♦
♦
удк336.6 Евгений Юрьевич Томашевский,
аспирант кафедры финансов, [email protected] СГСЭУ
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Сотрудничество государственных органов и частных предприятий в области инвестиционной политики стало объективным фактором развития современной экономики. Одной из форм такого сотрудничества выступает государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП часто трактуется как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно значимых проектов в стратегически важных отраслях промышленности, научно-исследовательских и конструкторских работах, обеспечении общественных услуг. Финансовое обеспечение инвестиционных проектов государственно-частного партнерства является одной из ключевых проблем развития данного процесса. От решения этой проблемы в значительной степени зависит успех реализация проектов ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, финансовое обеспечение, инвестиционный проект.
Ye.Yu. Tomashevsky
FINANCIAL SECURITY OF INVESTMENT PROJECTS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
Cooperation between government agencies and private companies in the investment policy has been an objective factor in the development of a modern economy. One form of such cooperation is a public-private partnership (PPP). Financial support of investment projects of public-private partnership is one of the key issues of this process, the solution of this problem to a large extent on the success of the implementation of PPP projects.
Keywords: public-private partnerships, financial support, investment project.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) трактуется двояко: во-первых, как система отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития; во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности. Эта трактовка в значительной степени отражена в определении ГЧП как институционального и организационного альянса между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно значимых проектов в стратегически важных отраслях промышленности, научно-исследовательских и конструкторских работах, обеспечении общественных услуг. Такой союз создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
В проекте Федерального закона «О государственночастном партнерстве» приводится следующее определение: «Государственно-частное партнерство - долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях достижения задач социально-экономического развития публичноправовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов» [1].
В Российской Федерации приоритет государства в решении проблем социально-экономического развития с использованием механизма ГЧП закреплен в целом ряде нормативно-правовых актов. Первым программным
документом, в котором ГЧП признается важным инструментом развития инфраструктуры, стала Федеральная целевая программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)». В утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1663-р «Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2012 г.» ГЧП рассматривается как важный механизм привлечения внебюджетных средств для развития инфраструктуры. В этом же документе определены приоритетные сферы применения партнерств: здравоохранение, образование, космическая отрасль, лесное хозяйство, транспортная инфраструктура.
Государство применяет широкую систему стимулов по привлечению частных компаний к участию в проектах ГЧП: софинансирование, дотации из бюджета, льготный режим налогообложения, специальные таможенные режимы, гарантии по прибыльности, займам, поставкам, закупкам, снижение размера (отмена) концессионных платежей, арендной платы и т.п. В концепции государственно-частного партнерства гарантии понимаются в широком смысле слова и не сводятся только к бюджетным.
Все источники финансирования проектов государственно-частного партнерства можно разделить на четыре группы:
1) внутренние средства частного предприятия, включаемые в состав собственного капитала:
- прибыль и формируемые за ее счет фонды;
- амортизационные отчисления на восстановление основных фондов;
- основные фонды;
2) привлеченные средства, включаемые в состав собственного капитала предприятия:
- акционерный капитал;
♦
♦
- средства, выделяемые учредителями;
- гранты и благотворительные взносы;
- государственные субсидии;
3) привлеченные средства, не включаемые в состав собственного капитала предприятия:
- банковские кредиты и займы;
- кредиты и займы в денежной форме, предоставляемые небанковскими учреждениями;
- финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций;
- государственные кредиты и займы;
- коммерческие кредиты, предоставляемые поставщиками машин, оборудования, других инвестиционных товаров и подрядчиками;
4) средства, предоставляемые государством:
- средства Инвестиционного фонда;
- субсидии;
- налоговые льготы.
Модель финансирования проекта ГЧП - это форма привлечения средств финансирования проектов, определяемая целью и содержанием проекта, организационной формой ГЧП.
Система финансового обеспечения включает:
- критерии выбора инвестиционных проектов;
- модели финансирования;
- систему управления риском.
В зависимости от организационной формы государственно-частного партнерства используются различные модели финансирования.
Всемирный банк применяет следующую классификацию форм ГЧП [2]:
1) контракты на управление и арендные договоры. При данной форме ГЧП частная компания получает в управление на основе контракта или на условиях аренды принадлежащую государству собственность на определенный период времени. Инвестиции осуществляет государство. В контракте на управление государство оплачивает услуги частного партнера и несет операционные риски. В арендном договоре государство получает арендную плату с арендатора, а операционный риск ложится на частную компанию;
2) концессия. Правительство предоставляет частному предприятию право владения и пользования существующим объектом по договору за плату с условием возврата. Государству принадлежит право собственности на объект, тогда как частная компания получает право на его расширение и усовершенствования, проведенные в установленный концессионным соглашением период. Частная компания несет операционные и инвестиционные риски;
3) проекты, предполагающие новое строительство. Частная компания строит и эксплуатирует новые производственные мощности в течение срока, указанного в контракте. После окончания строительства возможны следующие варианты отношений: аренда нового объекта частной компанией с последующим владением; владение - управление - передача в собственность; владение - управление;
4) частичная приватизация активов. Частная компания приобретает часть пакета акций предприятия, находящегося в государственной собственности. Управление предприятием может переходить либо к частной компании, либо оставаться за государством. В зависимости от этого Всемирный банк различает следующие типы партнерства:
• Build-Own-Operate-Transfer (BOOT) - «строительство - владение - управление - передача». Частная компания - подрядчик государства строит новый объект государственной собственности на собственные и заемные средства, управляет им на правах владения и пользования в течение определенного в контракте срока. После окончания срока действия контракта объект передается в государственную собственность;
• Build-Operate-Transfer (BOT) - «строительство -управление - передача». Частная компания строит объект и осуществляет управление/эксплуатацию в течение определенного в контракте срока, по истечении которого объект передается государству. Она имеет правомочия пользования, но не владения этим объектом;
• Build-Transfer-Operate (BTO) - «строительство -передача - управление». Частная компания строит объект и передает его государству сразу по завершении стадии строительства. После приема государством в соответствии с новым договором объект передается в управление/эксплуатацию компании;
• Build-Own-Operate (BOO) - «строительство - владение - управление». Частная компания - подрядчик государства строит новый объект государственной собственности и управляет им на правах владения и пользования. На компании лежит ответственность за строительство, управление, эксплуатацию, обслуживание объекта. Срок передачи объекта государству не фиксируется. Роль государства при этом минимальна, что особенно привлекательно для бизнеса;
• Design-Build (DB) - «проектирование - строительство». Частная компания разрабатывает и строит объект в соответствии с требованиями и стандартами, часто по утвержденной государством смете. После завершения строительства обязанности по управлению объектом и его обслуживанию передаются государству;
• Design-Build-Operate (DBO) - «проектирование -строительство - управление». Частная компания разрабатывает проектно-сметную документацию и строит объект. По завершении строительства эксплуатация остается за этой же компанией.
В проекте Федерального закона «О государственночастном партнерстве» предусмотрены формы ГЧП, соответствующие классификации Всемирного банка. Ст. 5 проекта Федерального закона предусматривает, например, такую форму: частный партнер осуществляет создание, реконструкцию, модернизацию и последующее техническое обслуживание и эксплуатацию объекта соглашения в течение определенного срока и передает право собственности на объект соглашения публичному партнеру в сроки, порядке и на условиях, определенных соглашением. Данная форма соответствует типу партнерства ВООТ («строительство - владение - управление
- передача») по классификации Всемирного банка. Однако, как отмечается в проекте Федерального закона, в российской практике пока нашли применение далеко не все формы ГЧП, действующие в зарубежных странах. Это свидетельствует о начальном этапе процесса развития государственно-частного партнерства в России.
1. Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве». URL: http://consultant.ru.
2. Data on the Private Participation in Infrastructure Projects Database currently use the World Bank classification by income group of each developing economy published in July 2010. URL: http://ppi.worldbank.org/resources/ppi_glossary.aspx.