Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве
УДК 338.45.01
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В. Г. Бревнов, Л. В. Ерыгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected], [email protected]
Итоги последних десяти лет для оборонно-промышленного комплекса показывают, что при осуществлении своевременного финансирования, контроля и проведения правильной инновационной политики он способен играть роль движущей силы российской экономики. Однако некоторое время назад оборонно-промышленный комплекс подвергся неэффективному реформированию, что, в конечном счёте, привело к его деградации и существенному отставанию Российской Федерации в технологическом отношении от передовых мировых экономик. На сегодняшний день ситуация начала меняться к лучшему.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, машиностроение, проблемы, состояние, перспективы развития.
CURRENT STATUS OF RUSSIAN DEFENSE-INDUSTRY COMPLEX
V. G. Brevnov, L. V. Erygina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected], [email protected]
Results of the last ten years for defense industry complex show that at implementation of timely financing, control and carrying out the correct innovative policy it is capable to play a role of a Russian economy driving force. However, some time ago the defense industry complex underwent inefficient reforming that finally led to its degradation and essential lag of the Russian Federation in the technological relation from the advanced world economy. Today the situation started changing for the better.
Keywords: defense industry, mechanical engineering, the problems, the state and prospects of development.
Реформа оборонно-промышленного комплекса (ОПК), направленная на концентрацию финансовых технологических, производственных и кадровых ресурсов, на сегодняшний день практически завершена, результатом стало формирование 55 объединённых структур, вобравших научно-промышленный потенциал государства, обеспечивающих выпуск 67 % продукции, треть которой импортируется за рубеж, а остальная производится в интересах гражданской сферы экономики. В процессе осуществления реформы проведен ряд мероприятий, приведённых в таблице [1-3].
Существенных объёмов достигает государственный оборонный заказ, составивший в 2012 г. более 880 млрд руб., из которых 176 млрд руб. - кредиты, получаемые предприятиями под государственные гарантии. Объем средств, предусмотренных на данные цели, в текущем году превышает объем прошлого года более чем на 71 %, а объем следующего года будет превышать объём текущего приблизительно на 110 %. Всего на развитие ОПК и обеспечение выполнения предприятиями государственной программы вооружений в течение трех лет будет направлено 354 млрд руб.
Мероприятия, принятые в целях развития ОПК
Мероприятия Характеристика
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» Устанавливает государственное регулирование цен на продукцию, обязанности и ответственность участников в формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа, предполагает выделение 3 трлн руб. на модернизацию производственных мощностей
Кредитование предприятий ОПК Осуществляется привлечение кредитов под государственные гарантии в период 2011-2014 годов головными организациями в целях реализации производственных заданий, поскольку лимит ассигнований по программе запланирован неравномерно: 31 % - на период 2011-2015 гг. и 69 % - на период 2016-2020 гг.
Авансирование исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ) Авансирование осуществляется в размере от 80 до 100 %, автоматически без затребований счетов с предприятий, по заданиям ГОЗ, обеспечивающих поставку перспективных систем вооружений
Решетневскуе чтения. 2013
Несмотря на усилия государства, принимаемые для развития ОПК, российские предприятия сталкиваются с рядом проблем.
Прирост цен на продукцию ОПК, в том числе машиностроения составляет 15-20 % в год, что существенно превышает установленные Министерством экономического развития официальные индексы цен. При этом сокращается количество закупаемой продукции, технические характеристики остаются без изменения.
Относительно вопроса невозможности производства современной продукции в больших объёмах, основными причинами являются низкий уровень оснащенности большинства предприятий современным оборудованием, отсутствие необходимого объёма квалифицированных рабочих кадров, несоблюдение технологических процессов и недостаточное качество проведения исследований.
Не совсем гладко обстоят дела с реализацией ФЦП ОПК. Прежде всего, это предприятия, имеющие частную собственность в определённых долях. Руководство данных предприятий неохотно идет на модернизацию с использованием государственных средств, что выражено в нежелании проводить дополнительную эмиссию акций, поскольку такая мера может привести к потере контроля над предприятиями.
Кроме всего прочего, продукция ОПК производится сравнительно небольшими партиями. Это связано с тем, что весьма трудно содержать избыточные производственные мощности для выпуска ограниченных партий продукции.
В целях решения названных проблем специалистами предлагаются следующие решения.
Важным моментом является достижение установленного в утвержденных стратегиях развития ОПК ориентира соотношения гражданской и военной продукции в размере 50 на 50, что позволит оборонной отрасли устойчиво функционировать в условиях современного рынка и обеспечит загрузку мощностей, свободных от выполнения гособоронзаказа.
В целях формирования твёрдых цен на продукцию военного назначения, необходимо закладывать в стоимость контрактов возможность амортизации уставных фондов, закупок нового оборудования и технологий, а также возможность повышения заработной платы работникам оборонно-промышленного комплекса.
Одним из важных моментов является изменение действующего налогового законодательства с целью внесения следующих изменений. В первую очередь, необходимо предоставить льготы по уплате земельного налога для предприятий машиностроения в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемыми не по профилю деятельности, поскольку данные мощности обла-
дают значительными площадями, необходимыми в целях проведения производственных испытаний. В отношении налога на имущество предприятий необходимо предусмотреть дифференцированную ставку налога в отношении предприятий машиностроения, занимающихся внедрением нового оборудования. Данная мера позволит существенно снизить амортизационные отчисления. Что же касается налога на добавленную стоимость, то необходимо освободить от обложения данным налогом научно-исследовательские работы, выполняемые предприятиями за счет собственных средств.
Подобная практика имеет место быть в случае осуществления НИОКР в рамках государственного финансирования, однако в случае осуществления данных работ за счёт собственных средств предприятий налог уплачивается.
Ключевым является вопрос залога имущества предприятий ОПК в случае привлечения ими кредитов, в этой связи необходимо вывести некоторые категории имущества предприятий ОПК из гражданского оборота в целях сохранения единого производственного комплекса. Кроме того, необходимо решить вопрос отнесения процентных платежей по кредитам на общую себестоимость и отмены необходимости уплачивать НДС, сумм процентов по взятым обязательствам.
Таким образом, на сегодняшний день российский ОПК находится на стадии перехода к новому состоянию структурной модернизации и превращению в движущую силу российской экономики, при своевременном решении ряда специфических проблем.
Библиографические ссылки
1. Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года».
2. Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации : материалы парламентских слушаний на тему. М.,
2012. 74 с.
3. Материалы совещания о выполнении государственной программы вооружений 2011-2020. СПб.,
2013. 7 с.
References
1. Federal'naja celevaja programma "Razvitie oboronno-promyshlennogo kompleksa do 2020 goda".
2. Materialy parlamentskih slushanij na temu «Sostojanie i problemy modernizacii voenno-promyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii» Moskva, 2012. 74 s.
3. Materialy soveshhanija o vypolnenii gosudarstvennoj programmy vooruzhenij 2011-2020 Sankt-Peterburg, 2013. 7 s.
© Бревнов В. Г., Ерыгина Л. В., 2013