ГРИГОРЬЕВ Игорь Владимирович,
студен 2 курса магистратуры Юридического института СКФУ, Россия, г. Ставрополь, е-mail: [email protected]
Научный руководитель: ДЕНИКАЕВА Р.Н.,
к.э.н., доцент, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института СКФУ, Россия, г. Ставрополь, е-mail: [email protected]
ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В РОССИИ
В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Аннотация. В статье анализируются финансово-правовые проблемы и перспективы развития валютного регулирования в России с целью обеспечения экономической безопасности страны в условиях санкционного давления. Также рассматривается внесение поправок в закон о валютном регулировании, как метод укрепления курса рубля и снижения оттока денежных средств за границу. В статье обозначены меры снижения административной нагрузки на резидентов и профессиональных участников ВЭД, а также проведен анализ валютного контроля в условиях текущей геополитической обстановки. Актуальность данного исследования обусловлена наличием высоких объемов вывода денежных средств с территории России.
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, участники ВЭД, санкции, экономическая безопасность.
GRIGORIEV Igor Vladimirovich,
2-Year Master's Student SKFU Law Institute, Stavropol, Russia
Supervisor: DENIKAEVA R.N.,
Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of Administrative and Financial law
SKFU Law Institute, Stavropol, Russia
FINANCIAL AND LEGAL PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRENCY REGULATION AND CONTROL IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS
Annotation. The article analyzes the financial and legal problems and prospects for the development of currency regulation in Russia in order to ensure the economic security of the country in conditions of sanctions pressure. Amendments to the law on foreign exchange regulation are also considered as a method of strengthening the ruble exchange rate and reducing the outflow of funds abroad. The article outlines measures to reduce the administrative burden on residents and professional participants in foreign economic activity, as well as an analysis of currency control in the current geopolitical situation. The relevance of this study is due to the presence of high volumes of cash withdrawals from the territory of Russia.
Key words: currency regulation, currency control, foreign trade participants, sanctions, economic security.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-133-135 NIION: 2018-0076-12/22-1196 MOSURED: 77/27-023-2022-12-1393
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В условиях экономической турбулентности и неопределенности регулирования международных валютных отношений объективно назревает потребность в пересмотре принципов формирования валютной политики и валютного контроля в России. Политика каждой страны мирового сообщества, осуществляемая с учетом ее национальных интересов и приоритетов, постоянно сталкивается с проблемой организации эффективной валютной, финансовой, налоговой и таможенной политики в условиях изменяющихся социально-экономических и политических реалий.
В связи санкциями, введенными в 2022-м году рядом западных стран и международных организаций в отношении Российской Федерации, существенно изменилась ситуация на валютном рынке, повлекшая введение ряда нормативно-правовых актов в области валютного регулирования. Большие объемы внешнеторговой деятельности, осуществляемые российскими предприятиями, ставят перед страной вопрос об обеспечении экономической безопасности. Именно поэтому одной из главных задач в современных реалиях остается валютный контроль в целях обеспечения безопасности в сфере валютных отношений.
В целях обеспечения экономической безопасности страны и ее граждан, государство, в лице Центрального банка РФ, таможенных и налоговых органов, использует различные механизмы валютного законодательства, такие как валютный контроль резидентов по исполнению своих обязательств по внешнеторговым контрактам, а также осуществление валютного контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, такой контроль призван снизить динамику количества нарушений валютного законодательства в России.
Согласно статистическим данным ФТС России, с 2020 по 2021-й год наблюдался тенденция роста количества незаконно вывезенных денежных средств, и, соответственно количества возбужденных уголовных дел [1]. Целесообразным и конструктивным методом в области валютного контроля здесь будет скоординированная проверка таможенными и налоговыми органами субъектов правонарушений во внешнеторговой деятельности, которая будет сопровождаться многосторонним анализом внешнеторговых контрактов.
В целях соблюдения валютного законодательства РФ и создания условий для обеспечения экономической безопасности страны и ее граждан был издан ряд нормативно-правовых актов. Так, Указ Президента РФ № 79 от 28 февраля 2022 года устанавливает применение специальных экономических мер в связи с «недружественными действиями США и примкнувших к ним иностран-
ных государств и международных организаций» [2].Согласно данному документу, российские экспортеры - участники внешнеэкономической деятельности обязываются осуществлять продажу 80% всей валютной выручки, поступившей на их счета после 1 января 2022 года, в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов. Данная мера была введена с целью обеспечения равномерного предложения валюты на внутреннем рынке и минимизации спроса на иностранную валюту. Однако, стоит отметить о наличии некоторой неопределенности в предоставлении нерезидентам из «недружественных стран» рублевых кредитов и займов, а именно подпадают ли под ограничения дивиденды и проценты, зачисляемые на счета резидентов.
Также данный указ запрещает российским гражданам и компаниям с 1 марта 2022 года осуществление заграничных переводов в иностранной валюте в погашение займов, а также запрещает зачисление валюты на счета (вклады) в банках, которые расположены за пределами РФ. Стоит также отметить, что следующая ограничительная мера содержится и в Указе Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81, который определяет дополнительные временные меры экономического характера в части обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации [3]. В нем регламентируется право осуществления инвестиционных сделок (операций) с ценными бумагами, а также недвижимым имуществом, но только на основании разрешения, которое выдает Правительственная комиссия, уполномоченная контролировать осуществление иностранных инвестиций в РФ.
В целом, президентские указы приняты в соответствии с федеральным законодательством и преследуют цели по защите интересов и экономической безопасности России. Однако, в связи со сложившейся обстановкой на валютном рынке в условиях экономической неопределенности регулирования международных валютных отношений, вызванной политическими факторами, необходимо смягчить валютный контроль, а также снизить административную нагрузку как на граждан, так и на организации. Так, одним из вариантов смягчения ответственности за нарушения при получении валютной выручки резидентом стало приостановление до 31 декабря 2022 года проведения проверок Федеральной налоговой службой валютного законодательства в отношении нарушений Федерального закона №173 «О валютном регулировании и контроле».
За счет автоматического обмена финансовой информацией между странами, налоговые органы получили возможность собирать сведения об иностранных счетах резидентов. Данные мероприятия позволили смягчить валютный контроль,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
а также снизить административную нагрузку на резидентов и профессиональных участников ВЭД. Однако, исходя их формулировок некоторых нормативных актов не совсем ясен порядок контроля операций по зарубежным счетам. Так, ФЗ «О валютном регулировании и контроле» определяет, что валютные операции контролируется государственными органами как самостоятельно - в форме контроля и проверок отчетности; так и опосредованно - через российские банки и профессиональных участников рынка ценных бумаг. .Дело в том, что банки так называемых «недружественных» стран не запрашивают подтверждения о законности предстоящей операции, совершаемой резидентом, в ФНС России, а действуют по обстоятельствам: ограничивают доступ к банковскому обслуживанию российским налоговым резидентам; осуществляют принудительное закрытие счетов российских клиентов; ограничивают операции на ввод средств и так далее. Поэтому перемещение денежных средств по зарубежным счетам можно отследить только при предоставлении резидентом отчета, который он должен отправить в Федеральную налоговую службу России.
Смягчение валютного контроля также отразилось и в поправках ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Так, по инициативе Министерства Финансов РФ для российских компаний за невозврат экспортной выручки и незаконные валютные операции на фоне западных санкций, штрафы должны быть снижены втрое. Данный законопроект, подготовленный Министерством Финансов, был принят и позволил существенно снизить административную ответственность для российских компаний-экспортеров, а также способствовал либерализации валютного регулирования в условиях санкционного давления. Минфин исходил из того, что в условиях сложившейся санкционной геополитической ситуации данный законопроект позволит смягчить негативное воздействие ограничительного характера по отношению к российским экспортерам [4].
Таким образом, валютный контроль сегодня является важным структурным элементом в системе поддержания экономической безопасности страны. Особенности внешнеполитической конъюнктуры и тенденции развития мировой экономики непосредственным образом воздействуют и меняют отечественную систему валютного регулирования и валютного контроля. Очевидно, что для сокращения динамики роста количества дел об административных правонарушениях, возбуждаемых в отношении нарушения валютного законодательства Российской Федерации, необходимо повышать эффективность работы таможенных органов в части быстрого и своевременного пресечения нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации. В то же
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
время, при стабилизации экономической ситуации на валютном рынке необходимо постепенно смягчать меры государственного контроля с целью снижения административной нагрузки на резидентов и профессиональных участников ВЭД. Можно сделать вывод, что приведенный комплекс мер позволит снизить отток капитала и будет способствовать укреплению рубля и российской экономики в сложившейся геополитической ситуации.
Список литературы:
[1] Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. - Электронный ресурс. - [Режим доступа]: URL: https:// customs.gov.ru/ (дата обращения: 04.05.2022 г.).
[2] Указ Президента РФ № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа - https://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2023).
[3] Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 (с изм. от 15.10.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://www.consultant.ru/ (дата обращения 12.01.2023).
[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
Spisok literatury:
[1] Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii. - Elektronnyj resurs. -[Rezhim dostupa]: URL: https://customs.gov.ru/ (data obrashcheniya: 04.05.2022 g.).
[2] Ukaz Prezidenta RF № 79 «O primenenii special'nyh ekonomicheskih mer v svyazi s nedru-zhestvennymi dejstviyami SSHA i primknuvshih k nim inostrannyh gosudarstv i mezhdunarodnyh organ-izacij». - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa -https://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 11.01.2023).
[3] Ukaz Prezidenta RF ot 01.03.2022 N 81 (s izm. ot 15.10.2022) «O dopolnitel'nyh vremennyh merah ekonomicheskogo haraktera po obespech-eniyu finansovoj stabil'nosti Rossijskoj Federacii». -[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa - https://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya 12.01.2023).
[4] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 29.12.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 07.01.2002. - № 1 (ch. 1). - st. 1.