_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
5. Дагель, П.С. О принципе целесообразности наказания / П.С. Дагель // Правоведение. - 1962. - № 1. С. 145151.
6. Зверчаровский, И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика / И. Э. Звечаровский. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. - 100 с.
7. Келина, С.Г., Кудрявцев, В.Н. Принципы советского уголовного права / С.Г. Келина, В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1988,— 176 с.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Российская газета. - 31.12.2001. - N 256; Парламентская газета. - 05.01.2002. - N 2-5; Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1. — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ред. от 05.10.2015.
9. Лившиц, Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц. - М.: БЕК, 1994. - 224 с.
10. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. - М.: Юрист, 2005. - 414 с.
11. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2009. - 176 с.
12. Ромашов, Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. - СПб.: Питер, 2006. - 254 с.
13. Русских, В.В. Соотношение принципов юридической ответственности / В.В. Русских // Академический вестник ростовского филиала российской таможенной академии. - 2015. - № 4(21). - С. 74-80.
14. Смоленкский М.Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленкский, Г.А. Борисов, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 478 с.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954; Российская газета. - 18.06.1996. - N 113; 19.06.1996. - N 114; 20.06.1996. - N 115; 25.06.1996. - N 118.
16. Червонюк, В.И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М.: Инфра-М., 2009. - 704 с.
17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт, 2001. - 432 с.
18. Чураков, А.Н. Принципы юридической ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Алексей Николаевич Чураков. - Волгоград, 2000. - 19 с.
19. Шамаров, В.М. Принципы юридической ответственности / В.М. Шамаров // Вестник Екатеринского института. - 2014. - №2 (26). - С. 54-60.
20. Шамаров, В.М. Теоретико-правовая учебная литература о принципах права / В.М. Шамаров // Вестник Екатерининского института. - 2011. - № 2. - С. 56- 64.
21. Юридическая ответственность / Р. Л. Хачатуров, Р. Г. Ягутян. - Тольятти: Международная академия бизнеса и банковского дела, 1995. - 200 с.
© Белкин Р.С., 2017
УДК 657.6
Бузмакова Марина Владимировна
студент 5 курса Московского технологического университета г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В данной статье раскрывается понятие системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ и процесс ее реформирования, приводится краткий обзор изменений в законодательстве
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
об аудиторской деятельности от 01.12.2014г. и от 03.07.2016г. Раскрывается значение и роль МСА для российской системы аудиторского права.
Ключевые слова
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, саморегулируемые организации
аудиторов (СРОа); Правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения (ПСАД);
Федеральные стандарты аудиторской деятельности второго и третьего поколения (ФПСАД и ФСАД); Совет по аудиторской деятельности; Международные стандарты аудита (МСА); Международная федерация
бухгалтеров; аудиторская организация; аудируемое лицо.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» N° 307-Ф3 от 30.12.2008 г. Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-Ф3 от 01.12.2007 г., другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, так и аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями. Уполномоченным органом исполнительной власти является Министерство Финансов, при котором создается Совет по аудиторской деятельности (ст. 19 ФЗ «Об аудиторской деятельности») [1, 7].
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ состоит из нескольких уровней. На первом уровне действуют законодательные акты РФ об аудиторской деятельности. На втором — подзаконные акты (Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ) и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения. Третий уровень составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения, предусмотренные Федеральным законом № 307-ФЗ. На четвертом уровне действуют документы, которые содержат нормы исключительно рекомендательного характера, если иное не указано в самих нормах. Это внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов (СРОа): аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики, — которые обязательны только для членов СРО; правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения, дополняющие ФСАД и ФПСАД; методики контроля качества и проведения аудита, утвержденные Советом по аудиторской деятельности, а также внутренние документы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов [5, с. 226-229].
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется, о чем свидетельствуют различные поколения стандартов аудиторской деятельности. В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности начала складываться в начале 90-х годов ХХ столетия. С 1996 по 1998 год было разработано и издано 38 национальных стандартов аудиторской деятельности РФ первого поколения, которые не являлись нормативными документами. После принятия в 2001 году ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ Постановлением Правительства РФ № 696 в период с 2002-го по 2008 год было утверждено 34 национальных стандарта второго поколения — ФПСАД. В декабре 2008 года был утверждён Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в связи с этим реформирование законодательства об аудиторской деятельности подготовило почву для появления 6 национальных стандартов третьего поколения (ФСАД), которые были утверждены приказами Минфина России в 2010 году. Национальные аудиторские стандарты, введенные в действие в 2010 году, формировались с учётом международных стандартов аудита (МСА), но не были им идентичны. Так, к примеру, действует МСА 700, которому соответствуют три российских стандарта — ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010. В этих стандартах дана подробная характеристика аудиторского заключения и приведены примеры [6].
Основные цели изменений в аудиторском законодательстве: переход к применению в России МСА и уточнение норм ФЗ «Об аудиторской деятельности» в связи с последними изменениями в российском
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
законодательстве, а также по результатам анализа правоприменительной практики. Рассмотрим основные изменения в законодательстве об аудиторской деятельности, вступившие в силу 01.08.2015 г.
Изменения, связанные с переходом на МСА. Вместо национальных ФСА третьего поколения будут применяться МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.
Переход на МСА будет происходить в несколько этапов:
1. Правительством РФ был определен порядок признания международных стандартов аудита, подлежащими применению на территории России. Согласно постановлению от 11.06.2015г. № 576, процесс введения каждого документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории России, включает в себя несколько этапов: официальное получение документа от Международной федерации бухгалтеров; экспертиза его применимости на территории РФ; принятие решения о введении документа в действие на территории нашей страны; опубликование документа. При этом документы, содержащие международные стандарты аудита, должны соответствовать основам регулирования аудиторской деятельности, установленным российским законодательством, а также должны быть переведены на русский язык [8].
2. Не позднее 2 лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России, то есть не позднее июня 2017 г. Признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания. После официального признания МСА станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, СРОа и аудируемых лиц. ФПСАД и ФСАД будут признаны утратившими силу.
3. Со дня вступления в силу Федерального закона до даты вступления в силу МСА аудиторская деятельность по-прежнему будет осуществляться в соответствии с ФПСАД и ФСАД. При необходимости в переходный период могут также приниматься новые стандарты аудиторской деятельности [9].
Изменения в предмете и сфере аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 действ. ред. ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В изменениях законодательства об аудиторской деятельности от 01.12.2014. даётся определение сопутствующих аудиту услуг и предполагается утверждение их перечня Минфином РФ, а также расширяется понятие аудиторской деятельности: это любая проверка, проведённая в соответствии с требованиями и в порядке, установленными стандартами аудиторской деятельности, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Перечень обязательных элементов аудиторского заключения, являющийся исчерпывающим и представленный в ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об аудиторской деятельности», был дополнен еще одним элементом — результатами дополнительной проверки (в случае, когда федеральным законом установлена обязательность проведения в процессе аудита бухгалтерской отчетности проверки, дополнительной к обычным процедурам аудита). Такая ситуация может возникнуть, например, при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности кредитных организаций (ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1).
С целью упорядочения процедуры признания аудиторского заключения заведомо ложным и защиты аудиторских организаций от неправомерных в отношении них действий в ФЗ включена норма, определяющая перечень лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным: лица, которым адресуется аудиторское заключение; Банк России; Росфиннадзор; Агентство по страхованию вкладов; иные лица (в случаях, определенных федеральными законами).
Сведения, на которые не может быть распространен режим аудиторской тайны, дополнены сведениями о заключении договора о проведении аудита, не являющегося обязательным, и сведениями о заключении договора оказания сопутствующих аудиту услуг.
Введены новые права и обязанности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), касающиеся хранения аудиторских документов, а также обязанности аудиторов и аудируемых лиц в случаях коррупционных правонарушений (лица, получившие от аудиторской организации информацию, обязаны
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
рассмотреть ее в течение 90 дней и сообщить о результатах рассмотрения в письменной форме). Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц будут распространяться не только на аудит, но и на сопутствующие аудиту услуги [9].
Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами. В связи с вступлением в силу с 01.09.2014 г. новой редакции Гражданского кодекса РФ, в ФЗ «Об аудиторской деятельности» уточнено, что обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества. Ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного или муниципального унитарного предприятия, заключается по результатам проведения открытого конкурса (ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности») [1, 7].
С целью поддержки малых и средних аудиторских организаций, и обеспечения возможности их участия в открытых конкурсах на заключение договоров на проведение аудита бухгалтерской отчетности введено дополнительное требование, обязательное для организаторов таких конкурсов: при проведении открытого конкурса организацией, объём выручки которой не превышает 1 млрд. рублей, организатор конкурса обязан обеспечить участие в нём малых и средних аудиторских организаций [3, 7].
Изменения в деятельности аудиторских организаций. Аудиторская организация не может быть создана в форме публичного (до вступления в силу с 01.09.2014 г. новой ред. ГК РФ — открытого) акционерного общества. Отменена возможность передачи управления аудиторской организацией внешнему управляющему. Дополнены требования к независимости аудиторских организаций и аудиторов: для случаев, когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обслуживает кредитную организацию введены некоторые ограничения. Если, к примеру, аудиторская организация (индивидуальный аудитор) заключила с кредитной организацией кредитный договор, тогда данная аудиторская организация не может проводить аудит бухгалтерской отчетности указанной кредитной организации. (ст. 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Требования к независимости аудиторских организаций развиты в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности и принятых каждой СРОа [1, 7].
Изменения, связанные с аттестатами аудитора. Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь соответствующий стаж работы, который определяется на дату подачи заявления о выдаче аттестата.
Исходя из правоприменительной практики аттестат аннулируется в случае неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет (ранее срок определялся 2 годами). С учетом правоприменительной практики введен новый порядок переоформления квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России до 01.01.2011 г. Необходимость переоформления таких аттестатов возникает в случаях изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них. Для переоформления аудитор должен обратиться в СРОа, членом которой он является. За переоформление может взиматься плата, но она не может превышать сумму затрат на изготовление аттестата (Ст. 11,12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ) [1, 7].
Изменения, связанные с деятельностью СРО аудиторов. С целью противодействия уклонению аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы, СРОа обязаны сообщать в Росфиннадзор о получении заявления аудиторской организации, включенной им в план внешних проверок качества работы, а также о выходе из членов СРОа (информация должна быть сообщена Росфиннадзору не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления).
После перехода на МСА аудиторы освобождаются от обязанности участвовать в разработке проектов ФСА, однако они могут по собственной инициативе участвовать в обсуждениях проектов нормативно-правовых актов об аудиторской деятельности.
Участники информационного обмена документами с СРОа могут самостоятельно выбирать форму обмена данными (электронная или бумажная). Цель такого нововведения — автоматизировать процесс
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
обмена актуальными сведениями, содержащимися в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, которые обязана вести каждая СРОа.
До 01.01.2017 все СРОа должны также выполнить требование о новой обязательной минимальной численности их членов, которая будет увеличена с 700 до 1000 — для аудиторов, с 500 до 2000 — для аудиторских организаций.
Сведения из государственного реестра СРО будут предоставляться бесплатно заинтересованным лицам, хотя ранее эту государственную услугу оказывал Минфин на возмездной основе [2, 8].
Последними изменениями и дополнениями в законодательстве об аудиторской деятельности, вступившими в силу с 02.10.2016г. были введены новые случаи обязательной аудиторской проверки:
1. Отчетности публично-правовой компании в соответствии со ст. 16 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со ст. 5 Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 262-ФЗ) [9]
Новой частью 6 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» впервые введен механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности [4, 9].
Заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, когда такие сведения попадают под государственную или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами
[4].
Таким образом, нормативная база аудита динамично развивается, о чем свидетельствуют последние изменения в ФЗ «Об аудиторской деятельности». Переход на МСА обеспечит унификацию национальной аудиторской практики с международной практикой. Необходимость применения международных стандартов обуславливает развитие инвестиционного сотрудничества российских хозяйствующих субъектов.
Все изменения, касающиеся непосредственно аудиторов, аудиторских организаций и СРОа, а также изменения, связанные с аттестатами аудиторов, обязательным аудитом и конкурсами, позволяют определить аудиторскую деятельность более широко, расширить понятие аудита в рамках правоприменительной практики. В современном мире важно, прежде всего, доверие к работе аудитора. Также необходимо выделить решительные шаги к созданию электронного документооборота между государственными органами, СРОа и заинтересованными пользователями.
Список использованной литературы:
1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008 г.
2. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 403-ФЗ от 01.12.2014 г.
3. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013г.
4. Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 236-ФЗ от 03.07.2016г.
5. Мизиковский Е.А., Козменкова С.В. Анализ аудиторских стандартов третьего поколения // Экономические науки. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 1 (1). -С.226-229.
6. hi-edu.ru - сайт Института открытого образования Московского государственного университета печати (Никольская Ю.П., Мерзилкина Е.М. Современный аудит в России: электронный учебник).
7. www.consultant.ru - справочно-правовая система КонсультантПлюс.
8. www.garant.ru - информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.
9. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов России.
© Бузмакова М.В., 2017