Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Гузель Юрисовна, Каримов Рим Римович

Проблема определения сущности бюджета была всегда актуальна в науке финансового права. В статье изучается суть бюджета, которая отражается через его функции. Отдельное внимание уделено принципам планирования доходов бюджета, также рассматривается понятие доходов федерального бюджета. Особое внимание уделяется анализу принципов функционирования бюджетной системы. Определяются уровни российской бюджетной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL CHARACTERISTICS BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of determining the essence of the budget has always been relevant in the science of financial law. The article examines the essence of the budget, which is reflected through its functions. Special attention is paid to the principles of budget revenue planning, and the concept of federal budget revenues is also considered. Special attention is paid to the analysis of the principles of functioning of the budget system. The levels of the Russian budget system are determined.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_69 УДК 347.73

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FINANCIAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

КАРИМОВА Гузель Юрисовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета. 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, 131. E-mai l: g uzel-karimova-80@mai l.ru;

КАРИМОВ Рим Римович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры истории и теории государства и права

Уфимского юридического института МВД России.

450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

E-mail: [email protected];

KARIMOVA G.J.,

associate professor, department of financial and environmental law Institute of law, Bashkir State University, candidate of legal sciences.

131 Dostoevsky str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450005. E-mai l: g uzel-karimova-80@mai l.ru;

KARIMOV R.R.,

head of the department of history and theory of state and law

of Ufa law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences, associate professor. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. Проблема определения сущности бюджета была всегда актуальна в науке финансового права. В статье изучается суть бюджета, которая отражается через его функции. Отдельное внимание уделено принципам планирования доходов бюджета, также рассматривается понятие доходов федерального бюджета. Особое внимание уделяется анализу принципов функционирования бюджетной системы. Определяются уровни российской бюджетной системы.

Abstract. The problem of determining the essence of the budget has always been relevant in the science of financial law. The article examines the essence of the budget, which is reflected through its functions. Special attention is paid to the principles of budget revenue planning, and the concept of federal budget revenues is also considered. Special attention is paid to the analysis of the principles of functioning of the budget system. The levels of the Russian budget system are determined.

Ключевые слова: бюджет, доходы федерального бюджета, налоги, государственные займы, государственные расходы.

Keywords: budget, federal budget revenues, taxes, government loans, government expenditures.

Для цитирования: Каримова Г.Ю., Каримов Р.Р. Финансово-правовая характеристика бюджета Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 69-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_69.

For citation: Karimova G.J., Karimov R.R. Financial and legal characteristics of the budget of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 69-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_69.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2022

Государственный бюджет играет огромную роль для полноценного функционирования любой стран. Именно благодаря бюджету реализуются практически все планы государства. Полное понимание системы бюджетного планирования и подготовки важно не только для составления прогнозов расходов, но и для подготовки конкретных бюджетных предложений с макроэкономической или микроэкономической точки зрения.

Как указывает законодатель в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетом признается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Однако, в современных условиях нестабильной экономической обстановки под бюджетом, соглашаясь с мнением Н.Ю. Давыдова, М.Г. Чепрасова и И.С. Черепова, полагаем, необходимо понимать публичные экономические отношения, определяющие процесс накопления, распределения и использования сконцентрированного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, который находится в распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления и предназначается для обеспечения общих задач территории и является основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме [2, с.10].

Бюджет выступает ключевым ядром финансовой системы, и следовательно, выражает признаки финансов, имеющие ясно различимые формы. Так как финансы являются важной системой финансовых отношений, в которой создаются и используются фонды, формируемые и используемые государством в лице его органов власти, следовательно, в узком понимании, бюджет - это система денежных отношений. В целом, бюджет представляет собой систему денежных отношений по образованию и использованию бюджетного фонда [3, с. 614].

В научной литературе вопрос о сущности бюджета у исследователей вызывает определенные трудности. В основном, эти трудности связаны с использованием этого понятия применительно к различным социально-экономическим и правовым явлениям. Во-первых, понятие

«бюджет» означает документ (как финансовый план государства, утвержденный федеральным законом на соответствующий финансовый год). Во-вторых, понятие «бюджет» означает отношения (как совокупность денежных отношений между органами государственной власти всех уровней и другими субъектами по образованию и использованию бюджетного фонда). В-третьих, понятие «бюджет» характеризуется как денежный фонд (как фонды, формируемые и используемые государством в лице его органов власти).

Определение термина «бюджет» закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации и понимается как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов власти».

Суть бюджета, как и других терминов экономики, отражается через его функции:

- финансовая функция связана с формированием основного национального фонда (при реализации этой функции основная часть централизованных финансовых ресурсов сосредоточена в системе государственного бюджета);

- социальная функция включает использование государственных доходов для распределения национальных доходов;

- регулирующая функция заключается в управлении движением бюджетных ресурсов, а соответственно, контроле за динамикой экономического развития и мониторингом социально-экономических процессов [4, с. 352].

Российская бюджетная система включает 3 уровня:

Первый федеральный уровень составляют федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй региональный уровень составляют бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Региональный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения территориальных задач и функций региональных органов власти.

Третий муниципальный уровень составляют муниципальные бюджеты, представляющие собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения местных задач и функций муниципальных органов власти.

Разработка и утверждение указанных видов бюджетов осуществляется соответственно на основании федерального закона (первый уровень), регионального закона (второй уровень), нормативного правового акта муниципальной администрации (представительного муниципального органа).

Функционирование бюджетной системы осуществляется на основании следующих принципов:

- принцип единства бюджетной системы;

- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- принцип самостоятельности бюджетов;

- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета;

- принцип сбалансированности бюджета;

- принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

- принцип совокупного покрытия расходов;

- принцип гласности;

- принцип достоверности бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств;

- бюджетная политика [5, с.418].

Во всех странах бюджет выступает важнейшим звеном системы финансового государственного управления, аккумуллируя в себе основные доходы и расходы страны. Бюджет включает в себя основные категории финансов: налоги, государственные займы, государственные расходы и др. в их действии, т.е. в рамках бюджета ресурсы постоянно собираются и используются. Федеральный бюджет утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации в форме государственного финансового плана на текущий год в форме федерального закона.

Соответственно, юридический аспект определения понятия федерального бюджета отражает утвержденный законом финансовый план государства (перечень доходов и расходов) на текущий (финансовый) год, т.е. единая смета государственных доходов и расходов по всем источникам поступления и по всем назначениям расходования [6, с. 309].

Поступление финансовых ресурсов в «единый центр» является наиболее значимым как с экономической, так и с политической точки зрения, поскольку доходы являются одним из основных инструментов достижения государственных целей и задач посредством реализации различных национальных программ. Это позволяет управлять финансовыми ресурсами, фокусировать их на определенных направлениях социально-экономического развития, проводить единую фискальную политику в стране» [7, с. 214]. Своевременность и полнота формирования доходной части бюджета устанавливает возможность исполнения расходных обязательств в целях обеспечения активного социально-экономического развития страны.

Бюджет за счет расходов и налогов служит ключевым инструментом для регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, а также повышения производственной эффективности. Финансовая поддержка на уровне государства оказывается ключевым секторам экономики - топливно-энергетическому комплексу, авиастроению, космическим программам, атомной промышленности и т.д. Как, правило, государством финансируются наиболее эффективные инновационно-инвестиционные проекты. Чтобы контролировать экономику, налоговая политика должна осуществляться с использованием соответствующей налоговой системы [8, с. 305].

Как указывает Р.Н. Черленяк, доходы федерального бюджета могут рассматриваться как юридическая и как экономическая категория.

С точки зрения экономики, доходы федерального бюджета представляют собой денежные средства, с помощью которых государством осуществляются свои функции. Юридическое же содержание, по мнению автора, отражает порядок образования таких доходов, а также правовую природу их появления [9, с. 86].

Бюджет имеет значительное влияние для экономики в системе финансового планирования.

Федеральный бюджет выступает организатором перераспределения финансовых ресурсов. Следует отметить, что через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности в производственном секторе, а лишь та его часть, которая поступает в него в качестве налоговых и неналоговых платежей. Однако, бюджет оказывает влияние на объем поступлений, определение оптимальной структуры доходов на основе бизнес-планов хозяйствующих субъектов и экономического сектора [10, с. 436].

Таким образом, можно обозначить также следующие функции федерального бюджета: 1) создание бюджетного фонда; 2) использование бюджетного фонда. Первая функция принадлежит доходам бюджета в виде налогов, займов, доходов от государственной собственности (предприятий), доходов от эмиссии бумажных денег. Постоянное изменение структуры доходов бюджета связано с текущими условиями экономического развития, а также происходящими процессами в экономике в той или иной стране [11, с. 11].

В свою очередь, бюджетный фонд предназначен для осуществления определенных расходов бюджета, направленных на реализацию государственных целей и задач в рамках национальных интересов. В связи с чем вторая функция федерального бюджета неразрывно связана с конкретными целевыми расходами и состоит в распределении средств бюджета.

Структура расходов бюджета может меняться чаще, чем структура доходов бюджета. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых ясно показывает тенденцию к сокращению экономического производства [12, с. 301].

Таким образом, в бюджетном плане отражается структура доходов и расходов бюджета, отражающая сущность любого государственного бюджета. Бюджет является продуктивной мерой экономической политики, проводимой правительством, он является полностью зависимым от государственного устройства и стратегии социального развития в стране. Полагаем, что такое понимание публичной бюджетной деятельности как деятельности органов всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, направленной на удовлетворение публичных потребностей общества, является превалирующим в современной финансово-правовой научной доктрине.

Федеральный бюджетный фонд - важнейший источник финансирования экономических структур, трансформации предприятий оборонно-промышленного комплекса, развития перспективных инноваций, развития цифровых технологий и т.д.».

Государственный бюджет играет важную роль в сохранении и развитии искусства, культуры и средств массовой информации. Посредством использования государственного бюджета решаются, в частности, проблемы реконструкции зданий и сооружений, относящиеся к культурному наследию страны, а также финансируется деятельность государственных средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Бюджетное законодательство указывает, что из указанных поступлений и формируется федеральный бюджет, который в последствии решает поставленные задачи.

Под доходами федерального бюджета необходимо понимать денежные средства, которые поступают в безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти определенного уровня или органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации [13, с. 98].

В экономическом аспекте доходы федерального бюджета - это денежные средства, предназначенные для реализации государственных функций и общественных нужд государства.

Планирование доходов бюджета основывается на четырех принципах:

1. Принцип достаточности. Поступления в бюджет гарантируют удовлетворение необходимых общественных нужд, обеспечиваемые государственными и муниципальными органами власти. Фактически, данный принцип реализуется посредством формального установления за всеми органами власти тех или иных видов доходов. Главный показатель уровня выполнения этого условия - величина дефицита бюджета [14, с. 218].

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Регулирующие правовые акты, определяющие состав доходов бюджета (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.д.), должны устанавливаться на длительный срок для обеспечения устойчивых бюджетных поступлений и возможности их прогнозирования и планирования.

3. Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Он основан на четком долгосрочном разделении полномочий в сфере доходов и расходов между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В соответствии с заложенными в бюджет расходами, доход также должен быть установлен на разумном уровне для их покрытия [15, с. 21].

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Так, выхода из критических ситуаций можно добиться посредством бюджетных стимулов потребления за счет повышения расходов бюджета. В этом случае рост затрат покрывается за счет налоговых поступлений или государственных заимствований.

Таким образом, доходы федерального бюджета являются инструментом государственного регулирования деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, что выражается во взимании налогов и сборов за осуществление предпринимательской и иной деятельности, а также иных платежей, зачисляемых в федеральный бюджет. Кроме того, указанная роль также проявляется и в финансировании предприятий с использованием мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, мер социальной поддержки и иных мер.

Кроме того, роль доходов федерального бюджета состоит в обеспечении деятельности государственных органов и органов государственной власти, в развитии инфраструктуры, сохранении культурного наследия и множестве других функций.

Библиогра фия:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 15 июля 2021 г. № 37-П) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: httр://wwwрravo.gov.ш/ (дата обращения: 10.09.2022).

2. Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С. Бюджетное право: учебное пособие. Оренбург : ОГУ, 2016.

3. Крохина Ю.А. Финансовое право России : учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Норма, 2007.

4. Парыгина В.А., Тедеев A.A. Финансовое право : учебник. Воронеж : Модэк, 2011.

5. Эриашвили Н.Д. Финансовое право : учебник. М. : Юнити-Дана, 2008.

6. Запольский С.В. Финансовое право : учебник. М. : Юрайт, 2018.

7. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ : учебник. М. : Дашков и К, 2009.

8. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2019.

9. Черленяк Р.Н. Понятие, сущность и значение доходов федерального бюджета Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2011. №

4 (21).

10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов. М. : Юнити-Дана, 2010.

11. Иванова Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2021.

12. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. М. : Дашков и К, 2007.

13. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012.

14. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. СПб. : Питер, 2008.

15. Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации : теоретические основы и проблемы развития : автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2008. References:

1. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ of July 31, 1998 (with the post-amendments and addenda). dated July 15, 2021, No. 37-P) // Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: https://www.ravo.gov.ru/ (accessed: 09/10/2022).

2. Davydova N.Yu., Cheprasov M.G., Cherepova I.S. Budget law textbook. Orenburg : OSU, 2016.

3. Krokhina Yu.A. Financial law of Russia : textbook for universities. 2nd ed. reprint. and additional M. : Norm, 2007.

4. Parygina V.A., Tedeev A.A. Financial Law : textbook. Voronezh : Modek, 2011.

5. Eriashvili N. D. Financial law : textbook. M. : Yuniti-Dana, 2008.

6. Zapolskiy S. V. finansovoe pravo : Uchebnik. M. : Yurayt, 2018.

7. Godin, A. M., Valery Goreglyad, Podporina I. V. Budget system of the Russian Federation : textbook. M. : Dashkov I K publ., 2009.

8. Goncharenko L. I. Taxes and tax system of the Russian Federation : textbook and a workshop. M. : Yurayt, 2019.

9. Cherlenyak R. N. The concept, nature and significance of the revenues of the Federal budget of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2011. № 4

(21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Babich A.M., Pavlova L.N. State and municipal finance: textbook for universities. Moscow : Unity-Dana, 2010.

11. Ivanova N.G. Budget system of the Russian Federation : textbook and workshop for universities. 2nd ed., reprint. M. : Yurayt, 2021.

12. Alexandrov I.M. The budget system of the Russian Federation : textbook. M. : Dashkov and K, 2007.

13. Kurchenko L.F. The budget system of the Russian Federation: sub-federal and local levels: textbook. M.: Dashkov and K, 2012.

14. Romanovsky M.V., Vrublevskaya O.V. Budget system of the Russian Federation : textbook. St. Petersburg : St. Petersburg, 2008.

15. Boltinova O.V. Budget process in the Russian Federation: theoretical foundations and problems of development : abstract of the dissertation of the doctor. jurid. M.,

2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.