Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
УДК 330.35 Р. И. СЕДЕЛЬНИКОВА
йО! 10.17150/1993-3541.2016.26(1).134-140 Московский государственный юридический университет
им. О. Е. Кутафина, г. Киров, Российская Федерация
ФИНАНСЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА
Аннотация. Право публично-правовых образований принудительно формировать свои доходы является эксклюзивным правом государства и местного самоуправления. Данное право вызвано обязанностью осуществления общего (публичного) интереса, что является основной задачей национально-государственных и административно-территориальных образований. В статье исследуются проблемы соответствия степени самостоятельности местных бюджетов основным принципам построения бюджетной системы, изложенным в гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Региональные и местные органы власти должны иметь возможность осуществлять свою бюджетную деятельность в соответствии не только с принципом самостоятельности бюджетов, но и с другими основополагающими принципами: достоверности бюджетов, равенства бюджетных прав между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, разграничения доходов и расходов между бюджетами. Для осуществления публичного интереса бюджеты различных уровней бюджетной системы должны обладать достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы качественно и в полной мере выполнять свои функции и задачи. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что в настоящее время бюджеты муниципальных образований не способны в достаточной мере исполнять свои расходные обязательства. Ключевые слова. Местное самоуправление; принципы построения бюджетной системы; государственные финансы; самостоятельность местного самоуправления; расходные обязательства; муниципальные финансы; экономическая категория; финансовая деятельность; доходы бюджетов; расходы бюджетов. Информация о статье. Дата поступления 9 ноября 2015 г.; дата принятия к печати 25 ноября 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 февраля 2016 г.
R. I. SEDELNIKOVA
Kutafin Moscow State Law University, Kirov, Russian Federation
FINANCES OF PUBLIC-LAW ENTITIES AS A POLICY TOOL OF PUBLIC INTEREST
Abstract. The right of public-law entities to the forced income generation is an exclusive entitlement of the Government and local authorities. This right is stipulated by the execution of public interest which is the major task carried out by the national state and administrative-territorial entities. This paper investigates the degree of self-sufficiency of local governments and their compliance with the budget strategy outlined in Chapter 5 of the Budget Code of the Russian Federation. Regional and local authorities should be able to carry out their budgetary management in accordance with not only the independence of budgets principle, but also with other fundamental principles: budget credibility, equality of budget rights of the subjects of the Russian Federation and municipal formations, differentiation of revenues and expenditures between budgets. Budgets of various levels must have a sufficient financial autonomy to execute public interest and exercise fully and effectively the functions assigned to them. The findings from the current research suggest that the existing municipal budgets fail to meet their expenditure obligations.
Keywords. Local government; budgetary system principles; public finances; self-sufficiency of local authorities; expenditure obligations; municipal finances; economic category; financial activities; budget revenue; budgets expenditure.
Article info. Received November 9, 2015; accepted November 25, 2015; available online February 29, 2016.
Известный французский экономист П. М. Год-ме писал о фундаментальных различиях между государственными и частными финансами. В своем исследовании он указывал, что «государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы
налогового обложения» [1, с. 41-42]. Действительно, налогообложение — единственный легитимный способ перераспределения чужой собственности [2, с. 18]. Право принудительного обеспечения своих доходов допустимо только потому, что «государственные финан-
© Р. И. Седельникова, 2016
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
R. I. SEDELNIKOVA
сы — средства осуществления, так называемого, общего интереса» [1, с. 41-42]. Поскольку государство — не предприятие, то прибыль и выгоду по результатам своей деятельности не извлекает, а финансируемые из бюджетов функции, в большинстве своем, считаются глубоко убыточными, т. е. основной задачей власти является выполнение функций, направленных на удовлетворение интересов, так называемой «коллективной личности» — народа, населения того или иного национально-государственного или административно-территориального образования. Именно поэтому государство и муниципальные образования и наделяются исключительным правом формировать свои доходы принудительно.
Государственные и муниципальные финансы являются основой деятельности государственной власти и власти местного самоуправления, поскольку любая функция по обеспечению общего (публичного) интереса может быть выполнена ровно настолько, насколько финансово обеспечены необходимые для ее выполнения расходы. Выполнение всех делегированных государству и муниципальным образованиям полномочий, социальных программ, обороноспособности, качественной деятельности правоохранительных органов, образования и здравоохранения напрямую зависит от того, насколько грамотно и корректно органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют деятельность по аккумулированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств, сформированных принудительно.
Финансы — одна из важнейших экономических категорий, существенно отличная от других, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены. Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, оно было непосредственно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Финансы возникли одновременно с государством и по настоящее время являются одним из основных атрибутов, определяющих само государство. Нет такой сферы жизнедеятельности государства, где, так или иначе, не присутствовали бы финансы.
Одним из главных признаков финансов выступает их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. «Финансы — ис-
черпывающий источник информации о состоянии всего государственного организма» [3, с. 8].
Областью возникновения и функционирования финансов служит вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Важным признаком финансов как экономической категории поэтому становится распределительный характер финансовых отношений.
Первоначально финансовые отношения возникают в результате процессов первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. В дальнейшем перераспределение стоимости между субъектами, а также определение ее целевого использования также происходит на основе финансов.
«Финансы — это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования» [4, с. 478]. Финансы — не только неотъемлемая часть рыночной экономики, они весьма важный инструмент реализации государственной политики.
На сегодняшний день финансы заменить нечем. Только финансами можно измерить производство и потребление, финансы необходимы, поскольку обусловлены потребностями развития общества. Существование финансовых отношений, их становление и развитие абсолютно объективны и естественны (речь, разумеется, идет о финансовых отношениях в цивилизованных государствах с рыночной экономикой). Государство не может создавать то, что объективно не соответствует общественному развитию на данном этапе. Оно не может, не учитывая объективную потребность общества, вводить или отменять те или иные платежи, разрабатывать и изменять многообразные формы использования финансовых ресурсов, т. е. государство должно осуществлять финансовую деятельность в соответствии с объективной реальностью, предопределенной условиями развития экономики.
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
функции. Именно эта функция характеризует общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Финансы участвуют во всех сферах общественного производства, с их помощью распределительный процесс протекает в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.
Правда, здесь следует сказать, что вопрос о функциях финансов относится к числу дискуссионных. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции — распределительную и контрольную, другие утверждают, что финансам присущи производственная, стимулирующая, регулирующая функции. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Однако следует учитывать то, что распределительная функция финансов напрямую связана со специфическим общественным назначением финансов, что ни одна другая экономическая категория (кредит, заработная плата, цена), действующая на стадии стоимостного распределения, не может в столь же полной мере соответствовать сути распределения.
По нашему мнению, соединять все эти экономические категории нельзя, поскольку финансы стоят особняком. Ведь мы говорим о государственных финансах, которые возникают вместе с государством, обладают весьма специфическими чертами и носят безэквивалентный характер. «Вне сферы распределения финансов нет. Как только финансы прошли сферу перераспределения, они приобретают признаки других экономических категорий» [5, с. 28], поэтому будем исходить из того, что, помимо распределительной, финансы в государстве выполняют также контрольную и стимулирующую функции. Эти функции финансов и лежат в основе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития. И здесь уже следует из экономической плоскости перейти в плоскость юридическую, так как государственные фи-
нансы и финансовая деятельность государства регулируются нормами права.
Осуществление государством специальной, а именно финансовой, деятельности вызвано необходимостью использования финансов. Финансовая деятельность — это всегда плановый, целенаправленный, конкретный и очень сложный процесс. Это и экономика, и политика, здесь переплетены интересы государства и общества, качество функционирования власти и уровень жизни населения, вопросы общественные и личные. Ни одна государственная функция, ни одна государственная задача не может быть решена без перераспределения финансовых ресурсов. Государство может нормально существовать и функционировать только при наличии грамотной, четко спрогнозированной и не менее четко урегулированной нормами права финансовой деятельности.
Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности. Во-первых, она имеет межотраслевой характер, так как формирование, распределение и использование денежных фондов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. В процессе финансовой деятельности государство контролирует как работу государственных органов, так и работу предприятий, организаций, фирм и т. д. Во-вторых, финансовую деятельность в государстве выполняют представители всех ветвей власти (в рамках своей компетенции и в строго установленном законом порядке). В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению и федеральных органов, и субъектов Федерации, и органов местного самоуправления. Субъектами финансовой деятельности признаются лишь коллективные образования, выступающие как носители власти.
Финансовая деятельность имеет три основные задачи, напрямую связанные с функциями финансов:
- распределительная — своевременно, согласно утвержденным бюджетам организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением;
- контрольная — ведение финансового контроля за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств;
- стимулирующая — пооощрение с помощью финансов тех или иных общественных отношений.
Даже из этого весьма лаконичного описания особенностей и задач финансовой
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
R. I. SEDELNIKOVA
деятельности государства видно, насколько она многослойна, сложна и всеобъемлюща. Государство — это не абстракция, это публичная организация совокупности трех основных элементов: власть, народ, территория. Ни один из этих элементов не может существовать самостоятельно, без системы прямых и обратных связей между собой, иначе это не государство. Вся финансовая деятельность — это ничто иное, как взаимосвязь власти, территории, народа. Каждая задача государства, каждое направление его жизни, каждая его функция не может находиться вне времени и пространства, жизнь государства требует регулярной, кропотливой и детализированной работы. Все свои задачи государство решает с помощью финансов, финансового права и финансовой деятельности, определяя необходимые расходы, прогнозируя доходы, просчитывая отдачу и конечный результат. Прямые и обратные связи в государственном управлении проявляются в основных функциях финансовой деятельности, особенно в распределительной. Увеличение или уменьшение фондов денежных средств и изменения направленности их потоков стимулируют развитие или сокращение определенных отраслей хозяйства, перераспределенная через налоги прибыль должна все в больших размерах отчисляться в государственный бюджет, увеличивая общественные фонды потребления, которые в той или иной мере влияют на финансирование государством социальной сферы1.
Сложность финансовой деятельности государства заключена в том, что для обеспечения жизнедеятельности государства, решения функций, присущих только государству, а также укрепления государства необходимо аккумулировать доходы и производить необходимые расходы, т. е. собрать и распределить денежные фонды таким образом, чтобы задачи и функции государства решались и выполнялись более или менее полно, целенаправленно и целесообразно. Практически поэтому все органы государственной власти занимаются финансовой деятельностью, ведь она охватывает весь спектр жизни государства.
Именно из-за важности и сложности финансовой деятельности государство должно как можно более строго и четко правоурегулиро-вать все ее аспекты, используя нормы финансового права, детально выделяя при этом каждую задачу и функцию, каждое ответственное лицо.
' Подробно о системе прямых и обратных связей см.: [3].
Необходимо соединить экономическую и правовую стороны финансовой деятельности, ведь нормальное, организованное и урегулированное законом функционирование финансовой системы государства гарантирует выполнение им своих социальных функций, которые при всех раскладах являются основными. Ибо основа основ положения любого государства в мире — это его независимость, экономическая стабильность и уровень жизни населения. Для достижения этой цели нужно качественно и последовательно выполнять основные принципы финансовой деятельности, чтобы своевременно и в полном объеме аккумулировать, правильно и справедливо распределить, целесообразно и рентабельно использовать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, обеспечив тем самым жизнедеятельность государства и местного самоуправления.
С позиций публичного права, бюджет — это объект публичного интереса, он должен рассматриваться как имущество, являющееся общественным благом, народным достоянием [6, с. 166]. Исходя из этого, народ как носитель народного суверенитета наделяет государство как носителя государственного суверенитета (производного от народного суверенитета) правом собственности на бюджет как общественное благо [7, с. 54-55]. Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, но и может реально влиять на рост экономической и социальной сферы [8, с. 228].
Для качественного развития государства с трехуровневой бюджетной системой необходимо четко установить степень самостоятельности бюджетов различных уровней. Чем более оптимально организовано распределение доходов между бюджетами, тем более эффективно данные бюджеты смогут выполнять возложенные на них функции.
Согласно принципу разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы, изложенном в гл. 5 Бюджетного кодекса РФ, осуществляется закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определяются полномочия органов государственной власти и органов власти местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств2. Прак-
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 30 сент. 2015 г.). Ст. 30 // СПС «КонсультантПлюс».
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
тическое осуществление данного принципа, особенно в отношении публичного интереса органами местного самоуправления, представляется нам не столько способом исполнения бюджетной компетенции, сколько аспектом процесса реализации межбюджетных отношений [9, с. 67]. Базируясь на обязанности осуществления общего интереса публично-правовыми образованиями, к которым, безусловно, относятся и органы местного самоуправления, обладающие территориальными, организационными и финансовыми институтами [10, с. 30], необходимо максимально конкретизировать содержание принципа разграничения доходов и расходов между бюджетами, сформулировать данный принцип исходя из обязанности обеспечения максимально возможного соответствия доходных источников конкретного уровня бюджетной системы объему делегированных данному уровню расходных обязательств. К сожалению, ныне действующая система распределения доходов и расходов между бюджетами в РФ требует серьезных изменений в отношении сочетания финансовой помощи из вышестоящих в нижестоящие бюджеты совместно с существенным укреплением собственной налоговой базы бюджетов второго и третьего уровней бюджетной системы.
Дело в том, что распределение доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ производится таким образом, что закрепленных доходов региональным и особенно местным бюджетам однозначно не хватает для полноценного и качественного исполнения собственных расходных обязательств. По мнению С. В. Степашина, многие субъекты РФ с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития не имеют экономической базы для дальнейшего самостоятельного развития [11, с. 251], а ситуация на уровне местных бюджетов еще более критическая.
Следует также отметить, что во многом качество выполнения публичных функций органами государственной власти и власти местного самоуправления зависит от степени ответственности контрольно счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетный контроль имеет особое значение, поскольку охватывает вопросы эффективного, целефого результативного использования бюджетных средств и исполнения бюджета как основного централизованного фонда денежных средств соответствующего публично-правового образования [12, с. 169].
Социально-экономическое развитие публично-правовых образований напрямую зависит от качества и состояния бюджетной сферы, а состояние бюджетной сферы, в свою очередь, напрямую зависит от объемов собственных доходов соответствующих бюджетов. Справиться с задачами, поставленными перед каждым конкретным местным бюджетом, могут только самостоятельные финансово муниципальные образования [13, с. 118]. В настоящее время финансовая самостоятельность бюджетов третьего уровня бюджетной системы РФ носит несколько доктринальный, даже гипотетический характер, поскольку полностью обеспечивать исполнение расходных обязательств для местных бюджетов не представляется возможным, так как собственные (закрепленные) за этими бюджетами доходы даже арифметически не покрывают и половины делегированных им расходных обязательств.
При определении экономической самостоятельности местного самоуправления необходимо опираться на принцип достаточности финансовых ресурсов1. Данный принцип предусматривает, что при разграничении бюджетных полномочий ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены. «Однако провозглашенный принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления в России практически не соблюдается. Проводимые в России реформы налогового и бюджетного законодательства фактически привели к ослаблению собственной доходной базы местных бюджетов при одновременном перекладывании на них значительных расходов» [13,с.120].
Эффективное социально-экономическое развитие муниципального образования зависит от многих факторов [14, с. 529], однако необходимо также понимать, что в своей основе финансовая деятельность муниципальных образований связана с решением наиболее востребованных и первоочередных задач в жизни населения, т. е. общество снова возвращается к необходимости осуществления публичного интереса, являющегося основой права публично-правовых образований принудительно формировать свои доходы.
1 См.: О ратификации Европейской хартии местного самоуправления : федер. закон РФ от 11 апр. 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. С. 44-46.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541
R. I. SEDELNIKOVA
Список использованной литературы
1. Годме П.-М. Финансовое право / Поль-Мари Годме ; пер. с фр. Р. О. Халфиной. — М. : Прогресс, 1978. — 429 с.
2. Седельникова Р. И. Проблемы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (региональный аспект) / Р. И. Седельникова. — LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2011. — 204 с.
3. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О. Н. Горбунова. — М. : Профобразование, 2003. — 160 с.
4. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / М. Ю Тихомиров, Л. В. Тихомирова. — М. : Юринформцентр, 1997. — 525 с.
5. Финансы : учеб. для бакалавров / под ред. М. В. Романовского. — М. : Юрайт, 2001. — 576 с.
6. Мазаев В. Д. Публичная собственность в России: конституционные основы / В. Д. Мазаев. — М. : Городец, 2004. — 384 с.
7. Гиглич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма / М. В. Гиглич-Золотарева. — М. : Юристъ, 2006. — 422 с.
8. Болтинова О. В Соотношение системы налогов и сборов и бюджетной системы Российской Федерации: правовые проблемы / О. В Болтинова // Очерки налогово-правовой науки современности / под общ. ред. Е. Ю. Грачевой, Н. П. Кучерявенко. — М. ; Харьков : Право, 2013. — С. 228-243.
9. Седельникова Р. И. К вопросу о бюджетном регулировании в современной России / Р. И. Седельникова // Право и практика (Научные труды Института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина в г. Кирове). — 2011. — № 9. — С. 66-78.
10. Шугрина Е. С. Муниципальное право : учебник / Е. С. Шугрина. — М. : Проспект, 2013. — 672 с.
11. Степашин С. В. Конституционный аудит / С. В. Степашин. — М. : Наука, 2006. — 816 с.
12. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы / под ред. Е. Грачевой. — М. : Норма : Инфра-М, 2014. — 382 с.
13. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект / Н. В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 117-125. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(1).117-125.
14. Арбатская Ю. В. О совершенствовании системы муниципального стратегического планирования как основы территориального развития России / Ю. В. Арбатская // Местное самоуправление и развитие территорий: российский и европейский опыт /под ред. Е. В. Гриценко, Э. Маркварта, В. П. Мохова. — Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. — 529 с.
References
1. Gaudemet Paul Marie. Finances Publiques, Politique Financière. Budget et Trésor. Paris, Editions Montchrestien, 1970. (Russ. ed.: Gaudemet Paul-Marie. Finansovoe pravo. Moscow, Progress Publ., 1978. 429 p.).
2. Sedel'nikova R. I. Problemy ispolneniya byudzhetov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (regional'nyi aspekt) [Issues of the budgets performance of the subjects of the Russian Federation (regional aspect)]. LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2011.204 p.
3. Gorbunova O. N. Finansovoe pravo i finansovyi monitoring v sovremennoi Rossii [Financial law and financial monitoring of today's Russia]. Moscow, Profobrazovanie Publ., 2003. 160 p.
4. Tikhomirov M. Yu., Tikhomirova L. V. Yuridicheskaya entsiklopediya [Legal Encyclopaedia]. Moscow, Yurinformtsentr Publ., 1997. 525 p.
5. Romanovskii M. V. (ed.). Finansy [Finance]. Moscow, Yurait Publ., 2001. 576 p.
6. Mazaev V. D. Publichnaya sobstvennost' v Rossii: konstitutsionnye osnovy [Public property in Russia: constitutional framework]. Moscow, Gorodets Publ., 2004. 384 p.
7. Giglich-Zolotareva M. V. Pravovye osnovy federalizma [Legal framework of federalism]. Moscow, Yurist" Publ., 2006. 422 p.
8. Boltinova O. V. The ratio between fees and taxes and the budget system of the Russian Federation: legal issues. In Gracheva E. Yu. Kucheryavenko N. P. (eds). Ocherki nalogovo-pravovoi nauki sovremennosti [The sketch-book of the modern law and tax science]. Moscow, Khar'kov, Pravo Publ., 2013, pp. 228-243. (In Russian).
9. Sedel'nikova R. I. On the subject of budget regulation in today's Russia. Pravo i praktika (Nauchnye trudy Instituta (filiala) Moskovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii imeni O.E. Kutafina v g. Kirove) = Law and practice (Collection of research papers of Volga-Vyatka Institute (Branch) of Kutafin Moscow State Law University in Kirov), 2011, no. 9, pp. 66-78. (In Russian).
10. Shugrina E. S. Munitsipal'noe pravo [Municipal law]. Moscow, Prospekt Publ., 2013. 672 p.
11. Stepashin S. V. Konstitutsionnyi audit [Constitutional audit]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 816 p.
12. Gracheva E. (ed.). Pravovoe regulirovanie finansovogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy [Legal regulation of financial control in the Russian Federation: issues and perspectives]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2014. 382 p.
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 134-140. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
13. Vasil'eva N. V. Local budget revenues as a guarantee of local government financial autonomy: a legal aspect. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 1, pp. 117-125. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).1 17-125. (In Russian).
14. Arbatskaya Yu. V. On enhancement of the municipal strategic planning system as a foundation of the Russian territorial development. In Gritsenko E. V., Markvart E., Mokhov V. P. (eds). Mestnoe samoupravlenie i razvitie territorii: rossiiskii i evropeiskii opyt [Self-governance and development of territories: Russian and European Experiences]. Perm National Research Polytechnic University Publ., 2014. 529 p.
Информация об авторе Седельникова Раиса Игоревна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, 610000, г. Киров, ул. Московская, 30, e-mail: r.sedelnikowa2010@yandex.ru.
Библиографическое описание статьи Седельникова Р. И. Финансы публично-правовых образований как средства осуществления общественного интереса / Р. И. Седельникова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 134-140. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(1).134-140.
Author
Raisa I. Sedelnikova — PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of State and Legal Disciplines, Volga-Vyatka Institute (Branch) of Kutafin Moscow State Law University, 30 Moskovskaya St., 610000, Kirov, Russian Federation; e-mail: r.sedelnikowa2010@yandex.ru.
Reference to article Sedelnikova R. I. Finances of public-law entities as a policy tool of public interest. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 134-140. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(1).134-140. (In Russian).