Сфера услуг
УДК 338.49 ПАНЮШКИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
магистрант, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет», г. Рязань
e-mail: [email protected]
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ
Аннотация. Предмет (цель). В статье рассматриваются законодательная база и необходимые условия для инклюзивного образования регионального вуза для целей поиска возможных источников финансирования доступной среды образовательных учреждений высшего образования. Показаны преимущества инклюзивности в сравнении с интеграцией и мейнстримингом и обоснована роль конкуренции в образовании. Подчеркнуто, что ключевой проблемой является тот факт, что организация образования лиц с нозологиями, традиционно сложившаяся в государственных учреждениях, не обеспечивает требуемого уровня. Показано, что ключевой проблемой является привлечение необходимого финансирования для формирования доступной среды. Метод (методология). Для достижения поставленных целей выполнен анализ формирования доступной среды в общеобразовательных учреждениях, рассмотрены необходимые условия формирования доступной среды в вузах, выполнен компаративный анализ доступных источников финансирования для регионального вуза. Выявлено, что в сфере высшего образования развитие и внедрение практик инклюзивного образования идут заметно более низкими темпами, чем в сфере общего образования. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с обеспечением условий для образования лиц с нарушениями зрения и слуха. Показано, что существенными препятствиями для реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях высшего образования в регионах являются следующие: кадровое обеспечение специалистами, обеспечение учебно-методической литературой, материально-техническое обеспечение. Результаты. Полученные результаты позволяют разработать рекомендации по привлечению финансовых ресурсов в вузы для реализации программ инклюзивного обучения. Область применения результатов. Область применения ориентирована на региональные вузы, для которых финансирование доступной среды для инвалидов ведет к дополнительным затратам, превышающим существующие поступления из бюджета и внебюджетной деятельности. Выводы. Обоснована необходимость использования таких источников финансирования, как эндаумент-фонды, фандрайзинг, краудсорсинг для реализации инклюзивного образования. Подтверждена важность активного использования технологий привлечения средств в социальных сетях.
Ключевые слова: инклюзивное образование, доступная среда, регион, финансирование образования.
PANYUSHKINA ELENA NIKOLAEVNA
Master's Student, FSBEI of HPE "Ryazan State Radio-Technical University", Ryazan
e-mail: [email protected]
FINANCIAL ASPECTS OF FORMING ACCESSIBLE ENVIRONMENT IN A REGIONAL UNIVERSITY
Abstract. Subject (goal) The manuscript discusses the legislative foundation and the necessary conditions for inclusive education of a regional University in order to find possible sources of financing of accessible environment of educational institutions of higher education. The advantages of inclusivity are shown in comparison with integration and mainstreaming. The role of competition in education is substantiated. It is emphasized that the key problem is the fact that providing for education of people with nosologies that has traditionally been established in state-run estab-
lishments does not provide for the necessary level. It is shown that the key problem is attracting the necessary financing to form accessible environment. The method (methodology). In order to achieve the goals established, an analysis has been completed of forming accessible environment in comprehensive educational establishments; the necessary conditions of forming an accessible environment in Universities have been discussed; a comparative analysis of available sources of financing for a regional University has been performed. It has been found that development and implementation of practices of inclusive education in the area of higher education has been happening at a much slower pace than in the area of general education. Providing conditions for education for people with hearing and eyesight impairments are especially unsatisfactory. It is shown that significant obstacles for implementing inclusive education in educational institutions of higher education in regions are the following: staffing support with specialists, provision with educational and instructional literature, material and technical provision. Results. The results obtained allow to develop recommendations on attracting financial resources to Universities to implement programs of inclusive education. The area of application of the results. The area of application is oriented on the regional Universities for which financing accessible environment for the disabled leads to additional expenses, exceeding the existing receipts from the budget and offbudget activity. Conclusions. The need to use the sources of financing such as endowment funds, fund-raising, crowd-sourcing has been substantiated to implement inclusive education. The importance of active use of technologies of attracting funds in social networks has been confirmed.
Keywords: inclusive education, accessible environment, a region, financing education.
Введение. Принцип равноправия относительно образования для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов определен законодательством Российской Федерации и международными документами в области образования.
В статье 5 Федерального закона № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, а также социального развития этих лиц [1]. В соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, а также обеспечивает беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур [2].
Для лиц с ограниченными возможностями успешная социализация обеспечивает им полноценное участие в жизни общества, успешную самореализацию в разных сферах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим полученное образование, являющееся важнейшим компонентом успешной социализации, должно быть высокого уровня качества и обеспечивать дальнейшую конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями. Ключевой проблемой является тот факт, что организация образования лиц с нозологиями, традиционно сложившаяся в государственных учреждениях, не обеспечивает подобного уровня.
Методы исследования. Образование лиц с нозологиями в учреждениях высшего образования — это важнейший элемент комплексной реабилитации, цель которой дать таким лицам самостоятельность и экономическую независимость. В свою очередь, равные возможности для лиц с ограниченными возможностями в сфере высшего образования — это часть реализации принципов независимости жизни инвалидов.
Принцип инклюзивного образования представляет собой совокупность различных услуг, которые соответствуют нуждам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая доступность и открытость образовательной среды. Инклюзивность также — это шаг вперед в сравнении с интеграцией и мейнстримингом, которые имеют в себе существенный недостаток, такой как неадаптированность образовательной среды к потребностям инвалидов, и цель которых в большей степени — социализация лиц с ограниченными возможностями, нежели их комплексная реабилитация. Принцип инклюзивности применительно к школам означает включение в образовательную и социальную среду абсолютно всех детей по месту
жительства, поддержка каждого ребенка в различных сферах процессов образования и социализации. Целью инклюзивной школы является обеспечение всех обучающихся возможностью вести полноценную социальную и коллективную жизнь [6]. Все вышесказанное также применимо и к системе высшего образования.
Стоит отметить, что инклюзия несет в себе положительный эффект для образовательного процесса — возникновение конкуренции при обучении. Вопрос о возникновении подобных конкурентных отношений особенно остро встает в сфере образования, и в большей степени — именно высшего образования [21-23], так как само обучение в вузах строится на конкурсной основе. Для лиц с ограниченными возможностями конкуренция является важной частью реабилитации и социализации, она помогает им подготовиться к жизни, в которой приходится не уступать здоровым людям.
Для того чтобы эта цель могла быть достигнута, необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы образовательная организация являлась местом реализации безбарьерной среды как для лиц с инвалидностью, так и для людей без отклонений [20].
На данный момент реализация практик инклюзивного образования наиболее распространена в общеобразовательных учреждениях в связи с активно проводимой политикой государства (в Российской Федерации с 2011 года вступила в действие программа «Доступная среда» [3]). И исследование этого опыта важно для высшего образования [8]. В 2015 году группой исследователей [7] был проведен анализ среди всех школ, принимающих участие в государственной программе «Доступная среда», для обнаружения таких препятствий и возможных способов с ними справиться. Наиболее высокие результаты показали следующие субъекты РФ: Хабаровский край, Калининградская область, Ульяновская область, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Республика Крым.
Наибольшее количество лиц с инвалидностью, получающих образовательные услуги в школах, сосредоточено в таких регионах, как: Оренбургская, Нижегородская области, Чеченская Республика, Забайкальский край, Ульяновская область, г. Санкт-Петербург, Тульская, Новосибирская, Ростовская области, Республика Дагестан, Хабаровский край.
Так, например, обеспечение архитектурной доступности общеобразовательных учреждений представлены в таблице 1 .
Таблица 1
Архитектурная доступность образовательных учреждений [7]
Наименование работ Число школ, проводивших изменения, в % от общего числа обследуемых школ
Оборудование входов пандусами 72 %
Увеличение дверных проемов 64 %
Реконструкция санитарно-гигиенических помещений 52 %
Оборудование классных комнат 25 %
Оборудование кабинетов для специалистов-логопедов и психологов 25 %
Оборудование информационных уголков 25 %
Обеспечение подъемными средствами 18 %
Реконструкция столовых 17 %
Реконструкция спортивных залов 13 %
Реконструкция раздевалок 17 %
В сфере высшего образования развитие и внедрение практик инклюзивного образования идут заметно более низкими темпами, чем в сфере общего образования. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с обеспечением условий для образования лиц с нарушениями зрения и слуха, в связи с чем был разработан «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Данный порядок распространяется как на действующие здания образовательных учреждений, так и на новые и реконструируемые [4].
Доступность объектов высшего образования для лиц с ограниченными возможностями должна характеризоваться следующими условиями:
- беспрепятственный доступ к образовательным учреждениям и принадлежащим им объектам инфраструктуры;
- обеспечение сопровождения образовательного процесса социальной, медицинской, психолого-педагогической и прочей поддержкой;
- формирование педагогического состава высокого уровня квалификации, способного обеспечить реализацию образовательных программ в рамках практик инклюзивного образования;
- обеспечение взаимодействия организаций, задействованных в образовательном процессе, для реализации принципов инклюзивности в образовательных учреждениях.
На данный момент ситуация в образовательных учреждениях Российской Федерации складывается таким образом, что не каждое учебное заведение имеет условия или возможности для обучения студентов с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Существенными препятствиями для реализации инклюзивного образования в учебных заведениях высшего образования в регионах являются следующие: кадровое обеспечение специалистами, обеспечение учебно-методической литературой, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений [5] . Решение указанных проблем прежде всего требует поиска эффективной модели финансирования.
Анализ опыта финансирования образовательных учреждений позволяет выявить 4 модели:
1. Первая модель ориентируется на потребности, государство финансирует образовательное учреждение напрямую. По контракту вуз обязан готовить тех специалистов, которые необходимы с точки зрения государства и общества, по установленным ценам. Модель используется в таких странах, как Германия, Швеция, Франция и Англия.
2. Вторая модель ориентируется на рынок, государство посредством финансирования приобретает у образовательного учреждения образовательные услуги в конкурсном порядке и для определенных целей. Модель используется в Норвегии.
3. Третья модель апеллирует к результатам работы образовательных учреждений. На основе различных показателей государство регулирует объем финансирования. Модель используется в таких странах, как Нидерланды, Швеция, Румыния.
4. Четвертая модель основывается на том, что государство предоставляет обязательства в виде купонов, сертификатов, срок пользования которыми ограничен, напрямую потребителю образовательных услуг. Модель действует в таких странах, как Китай, Австралия, Финляндия [12, 25-27].
Результаты. Несмотря на разнообразие моделей, большинство исследователей говорит о необходимости использования и других источников финансирования, таких как эндаумент-фонды [11,15,16], фандрайзинг [10,17], краудсорсинг [13], для реализации инклюзивного образования.
Эндаумент — это форма целевого долгосрочного привлечения средств для использования преимущественно некоммерческими организациями, формируется за счет денежных пожертвований и для извлечения дохода. Весь извлеченный доход фонд обязан направлять на финансирование установленных целей (доноры имеют право указать направление расходования, в том числе и для инклюзивного образования).
Для того чтобы использование эндаумент-фонда было эффективным, образовательному учреждению необходимо поддерживать основные показатели деятельности на достаточно высоком уровне.
Фандрайзинг является как сбором средств, денежных и неденежных, на любые цели, в том числе и благотворительные, так и привлечением доноров для узконаправленных некоммерческих целей. Анализируя данные опроса «РИА "Новости"» в социальных сетях, около 1 % занимаются поиском инвестиций с помощью фандрайзинг-порталов. Никогда не пользовались фандрайзингом 43,1 % респондентов, наиболее популярными формами поиска оказались организация личных встреч со спонсорами (23,8 %), подача заявки на грант (14,5 %), получение кредита (7,3 %) и организация рекламы (5,2 %). Остальные способы привлечения ресурсов использовали менее 2 % опрошенных [17].
Организация рекла 5%
Другие способь.-Фандрайзинг -
Никогда не пол ьзовались фандрайзингом
44%
Рис 1. Способы поиска инвестиций по результатам опроса в социальных сетях.
Фандрайзинг в России в сфере инклюзивного образования является совокупностью нескольких элементов: работа с выпускниками — лицами с ограниченными возможностями по здоровью; активная работа с предприятиями и организациями, потенциальными работодателями и партнерами; инвестирование в научно-исследовательскую деятельность и образовательные программы вуза.
Краудсорсинг представляет собой передачу определенных функций некоторому кругу лиц, использование человеческого ресурса с помощью информационных технологий для решения задач [9]. Дж. Леймейстер выделяет три направления краудсорсинга, реализуемые в сети, отмечая, что они основываются на конкуренции или сотрудничестве: краудкриэйшн (генерирование и разработка идей, решений, концепций, дизайн-проектов); краудвестинг (социологические опросы, голосование, оценка законопроектов и общественных инициатив); краудфандинг (коллективное финансирование проектов) [13].
Наиболее перспективным в настоящее время является краудфандинг — социальная технология взаимодействия людей, на добровольной основе жертвующих финансовые средства проекту или организации коллективного финансирования, основанная на добровольных пожертвованиях [15,24], поэтому очень важное значение имеет размещение информации об инклюзивном образовании в социальных сетях.
Выводы. Многие зарубежные исследования, в том числе известных экономистов, психологов и социологов, показали социальную и экономическую эффективность инклюзивного образования: стоимость обучения лица с ограниченными возможностями в массовом учебном заведении в несколько раз ниже бюджета специального образовательного учреждения, даже при учете расходов на переоборудование образовательного учреждения с целью формирования доступной среды, повышение квалификации преподавательского состава, расширение штата сотрудников за счет введения необходимых специалистов. Доказан также и высокий социальный эффект от совместного обучения лиц с ограниченными возможностями и без ограничений.
В Российской Федерации у обучающегося есть право выбора образовательного учреждения в соответствии со своими нуждами и потребностями, подкрепленное законодательством. Для обеспечения этих прав требуется поддержание необходимых условий образования как в сформированной системе специальных учебных заведений, так и их создание в обычных инклюзивных. В связи с этим необходимы разработка и внедрение базовых услуг, формирующих доступную среду для лиц с ограниченными возможностями, в том числе транспорт, архитектурную среду, информацию и систему индивидуальной помощи в учебных заведениях всех уровней. Подобному может поспособствовать закрепление индивидуального дополнительного финансирования каждого обучающегося, которое будет адресно распределять ресурсы и получать поддержку.
Для решения поставленных проблем существенную поддержку окажет привлечение источников финансирования дополнительно к бюджетному, таких как эндаумент-фонды, фанд-райзинг, краудсосринг.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 -ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная средаЪа 2011-2020 годы» от 01.12.2015 № 1297.
4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 № 1309.
5. Айсина Р. М. Шагурова А. А. Грановская Е. Е. Опыт сетевого взаимодействия для организации инклюзивной практики // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов IIIМНПК. — М.: МГППУ. — 2015. — С. 205-211.
6. Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №3. — С. 107-112.
7. Ефремова Г. И. Ковалева М. А. Бочковская И. А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III МНПК. — М.: МГППУ, 2015. — С. 168-173.
8. Ищенко М. М., Степнов И. М. Региональное управление неоднородными социально-экономическими системами: монография. — М.: Экономика, 2011.
9. Карелов С. Перспективы краудфандинга: в США — закон, в России — мошенничество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slon.ru/future/ perspektivy_kraudfandinga_v_ssha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-8 75352.xhtml, свободный. — Загл. с экрана.
10. Ковальчук Ю. А., Ломакин М. И., Степнов И. М. Национальные проектные офисы: конкуренция или координация? // Стандарты и качество. — 2016. — № 12. — С. 62-66.
11. Ковальчук Ю. А., Степнов И. М. Управление эффектом институционального рычага в частно-государственных партнерствах // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2014. — № 1. — С. 82-84.
12. Кулакова М. Н. Международные модели финансирования вузов и их применение для вузов России в период реформирования системы высшего образования // Территория новых возможностей. — 2011. — № 1 (10). — С. 51-60.
13. Лейместер Дж. М. Краудсорсинг: Краудфандинг, краудвотинг, краудкриэйшн // Контроль и управление. — 2012. — № 56. — С. 388-392.
14. Никитина М. Г. Образовательный фандрайзинг: сущность, ключевые элементы классификации // Экономика. Право. Менеджмент: сборник трудов молодых исследователей Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С.1-6.
15. Потанина Ю. М. Стратегический управленческий учет и управление капиталом организации: дис. канд. эконом. наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. — 223 с.
16. Потанина Ю. М. Категория «капитал» сквозь призму стратегии управления. Содержание категории «капитал» в стратегическом управленческом учете // Российское предпринимательство. — 2009. — № 7-2. С. 42-46.
17. Развитие краудфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/, свободный. — Загл. с экрана.
18. Силантьева Т. А. Инклюзивное образование как способ изменения общества // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов IIIМНПК. — М.: МГППУ, 2015. — С. 96 -99.
19. Старикова Л. Д. Эндаумент как форма финансирования образования // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 98-102.
20. Тверская О. Н. Возможности развития готовности к самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III МНПК. — М.: МГППУ, 2015. — С.109-113.
21. Цветков В. А., Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Реализация стратегий новой индустриализации экономики //Вестник Финансового университета. — 2016. — Т. 20. — № 6 (96). — С. 19-30.
22. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Петросянц В. А. Формирование механизма функционирования региональных инновационных кластеров на базе ведущих российских университетов в контексте сотрудничества в рамках ЕАЭС. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады /Материалы Пятого Международного форума. Москва, 06, 08-09 декабря 2016 г. Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М.: ИПР РАН, 2016. — 393 с. — C. 32-53.
23. Цветков В. А., Степнов И. М., Ковальчук Ю. А., Зоидов К. X Динамика развития экономических систем / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. — 380 с.
24. Шалаев В. П. Инвестиционный подход в финансировании образования в регионах // ТДР, 2011. — № 12. — С. 58-60.
25. Cook J. Advantages and disadvantages of inclusive education / http://www.ehow.co.uk/
info_8367657_advantages-disadvantages-inclusive-education.html, свободный. — Загл. с экрана.
26. Iarskaia-Smirnova E., Romanov P. Perspectives of inclusive education in Russia. European Journal of Social Work, Vol. 10, No. 1, March 2007. P. 89-105.
27. Inclusive Education In Europe: Putting Theory Into Practice: International conference - 18 November 2013. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.european-agency.org/sites/default/files/ International %20Conference- %20First % 20resultst_0.pdf свободный. — Загл. с экрана.
References:
1. Federal law «On education in Russian Federation» from 29.12.2012 No. 273-FZ.
2. The Federal law «About social protection of invalids in the Russian Federation» dated 24.11.1995 No. 181-FZ.
3. The RF Government resolution «On approval of the state program of the Russian Federation Accessible environmentfor 2011-2020» from 01.12.2015 No. 1297.
4. The Ministry of education of Russia «On approval of the Procedure of ensuring accessibility conditions for disabled facilities and services in the field of education, as well as providing them with the necessary assistance» from 09.11.2015, No. 1309.
5. Aisina R. M. Shugurova A. A. Granovskaya E. E. Experience of networking for inclusive practice/ Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. M.: MGPPU. 2015. P. 205-211.
6. Egorov P. R. Theoretical approaches to inclusive education of people with special educational needs // Theory and practice of social development, 2012. No. 3. P. 107-112.
7. Efremova G. I., Kovalev M. A., Bochkov I. A. Analysis of the status of inclusive educational environment in educational institutions of constituent entities of the Russian Federation // Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. Moscow: msupe, 2015. P. 168-173.
8. Ishchenko M. M., Stepnov I. M. Regional management of heterogeneous social-economic systems: monograph. Moscow: Economics, 2011.
9. Karelia S. the Prospects of crowdfunding in the United States - a law in Russia - fraud [Electronic resource] / access Mode: http://slon.ru/future/ perspektivy_kraudfandinga_v_ssha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-875352.xhtml, free. Heading from the screen.
10. Kovalchuk, Y. A., Lomakin M.I., Stepnov I.M., the National project offices: competition or coordination? // Standards and quality, 2016. No. 12. P. 62-66.
11. Kovalchuk U. A. Stepnov I. M. Managing the effect of institutional linkage in the public-private partnership // Theoretical and applied aspects of modern science, 2014. No. 1. P. 82-84.
12. Kulakov M. N. International models of financing higher education and their application to universities in Russia in the period of reforming the system of higher education // Territory new opportunities, 2011. No. 1 (10). P. 51-60.
13. Lamaster John. M. Crowdsourcing: Crowdfunding, crowdvoting, crucian // Control and management, 2012. No. 56. P. 388-392.
14. Nikitina M. G. Educational fundraising: the nature, key elements of the classification // Economics. Right. Management: proceedings of the young researchers of the Buryat state University, 2014. No. 2. P. 1-6.
15. Potanina Yu. M. Strategic management accounting and capital management organization: dis. Cand. economy. Sciences. M.: MGU im. M. V. Lomonosov, 2011. 223 p.
16. Potanina Yu. M. The Category «capital» through the prism of strategic management. The contents of the «capital» category in strategic management accounting // journal of Russian entrepreneurship, 2009, No. 7-2. P. 42-46.
17. The development of crowdfunding and fundraising in the innovation economy [Electronic resource] / access Mode http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/, free. Heading from the screen.
18. Silanteva T. A. Inclusive education as a way of changing society // Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. Moscow: msupe, 2015. P. 9699.
19. Starikova L. D. Endowment as a form of financing of education // Siberian pedagogical journal, 2012, No. 2. P. 98-102.
20. Tver O. N. Development of readiness to self-fulfillment of a child with disabilities in the process of inclusive education Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. - Moscow: msupe, 2015. P. 109-113.
21. Tsvetkov V. A., Stepnov I. M., Koval'chuk Yu. A. Implementation strategies of new industrialization of the economy // Vestnik of Financial University, 2016. Vol. 20. No. 6 (96). P. 19-30.
22. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Petrosyants V. A. Formation of the mechanism of functioning of regional innovative clusters on the basis of leading Russian universities in the context of cooperation within the EEU. Russia in the XXI century: global challenges and perspectives of development. Plenary / proceedings of the Fifth International forum. Moscow, 06, 08-09 December 2016 Under the editorship of corresponding member Q. RAS V. A. Tsvetkova. M.: RAS Ypres, 2016. 393 S. P. 32-53.
23. Tsvetkov V. A., Stepnov I. M., Kovalchuk, Y. A., Zoidov K. Kh. Dynamics of development of economic systems / Under the editorship of corresponding member RAS V.A. Tsvetkov, Moscow: CEMI RAS / MEI RAS, 2016. 380 p.
24. Shalaev V. P. Investment approach in the financing of education in the regions // TDR, 2011. No. 12. P. 58-
60.
25. Cook J. Advantages and disadvantages of inclusive education [An electronic resource]. Access mode: http://www.ehow.co.uk/info_8367657_advantages-disadvantages-inclusive-education.html, free. Heading from the screen.
26. Iarskaia-Smirnova E., Romanov P. Perspectives of inclusive education in Russia. European Journal of Social Work. Vol. 10. No. 1, March 2007. P. 89-105.
27. Inclusive Education In Europe: Putting Theory Into Practice: International conference — 18 November 2013. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [An electronic resource]. Access mode: https://www.european-agency.org/sites/default/files/ International %20Conference- %20First % 20resultst_0.pdf, free. Heading from the screen.