ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
УДК: 334.7: 342.5 ББК 65
Борисова Л.А. - к.э.н, доцент, доцент кафедры Налоги и налогообложение, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Исмаилова Ф.Н. - к.э.н., доцент кафедры Маркетинг и коммерция, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Borisova L.A. - Ph.D., docent, associate professor Taxes and taxation, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan state University of national economy Ismailova F.N. - senior lecturer of Department «Marketing and commerce» Department Dagestan state University of national economy, candidate of economic science
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
BASIC FORMS AND MODELS FOR IMPLEMENTING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS
В статье рассматриваются содержание и принципы государственно-частного партнерства, анализируются основные формы и модели реализации проектов государственно-частного партнерства Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственный партнер, частный партнер, принципы, формы, модели
The article considers the content and principles of public-private partnership, analyzes the main forms and models for implementing public-private partnership projects
Keywords: public-private partnership, state partner, private partner, principles, forms, models
Государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок и базирующееся на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой стороны, реализуемого на основе соглашения о государственно-частном партнерстве для привлечения в экономику частных инвестиций, достижение доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственно-частное партнерство обращается к инновационным методам, используемым государственным сектором с целью заключения контракта с частным сектором, вкладывающим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в
соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения данными услугами наиболее выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
Государственно-частное партнерство отличается от иных форм сотрудничества государства и частного сектора своей универсальностью и гибкостью, выражающимися в многообразии форм и моделей, позволяющими добиться оптимального распределения полномочий, ответственности, ресурсов, рисков и вознаграждения между участниками проекта.
ГЧП базируется на ряде принципов, основными из которых являются:
- открытость и доступность информации о ГЧП (МЧП), за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- обеспечение конкуренции;
- отсутствие дискриминации, равноправие сторон ГЧП-проекта и равенство их перед законом;
- добросовестное исполнение сторонами ГЧП-проекта обязательств по проекту;
- справедливое распределение рисков и обязательств между участниками ГЧП-проекта;
- свобода заключения соглашения по ГЧП-проекту.
Можно выделить следующие формы государственно-частного партнерства:
1. государственные контракты (административные договора);
2. аренда (договора аренды или лизинга);
3. концессии (концессионные соглашения);
4. соглашения о разделе продукции (СРП);
5. государственно-частные предприятия.
Рассмотрим данные формы, выделив их характерные черты и особенности.
Государственный контракт (административный договор) -договор, заключаемый между государством и частной компанией на выполнение общественно полезных видов деятельности. Данная форма взаимодействия не предполагает перехода права собственности от государства к частному партнеру. Расходы по контракту несет частный партнер, а большая часть рисков ложится на государство. Расходы частного партнера компенсируются за счет доли в доходе, прибыли либо взимаемых с потребителей платежей.
Аренда (договор аренды либо лизинг). В ГЧП под арендой понимается передача государственного либо муниципального имущества частному партнеру на определенное время и за определенную плату. Партнерством признаются только такие арендные отношения, цель которых состоит в создании общественных благ или услуг и реализации государственного интереса. Особенность договора лизинга состоит в том, что лизингополучатель имеет право выкупить арендуемое имущество.
Концессия (концессионное соглашение) - предполагает передачу государством либо муниципальным образованием (концедент) частному партнеру (концессионер) права на использование природных ресурсов,
объектов инфраструктуры, предприятий или оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) либо периодических (роялти) платежей. Суть концессии состоит в том, что государство остается полноправным собственником имущества и наделяет частного партнера правом выполнять функции в течение определенного срока и с этой целью наделяет его соответствующими полномочиями. Право собственности на созданную в рамках концессии продукцию при этом передается концессионеру.
Концессионные договоры предполагают наличие большого разнообразия моделей, которые зачастую переплетаются между собой, создавая новые виды концессий. [4]
Соглашение о разделе продукции (СРП) подразумевает предоставление государством частному бизнесу на возмездной основе и на определенный срок исключительных прав на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор принимает на себя обязательства по проведению указанных работ за свой счет и на свой риск.
Несмотря на то, что СРП во многом схожа с концессией, у нее есть принципиальное отличие, заключающееся в том, что частному партнеру принадлежит только часть создаваемой продукции, другая часть переходит в собственность государства. Условия и порядок раздела продукции между партнерами закрепляется в специальном соглашении. Данные соглашения обычно используются в области нефтедобычи.
Государственно-частное предприятие может формироваться как акционерное общество либо совместное предприятие с долевым участием сторон. Возможности по принятию самостоятельных решений и риски сторон зависят от их долей в акционерном капитале предприятия. В отличие от иных форм ГЧП, в государственно-частном предприятии государство принимает непосредственное участие в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности, что может отрицательно отразиться на эффективности деятельности предприятия при недостаточно квалифицированном управлении со стороны государства.
На выбор той или иной формы партнерства влияют цели ГЧП-проекта и ее экономическая эффективность. Серьезное влияние на выбор модели оказывают такие факторы, как: особенности законодательства страны; отраслевая принадлежность ГЧП-проекта; схема распределения инвестиционных рисков; опыт организации контрактных отношений; определение конечных плательщиков за услуги объекта.
Взаимодействие субъектов ГЧП-проектов происходит в соответствии с определенной моделью, которая закрепляется соответствующим соглашением.
Большая работа по классификации моделей ГЧП ведется Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций. Существует ряд моделей, получивших наибольшее распространение в мировой практике.
В отечественной и зарубежной литературе отражены различные классификации моделей ГЧП, отличающиеся широтой и определяющими признаками. Основными классифицирующими признаками являются: характер действий, производимых над объектом,
объем передачи полномочий частному партнеру и порядок финансирования проекта.
Множественность взглядов на структурирование моделей ГЧП осложняет создание общепринятой универсальной классификации.
В этой связи представляет интерес подход, предлагающий обобщить накопленный опыт в данной сфере и провести двухуровневую классификацию ГЧП-моделей. [3]
На первом уровне предлагается проводить группировку моделей по характеру действий, производимых над объектом (цели реализации проекта) с получением трех категорий:
1. создание нового объекта (англ. «greenfield»);
2. модернизация существующего объекта (англ. «brownfield»);
3. эксплуатация объекта.
На втором уровне отражаются виды соглашений, которые государство заключает с бизнес-структурами в зависимости от целей проекта.
Для целей создания нового объекта используется множество моделей, отличающихся по характеру участия партнеров в проекте.
Модель «Проектирование - Строительство» (DB, Design - Build) - двусторонний договор с фиксированным вознаграждением за проектные и строительные работы [7]. Для исполнения договора формируется проектная компания, или компания специального назначения (SPV, Special-purpose vehicle), на которую возлагается ответственность за подготовку проекта и проведение строительных работ, а также риски, относящиеся к данным видам деятельности. Собственники несут ответственность за финансирование, управление объектом и его эксплуатацию. Подобный тип сотрудничества позволяет сократить время реализации проекта, сэкономить средства и перераспределить риски между государством и частным партнером.
Сокращается количество потенциально конфликтных ситуаций, так как проектирование и строительство выполняется одним и тем же партнером.
Государство остается владельцем объекта и обеспечивает техническое обслуживание и эксплуатацию объекта. В качестве производной данного вида ГЧП зачастую указывают модель «Проектирование - Строительство с гарантией», подразумевающую гарантию частного партнера по обеспечению установленного уровня качества возводимого объекта.
Такого рода гарантии, как правило, предоставляются частным партнером на срок до 20 лет.
Модель «Проектирование - Строительство - Управление» (DBO, Design - Build - Operate) - двусторонний договор, при котором ответственность за проектирование, строительство и эксплуатацию объекта лежит на частной компании, а государство принимает на себя ответственность за финансирование работ и сохраняет право собственности на создаваемый объект. Здесь могут заключаться раздельные контракты на проектирование, строительство и эксплуатацию. Такие договоры называют операторскими и они получили наиболее широкое применение в мировой практике.
Модель «Проектирование - Строительство - Финансирование -Управление» (DBFO, Design - Build - Finance - Operate) - соглашение, в рамках которого частный сектор отвечает за проектирование,
строительство, финансирование, управление объектом и (или) эксплуатирует новый объект на условиях долгосрочной аренды. В конце срока аренды, объект передается обратно государству. [6] Источником дохода для концессионера становится плата пользователей, иногда взимается скрытая плата в виде арендных платежей со стороны государства. Гарантированный будущий доход зачастую выступает обеспечением при выпуске долговых ценных бумаг (облигаций) для финансирования проекта.
Модель «Проектирование - Строительство - Финансирование» (DBF, Design - Build - Finance) - контракт, который отличается от DBFO тем, что государство берет на себя функции оператора.
Модель «Строительство - Передача - Управление» (BTO, Build -Transfer - Operate,) - контракт, обязывающий частного партнера произвести строительство объекта, осуществлять управление объектом в течение заданного срока, а затем передать его в управление государству. Частный партнер финансирует объект строительства частично или полностью, в связи с чем, устанавливается такой срок соглашения, чтобы коммерческий партнер имел достаточно времени, чтобы окупить свои инвестиции. По завершению контракта государственный партнер может самостоятельно обеспечивать дальнейшее функционирование объекта, перезаключить договор с управляющей компанией или заменить ее.
Модель «Строительство - Управление - Передача» (BOT, Build -Operate - Transfer) - договор, который предусматривает передачу объекта в собственность и управление финансовому партнеру по завершению строительства и оговоренного в контракте срока эксплуатации.
Модель «Строительство - Владение - правление» (BOO, Build -Own - Operate) - контракт, при котором созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора [6].
Модель «Строительство - Управление - Обслуживание -Передача» (ВОМТ, Build - Operate - Maintain - Transfer) - соглашение, в котором на частном партнере помимо строительства лежит полная ответственность за эксплуатацию и ремонт возведенных им объектов.
Модель «Проектирование - Строительство - Владение -Управление - Передача» (DBOOT, Design - Build - Own - Operate -Transfer) - контракты, в которых ответственность частного партнера распространяется не только на строительство и управление, но и на проектирование.
Для целей реконструкции и модернизации существующих объектов используют другие модели.
Модель «Реконструкция - Управление - Передача» (ROT, Rehabilitate - Operate - Transfer) - договор, в соответствии с которым частный партнер производит реконструкцию существующего объекта, обеспечивает текущее обслуживание, принимая на срок действия соглашения все риски, связанные с выполнением этих работ.
Модель «Реконструкция - Аренда - Передача» (RLT, Rehabilitate - Lease - Transfer) - соглашение, предусматривающее ответственность частного партнера за реконструкцию существующего объекта. Сам же объект передается государством в аренду и пользование частному партнеру на срок действия соглашения.
Модель «Расширение - Реконструкция - Эксплуатация -Передача» (BROT, Build - Rehabilitate - Operate - Transfer) - соглашение, обязывающее частного партнера осуществить дополнительное строительство или завершить частично построенный объект, а затем производить его эксплуатацию. [16]
Для целей эксплуатации объектов используются три вида соглашений.
Сервисный контракт (Service Contact) - соглашение, в рамках которого государство передает частному хозяйствующему субъекту обслуживание простых, краткосрочных эксплуатационных государственных нужд. Данная модель предполагает наименьшую вовлеченность частного сектора в партнерство, при которой он обеспечивает эксплуатацию инфраструктурных объектов в течение непродолжительного периода времени. Государство сохраняет за собой обязательства по управлению и инвестиционным решениям, а также финансовые риски. Тем самым, государство посредством высококвалифицированных услуг частного сектора обеспечивает экономию бюджетных эксплуатационных расходов. Данная модель получила распространение при организации сбора платы с пользователей транспортных инфраструктурных объектов [5].
Долгосрочная аренда (LTL, Long Term Lease) - форма соглашения, предусматривающая заключение договора лизинга построенных за счет государства платных инфраструктурных объектов с частным партнером - концессионером. Концессионеру предоставляется право взимать плату за использование объекта третьими лицами в течение предусмотренного соглашением периода времени. При этом частный партнер берет на себя обязательства по управлению и эксплуатации объекта, а в отдельных случаях - ремонту и усовершенствованию объекта и выплате государству авансового концессионного сбора.
Существует еще одна модель, которую не все классификации относят к ГЧП. Это контракт на эксплуатацию и обслуживание (O&M, Operation & Maintenance Contract), который используется в целях организации эксплуатации частным партнером действующих инфраструктурных объектов в течение определенного периода времени с сохранением права собственности за государством.
Частный партнер получает вознаграждение в фиксированном виде или с применением плавающей шкалы, когда размеры выплат зависят от качества обслуживания объекта или качества предоставляемых с помощью объекта инфраструктурных услуг.
С развитием государственно-частного партнерства появляются новые модели взаимодействия партнеров, которые могут быть адаптированы к определенной отрасли или типу инфраструктурного объекта, чтобы наилучшим образом распределить ответственность и риски сторон.
Список литературы:
1.Nees K. Public-Private Partnerships. // Urban Land Institute Annual Meeting. - Jacobs, 2008.
2. Walker D. Investment Report 2010 - 11 V1.0. - London: London Pensions Fund Authority, 2010.
3. Былым Е.С. Финансовое стимулирование государственно-частного партнерства в инвестиционном комплексе: дис... канд. эк. наук. 08.00.10: Былым Евгений Сергеевич - Москва: РУДН, 2015 - 258 с.
4. Делмон Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. -Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. - 261 с.
5. Дерябина М.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. - №8. - С. 61-77.
6. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. - М: Юстицинформ, 2012. - 490 с. 105.
7. Рожкова С.А. Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. 2008. - №2. - С. 104-111.
8. http://pppcenter.ru/ru/press-center/smi-o-centre/19032010 - официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства.
УДК 334.021.1 ББК 65.1
Борисова Л.А. - к.э.н, доцент, доцент кафедры Налоги и налогообложение, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Borisova L.A. - Ph.D., docent, associate professor Taxes and taxation, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan state University of national economy
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье рассмотрены итоги рейтинга российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства на начало 2018 года, проанализировано место Республики Дагестан в данном рейтинге, выявлены основные проблемы и состояние развития государственно-частного партнерства в республике.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, рейтинг, динамика показателей
The article considers the results of the rating of Russian regions in terms of the level of development of public-private partnership at the beginning of 2018, analyzed the place of the Republic of Dagestan in this rating, identified the main problems and state of development of public-private partnership in the republic.
Keywords: Public рrivate рartnership, rating, dynamics of indicators
На сегодняшний день в России одним из вариантов решения экономических проблем является активизация взаимоотношений государства и частного бизнеса.