Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение развития регионального туризма в Азербайджане'

Финансовое обеспечение развития регионального туризма в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
358
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / ТУРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ / ТУРИСТСКАЯ РЕНТА / REGIONAL TOURISM / TOURIST BUSINESS / TOURIST REGION / TOURIST MOVEMENT / TOURIST INDUSTRY / FI NANCIAL INCOMES AND EXPENSES / A TOURIST RENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Караев Мазахир Махал Оглы

Рассматриваются основные условия, определяющие развитие туристского бизнеса в сфере хозяйственной деятельности в Республике Азербайджан. Выявлено, что сегодня именно доходы от туризма способны поднять экономику страны и её отдельных регионов. Важным в деле развития туризма в Азербайджане является финансовое обеспечение самих предприятий, добровольно внедряющих туристскую ренту, и дальнейшее развитие маркетинговой среды в гостиничном бизнесе Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic conditions in this article defi ning development of tourist business in sphere of economic activities in republic Azerbaijan are considered. On the basis of results defi ne that incomes from tourism in Azerbaijan nowadays are capable to lift national economy and its separate regions. Hence, in business developments of tourism in Azerbaijan fi nancial maintenance of the enterprises voluntary introducing a tourist rent and the further development of the marketing environment in hotel business of republic is important.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение развития регионального туризма в Азербайджане»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251).

Экономика. Вып. 35. С. 106-109.

М. М. Караев

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Рассматриваются основные условия, определяющие развитие туристского бизнеса в сфере хозяйственной деятельности в Республике Азербайджан. Выявлено, что сегодня именно доходы от туризма способны поднять экономику страны и её отдельных регионов. Важным в деле развития туризма в Азербайджане является финансовое обеспечение самих предприятий, добровольно внедряющих туристскую ренту, и дальнейшее развитие маркетинговой среды в гостиничном бизнесе Республики.

Ключевые слова: региональный туризм, туристский бизнес, туристский регион, туристское движение, туристская индустрия, финансовые доходы и расходы, туристская рента.

Региональный туризм включает в себя два взаимосвязанных аспекта: географический и социально-экономический. Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объём рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй показывает уровень рекреационной освоенности территории, обусловивший место данного региона на отечественном и мировом туристском рынке, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие туризма. Если первый подход даёт представление в основном о потенциальных возможностях развития туризма, то второй представляет результат туристской деятельности в данном регионе, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка. Следовательно, туристский регион оценивается как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции местных или приезжих рекреантов.

В настоящее время в Азербайджане рынок туризма развивается ускоренными темпами, а за последние 5-7 лет наблюдается колоссальный скачок развития. Согласно исследованиям, количество въезжающих и выезжающих туристов примерно одинаково.

Следует отметить, что для развития туризма в стране, в особенности внутреннего, въездного и социального приняты государственные программы. Так, утверждённые Указом Президента Азербайджанской Республики « Государственная программа развития туризма в 2002-2005 годах» от 27 августа 2002 г. и «Государственная программа развития туризма в 2010-2014 годах» от 6 апреля 2010 г. предусматривают в стране развитие рынка въездного туризма. Это значит, что

в ближайшие годы будет преобладать не только въезд туристов над выездом, но и ввоз из-за рубежа иностранный валюты над её вывозом, что стимулирует экономику страны.

В Азербайджане существуют все необходимые условия — памятники природы, богатый географический ландшафт, а также древнее историко-культурное наследие для развития туризма и туристической деятельности. Развитие туризма берёт своё начало с 2001 г. с момента создания Министерства молодёжи, спорта и туризма, которое преобразовалось в 2006 г. в Министерство культуры и туризма, ведущее активную работу в данной отрасли. Принимая во внимание стабильность страны и темпы развития экономики, Азербайджан претендует стать ведущим туристическим центром в регионе. Для достижения поставленных задач ведётся совместная активная работа правительства и бизнеса. В этом направлении совершенствуется законодательство, вводятся поправки в существующие законы, нормативные акты и принимаются новые. За последние годы принято несколько государственных программ и стандартов по развитию регионов и туризма в стране [2-5; 10]. Цели, указанные в данных программах, служат развитию туризма и макроэкономической стабильности в стране.

Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в регионах Азербайджана исключают унифицированный подход к проведению реформ в туристском бизнесе и требуют гибкой региональной политики с учётом особенностей каждого региона. Важным условием развития регионального туризма как сферы хозяйственной деятельности является политика предварительной подготовки и контроля. В противном случае

спонтанно проводимая или никем не контролируемая хозяйственная деятельность туристского бизнеса приведёт к отрицательным последствиям, так как в этих условиях местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям.

Следует иметь в виду, что туризм, будучи феноменом национальной экономики, не может реализовываться через центральные структуры, пусть даже самые демократические. Он по своей природе связан с конкретным ресурсом, природно-географическим фактором и региональными особенностями. Он нуждается в широкой децентрализованной организации и прежде всего на региональной основе [7. С. 41-42].

Известно, что туристское движение носит сезонный характер. Это налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всей туристской отрасли. Особенно, сказывается это на предприятиях с высокой производительностью труда и капиталоёмкостью, на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы, влияет также на распределение издержек производства. В настоящее время туристское содержание слабо проявляется в практической работе региональных и местных туристско-экскурсионных предприятий, которые покрывают свои экономические показатели за счёт товарных услуг — размещения, предоставления питания и транспорта.

Сегодня доходы от туризма в Азербайджане способны поднять в целом экономику регионов. Значение туризма для экономики регионов республики многообразно и очень весомо. Создание туристских фирм и развитие их бизнеса приносит большую выгоду: клиентам — продукцию, услуги; работающему персоналу — зарплату; бизнесменам — прибыль; региону — налоги и сборы. С экономической точки зрения, большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Спрос на комплекс товаров и услуг, сформированный туристским движением, требует их производства, поэтому туризм оказывает определённое влияние на развитие региональных отраслей, выпускающих предметы потребления в Азербайджане. Производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося пользу своему региону и повышая уровень жизни населения. Как правило, разрабатываемые и реализуемые инвестиционные проекты достаточны для

развития предприятий туризма в регионе. Так как туризм сложная система, в которой все элементы функционируют во взаимосвязи, то и планировать её развитие нужно как систему, учитывая показатели эффективности — социальные, экономические, экологические и т. д., отражающие различные стороны и интересы [8. С. 218].

Развитие туристского бизнеса увеличивает спрос на продукцию сельского хозяйства регионов Азербайджана и благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты [1]. Развитая туристская отрасль обеспечивает стабилизацию и увеличение поступлений валюты в страну и в регионы. Поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристское обслуживание, но и как обмен валюты на повседневные нужды ресурсов (табл. 1).

Из табл. 2 видно, что в 2009 г. в гостиницах и предприятиях гостиничного типа останавливались 424,2 тыс. граждан. Увеличение количества прибывающих туристов показывает что, уровень обслуживания с каждым годом улучшается. Следовательно, возрождение доходов в данной отрасли показывает что, с пропорциональным темпом развиваются поступления в бюджет. Из анализа полученных данных ясно, что по сравнению с 2005 г. в 2009 г. в гостиницах и предприятиях гостиничного типа получение прибыли возросло в 1,6 раза, т. е. на 60,7 %. Поступление различных видов налогов (НДС, налог на прибыл и т. д.) по сравнению с 2005 г. в 2009 г. увеличилось в 1,5 раза, т. е. на 54,1 % больше. Следовательно, в результате постоянно растущего экономического темпа страны доходы от туризма ежегодно растут.

Исследованием установлено, что в 20052009 гг. распределение доходов в Азербайджане носило крайне неравномерный характер. Это характерно и для других развивающихся стран, поэтому в настоящее время общегосударственное и региональное значение туризма состоит в способности приносить большие поступления доходов в бюджет страны и её регионов через налоги. И чем больше доходы от туристских организаций и предприятий, тем больше поступлений в бюджеты.

Азербайджанская Республика вступила в рыночные экономические отношения тогда, когда на международном рынке уже произош-

Таблица 1

Денежные доходы и расходы населения Азербайджана в 2004-2008 гг., млн манат

Параметр 2005 2006 2007 2008 2009

Денежные доходы — всего 8 063,6 10 198,5 14 558,2 20 735,4 22 396,1

В том числе: Доходы от предпринимательской деятельности 3 432,6 4 874,1 7 343,2 10 881,3 12 457,5

Привлечённые сбережения от населения в иностранной волюте 438,7 569,2 792,0 868,6 1 369,3

Расходы — всего 6 508,7 8 208,1 11 249,7 15 891,9 17 547,6

В том числе: Общие потребительские расходы 5 532,6 6 873,1 9 374,6 13 286,2 14 805,3

Оплаченные текущие трансферты 976,1 1 335,0 1 875,1 2 321,7 2 376,9

Экономия 1 554,9 1 990,4 3 308,5 4 843,5 4 848,5

Прочие накопительно-финансовые активы 477,8 420,5 441,4 478,2 409,7

Накопительно-финансовые активы 1 077,1 1 569,9 2 867,1 4 365,3 4 438,8

Рост сбережений, % 122,7 165,7 179,2 129,7 122,5

Примечание. Таблица составлена автором на основе [1. С. 135, 138].

ли существенные изменения в отношении туризма. Приобретённый опыт развития туризма в советский период стал явно недостаточным в условиях рынка. В целях поднятия туристской отрасли страны и усиления её доходности важным является изучение опыта, накопленного мировым сообществом.

На сегодняшний день страна ещё не освободилась полностью от военного противостояния, которое вредит туристскому имиджу страны. В связи с этим предлагается внедрение сравнительного метода «Терруар» [6. С. 200],

посредством которого можно создать уникальный и очень привлекательный туристский продукт с учётом исторического и культурного наследия Азербайджана. В этом аспекте развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма значительно могло бы укрепить экономику страны и уменьшить её зависимость от экспорта нефти и нефтепродуктов. С этой целью изучается инвестиционная политика зарубежных стран в развитии малого и среднего бизнеса в Азербайджане и исследуется влияние системы налогооблажнения, подчёркивает-

Таблица 2

Доходы от туристов, размещённых в гостиницах и на предприятиях

гостиничного типа

Категория туристов 2005 2006 2007 2008 2009

Всего, чел. В том числе граждан страны из них детей граждан из СНГ иностранных граждан 264 058 133 821 6 804 26 802 103 435 291617 141 081 11 030 32 479 118 057 305 483 152 430 7 285 33 167 119 886 431 574 207 462 9 467 45 042 179 070 424 237 215 369 11 954 40 197 168 671

Размещённые туристы с путёвками, чел. 39 872 43 824 36 740 43 117 24 162

Доходы от гостиниц и предприятии гостиничного типа, тыс. манат 66 510,9 74 342,4 89 785,3 98 584,2 97 002,9

Различные поступления (НДС, налог на прибыл и т. д.), тыс. манат 9 441,1 9 445,9 9 787,3 13 965,9 14 548,7

Примечание. Таблица составлена автором на основе [1. С. 65-66].

ся при этом роль государства в формировании инвестиционного процесса.

Проведённые исследования показывают что, туризм в Азербайджане должен возродиться благодаря развитию внутреннего туризма, который является генератором развития международного туризма. Поэтому особое внимание уделяется разработке многоуклонного направления нового туристского продукта. В создавшейся экономической ситуации, когда во многих районах республики временно приостановлены промышленные предприятия и сокращены рабочие места, развитие туризма в этих регионах может стать единственным средством для оживления экономики и для поднятия финансового обеспечения развития региона. Доходы, поступающие от развития туризма, могут способствовать не только открытию рабочих мест в регионах, но и способствовать притоку населения из центра республики в регионы, обустройству городов и деревень, сохранению исторических и архитектурных памятников.

Таким образом, необходимо отметить, что самый главный фактор, характеризующий туристскую отрасль в Азербайджане — это природные и человеческие ресурсы. Формирование финансового обеспечения развития регионального туризма в Азербайджане связано с доходами от предпринимательской деятельности, с привлечением сбережений населения в иностранной валюте и туристов, размещённых в гостиницах и в предприятиях гостиничного типа.

Список литературы

1. Азербайджан в цифрах в 2008 году / Госкомстат Азербайджана. Баку : Сяда, 2010.

2. Государственная программа «Азербайджанские курорты» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 2002 от 27 февраля 2007 г.

3. Государственная программа «Развитие Курортов в Азербайджанской Республике в 20092018 годах» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 125 от 6 февр. 2009 г.

4. Государственная программа «Развитие регионов Азербайджанской Республики в 2004-2008 годах» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 24 от 11 февр. 2004 г.

5. Государственная программа «Развитие регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 годах» : Указ Президента Азербайджан. Респ. № 80 от 14 апр. 2009 г.

6. Еганлы, С. Т. Международный туризм и развитие туризма в Азербайджанской Республике / С. Т. Еганлы, Э. М. Гаджиев. Баку : Элм, 2003. 292 с.

7. Квартальнов, В. А. Менеджмент туризма, туризм и отраслевые системы / В. А. Квартальнов, И. В. Зорин. М. : Финансы и статистика, 2002. 272 с.

8. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М. : КноРус, 2007. 256 с.

9. Туризм в Азербайджане / Госкомстат Азербайджана. Баку : Сяда, 2010.

10. Туристско-экскурсионное обслуживание, гостиницы и предприятия гостиничного типа АгБ 294-2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.