УДК 336.64 doi 10.29039/2312-5330-2024-2-67-77
Шальнева Власта Витальевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Ворошило Виктория Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.
Shalneva Vlasta Vital'evna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Business Finance and Credit,
Institute of Economics and Management,
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Voroshilo Victoria Viktorovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Business Finance and Credit, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ—КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
FINANCIAL PLANNING—AS ONE OFTHE MOST IMPORTANT CONDITIONS FORTHE STABLE DEVELOPMENT OFTHE ENTERPRISE
Современные условия развития каждой организации предопределили необходимость осуществления финансового планирования в процессе реализации производственно-хозяйственной деятельности. Финансовое планирование можно определить, как процесс предвидения будущего развития хозяйствующего субъекта. В процессе исследования также выявлено, что важнейшим этапом формирования системы планирования стабильного развития является определение системы показателей, позволяющих осуществить оценку, планирование и прогнозирование устойчивости развития.
В статье предлагается методика планирования стабильного развития предприятия, основанная на использовании инструментов и методов, обеспечивающих прогнозирование изменений и адаптацию плановых решений на стратегическом и текущем уровнях планирования.
Ключевые слова, планирование, прогнозирование, стабильное развитие, экономическая эффективность, бизнес-план.
The modern conditions of development of each organization have predetermined the need for financial planning in the process of implementing production and economic activities. Financial planning can be defined as the process of foreseeing the future development of an economic entity. In the course of the study, it was also revealed that the most important stage in the formation of a stable development planning system is the definition of a system of indicators that allow for the assessment, planning and forecasting of sustainable development.
The article proposes a methodology for planning the stable development of an enterprise based on the use of tools and methods that ensure the prediction of changes and adaptation of planning decisions at the strategic and current planning levels. Keywords: planning, forecasting, stable development, economic efficiency, business plan.
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике, не использующей стихийности хозяйственных связей в масштабе общества, существенно возрастает значение планирования на предприятиях. Благодаря планирова-
67
нию у компаний появляется возможность определить и рассмотреть в перспективе дальнейшее направление деятельности. При планировании финансовой деятельности, можно предусмотреть появление в будущем определенных трудностей. В связи с этим руководители предприятий должны, в первую очередь, направить свое внимание на перспективы компаний, а не на устранение появившихся из-за неэффективного управления проблем.
Главной целью стратегического управления и планирования является максимизация рыночной стоимости предприятия, поэтому стратегии должны строиться на принципе достижения этой цели, с учетом направлений развития предприятия.
Планирование позволяет выбрать кратчайшие пути рационального использования производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции, доходности и, следовательно, обеспечить рост эффективности производства.
Многие организации имеют финансовые проблемы именно из-за неправильного планирования своей деятельности.
Многие экономисты отмечают, что при планировании необходимо учитывать все составляющие финансового механизма, который приводит к различным финансовым результатам. А именно, если учесть поведение затрат, то можно точно спрогнозировать изменения в производстве и выручке от продажи товаров. Также, если происходит составление баланса и бюджета прибыли, то здесь необходимо учитывать прямое отнесение затрат на объекты учета и косвенное распределение затрат.
Финансовое планирование на предприятии выполняет большую роль в организации финансовой деятельности благодаря тому, что
• определяет основные цели, на основании которых организация будет проводить свою деятельность;
• выявляет выгодность проекта в условиях конкуренции;
• является обоснованным механизмом привлечения потенциальных инвесторов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является совершенствование планирования деятельности предприятия с учетом отраслевых организационно-экономических особенностей. МЕТОДЫ
Методологией выполненного исследования является диалектический метод, позволяющий рассматривать явления и процессы в динамике. Теоретическим аспектом являются современные концепции развития экономики, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития на предприятиях производственных процессов.
Для исследования существующих подходов использовались следующие методы исследования: системный подход — определение совокупности теоретических, концептуальных и методических вопросов, требующих, в соответствии с целью работы, исследования и решения; экономико-статистический, сравнительного и структурного анализа -для определения места технического обслуживания в совершенствовании организационно-экономического развития предприятия; проблемно-целевой и экономико-математический метод-для разработки концепции организации на производственном предприятии системы бизнес планирования. РЕЗУЛЬТАТЫ
Сегодня финансовое планирование в российских компаниях—явление уже не новое и не редкое, хотя проблем с полноценным планированием еще хватает.
В самом общем виде назначение финансового планирования заключается в том, что это основа:
• планирования и принятия управленческих решений в компании;
• оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании и ее бизнесов;
• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам.
Планирование-это процесс «разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Это установки, разрабатываемые в виде "дерева целей"» [7].
68
Планирование-это процесс выполнения целей и путей их достижения. Оно охватывает все уровни иерархии управления предприятием.
Планирование в управлении—это:
1) конкретизация целей управления в системе показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2) разработка стратегии и тактики деятельности, ориентированной на достижение целей менеджмента.
С точки зрения менеджмента функция "планирование" заключается в разработке содержания и в последовательности ее действий для достижения сформулированных целей. Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства построена на методах планирования. Поскольку завершение одного этапа работы служит началом следующего, связать все этапы без помощи планирования невозможно.
Сущность планирования составляет разработка соответствующих показателей, отражающих содержание экономических процессов. Показатели плана подразделяются на нормативные и расчетные; количественные и качественные; абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные. При этом подавляющая часть показателей является расчетной.
Стоимостные показатели характеризуют темпы роста, пропорции, структуру общественного производства, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем продукции по отраслям, инвестиции, прибыль, экспорт, импорт и другое.
Эффективность использования ресурсов планируется с помощью относительных показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, доходности, себестоимости и рентабельности.
На сегодняшний день планирование деятельности предприятия стало серьезной проблемой. Это связано с:
• отсутствием ясных целей, отсутствие понимания миссии предприятия у руководства;
• предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах (люди, мощности и т.д.);
• планы и средства больше не спускаются «сверху», предприятие должно само ориентироваться в условиях рынка;
• на многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, для нужных людей.
Недостатки сложившейся системы планирования:
1. Планирование сегодня- процесс очень трудоемкий. Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа.
2. Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта.
3. Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческий решений.
4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.
5. Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безубыточности продаж.
6. При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности.
7. Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.
8. При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.
69
Исходя из вышесказанного можно утверждать следующее:
• планировать необходимо для того, чтобы понимать, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию;
• планировать необходимо для того, чтобы понимать, какие ресурсы вам понадобятся для достижения поставленных целей;
• планировать необходимо для того, чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т. е решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов.
На предприятиях разрабатываются в планах следующие основные показатели: «темпы роста валовой продукции; производство продукции в натуральном выражении; объем реализации продукции; производительность труда; затраты на производство 1 тыс. руб. продукции; прибыль; ввод в действие основных средств» [3].
Процесс планирования уровня эффективности состоит в выявлении всех факторов, влияющих на динамику затратных и результативных показателей, в максимально полном учете степени их влияния.
Проблема оптимального планирования — это проблема выбора наилучшего варианта из всех возможных. Выбор частного варианта решения, как наилучшего, зависит от целевой установки планирования, определяющей экономические показатели, по величине которых судят об эффективности данного варианта при сравнении с другими вариантами.
Методологически важным моментом при планировании производства является понятие стадийного производства. «Классическое» представление производственного процесса состоит из следующих этапов:
• подготовительная стадия или заготовка сырья, оборудования, недостающих оборотных средств;
• собственно производство — осуществление технологических процессов;
• стадия обращения — происходит реализация продукта производства, возврат исходных средств.
• процесс производства повторяется вновь.
Понятие планирования можно рассматривать с двух сторон:
• общеэкономической;
• конкретно-управленческой.
Они тесно связаны между собой, поскольку «возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы предприятия» [3].
Необходимо отметить, что процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформированию плана) связью.
Планирование — очень сложный, трудоемкий и многогранный процесс, затрагивающий практически все службы экономического субъекта.
Финансовое планирование основывается на определенных принципах к которым относятся следующие: Первый, принцип единства, основывается на том, что все элементы планирования взаимосвязаны между собой и имеют общие цели и направления действия. Они связаны в единую экономическую систему. Как утверждают экономисты, «... осуществление единой плановой деятельности, является реальным в рамках вертикального единства» [1].
Каждое подразделение должно согласовывать друг с другом свои планы. Если будут корректироваться планы одного структурного подразделения, то это должно быть отражено в планах другого. Таким образом выполняется второй принцип согласованности.
В третьем принципе обосновывается обязательность участия каждого сотрудника организации, в независимости от его положения в компании, в планировании деятельности этой организации. Далее следует принцип непрерывности, который гласит, что планирование имеет систематический, циклический характер, что означает, что сформированные планы перетекают из одного в другой (например, маркетинговый план—план закупок—производственный план—план реализации и т.д.). Но каждый план нуждается в поправках, если один из планов в этой системе будет перестроен. Принцип гибкости является аналогом принципа непрерывности. Он подразумевает
70
под собой изменение процесса планирования в случае неожиданных корректировок. Поэтому при планировании всегда создается «резерв безопасности». Следующий принцип — точности, основывается на уточнении планов организации в зависимости от внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на организацию. Также еще выделяют принцип финансового соотношения сроков, согласно которому, компания своевременно получает денежные ресурсы и если она осуществляет капитальные вложения, то делает это с помощью долгосрочных заемных средств.
Именно составление прогнозов и разработка стратегии компании являются базой для стратегического планирования. Поэтому для определения перспектив финансового состояния организации используются методы прогнозирования. Основу прогнозирования создают анализ текущей информации и рассмотрение различных вариаций происходящих ситуаций. Информационной базой здесь выступают бухгалтерская и статистическая отчетность.
Практика финансового планирования включает в себя механизм его осуществления, который основывается на следующих методах (рис. 1).
Методы финансового планирования
Г
1. Метод процента от реализации — заключается в решении двуединой задачи:
• на основе запланированного роста объема реализации на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определяем будущие расходы, активы и обязательства в виде процентов от реализации;
• на основе полученных финансовых параметров составляются сбалансированные форматы прогнозной информации — прогнозного отчета о финансовых результатах, прогнозного баланса
2. Бюджетное планирование — заключается в том, что построение прогнозных форм финансовой отчетности осуществляется на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат.
Конечная цель — выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, достигается путем определения величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год
3. Расчетно-аналитический метод финансового планирования на базе матричного баланса:
• оптимизация под данные параметры производственного плана, производственных запасов и других связанных активов;
• подбор источников финансирования согласно «золотому правилу» — финансирование в прогнозном матричном балансе с одновременным их отражением в прогнозе денежного потока;
• подбор недостающих источников финансирования и обоснование их содержания в ходе формирования прогноза денежного потока, предназначенного для завершения окончательной балансировки всех параметров финансового потока
Рис. 1. Методы финансового планирования (Составлено на основании [2]).
71
Практически во всех развитых и развивающихся странах региональное планирование сформировано на основе экономической теории размещения производительных сил.
До сих пор главной задачей планирования является обработка вариантов технологической планомерности, т.е. согласование систем ведения хозяйств на различных уровнях управления.
На современном этапе необходимо выделить следующие задачи планирования:
1. Маркетинговые разработки.
2. Эффективное использование производственных ресурсов предприятий.
3. Внедрение во всех формах хозяйствования научно-обоснованных систем ведения хозяйства.
4. Обеспечение стратегий специализации, кооперации и интеграции производства.
5. Разработка стратегии кооперации в сфере технического сервиса.
6. Решение проблем социального развития трудовых коллективов, личного подсобного хозяйства, экономических проблем и рационального использования природных ресурсов.
При планировании предпочтение следует отдавать не только многофакторным, но и обобщающим интегральным показателям или системе показателей. Примером этого может быть классическая двухфакторная функция Кобба-Дугласа.
В = А х (Т х 0,5) х (К х 0,5) , (1)
где А — коэффициент (некоторая положительная константа); К — затраты капитала, руб.; Т — затраты труда, чел-час; 0,5 — коэффициент эластичности.
В двухфакторной функции Кобба-Дугласа коэффициент эластичности характеризует прирост объема продукции, приходящийся на 1% прироста факторов труда и капитала.
Современные методы методологии управленческого учета выработки контроля себестоимости продукции — на наш взгляд менее трудоемкие и более совершенные. Между тем полная калькуляция себестоимости готовой продукции за год помимо высокой трудоемкости работ по ее расчетам вызывает необходимость анализировать прошлые, не нужные управлению факторы отклонений от устаревшего плана.
Основные системы калькулирования себестоимости продукции, применяемых в настоящее время являются: позаказная система калькулирования; попроцессная система; нормативная система («Стандарт-костинг»); система калькулирования переменных затрат («директ-костинг»).
На современном этапе развития рыночных отношений сложились условия для применения системы директ-костинг, которая упрощает учет затрат производства и калькулирования себестоимости, позволяет изучать и контролировать поведение затрат в зависимости от объемов производства. Система директ-костинг представляет собой систему управления в рамках планирования и контроля расходов. Данный метод классификации затрат и калькулирования себестоимости предоставляет руководству предприятия информацию для принятия управленческих решений с целью стабилизации финансового положения предприятия.
Основным показателем в системе директ-костинг является маржинальный доход (разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами), используемый для анализа рентабельности [11].
Однако отдельно взятого предпринимателя не удовлетворяет включение в расходы производства его предприятия только тех из них, которые предусмотрено относить на себестоимость в законодательном порядке. Необходимо учитывать, что в условиях свободного ценообразования разграничение расходов по источникам их возмещения, которое предусмотрено нормативными актами, не имеет особого смысла для предпринимателя. Для конкретного предприятия расходами являются все, что стоят ему денег: и уплата процентов за кредит, и земельная рента, и определенные налоги, и страховые платежи, и все осуществленные им расходы по реализации продукции (включая таможенные сборы, расходы на рекламу и т.п.) [6].
Планирование себестоимости представляет оплату затрат по элементам и статьям в предыдущем периоде. Для анализа берутся данные учета и отчетности, нормативные документы, материалы наблюдений, изучение и обобщение опыта хозяйств. Полученные результаты используются для разработки мер по экономии затрат и повышению эффективности производства в плановом периоде.
72
Наибольший эффект ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции достигается на предприятии при создании комплексной системы управления себестоимостью продукции, которая включает прогнозирование и планирование себестоимости, оперативный, полный и достоверный учет производственных затрат, точное исчисление производственной себестоимости продукции, анализ структуры себестоимости и подготовку на этой базе проектов управленческих решений, направленных на снижение производственных затрат и повышение экономической эффективности производства.
Принципиальное значение имеет классификация расходов по экономическому признаку в процессе производства. Основные расходы по своему составу приближаются к технологическим — в их формировании принимают участие, как предметы, так и средства труда. Накладные — это расходы по организации и управлению производственным процессом, учитываемые в случае исчисления себестоимости конкретного вида продукции [1].
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на переменные и постоянные их виды позволяет использовать механизм управления операционной прибылью, известной как «операционный леверидж».
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоёмкости продукции, дифференциацию уровня механизации. При управлении переменными затратами основным фактором должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой затрат и объёмом производства и реализации продукции существует прямая зависимость.
Основными исходными предпосылками планирования операционных доходов предприятия являются: разработанная производственная программа, определяющая объёмы и состав продукции на предстоящий период; целевая сумма операционной прибыли, обеспечивающая условия эффективного развития предприятия в плановом периоде; разработанная ценовая политика предприятия.
В процессе планирования формирования маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия используются различные методы. Алгоритм проектирования прибыли предприятия представлен на рис 2.
Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия является завершающим этапом финансового анализа. Эффективность может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат; планирования объема производства; прибыли; реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ выполнения смет, калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции — все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом анализа общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как единое целое [3].
Идея наложения долгосрочных и краткосрочных целей, феноменов и результатов деятельности предприятия подсказывается самой логикой экономического процесса и рыночной финансовой практикой. Однако проникнуться этой идеей легко, а искусством сочетать генеральную финансовую стратегию с оперативным управлением финансами предприятия обладают, на поверку, немногие [3].
Большинство действует по принципу «кривая вывезет», и кривая действительно выводит, но, к сожалению, не всегда в нужное место. Сейчас попробуем разобраться хотя бы в основных вопросах, двигаясь по двум главным направлениям:
1. «Неотразимость инвестиций» — постоянные и переменные затраты инве-стиционного процесса — финансово-эксплуатационные потребности -структура капитала предприятия;
2. Финансовая устойчивость предприятия — платежеспособность, ликвид-ность баланса, кредитоспособность, рентабельность — балансовые пропорции — финансовые коэффициенты.
Все основные аспекты планирования целесообразно отразить в бизнес-плане предприятия.
Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран. Эта структура представлена на рисунке 3.
73
Маркетинг
Изучение платежеспособного спроса
Анализ возможностей производства
Планирование объема продаж
Договора
Производственная программа
Планирование себестоимости
Анализ остатков готовой продукции на
Разработка производственной программы
Прямые материальные затраты
Прямые трудовые затраты
Производственные накладные расходы
Планирование остатков готовой продукции на конец года
И ' Остатки неза- 1 вершенного производства
Резерв предстоящих расходов и платежей
Производственная себестоимость
Расходы будущих периодов
Рис. 2. Алгоритм проектирования прибыли (Составлено на основании [5]).
Финансовый план является самым важным разделом бизнес-плана, поэтому к его разработке следует подходить наиболее тщательно. При достаточном уровне его обоснованности он является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации.
Финансовое планирование осуществляется в рамках определенных ограничений. Важнейшим ограничением выступают критерии склонности к банкротству (определяются наличием рабочего капитала, значением коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами). Это первое и главное финансовое ограничение или ограничение первого уровня.
Финансовые ограничения второго уровня вытекают из необходимости решения фундаментального противоречия между доходностью, ликвидностью и риском. Именно эти ограничения являются связующим звеном между планом доходов и расходов и прогнозным (плановым, бюджетным) балансом предприятия.
Финансовые ограничения третьего уровня выходят из ограничений относительно источников финансирования. В определенной степени эта группа ограничений характеризует предельные значения доступного предприятию капитала и выходит из имеющегося собственного капитала и кредитоспособности предприятия [1].
Финансовые ограничения четвертого уровня вытекают из необходимости оперативной поддержки параметров операционного и финансового цикла. Ключевую роль в системе финансовых планов играет бюджет (план) движения денежных средств.
74
1. Краткая характеристика (резюме)
7. Обеспеченность выпуска
продукта основными ресурсами
2. Характеристика отрасли, в которой используется проект
3. Характеристика продукта
4. Размещение объекта
I
5. Анализ рынка
V
11. Финансовый план
Разделы бизнес-плана инвестиционного проекта
I
I
10. Оценка рисков и формы страхования
9. Управление реализацией инвестиционного проекта
8. Стратегия маркетинга
6. Планируемый объём и структура производства продукта основными ресурсами. V_У'
7. Обеспеченность выпуска продукта основными ресурс ами
J ^
Рис. 3. Рекомендуемая структура разработки и представления бизнес-плана инвестиционного
проекта (Составлено на основании [10]).
Варьирование параметрами движения денежных средств позволяет предприятию регулировать свою краткосрочную политику в рамках границ безопасности, определяются: запасом ликвидности; возможностями кредитования и реструктуризации долга с учетом неожиданных изменений операционного цикла.
Одной из сложных задач, стоящих перед предприятием, является определение планового объема выручки от реализации продукции. Модные сегодня модели интегрированного финансового планирования базируются на известных моделях устойчивого или достижимого роста [3 ] и уже поэтому отрывать их от финансовых служб предприятия вряд ли уместно.
В финансовом планировании очень важно соблюдать принцип вариантности. Это позволяет исследовать влияние альтернативных вариантов финансовой политики плановом периоде, в частности:
1) изменении доходности собственных средств в рамках существующих активов и с учетом осуществления инвестиционных проектов;
2) увеличении активов с позиций влияния временного лага в получении прибыли от новых инвестиций;
3) диверсификации видов деятельности, если от нового направления деятельности ожидается резкий рост отдачи.
Инвестиционный раздел бизнес-плана, представленный на рис.5 отражает результаты ряда расчетов.
I этап. Исходя из сметной стоимости работ и этапов их осуществления, составляется график потока инвестиций. На рисунке отражается также необходимый объем инвестиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. На первый год график потока инвестиций разрабатывается в помесячном, а на второй год — в поквартальных разделах.
75
II этап. Обосновывается план доходов и расходов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного проекта.
Ш этап. Определяется точка безубыточности по рассматриваемому инвестиционному проекту, которая показывает, при каком объеме продажи продукта будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования. Линейный анализ безубыточности полезен на начальном этапе разработки основных данных необходимых для принятия решений в области ценообразования и финансов.
Линейный анализ безубыточности позволяет также проследить как будет изменяться прибыль и точка безубыточности при принятии решений, связанных с:
• изменением цен реализации продукции;
• изменением постоянных затрат;
• изменением переменных затрат;
• изменением объема производства продукции.
Варьирование ценами реализации предполагает повышение или снижение цен реализации, в результате которого увеличивается или уменьшается величина прибыли и изменяется точка безубыточности.
За счет изменения постоянных и переменных затрат, а также изменения объема производства продукции можно также повлиять на увеличение или уменьшение размера получаемой прибыли и изменение точки безубыточности
IV этап. Определяется период окупаемости инвестиций в проект. Он вычисляется, как частное от деления общей суммы инвестиций на среднегодовую сумму денежного потока [9]. ВЫВОДЫ
Планирование — это не только предвидение будущего, а также и его регулирование для достижения намеченных целей. Объективная необходимость планирования заключается в том, что предприятие не может функционировать, не рассчитывая результаты своих затрат в предстоящих периодах. Планирование позволяет наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, комплексно решать научно- технические, производственные, экономические и социальные задачи управления производством.
Главными задачами планирования можно выделить следующие:
• определение основных направлений развития предприятия;
• расчет результативных показателей (себестоимости, производительности труда и др.) и их логическая оценка;
• обоснование базового варианта прогноза;
• корректировка прогноза по мере поступления дополнительных сведений об изменении условий производства в плановом периоде.
При финансовом планировании в организациях предпочтение следует отдавать не только многофакторным, но и обобщающим интегральным показателям или системе показателей. Примером этого может быть классическая двухфакторная функция Кобба-Дугласа.
Процесс планирования на предприятиях является непрекращающимся циклом, включающим прямую и обратную связь: начиная от формирования стратегии и до образования планов, с учётом осуществления контроля их выполнения; от оценивания эффективности и до корректировки планов. Как итог этого процесса составляется система, включающая долгосрочные, текущие и оперативные планы. В состав плана входят ключевые параметры деятельности предприятия в совокупности, а также его подразделений и филиалов, которые необходимо достигнуть к окончанию планируемого периода. Планирование является достаточно трудоёмким и разносторонним процессом. Для его эффективного проведения необходимы усилия со стороны специалистов и менеджеров предприятия. Тогда, при выполнении этих условий возможно достижение определённых стратегических целей деятельности предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. — М.: Сектор, 2014. — 240 с.: ил.
2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. — М.: Сектор, 2011. — 672 с.: ил.
76
3. Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. — М.: Сектор, 2011. — 670 с.
4. Блажевич О. Г. Практическое применение технологии построения бюджета на предприятии / О. Г. Блаже-вич, В. В. Шальнева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — N° 3(56). — С. 13-26. — EDN XBCSVL.
5. Воробьев, Ю. Н. Планирование операционных затрат предприятия / Ю. Н. Воробьев // Науковий вюник: фшанси, банки, швестицц. — 2013. — № 5(24). — С. 108-112. — EDN UZCRCN.
6. Воробьева, Е. И. Анализ научных подходов к сущности финансовой устойчивости предприятий / Е. И. Воробьева, Ю. Н. Воробьев, Н. А. Петрова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 4(33). — С. 22-27. — EDN WISSHB.
7. Кушнир И.В. Планирование на предприятии / И.В. Кушнир. — URL: be5.biz/ekonomika/e011/33.html (дата обращения: 14.03.2024).
8. Наумов, А. Р. Финансовое планирование на предприятии / А. Р. Наумов // Молодой ученый. — 2019. — № 17(255). — С. 163-166. — EDN ZGZIRV
9. Сафонова, Н. С. Сущность, классификация и особенности управления оборотными активами предприятия / Н. С. Сафонова, О. Г. Блажевич, А. С. Гнездилова // Бюллетень науки и практики. — 2016. — № 8(9). — С. 192-201. — DOI 10.5281/zenodo.60262. — EDN WHPBEP.
10. Шальнева, В. В. Оценка эффективности бизнес-плана на предприятии / В. В. Шальнева, А. И. Кириенко-ва // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 2(35). — С. 67-71. — EDN WEBHIH.
11. Шептиева, О. Е. Совершенствование системы финансового планирования на предприятиях / О. Е. Шеп-тиева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2-3. — С. 148-152. — EDN VOMLQP.
SPtSOKLTTERATURY
1. Biznes-plany. Polnoye spravochnoye rukovodstvo / Pod red. I.M. Stepnova. — M.: Sektor, 2014. — 240 s.: il.
2. Biznes-planirovaniye: Uchebnik / Pod red. VM. Popova, S.I. Lyapunova. — M.: Sektor, 2011. — 672 s.: il.
3. Biznes-planirovaniye. Uchebnik dlya vuzov / VM. Popov, S.I. Lyapunov, S.YU. Murtuzaliyeva. — M.: Sektor, 2011. — 670 s.
4. Blazhevich O. G. Prakticheskoye primeneniye tekhnologii postroyeniya byudzheta na predpriyatii / O. G. Blazhevich, V V Shal'neva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 3(56). — S. 13-26. — EDN XBCSVL.
5. Vorobyov, Yu. N. Planirovaniye operatsionnykh zatrat predpriyatiya / Yu. N. Vorobyov // Naukoviy vronik: fenansi, banki, mvest^R — 2013. — № 5(24). — S. 108-112. — EDN UZCRCN.
6. Vorobyova, E. I. Analiz nauchnykh podkhodov k sushchnosti finansovoy ustoychivosti predpriyatiy / E. I. Vorobyova, Yu. N. Vorobyov, N. A. Petrova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2015. — № 4(33). — S. 22-27. — EDN WISSHB.
7. Kushnir I.V Planirovaniye na predpriyatii / I.V. Kushnir. — URL: be5.biz/ekonomika/e011/33.html (data obrashcheniya: 14.03.2024).
8. Naumov, A. R. Finansovoye planirovaniye na predpriyatii / A. R. Naumov // Molodoy uchenyy. — 2019. — № 17(255). — S. 163-166. — EDN ZGZIRV
9. Safonova, N. S. Sushchnost', klassifikatsiya i osobennosti upravleniya oborotnymi aktivami predpriyatiya / N. S. Safonova, O. G. Blazhevich, A. S. Gnezdilova // Byulleten' nauki i praktiki. — 2016. — № 8(9). — S. 192-201. — DOI 10.5281/zenodo.60262.—EDN WHPBEP.
10. Shal'neva, V V Otsenka effektivnosti biznes-plana na predpriyatii / V. V. Shal'neva, A. I. Kiriyenkova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 2(35). — S. 67-71. — EDN WEBHIH.
11. Sheptiyeva, O. Ye. Sovershenstvovaniye sistemy finansovogo planirovaniya na predpriyatiyakh / O. Ye. Sheptiyeva // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. — 2016. — № 2-3. — S. 148-152. — EDN VOMLQP.
Статья поступила в редакцию 28 марта 2024 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2024 года
77