Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Финансовое обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FINANCIAL SECURITY / ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / АО "УЛЬЯНОВСКОЕКОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ" / FORMATION AND REALIZATION OF STATE POLICY / JSC ULYANOVSK DESIGN OFFICE OF INSTRUMENT MAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяева Наталья Викторовна, Бабкина Елена Викторовна

Рассмотрены приоритетные направления по формированию и реализации государственной политики в области оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, цель и задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», развитие АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» в условиях реализации государственной программы, а также источники и объёмы финансирования реализации государственной программы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ширяева Наталья Викторовна, Бабкина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial security of the enterprises of defense industry complex

The priority directions on formation and realization of state policy to areas of defense industry complex of the Russian Federation, the purpose and tasks of the state program of the Russian Federation «Development of defense industry complex», development of JSC Ulyanovsk Design Office of Instrument Making in the conditions of implementation of the state program and also sources and the amounts of financing of implementation of the state program in the country are considered.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 336.6

Н. В. ШИРЯЕВА, Е. В. БАБКИНА

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Рассмотрены приоритетные направления по формированию и реализации государственной политики в области оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, цель и задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», развитие АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» в условиях реализации государственной программы, а также источники и объёмы финансирования реализации государственной программы в стране.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, финансовое обеспечение, формирование и реализация государственной политики, АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения».

Финансовое обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса (по тексту ОПК) должно основываться на оценке, формировании, контроле и планировании ресурсного потенциала, что является основой устойчивого развития предприятий.

Развитие ОПК невозможно без его участия в стратегическом планировании страны. Главным фактором развития данной отрасли является государственная промышленная и стратегическая политика. С целью достижения устойчивого развития ОПК Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие оборонно-промышленного комплекса" [1]. Данной Программой предусмотрены приоритеты и цели государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также целевые показатели государственной программы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и перечень основных мероприятий данной государственной программы.

«Приоритетными направлениями формирования и реализации государственной политики в области развития ОПК являются:

1) обеспечение оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники;

2) формирование научно-технического задела в сфере оборонно-промышленного комплекса и осуществление технологической модернизации организаций оборонно-промышленного ком-

© Ширяева Н. В., Бабкина Е. В., 2018

плекса в целях повышения качества и конкурентоспособности промышленной продукции;

3) совершенствование системы управления организациями оборонно-промышленного комплекса, в том числе путём создания интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса;

4) обеспечение инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, развитие международного сотрудничества в сфере промышленности;

5) развитие кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса;

6) информационно-аналитическое обеспечение функционирования организаций оборонно-промышленного комплекса».

С учётом данных направлений целью государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (по тексту Программа) является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе реализации инновационного потенциала и стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса. «В соответствии с поставленной целью Программа ориентирована на решение следующих задач:

- развитие и реализация инновационного потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса;

- обеспечение продвижения продукции военного назначения на мировые рынки вооружений;

- обеспечение стабильного функционирования и роста промышленного производства организаций оборонно-промышленного комплекса;

- развитие кадрового потенциала и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса» [1].

Результатом реализации мероприятий Программы одним из ведущих предприятий страны и Ульяновской области АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (по тексту АО «УКБП») стало объединение Ульяновского конструкторского бюро приборостроения с заводом «Утёс», что позволило удержать лидирующие позиции на рынке разработок и производства авионики.

В числе постоянных партнёров и потребителей продукции предприятия такие «лидеры авиационной отрасли, как ПАО «Компания „Сухой", АО РСК «МиГ», ПАО «Туполев», ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», АО «МВЗ им. М. Л. Миля», АО «Камов», ПАО «Казанский вертолётный завод», ПАО «Корпорация „Ир-кут"», АО «Авиастар-СП», ПАО «ВАСО». АО «УКБП» является единственным российским разработчиком электронного бортового оборудования для самолёта 8икЬо1 8ирег1е1;-100, создаваемого по международной кооперации».

Сегодня АО «УКБП» ведёт разработку блоков и систем из состава бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для новейшего лайнера МС-21, изготавливает различные модификации авионики для военных самолётов, является Центром компетенций в области создания комплексов БРЭО для гражданских вертолётов. Также на предприятии ведётся разработка индикаторов, предназначенных для повышения эффективности использования бортовых систем наземной военной техники.

АО «УКБП» занимает одну из ключевых позиций в строительстве самолёта МС-21: изготавливает половину всей авионики нового отечественного лайнера. На сегодняшний день подписано 5 контрактов на 2018 год. Второе важное направление для предприятия -изготовление комплексов бортового

радиоэлектронного оборудования для вертолёта Ми-171А2. Одним из решающих факторов успешного сотрудничества внутри отрасли является то, что АО «УКБП» входит в структуру АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», который активно позиционирует УКБП как на внутреннем, так и на международном рынке авиационной продукции и постоянно оказывает содействие в получении новых заказов и заключении контрактов. Предприятие работает над увеличением объёмов производства в кооперации с другими предприятиями отрасли. По словам первого заместителя председателя регионального Правительства Андрея Тюрина, по итогам работы за 11 месяцев 2017 года АО «УКБП» реализовало продукции на 14,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года.

Сумма налоговых отчислений составила почти 126% по отношению к показателям 2016 года. Также отмечается рост средней заработной платы более чем на 9%.

Объём бюджетных ассигнований Программы на 2018 год - 7 414 950 тыс. руб.; на 2019 год -8 343 680 тыс. руб. Результатом вложений ресурсов должно стать увеличение доли инновационной продукции в общем объёме отгруженной промышленной продукции до 36% к концу срока окончании Программы. При этом индекс промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе в 2016 г. составил 109,5.

Источник финансирования реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» за счёт средств федерального бюджета:

1. «Субсидии организациям ОПК» на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции - 882 777,3 тыс. руб. на 2015 г., по 1 000 000 тыс. руб. в 2019 г. и 2020 г.

2. «Субсидии российским организациям-экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» - по 2 610 000 тыс. руб. в 2018-2020 гг.

3. «Имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК» -117 222,7 тыс. руб. в 2018 г.

4. «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)» - 100 000 тыс. руб. и по 297 730 тыс. руб. в 2019 г. и 2020 г.

5. «Субсидии стратегическим организациям ОПК, предоставляемые с целью предупреждения банкротства» - по 463 000 тыс. руб. на протяжении 2018-2020 гг.

6. «Субсидии на возмещение отдельных затрат казённых предприятий оборонно-промышленного комплекса» - по 2 054 200 тыс. руб. в течение 2018-2020 гг.

7. «Стипендии для учёных, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства» - по 180 000 тыс. руб. на протяжении 2018-2020 гг.

8. «Стипендии для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций-исполнителей государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства» - по 239 750 тыс. руб. на протяжении 2018-2020 гг.

9. «Субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на осуществление мероприятий по мониторингу кадровой обеспеченности организаций ОПК и информационно-аналитической поддержке работ в сфере сохранения и развития кадрового потенциала ОПК» - по 16 000 тыс. руб. на протяжении 2018-2020 гг.

10. «Предоставление субсидий из федерального бюджета организациям ОПК на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями, включая суперкомпьютерные технологии в интересах создания вооружения, военной и специальной техники» - 704 000 тыс. руб. в 2019 г. и 1 450 000 тыс. руб. в 2020 г.».

В Постановлениях Правительства РФ «установлен порядок и условия предоставления государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым организациями ОПК для целей выполнения государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов, заключённых с МО РФ, атакже порядок исполнения обязательств по гарантиям, порядок и условия предоставления организациям ОПК субсидий на возмещение за счёт средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных орга-

низациях и государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности" на осуществление инновационных иинвестици-онных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности"».

Кредиты, используемые предприятиями ОПК для выполнения государственного оборонного заказа, могут выдаваться под государственные гарантии, а проценты по ним - субсидироваться. «Данные гарантии предоставляются для исполнения обязательств предприятия ОПК в части возврата до 100% суммы кредита (погашения основного долга) по кредиту (в том числе по кредиту в рамках возобновляемой кредитной линии), привлечённому им для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов. Порядок субсидирования процентных расходов варьируется в зависимости от целей, достижение которых требует привлечения кредитов и от условий кредитных договоров» [2, с. 62].

«При осуществлении инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции возможны следующие варианты предоставления субсидий:

1) при привлечении кредита в рублях:

- субсидия будет предоставлена в размере 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ при усло-вии,что ставка по кредиту больше или равна ставке рефинансирования, представляется субсидия ежеквартально;

- субсидия будет предоставлена в размере 3/4 суммы затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что ставка по кредиту меньше ставки рефинансирования ЦБ РФ, субсидия предоставляется ежеквартально;

2) в случае если организация получила кредит в иностранной валюте, субсидии предоставляются ежеквартально в рублях из расчёта до 2/3 суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту. Максимальный размер субсидий по кредитам рассчитывается, исходя из ставки по кредиту в размере 12% годовых.

Субсидии из федерального бюджета российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения предоставляются в следующем виде:

1) при привлечении кредита в рублях:

- субсидия предоставляется в размере 2/3 суммы затрат на уплату процентов при условии, что ставка по кредиту меньше или равна ставке рефинансирования ЦБ РФ;

- субсидия предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ при условии, что ставка по кредиту превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ;

2) при привлечении кредита в иностранной валюте размер субсидии, предоставляемой организации, определяется в российских рублях из расчёта 2/3 суммы произведённых ею затрат на уплату процентов по кредиту. При расчёте максимального размера предоставляемой субсидии процентная ставка по привлечённому кредиту в иностранной валюте принимается равной 9% годовых» [2, с. 63].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (с изменениями на 30 декабря 2017 года) [электронный

ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. тЬ:Ь«р://аос8.спМ.гаМоситеп1;/420356175 (дата обращения: 10.04.2018).

2. Тимирханова Л. М. Особенности управления заёмным капиталом в предприятиях оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. -2017.- Т. 27. - С. 61-65.

Ширяева Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» УлГТУ.

Бабкина Елена Викторовна, кандидат экономических наук, Кафедра «Финансы и кредит» УлГТУ.

Поступила 20.04.2018 г.

УДК 338

Т. Н. РОГОВА, Д. А. ШИРОКИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Обеспечение стабильного долгосрочного экономического роста - главная цель России. Сложившаяся экономическая ситуация требует от властей решительных мер для сохранения и увеличения как уровня благосостояния граждан внутри страны, так и конкурентоспособности на международной арене. В статье представлена ретроспектива темпов экономического роста с начала XX века. Зависимость от экспорта сырья, демографический кризис, низкая производительность труда, а также незначительная инвестиционная активность, выделены в качестве проблем, замедляющих темпы роста валового внутреннего продукта. В заключение предложены рекомендации по стимулированию роста экономики.

Ключевые слова: экономический рост, производительность труда, инвестиции, человеческий капитал.

В современной экономической теории под экономическим ростом понимается не кратковременный взлёт и падение основных количественных показателей, а устойчивое изменение реального объёма производства, связанное с развитием производительных сил в долгосрочной перспективе [2]. Опережающий рост объёмов производства относительно численности населе-

© Рогова Т. Н., Широкий Д. А., 2018

ния означает повышение качества жизни населения. Постоянно растущая экономика позволяет более полно удовлетворять потребности населения и эффективнее решать социально-экономические задачи.

На протяжении XX столетия экономика капиталистических стран росла весьма стремительными темпами, за исключением нескольких периодов макроэкономической нестабильности. Так, в России реальный продукт с 1900 г. увеличился в 8 раз, тогда как население лишь удвоилось. Сейчас каждому россиянину

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.