Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251).
Экономика. Вып. 35. С. 106-109.
М. М. Караев
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Рассматриваются основные условия, определяющие развитие туристского бизнеса в сфере хозяйственной деятельности в Республике Азербайджан. Выявлено, что сегодня именно доходы от туризма способны поднять экономику страны и её отдельных регионов. Важным в деле развития туризма в Азербайджане является финансовое обеспечение самих предприятий, добровольно внедряющих туристскую ренту, и дальнейшее развитие маркетинговой среды в гостиничном бизнесе Республики.
Ключевые слова: региональный туризм, туристский бизнес, туристский регион, туристское движение, туристская индустрия, финансовые доходы и расходы, туристская рента.
Региональный туризм включает в себя два взаимосвязанных аспекта: географический и социально-экономический. Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объём рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй показывает уровень рекреационной освоенности территории, обусловивший место данного региона на отечественном и мировом туристском рынке, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие туризма. Если первый подход даёт представление в основном о потенциальных возможностях развития туризма, то второй представляет результат туристской деятельности в данном регионе, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка. Следовательно, туристский регион оценивается как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции местных или приезжих рекреантов.
В настоящее время в Азербайджане рынок туризма развивается ускоренными темпами, а за последние 5-7 лет наблюдается колоссальный скачок развития. Согласно исследованиям, количество въезжающих и выезжающих туристов примерно одинаково.
Следует отметить, что для развития туризма в стране, в особенности внутреннего, въездного и социального приняты государственные программы. Так, утверждённые Указом Президента Азербайджанской Республики « Государственная программа развития туризма в 2002-2005 годах» от 27 августа 2002 г. и «Государственная программа развития туризма в 2010-2014 годах» от 6 апреля 2010 г. предусматривают в стране развитие рынка въездного туризма. Это значит, что
в ближайшие годы будет преобладать не только въезд туристов над выездом, но и ввоз из-за рубежа иностранный валюты над её вывозом, что стимулирует экономику страны.
В Азербайджане существуют все необходимые условия — памятники природы, богатый географический ландшафт, а также древнее историко-культурное наследие для развития туризма и туристической деятельности. Развитие туризма берёт своё начало с 2001 г. с момента создания Министерства молодёжи, спорта и туризма, которое преобразовалось в 2006 г. в Министерство культуры и туризма, ведущее активную работу в данной отрасли. Принимая во внимание стабильность страны и темпы развития экономики, Азербайджан претендует стать ведущим туристическим центром в регионе. Для достижения поставленных задач ведётся совместная активная работа правительства и бизнеса. В этом направлении совершенствуется законодательство, вводятся поправки в существующие законы, нормативные акты и принимаются новые. За последние годы принято несколько государственных программ и стандартов по развитию регионов и туризма в стране [2-5; 10]. Цели, указанные в данных программах, служат развитию туризма и макроэкономической стабильности в стране.
Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в регионах Азербайджана исключают унифицированный подход к проведению реформ в туристском бизнесе и требуют гибкой региональной политики с учётом особенностей каждого региона. Важным условием развития регионального туризма как сферы хозяйственной деятельности является политика предварительной подготовки и контроля. В противном случае
спонтанно проводимая или никем не контролируемая хозяйственная деятельность туристского бизнеса приведёт к отрицательным последствиям, так как в этих условиях местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям.
Следует иметь в виду, что туризм, будучи феноменом национальной экономики, не может реализовываться через центральные структуры, пусть даже самые демократические. Он по своей природе связан с конкретным ресурсом, природно-географическим фактором и региональными особенностями. Он нуждается в широкой децентрализованной организации и прежде всего на региональной основе [7. С. 41-42].
Известно, что туристское движение носит сезонный характер. Это налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всей туристской отрасли. Особенно, сказывается это на предприятиях с высокой производительностью труда и капиталоёмкостью, на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы, влияет также на распределение издержек производства. В настоящее время туристское содержание слабо проявляется в практической работе региональных и местных туристско-экскурсионных предприятий, которые покрывают свои экономические показатели за счёт товарных услуг — размещения, предоставления питания и транспорта.
Сегодня доходы от туризма в Азербайджане способны поднять в целом экономику регионов. Значение туризма для экономики регионов республики многообразно и очень весомо. Создание туристских фирм и развитие их бизнеса приносит большую выгоду: клиентам — продукцию, услуги; работающему персоналу — зарплату; бизнесменам — прибыль; региону — налоги и сборы. С экономической точки зрения, большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Спрос на комплекс товаров и услуг, сформированный туристским движением, требует их производства, поэтому туризм оказывает определённое влияние на развитие региональных отраслей, выпускающих предметы потребления в Азербайджане. Производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося пользу своему региону и повышая уровень жизни населения. Как правило, разрабатываемые и реализуемые инвестиционные проекты достаточны для
развития предприятий туризма в регионе. Так как туризм сложная система, в которой все элементы функционируют во взаимосвязи, то и планировать её развитие нужно как систему, учитывая показатели эффективности — социальные, экономические, экологические и т. д., отражающие различные стороны и интересы [8. С. 218].
Развитие туристского бизнеса увеличивает спрос на продукцию сельского хозяйства регионов Азербайджана и благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты [1]. Развитая туристская отрасль обеспечивает стабилизацию и увеличение поступлений валюты в страну и в регионы. Поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристское обслуживание, но и как обмен валюты на повседневные нужды ресурсов (табл. 1).
Из табл. 2 видно, что в 2009 г. в гостиницах и предприятиях гостиничного типа останавливались 424,2 тыс. граждан. Увеличение количества прибывающих туристов показывает что, уровень обслуживания с каждым годом улучшается. Следовательно, возрождение доходов в данной отрасли показывает что, с пропорциональным темпом развиваются поступления в бюджет. Из анализа полученных данных ясно, что по сравнению с 2005 г. в 2009 г. в гостиницах и предприятиях гостиничного типа получение прибыли возросло в 1,6 раза, т. е. на 60,7 %. Поступление различных видов налогов (НДС, налог на прибыл и т. д.) по сравнению с 2005 г. в 2009 г. увеличилось в 1,5 раза, т. е. на 54,1 % больше. Следовательно, в результате постоянно растущего экономического темпа страны доходы от туризма ежегодно растут.
Исследованием установлено, что в 20052009 гг. распределение доходов в Азербайджане носило крайне неравномерный характер. Это характерно и для других развивающихся стран, поэтому в настоящее время общегосударственное и региональное значение туризма состоит в способности приносить большие поступления доходов в бюджет страны и её регионов через налоги. И чем больше доходы от туристских организаций и предприятий, тем больше поступлений в бюджеты.
Азербайджанская Республика вступила в рыночные экономические отношения тогда, когда на международном рынке уже произош-
Таблица 1
Денежные доходы и расходы населения Азербайджана в 2004-2008 гг., млн манат
Параметр 2005 2006 2007 2008 2009
Денежные доходы — всего 8 063,6 10 198,5 14 558,2 20 735,4 22 396,1
В том числе: Доходы от предпринимательской деятельности 3 432,6 4 874,1 7 343,2 10 881,3 12 457,5
Привлечённые сбережения от населения в иностранной волюте 438,7 569,2 792,0 868,6 1 369,3
Расходы — всего 6 508,7 8 208,1 11 249,7 15 891,9 17 547,6
В том числе: Общие потребительские расходы 5 532,6 6 873,1 9 374,6 13 286,2 14 805,3
Оплаченные текущие трансферты 976,1 1 335,0 1 875,1 2 321,7 2 376,9
Экономия 1 554,9 1 990,4 3 308,5 4 843,5 4 848,5
Прочие накопительно-финансовые активы 477,8 420,5 441,4 478,2 409,7
Накопительно-финансовые активы 1 077,1 1 569,9 2 867,1 4 365,3 4 438,8
Рост сбережений, % 122,7 165,7 179,2 129,7 122,5
Примечание. Таблица составлена автором на основе [1. С. 135, 138].
ли существенные изменения в отношении туризма. Приобретённый опыт развития туризма в советский период стал явно недостаточным в условиях рынка. В целях поднятия туристской отрасли страны и усиления её доходности важным является изучение опыта, накопленного мировым сообществом.
На сегодняшний день страна ещё не освободилась полностью от военного противостояния, которое вредит туристскому имиджу страны. В связи с этим предлагается внедрение сравнительного метода «Терруар» [6. С. 200],
посредством которого можно создать уникальный и очень привлекательный туристский продукт с учётом исторического и культурного наследия Азербайджана. В этом аспекте развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма значительно могло бы укрепить экономику страны и уменьшить её зависимость от экспорта нефти и нефтепродуктов. С этой целью изучается инвестиционная политика зарубежных стран в развитии малого и среднего бизнеса в Азербайджане и исследуется влияние системы налогооблажнения, подчёркивает-
Таблица 2
Доходы от туристов, размещённых в гостиницах и на предприятиях
гостиничного типа
Категория туристов 2005 2006 2007 2008 2009
Всего, чел. В том числе граждан страны из них детей граждан из СНГ иностранных граждан 264 058 133 821 6 804 26 802 103 435 291617 141 081 11 030 32 479 118 057 305 483 152 430 7 285 33 167 119 886 431 574 207 462 9 467 45 042 179 070 424 237 215 369 11 954 40 197 168 671
Размещённые туристы с путёвками, чел. 39 872 43 824 36 740 43 117 24 162
Доходы от гостиниц и предприятии гостиничного типа, тыс. манат 66 510,9 74 342,4 89 785,3 98 584,2 97 002,9
Различные поступления (НДС, налог на прибыл и т. д.), тыс. манат 9 441,1 9 445,9 9 787,3 13 965,9 14 548,7
Примечание. Таблица составлена автором на основе [1. С. 65-66].
ся при этом роль государства в формировании инвестиционного процесса.
Проведённые исследования показывают что, туризм в Азербайджане должен возродиться благодаря развитию внутреннего туризма, который является генератором развития международного туризма. Поэтому особое внимание уделяется разработке многоуклонного направления нового туристского продукта. В создавшейся экономической ситуации, когда во многих районах республики временно приостановлены промышленные предприятия и сокращены рабочие места, развитие туризма в этих регионах может стать единственным средством для оживления экономики и для поднятия финансового обеспечения развития региона. Доходы, поступающие от развития туризма, могут способствовать не только открытию рабочих мест в регионах, но и способствовать притоку населения из центра республики в регионы, обустройству городов и деревень, сохранению исторических и архитектурных памятников.
Таким образом, необходимо отметить, что самый главный фактор, характеризующий туристскую отрасль в Азербайджане — это природные и человеческие ресурсы. Формирование финансового обеспечения развития регионального туризма в Азербайджане связано с доходами от предпринимательской деятельности, с привлечением сбережений населения в иностранной валюте и туристов, размещённых в гостиницах и в предприятиях гостиничного типа.
Список литературы
1. Азербайджан в цифрах в 2008 году / Госкомстат Азербайджана. Баку : Сяда, 2010.
2. Государственная программа «Азербайджанские курорты» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 2002 от 27 февраля 2007 г.
3. Государственная программа «Развитие Курортов в Азербайджанской Республике в 20092018 годах» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 125 от 6 февр. 2009 г.
4. Государственная программа «Развитие регионов Азербайджанской Республики в 2004-2008 годах» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 24 от 11 февр. 2004 г.
5. Государственная программа «Развитие регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 годах» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 80 от 14 апр. 2009 г.
6. Еганлы, С. Т. Международный туризм и развитие туризма в Азербайджанской Республике / С. Т. Еганлы, Э. М. Гаджиев. Баку : Элм, 2003. 292 с.
7. Квартальнов, В. А. Менеджмент туризма, туризм и отраслевые системы / В. А. Квартальнов, И. В. Зорин. М. : Финансы и статистика, 2002. 272 с.
8. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М. : КноРус, 2007. 256 с.
9. Туризм в Азербайджане / Госкомстат Азербайджана. Баку : Сяда, 2010.
10. Туристско-экскурсионное обслуживание, гостиницы и предприятия гостиничного типа АгБ 294-2008.