания
стоимости
▲
Рис. 2. Составные элементы управления стоимостью компании.
Управление стоимостью компании должно начинаться с разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей релевантной информацией о результатах работы менеджеров. Однако стоимость не всегда отражает только результаты работы менеджеров, на нее влияют и внешние факторы.
Все финансовые факторы стоимости нами условно разделены на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании; показатели, отражающие эффективность операционной деятельности; показатели, отражающие инвестиционную деятельность; показатели, отражающие финансовую деятельность.
Взаимосвязь данных показателей отражает стратегическую эффективность компании (рис. 3)
Рис. 3. Факторы стоимости компании.
В мировой практике для управления стоимостью используют показатель на основе экономической прибыли. Стюарт, автор этой концепции, определяет показатель экономической добавленной стоимости компании как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала.
EVA = [NOPAT - WAGC]*NA, где
EVA- показатель экономической добавленной стоимости;
NOPAT - чистая операционная прибыль после налогообложения;
WAGC - средневзвешенная стоимость капитала;
NA - инвестиционный капитал.
Именно данный показатель позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой ставке доходности, которую акционеры и кредиторы смогли бы получить, вложив свои средства в ценные бумаги с таким же уровнем риска.
На стоимость компании напрямую влияет и то, насколько грамотно организовано управление финансовыми рисками в корпорации.
Управление рисками корпорации подразумевает следующие регулярные действия:
- идентификацию риска - выявление возможности финансовых потерь, исходя из понимания бизнес-процессов компании;
- оценку риска - измеряемую в денежном выражении количественную оценку риска;
- мониторинг риска - совокупность действий специалистов компании по наблюдению за изменениями финансового состояния контрагентов, конъюнктуры товарных, денежных, валютных и фондовых рынков;
- контроль риска - осуществление регулярной проверки соблюдения установленных лимитов и подготовку соответствующей управленческой отчетности.
- регулирование риска - комплекс мероприятий, осуществляемых с целью снижения или полного устранения финансовых рисков, включая установление лимитов рисковых позиций, хеджирование рисков, принятие руководством решений, предусмотренных заранее разработанными стресс-сценариями.
В корпорации должна создаваться система управления рисками с целью обеспечения своевременной идентификации, оценки и принятия мер по оптимизации финансовых рисков и разрешения конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности участников корпорации в части управления рисками.
Исходя из указанных целей, основные задачи системы управления рисками сводятся к тому, чтобы обеспечить:
- выполнение требований по эффективному управлению финансовыми рисками, в том числе обеспечение сохранности бизнеса участников корпорации;
- надлежащее состояние отчётности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности подразделений корпорации и связанных с ней рисках;
- определение в служебных документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений.
Применяемая внутри корпорации система управления рисками должна базироваться на общих критериях финансовой стратегии, выбранной компанией, и её финансовой политики.
В процессе осуществления управления рисками важное значение имеет определение вероятности возникновения риска и размера возможных потерь. Размер возможных потерь определяется, главным образом, характером осуществляемых операций и объёмом привлечённых для их реализации активов фирмы. В качестве же методов оценки вероятности возникновения рисков чаще всего используются такие методы, как: экспертные, статистические, расчётноаналитические и аналоговые.
Экспертные методы оценки целесообразно применять при отсутствии необходимой для сравнения или выводов информации путём опроса квалифицированных специалистов в той или иной области с целью дальнейшей обработки полученных результатов.
Статистические методы оценки базируются на экстрополяции ранее полученной статистической информации с применением расчётов среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации с целью определения вероятности возникновения рискового события.
Расчётно-аналитические методы оценки позволяют количественно оценить вероятность возникновения рисков на основе использования внутренней информации организации с определением коэффициентов чувствительности тех или иных показателей к изменению условий деятельности фирмы, когда вероятность возникновения отдельных рисков устанавливается в зависимости от значений плановых показателей финансовой деятельности.
Аналоговые методы оценки позволяют определить уровень вероятности возникновения рисков по отдельным наиболее часто повторяющимся операциям фирмы.
Источники финансирования корпорации, как известно, принято делить на внутренние и внешние, и, исходя из их удельного веса, формируется структура капитала корпорации Финансовые решения компаний по поводу структуры своего капитала - это всегда определённый выбор между риском и доходностью,
так как, к примеру, увеличение доли заёмного капитала повышает риск и доходность на собственный капитал. Корпорации же, использующие только собственный капитал, имеют максимальную финансовую устойчивость, но это существенно ограничивает темпы их развития. Таким образом, конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска в деятельности организации, минимизирует средневзвешенную стоимость или максимизирует рыночную стоимость организации [3, С.79]
В заключение хотелось бы отметить, что структурные изменения в российской экономике, её поступательное развитие в условиях глобализации мировой экономики невозможны без значительного привлечения внешних финансовых источников, прежде всего, на российском финансовом рынке.
В современных условиях экономического развития исследование финансовых аспектов функционирования корпораций является актуальной проблемой, поскольку процесс управления корпоративными финансами предопределяет возможности повышения эффективности функционирования корпорации, более эффективного использования финансовых ресурсов, результатом чего является, как правило, более высокий финансовый результат деятельности корпорации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб: Питер. - 2010. - 256 с.
2. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста фирмы // Финансы и кредит. - 2010. - №30. - С.5-15.
3. Прохоров Я.А. Источники финансирования корпорации // Финансы. - 2007. -№1. - С.78-80.