Научная статья на тему 'Финансово-корпоративные аспекты формирования и функционирования холдингов'

Финансово-корпоративные аспекты формирования и функционирования холдингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-корпоративные аспекты формирования и функционирования холдингов»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ТРОНИН С.А.

ФИНАНСОВО-КОРПОРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВ

Холдинг - это объединение предприятий, имеющих общего владельца, существующее в осмысленной системе, функционирующей как единый организм; компания, которая держит пакеты акций других фирм, не располагая собственными производственными предприятиями; либо это корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет; совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга (дочерними компаниями) на основе права головной компании определять принимаемые ими решения.

Основная идея холдинга базируется на получении дополнительных преимуществ от объединения (материнской и дочерних компаний), то есть на том, что стоимость нового образования может быть больше, чем сумма стоимостей отдельных частей до объединения. Создается возможность использовать так называемый эффект синергизма или дополнительные преимущества (дополнительную стоимость), появившиеся в результате объединения компаний. Иными словами, эффективность холдингов можно выразить следующим образом: они позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, оптимизировать связи между предприятиями, страхуют от финансовых потерь. Отношения внутри холдинга строятся с использованием акционерной формы собственности.

Определяя наиболее оптимальные принципы и методы управления финансами холдинговых структур, необходимо проанализировать цели такого объединения, его достоинства и недостатки с целью уточнения определения «холдинг», хотя в экономической литературе, включая справочную, существует большое многообразие определений данного понятия, в том числе подчас противоречащих друг другу.

Преимущества и недостатки образования холдинговых структур представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки холдинговых компаний

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ

Значимый контроль в виде доли в собственном капитале. Холдинговая компания может приобрести 5%, 10% или 50% акций других корпораций. Это дает ей возможность осуществлять определенный контроль за операционной деятельностью компании, акции которой были приобретены в собственность. Значимый контроль деятельности возникает в том случае, если холдинговая компания владеет 25% обыкновенных акций и более, но он может иметь место и при 10%-ном пакете, если акции значительно распылены. Двойное налогообложение. Зарубежная практика доказывает, что если холдинговая компания владеет по меньшей мере 80% голосующих акций своей дочерней компании, Налоговое управление разрешает включать доходы последней в консолидированный отчет о прибылях и убытках, при этом дивиденды, получаемые материнской компанией от дочерней, не облагаются налогом. Однако если материнской компании принадлежит пакет меньший, чем 80%, то налоговая декларация этих двух компаний не может быть консолидированной. Фирмы, владеющие пакетом голосующих акций другой корпорации в размере от 20% до 80% капитала, могут вычитать 80% полученных дивидендов из налогооблагаемого дохода, а фирмы, имеющие менее 20% акций, могут вычитать только 70% полученных дивидендов. Такое частично двойное налогообложение до некоторой степени снижает выгоды от создания холдинга, однако насколько это ограничение обременительно в сравнении с полученными выгодами решается отдельно в каждом конкретном случае.

Элиминирование рисков. Поскольку отдельные компании внутри системы холдинга являются самостоятельными юридическими лицами, и обязательства любой из них отделены от обязательств других компаний, катастрофические потери, произошедшие у одного из членов холдинга, не приводят к необходимости возмещения их за счет других членов. Легкость принудительного разъединения. Например, министерство юстиции США имеет возможность принудительного роспуска холдинга, если оно сочтет неприемлемыми его операции с акционерной собственностью.

16

№ 2(21), 2010 г.

Консолидация. Холдинг может использовать увеличение размеров производства и сбыта; достичь высокой эффективности в международном движении капитала; с амортизировать негативное воздействие государства на предприятия. Экономия на торговых операциях посредством укрупнения сделок, вследствие чего уменьшается налогооблагаемая база и комиссионный процент. Контроль над ценами, осуществляемый главенствующей организацией. Оптимизация производственных мощностей, стратегии развития и управления ресурсами вследствии перераспределительной финансовой функции материнской компании. Возможность

контролировать большую долю рынка (за счет разной направленности подразделений холдинга) при сохранении единого контроля за всеми бизнесединицами. Экономия на производственных, торговых, маркетинговых и прочих издержках, возможность распределять издержки между хозяйственными субъектами, сокращать облагаемую налогом прибыль и другие виды потерь, экономить средства за счет использования общих подразделений *.

Стремление к монополизму (олигополизму) и усилению контроля над предприятиями. Искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных; невозможность четкого отслеживания перераспределения фондов между своими предприятиями; потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров.

Источник: *Составлено автором.

Рассмотрим существующие варианты включения предприятий в консолидированную группу. Здесь ключевыми факторами являются степень участия в предприятии и определение понятий зависимого и дочернего предприятий. Так, в странах Западной Европы сложились два подхода к определению системы участия в предприятии: количественный и фактический. При количественном подходе выделяются три уровня участия инвестора: менее 20% обыкновенных акций, дающих право голоса; 20%-50% обыкновенных акций и более 50% обыкновенных акций.

При фактическом подходе степень участия в предприятии определяется возможностью контроля над инвестируемой компанией. Например, в крупных акционерных обществах при наличии большого количества мелких держателей акций для фактического контроля нет необходимости быть обладателем 51% обыкновенных акций. Не менее важным является возможность осуществления контроля над формированием Совета директоров, принятием стратегически важных для развития компании решений, заключением крупных сделок между компаниями, перестановкой управленческого персонала и др. Таким образом, контроль над предприятием расценивается как способность инвестора определять стратегическую, деловую и финансовую политику другой компании.

Национальные законодательства стран Западной Европы по-разному подходят к определению дочернего предприятия. Так, в английском Законе «О компаниях» установлено, что компания считается дочерней компанией другой компании, только если:

а) эта другая компания является её членом и контролирует состав Совета директоров или владеет более, чем половиной номинальной стоимости акционерного капитала;

б) компания, упомянутая первой, является дочерней компанией любой компании, которая представляет собой дочернюю компанию этой другой компании.

Внимательное рассмотрение данного определения дочернего предприятия показывает возможность появления в хозяйственной жизни ситуации, когда предприятие является дочерним предприятием одновременно двух групп взаимосвязанных предприятий. К примеру, одно предприятие может владеть 51% акционерного капитала и быть материнской компанией, в то время, как другое предприятие, владея 49%, может иметь право назначать большинство Совета директоров и также быть материнской компанией.

Для таких случаев законодательством Германии (Торговый кодекс) устанавливается следующее определение: «Материнским предприятием является то предприятие, которое должно составлять заключительный баланс холдинга. Дочерним предприятием является предприятие, которое необходимо привлекать к заключительному балансу концерна, составляемому материнским предприятием». При

17

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

этом в законодательном порядке оговариваются конкретные случаи, при которых отчёт дочернего предприятия включается в консолидированный отчёт.

Иной подход к определению материнского и дочернего предприятий зафиксирован в статье 1 директивы ЕЭС «О консолидированных счетах» [1,с.42]. Данной статьёй предусматривается семь блоков обстоятельств, при которых отношения между материнским и дочерним предприятиями должны рассматриваться как действующие, что требует от материнского предприятия представления консолидированной отчётности. Предприятие должно составлять консолидированную отчётность при выполнении одного из следующих обстоятельств:

- большинство прав голоса;

- контроль над членами административного, управленческого и контрольного органов;

- контроль посредством соглашения с данным предприятием или в силу действия положений устава;

- контроль посредством соглашения с другими акционерами;

- контроль де-факто, т.е. если большинство членов Совета, управляющего компанией на протяжении текущего и предыдущего периодов, фактически были назначены материнской компанией исключительно по праву голоса;

- предприятие и его отделение управляются на единой основе с материнской компанией;

- процент участия в настоящее время имеет преобладающее влияние.

Международный стандарт по учёту № 27 даёт следующее определение дочернего предприятия: «Дочернее предприятие - предприятие, находящееся под контролем у «родителя». Здесь же: «Контроль - право управлять финансовой и оперативной политиками с целью помещения прибыли от деятельности предприятия» [2, с.23].

Российское законодательство (Гражданский кодекс) характеризует дочернее предприятие следующим образом: «Хозяйственное общество признаётся дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом» [3]. Кроме того, признавая возможность влияния одного общества на принятие решений другим, законодатель предусматривает ответственность общества, оказывающего влияние. Так, пунктом 2 статьи 105 установлено «Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключённым последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несёт субсидиарную ответственность по его долгам» [4]. В российском законодательстве даётся не только определение дочернего общества, но и закрепляются важные экономические основы взаимоотношений между материнским и дочерними предприятиями.

Итак, основными чертами холдинга являются:

- предприятия экономически взаимосвязаны между собой, имеют единый хозяйственный механизм;

- группа не является плательщиком налогов и не имеет собственных органов управления;

- группа не является самостоятельным участником гражданского оборота, юридическим лицом, равно как и организационно-правовой формой;

- основой взаимосвязи предприятий группы является участие головной организации в дочерних, зависимых предприятиях и возможность осуществления контроля за их деятельностью;

- любые действия, предпринимаемые группой, осуществляются через участников, которые являются юридически самостоятельными субъектами.

Холдинговая практика по сегодняшний день остается относительно новым явлением на российском рынке. Для регулирования деятельности таких корпоративных структур в недостаточной степени разработана законодательная база, нет четких определений основополагающих понятий.

В этой связи, возникает потребность в применении системного подхода к созданию нормативноправовой базы в России. Существовавшее ранее государственное административно-командное управление экономикой в России постепенно сменяется экономико-правовым регулированием деятельности корпораций.

18

№ 2(21), 2010 г.

За прошедшие годы в России были созданы предпосылки для формирования законодательной базы, касающейся холдинга. Был принят целый ряд федеральных законов, таких, например, как Федеральный закон «Об акционерных обществах» (с учетом последующих изменений и дополнений) от 26.12.1995 № 208-ФЗ, и Федеральный закон «О рынке ценных бумагах» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, первая и вторая части Гражданского Кодекса, однако при всем этом российское законодательство по-прежнему остается сложным, противоречивым и не отличающимся определенной системностью.

В Гражданском кодексе РФ отсутствует понятие как холдинга, так и холдинговой компании. Их определение можно найти только во Временном положении «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденном Указом Президента РФ от 16 октября 1992 г. № 1392. Этот документ регламентирует режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством. Холдингом по этому документу признается предприятие независимо от его организационно - правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

В Указе Президента РФ от 16.11.92г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» п.п.2.4 предусмотрены сферы деятельности (отрасли), где запрещается создание холдинговых компаний:

1) при торговле товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение);

2) в сельскохозяйственном производстве, переработке сельхозпродукции и производственнотехническом обеспечении сельского хозяйства;

3) в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения;

4) в транспортной (кроме железнодорожного, трубопроводного транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки).

Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются «дочерними».

При формировании холдингов принципиальное значение имеет вопрос о разграничении функций между головной и дочерними компаниями.

Холдинговая компания в обычном виде выполняет следующие функции:

• определяет стратегическое развитие группы в целом и ее отдельных компаний;

• контролирует финансовые результаты работы подчиненных дочерних компаний и всей группы в целом, составляет консолидированный баланс группы компаний;

• централизует капитальные вложения и направляет их на наиболее перспективные и прибыльные направления бизнеса;

• подбирает и расставляет руководящие кадры группы;

• осуществляет координационные и коммуникационные связи между участниками холдинга;

• осуществляет аудиторскую деятельность.

Стратегическое руководство осуществляется материнской компанией посредством выработки рекомендаций, распоряжений и директив, участия в наблюдательном совете дочерних обществ.

Тактические вопросы деятельности компании решают дочерние общества, имеющие определенную самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативной деятельности.

В процессе деятельности холдингового предприятия возможно увеличение его размеров путем слияний и поглощений. Поглощением признается приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого. Поглощающая компания при этом признается холдинговой, а поглощаемая ее дочерним предприятием. Поглощения и слияния однопрофильных компаний не допускаются (так как создаются монопольные структуры).

При приобретении одной компании другой покупатель выпускает привилегированные акции на сумму стоимости поглощаемой компании, которая передается ее владельцам. Для поглощения различных компаний могут производиться несколько выпусков привилегированных акций.

Для приобретения компании, капитал которой распылен среди многих акционеров, требуется более сложная процедура. В частности, может быть выпущена новая партия обыкновенных акций, которые затем в определенной пропорции обмениваются на акции приобретаемой компании. Однако для этого требуется сложный переговорный процесс, так как необходимо обменять все акции компании. Такой процесс называется stock-swapping. При слиянии компаний образуется новая компания и соответственно старые акции заменяются на новые.

19

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Холдинговые компании представляют собой важное звено так называемой системы участий, при помощи которой финансисты подчиняют себе формально независимые компании, располагающие капиталами, во много раз превосходящими их собственный. Внешне деятельность холдингов заключается только в управлении пакетом акций и сборе дивидендов и доходов от биржевых операций. В действительности же холдинги, захватывая контрольный пакет акций какой-либо компании, получают возможность назначить своих людей в правление, совет директоров и другие органы подконтрольной компании.

Некоторые специалисты-менеджеры видят задачу холдинга в управлении активами путем скупки, продажи прибыльных (неприбыльных) предприятий. Иногда в ходе подобной стратегии объединяются под единой крышей абсолютно технологически несвязанные производства. Диверсифицированный портфель в этом случае представляет собой группа подразделений, принадлежащих одному владельцу, но не связанных между собой технологическими связями. Синергетический портфель, наоборот, представляет собой группу предприятий, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом.

Налогообложение холдингового предприятия складывается из налогов материнской компании и ее дочерних фирм. Для холдинговых структур большое значение имеет налогообложение доходов, переведенных от дочерних фирм. В состав доходов материнского предприятия включаются доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

В результате стремления улучшить свои финансовые результаты путем снижения налогов холдинговые компании создают офшорные компании, зарегистрированные в странах с благоприятным налоговым режимом. При этом такие компании часто существуют только на бумаге.

Таким образом, основными преимуществами функционирования холдинговых структур являются:

• возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;

• более гибкое реагирование на колебания конъюнктуры;

• экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;

• единая налоговая и финансово-кредитная политика;

• возможности варьировать финансовыми и инвестиционными ресурсами;

• облегчение фискального бремени.

Конечная цель объединения компаний в холдинг сводится к увеличению инвестиционного потенциала, повышению рыночной стоимости объединения в целом и обеспечению требуемой ставки доходности по инвестициям при приемлемом уровне риска.

Экономическая эффективность создания холдинга определяется тем, что ожидаемая чистая прибыль материнской (головной) компании есть сумма ожидаемых прибылей по отдельным дочерним предприятиям, тогда как риск всей холдинговой компании меньше суммы рисков отдельных компаний.

Важная особенность холдинга в том, что при определенных условиях через разветвленную систему участия материнская компания в состоянии контролировать промышленный и финансовый капитал, во много раз превышающий его собственный.

1. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1999. - 248 с.

2. Зинов В. Г. Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал. - М.: АНХ, 2000.

3. Стуков С. А. Учёт и хозрасчёт в промышленности стран СЭВ. -М.: Финансы, 1979.

4. Суйц В. П. Первичный контроль и управление производством // Бухгалтерский учёт. - 1996. -№ 1. - С.37-41.

20

№ 2(21), 2010 г.

ВАСИЛЬЕВА М.В.

О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Проблема правового сопровождения деятельности государственных корпораций является одной из актуальных проблем при исследовании вопросов эффективности использования государственной собственности в процессе осуществления функций государственного управления экономическими процессами.

Помимо правовых конструкций, рассматриваемых через призму традиционных институтов гражданского права (права собственности и юридического лица), ученых также беспокоят фактические источники происхождения финансовых средств, вкладываемых в государственные корпорации, вопросы контроля за их эффективным использованием, законодательная техника статутных законов и их соотношение с ординарными законами, регламентирующими деятельность юридических лиц, и иные аспекты защиты публичного интереса при создании и функционировании такой организационно-правовой формы юридического лица, как государственная корпорация [1].

Научные оценки и правовые комментарии, посвященные анализу сравнительно молодого законодательства, облекающего в правовые рамки деятельность государственных корпораций, неоднозначны [2].

Поскольку опыт создания государственных корпораций уже подтвержден их достаточно немалым количеством, постольку юридическому сообществу необходимо усилить совершенствование нормативноправовой базы, качество которой способно оказывать существенное влияние на результаты деятельности корпораций. Данное предложение можно подкрепить ссылкой на то, что практически во всех публикациях, посвященных проблеме государственных корпораций, имеется положительная характеристика закона, посвященного, по сути, первой государственной корпорации - Агентству по страхованию вкладов (первой, если не принимать во внимание опыт деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций).

Ввиду того, что все государственные корпорации создаются для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций [3], считаем необходимым отметить, что выполнение данных общественно полезных функций может быть связано лишь с реализацией общественного (публичного) интереса, который детерминирован общественными (публичными) потребностями [4].

В свою очередь, интерес, как причина действий социальных субъектов, направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимодействия в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей

[5].

Изучение категории «интерес» и его самостоятельных проявлений (общественный интерес, публичный интерес, государственный интерес, частный интерес) в доктринах современной теории права, а также публичного права самым непосредственным образом связано с исследованиями институтов гражданского общества, правового государства, а также государственного регулирования экономических отношений в условиях рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, Ю.А. Тихомиров рассматривает публичный интерес как интерес социальной общности, признанный государством и обеспеченный правом, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития [6, С. 55].

В свою очередь, В.Г. Голубцов, признавая общую нетождественность понятий «государственный» и «общественный» интерес, полагает возможным их синонимическое использование в противопоставление «частному» интересу. Вместе с тем этот автор дает следующее определение частного интереса - это интерес, в котором отсутствует воля государства как субъекта суверенной политической власти [7, С. 47].

Следует согласиться с мнением Т.В. Чугуровой, которая считает, что «государственные интересы, выражающие публичные, общественные интересы, - идеальный вариант», при этом она резюмирует, что общественные интересы находятся в сфере общественных отношений, публичные в сфере правовых отношений. Из этого следует, что «общественные интересы, перенесенные в правовое поле, становятся публичными интересами» [8, С. 6, 46].

«Государственный интерес, - отмечают А.В. Малько и В.В. Субочев, - объединяет в себе два взаимоисключающих начала. Он может и должен в определенных случаях противоречить интересам личности, отстаивая общественное, противоречить общественному, гарантируя права каждого. Но государственный интерес может взаимоисключать общественный и личный интерес не только ради единоличного либо общего блага, но и ради блага своего, блага аппарата управления» [9, С. 41].

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.