Однако как наиболее рациональный с точки зрения повышения уровня органообеспеченности вариант сочетания двух технологий — ресурсы сырья в виде твердого навоза используются для производства твердых КОУ, сырье — жидкий, полужидкий навоз с добавлением соломы используются для производства КОК. Количество получаемых концентрированных удобрений при сочетании двух технологий обеспечивает наибольший уровень органообеспеченности с.-х. площадей по сравнению с другими технологиями (рис. 8).
Следовательно, эффективным приемом переработки навоза животноводческих предприятий Ростовской области является производство концентрированного органического компоста на основе соломы, жидкого (полужидкого) навоза и а-добавки, что позволяет на 25 % увеличить площади возделывания с.-х. культур с внесением удобрений и улучшить экологическую обстановку в местах накопления навоза за счет его перера-
ботки и применения соломы как альтернативы ее сжиганию.
Список литературы
1. Ресурсосберегающие технологии: состояние, перспективы, эффективность: науч. изд. — М.: ФГБНУ «Рос-информагротех», 2011. — 156 с.
2. Зональные системы земледелия Ростовской области на 2013—2020 гг. / Под ред. В.Н. Василенко. — Ч. 1. — Ростов-на-Дону: МСХиП РО, 2013. — 240 с.
3. Качанова Л.С., Бондаренко А.М., Вуколов М.В. Моделирование систем применения удобрений на предприятиях АПК: монография. — Зерноград: АЧГАА, 2013. — 118 с.
4. Качанова Л.С., Бондаренко А.М. Технико-экономическое обоснование систем применения удобрений / Вестник ИрГСХА. — 2013. — Вып. 59. — С. 7-14. — Режим доступа: http://www.igsha.ru/science/files/v59.pdf
5. Бондаренко А.М., Забродин В.П., Курочкин В.Н. Механизация процессов переработки навоза животноводческих предприятий в высококачественные органические удобрения: монография. — Зерноград: АЧГАА, 2010. — 184 с.
УДК 336.5:620.9(100)
В.Т. Водянников, доктор экон. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ЗА РУБЕЖОМ
Ежегодно интерес к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) в мире неуклонно возрастает. И в России несмотря на кажущуюся обеспеченность запасами органического топлива уже сегодня имеются предпосылки для эффективного применения ВИЭ. Это применение может быть существенно расширено в случае целенаправленной реализации принятых соответствующих законов РФ по повышению энергоэффективности экономики и стимулированию развития альтернативных источников энергии. В современном мире ВИЭ приобрели не только энергетическое и экологическое, но и мировое политическое звучание. Основные причины этого можно сформулировать следующим образом [1]:
• ресурсы ВИЭ (солнечная энергия, энергия ветра, энергия биомассы, геотермальная энергия, энергия малых рек, энергия морских волн и др.) практически не ограничены, во много раз превышают обозримые потребности человечества в энергии и постоянно восполнимы;
♦ использование ВИЭ не ведет к существенному загрязнению окружающей среды и не приводит к изменению теплового баланса земли;
♦ в отличие от нефти, газа, угля и урана ресурсы ВИЭ более менее равномерно распределены по территории стран и регионов, они не находятся в монопольном владении ограниченного числа страны, их освоение рассматривается как фактор энергетической и политической безопасности.
Во многих странах мира в последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция по наращиванию использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В настоящее время 49 стран приняли ту или иную систему финансово-экономического стимулирования развития возобновляемой энергетики, в том числе 14 государств, относящихся по критериям ООН к развивающимся. Анализ мировой практики дает основание выделить четыре схемы такой поддержки [2]:
♦ установление финансовых тарифов на энергию ВИЭ или финансовых надбавок к рыночным ценам. Эту схему используют 41 государство. Среди них такие, как Дания, Германия, Франция, Канада, Индия, Бразилия и др.;
♦ система обязательных квот на производство и потребление энергии ВИЭ. Эта система действует в Англии, Италии, Швеции, Бельгии,
Японии, Нидерландах и в некоторых штатах США;
• тендерная система реализации проектов генерации электроэнергии на основе ВИЭ. Действует в Ирландии и Франции;
♦ система специальных налоговых списаний, т. е. схема списания инвестиций на проекты в области ВИЭ за счет других проектов. Данная система применяется в США.
Для того чтобы понять суть этих систем, следует остановиться на каждой более подробно.
Система фиксированных тарифов на энергию на основе ВИЭ впервые стала применяться в 1978 г. в США. Затем она была трансформирована в схему финансированных надбавок к рыночной цене.
Суть системы состоит в обязательстве закупки энергии по установленному фиксированному тарифу либо в обязательстве доплатить генераторам энергии ВИЭ фиксированную надбавку к цене рынка на электроэнергию. Обязательство такой покупки может возлагаться на сетевые организации и крупные энергетические компании. К достоинствам системы финансированных тарифов следует отнести:
• производители участвуют в продаже энергии на рынке как обычные продавцы, что снижает возмущение оптового рынка энергии;
• тарифы и надбавки входят в будущий уровень затрат на генерацию как традиционной, так и возобновляемой энергии;
♦ снижение рисков инвесторов за счет установления правил формирования и сроков действия тарифов или надбавок на долгосрочный период (15...20 лет); установления понятных (четких) правил и уровня затрат на балансирование поставок энергии на рынок, что фиксируется в соответствующих нормативных материалах рынка.
К недостаткам системы следует отнести:
♦ низкую предсказуемость в планировании объектов производства энергии ВИЭ в целом по стране;
♦ снижение тарифов и надбавок со временем не всегда отражает реальный технологический процесс и ситуацию на рынках энергии;
• тарифный вариант, который требует очевидного приоритета закупки энергии ВИЭ и может вызвать противоречия на рынках при увеличении доли ВИЭ в производстве электроэнергии до 20.25 %.
Система квотирования потребления энергии ВИЭ стала применяться в 2001—2003 гг., когда Европейский комитет принял Директиву по возобновляемым источникам энергии, устанавливавшую высокие нормативные показатели использования ВИЭ в странах Евросоюза к 2010 г. Сущность системы заключается в законодательном установ-
лении обязательств по производству и потреблению энергии на основе ВИЭ. Форма таких обязательств: либо в абсолютном выражении (мегаватт-часы), либо доля энергии ВИЭ в общем объеме производства и потребления. Они возлагаются соответственно на производителей и потребителей энергии. За невыполнение обязательств устанавливается специальный штраф. Для выполнения обязательств их субъекты могут либо создать свое собственное производство такой энергии, либо купить на рынке специальные сертификаты, подтверждающие производство такой энергии. Цель запуска этой системы — создание рынка торговли подтверждающими сертификатами ВИЭ, через цену и продажу которых производители электроэнергии на базе ВИО получают свою финансовую поддержку. При этом предполагается, что рынок должен привести к снижению стоимости сертификатов и, следовательно, к повышению стоимости энергии ВИЭ для общества.
Система квотирования обладает следующими достоинствами:
♦ установление взаимосвязи размеров квот с целями государства по производству и потреблению ВИЭ;
♦ возможность осуществления рыночной конкуренции различных производителей и технологий производства энергии посредством ВИЭ;
♦ осуществление стратегического планирования и осуществления долгосрочных перспектив развития производства энергии благодаря ВИЭ.
К недостаткам данной системы поддержки развития ВИЭ следует отнести:
♦ высокий уровень рисков инвесторов;
♦ сложность взаимной увязки разных параметров системы квотирования в пределах длительного срока;
♦ сложность выхода из системы поддержки после окончания ее срока действия. Система квотирования позволила просто
трансформировать долгосрочные национальные цели производства и потребления энергии ВИЭ в квоты потребления, однако практика применения этой системы неоднозначна. Например, Нидерланды пользовались ею в 1997—2000 гг., а с 2003 г. перешли на фиксированные тарифы. Неудачу с развитием ВИЭ в Японии специалисты связывают с низкой эффективностью системы квотирования.
Тендерная система предполагает изначальное объявление показателя мощности или количество энергии на основе ВИЭ, при этом претенденты должны дать свои ценовые заявки на строительство мощности этого уровня или производства энергии в объявленном объеме. В тендере заявок побеждает претендент, предложивший самую низкую цену.
В некоторых странах (Франция, Ирландия и др.) отказались от этой системы. Причина — проблема ответственности потребителей при задержке реализации проектов, полученных на тендерах, или вообще при отказе его реализации.
Налоговые кредиты представляют собой чисто американскую схему, по которой государство разрешает производителю энергии на основе ВИЭ списать расходы на другой инвестиционный проект (или производство) все расходы на проект по ВИЭ, снижая, таким образом, размер налога на прибыль по работающему проекту. Этот метод стимулирования, используемый в США, не вписывается как в российскую налоговую систему, так и в системы многих других государств.
При выборе схемы поддержки ВИЭ остаются два принципиальных вопроса: сколько добавлять и к чему. При ответе на первый из них необходимо исходить из анализа результатов сравнения показателей затрат на производство электроэнергии по традиционной схеме и с использованием ВИЭ.
На основании этого сравнения можно делать вывод об обоснованности тех мер поддержки и их уровня, которые предлагаются в проекте законодательного решения.
При ответе на второй вопрос о выборе объекта стимулирования можно придерживаться двух сценариев: поддержка использования ВИЭ в рамках инвестиционного цикла при строительстве объектов ВИЭ или по завершении инвестиционного цикла при производстве электроэнергии посредством ВИЭ. В последнем случае речь идет уже о произведенной и проданной на рынок электроэнергии. Таким образом, обеспечивается помощь за полученный конечный результат.
Список литературы
1. Фортов В.Е., Попель О.С. Энергетика в современном мире: науч. изд. — Долгопрудный: Издат. дом «Интеллект», 2011. — 168 с.
2. Водянников В.Т. Экономические основы развития сельской энергетики: монография. — М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2012. — 184 с.
УДК 339.63:339.137(470)
Л.Д. Черевко, канд. экон. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева Н.Н. Бекренева, канд. экон. наук Н.М. Гурьянова, канд. экон. наук
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
В настоящее время в международной экономике и международной торговле происходит несколько сложных процессов: глобализации, специализации и регионализации товарного производства и рынка услуг. Все больше намечается тенденция концентрации производства услуг в развитых странах и перенос товарного производства в страны, где это производство наиболее оптимально с точки зрения требований законодательства этих стран, стоимости рабочей силы и других благоприятных для товарного производства факторов. Как итог — происходит глобализация правил мировой торговли и международной системы разделения труда.
Открытость отечественной экономики для экспорта и импорта современных продукции и технологий, постепенное решение инвестиционного процесса приводят к осознанию необходимости обеспечения конкурентоспособности организации как важнейшего фактора его долгосрочного выживания и поступательного развития.
Создание цивилизованного рынка, глобализация международных экономических отношений и новый этап экономического развития России резко актуализировали проблему конкурентоспособности. Становление новых экономических отношений, а также вступление России в ВТО настоятельно требуют поиска и применения новых методов и подходов к управлению отдельными хозяйствующими субъектами.
Всемирная торговая организация (ВТО) была образована в 1995 г. как устанавливающая правила торговли между странами и определяющая их поведение на мировых рынках. Сегодня около 95 % мировой торговли приходится на страны, входящие в состав ВТО. 22 августа 2012 г. вступил в силу протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО.
Всемирная торговая организация регулирует все меры внутренней поддержки производителей сельскохозяйственной продукции на основе главного параметра: приводит ли их применение к получению