Финансово-экономический механизм агромаркетинга в садоводстве
Томилина Е.П.
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и
страхового дела
ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
[email protected] Глотова И.И.
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и
страхового дела
ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
[email protected] Углицких О.Н.
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Аннотация: Текущий период рыночных преобразований актуализирует одну из важнейших функций агромаркетинга - объединительную. Маркетинг здесь должен выступить интегрирующим началом, способным связать в единый процесс экономические цели предприятий по всей вертикали. Определена важнейшая на современном этапе развития рыночных отношений функция агромаркетинга в садоводстве, позволяющая выделить интегрирующее начало в отраслевых предпринимательских структурах. Предложена модернизация институциональной структуры оптового рынка плодово-ягодной продукции за счет внедрения современной системы его функционирования - организации проведения электронных торгов. Ключевые слова: Агромаркетинг, интегрированные формирования,
биржевой механизм, электронная система торгов,
сельхозтоваропроизводители, государственные закупки,
предпринимательство.
Abstract: The Current period of market transformations staticizes one of the major functions agromarketing (agricultural marketing) - unifying. Marketing here should act as the integrating beginning, capable to connect in uniform process economic
targets of the enterprises on all vertical. The major is certain at the present stage of development of market attitudes function agromarketing ( agricultural marketing) in gardening, allowing to allocate integrating beginning in branch enterprise structures. Upgrade institutional structures of the wholesale market of fruit-berry production due to introduction of modern system of its functioning - is offered to the organization of carrying out of the electronic tenders.
Keywords: agromarketing( agricultural marketing), the integrated formations, the exchange mechanism, electronic system of the tenders, agricultural the goods manufacturers, the state purchases, business.
Современный этап развития и укрепления рыночных отношений обуславливает необходимость применения маркетинговых технологий в сельскохозяйственном производстве, в том числе его садоводческой отрасли. Основной целью маркетинговой деятельности здесь является создание стабильного и эффективного производства, способного реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Практический маркетинг, представляющий собой совокупность управленческих рычагов, методов и отношений, увязывающих в единое целое основные хозяйственные функции по разработке, производству и сбыту продукции, образует особую область управления, которая до настоящего времени не получила достаточного развития в агропромышленном производстве.
Достаточно распространено мнение, что, маркетинг применим только в условиях насыщенного рынка. Это вполне справедливо, если видеть в нем лишь орудие конкурентной борьбы. Однако с помощью этого инструмента корректируется поведение предприятий на рынке при любой степени его насыщения. Направленность, структура и большая часть методов маркетинга имеют общий характер и вполне пригодны для экономики России, отдельных её регионов и отраслей хозяйственного комплекса. В этой связи
использованию маркетинга, как специфического стимулятора производства в условиях рыночных отношений, сегодня уделяется большое значение.
Понятие маркетинга трактуется экономистами по-разному. Так, американский маркетолог Ф.Котлер определяет маркетинг как «вид коммерческой деятельности человека, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена на рынке. Маркетинг - это деятельность людей по обеспечению наличия нужных товаров для нужных потребителей в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер стимулирования» [3].
Несколько иное мнение высказывают другие авторы: «Маркетинг - это деятельность, направленная на согласованное (плановое) сознательное развитие потребительских спросов и удовлетворение их путем управления производством и воздействия на потребителей, что достигается использованием экономических, технологических и психологических средств» [4].
В общеэкономическом понимании маркетинг - это непрерывная управленческая деятельность, направленная на обеспечение устойчивого конкурентного преимущества в рыночной системе хозяйствования. Различным аспектам теории и практики маркетинговой деятельности, в том числе и в аграрной сфере, уделяется значительное внимание в научной литературе.
Зарубежные концепции маркетинга выдвигают на первый план вопросы комплексного, глобального маркетинга. Именно это сегодня наиболее важно для сельского хозяйства, где проблема сокращения потерь и сохранности продукции при её реализации особенно актуальна. Адаптация зарубежных моделей маркетинга к российским реалиям рассматривается в качестве важнейшей составляющей стабилизации экономики.
Агропромышленный маркетинг представляет собой самостоятельное направление теории современного маркетинга, предполагающее изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности
хозяйствующих субъектов рынка в области производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью получения максимальной прибыли.
К основным функциям агропромышленного маркетинга относят:
- комплексное исследование рынка для выявления, существующего и потенциального спроса покупателей на сельскохозяйственную продукцию;
- анализ производственно-ресурсных и сбытовых возможностей предприятия с целью воздействия на рынок и на потребительский спрос;
- максимальная адаптация производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования его, обобщающим результативным показателям чего выступает прибыль.
Кризисное состояние садоводческой отрасли, отсутствие в некоторых случаях рынка сбыта, криминализация каналов реализации садоводческой продукции, недостатки ценообразования на первое место выдвигают вопрос о применении комплексной системы мероприятий, ориентированных на стабилизацию садоводства.
Возрождение производства плодов и ягод необходимо проводить в два этапа: стабилизация экономики отрасли и последующее развитие в
соответствии с законами рынка. На первом этапе необходимо определить потребности в продукции и возможности эту продукцию произвести на основе комплексного изучения состояния отрасли. Эти функции должны быть возложены на маркетинговые структуры Министерства сельского хозяйства Ставропольского края. На основе определения ёмкости рынка и способности товаропроизводителей насытить его, должны быть разработаны программы по дальнейшему развитию садоводства.
Несомненно, процесс стабилизации экономики отрасли непосредственно связан с внедрением маркетинговых исследований. Одной из главных целей деятельности службы маркетинга на данном этапе является прогноз рыночной ситуации и выработка стратегии развития садоводства в крае. На втором этапе наиболее перспективным следует считать создание
профильных кооперативов по производству, переработке и реализации садоводческой продукции. Главной целью здесь является выход на рынок и закрепление на нем предприятий - производителей с целью получения максимально возможной прибыли.
Целесообразно развитие садоводства края как в традиционных направлениях (получение косточковых и семечковых плодов, ягод), так и создание новых перспективных направлений производства (высушенные плоды и ягоды, консервированная продукция, варенья, джемы, соки и т.д.). причем главным критерием здесь должна стать конъюнктура рынка. Изучением и созданием спроса на перспективные виды садоводческой продукции должна заниматься маркетинговая служба садоводческих производственных кооперативов.
Выход из кризисного состояния, в котором оказалось садоводство Ставропольского края, по-нашему мнению, зависит от создания цивилизованного оптового рынка, адекватного условиям рыночной экономики. При этом необходим комплексный подход, удовлетворяющий следующему принципу: производство, реализация, переработка продукции -это единый и неразрывный процесс, в котором участвуют садоводческие хозяйства, перерабатывающие предприятия, оптовая торговля, связанные общей организационной структурой.
Анализируя отраслевую структуру по всей производственной вертикали, где конечная продукция предыдущей сферы является сырьем для следующей, можно сделать вывод об общности существующих проблем, основными из которых являются:
- замкнутость экономических и производственных интересов на каждой стадии прохождения сырья к готовой продукции и дефицит информации для комплексной оценки взаимоотношений во всей отраслевой структуре;
- сужение рынков сбыта готовой продукции ввиду низкой конкурентоспособности и слабой покупательной способности населения;
- низкая обеспеченность оборотным капиталом, что обуславливает практику взаимных неплатежей и отсутствие эффективного механизма выхода из этой ситуации;
- несовершенство налоговой и кредитно-финансовой системы, а так же системы ценообразования на всех этапах прохождения сырья и товара.
Главной функцией маркетинга в этой ситуации является объединительная. Маркетинг здесь должен выступить интегрирующим началом, способным связать в единый процесс экономические цели предприятий по всей вертикали.
В настоящее время закупки плодов и ягод в крае осуществляются, как правило, посредниками по ценам в 2-2,5 раза более низким, чем рыночные показатели. Это оборачивается значительными потерями доходов сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств. В этой связи целесообразно приступить к созданию современной инфраструктуры оптового рынка садоводческой продукции, призванной отработать механизм регулирования и координации работ в области производства и реализации плодов и ягод в свежем и переработанном виде.
Необходимо восстановить управляемость в отрасли и организовать функциональный государственный орган управления с его региональными структурами на местах, на который возложить функции государственного заказчика и организацию проведения закупок, оптовой фасовки, реализации продукции в государственные и муниципальные фонды.
Региональные структуры на местах целесообразно образовать путем объединения садоводческих хозяйств и предприятий переработки в единые интегрированные организационные формирования.
Предлагаемые в настоящее время федеральные программы развития плодоовощного подкомплекса АПК в ближайшие годы не могут быть реализованы по ряду причин. К наиболее значимым из них относятся:
- необходимость привлечения значительных объёмов бюджетных ресурсов, отсутствие которых вполне очевидно;
- в большинстве предлагаемых программ предусматривается создание внутреннего рынка, имеющего сниженную систему ценообразования, не всегда приемлемую для производителей продукции;
- участие в таких программах предприятий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья значительно усложняет практическую их реализацию и затрудняет возможность действенного влияния сельхозтоваропроизводителей на конечный результат;
- не всегда высокое качество плодов и ягод, а также отсутствие надлежащей их сертификации не позволяет выходить на международные рынки;
- существующая система дотирования сельского хозяйства не выполняет своей главной задачи - стимулирования развития садоводческой отрасли.
Вывод из кризисного состояния садоводческой отрасли АПК региона возможен, по нашему мнению, за счет возрождения кооперации и интеграции в новых организационно-правовых формах.
Основными участниками интегрированных формирований должны стать сельхозтоваропроизводители и перерабатывающие предприятия. Необходимость создания кооператива на базе, например, консервного завода обусловлена целесообразностью сокращения посреднической сети, гарантированностью поставок сырья, устранением монопольного диктата со стороны переработчика (рисунок 1).
Государственная поддержка российских производителей плодов и ягод и защита внутреннего рынка должны осуществляться путем льготного налогообложения и научно обоснованными таможенными ограничениями на ввоз в страну определенных видов садоводческой продукции.
К сожалению, в настоящее время ситуация на рынке садоводческой продукции продолжает ухудшаться. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка только в текущем году в России площади плодово-ягодных насаждений сократилось на 8,2 % , валовые
сборы уменьшились на 940 тысяч тонн. С рынка вымываются качественные отечественные продукты, а их место занимают импортные.
Кооператив по производству, переработке и реализации продукции
садоводства
Органы управления
Собрание учредителей
и д т е в о О ірекіорог.
Исполнительный директор
Члены кооператива
5
£
1 Перерабатывающие
Сельхозтоваропроизводители предприятия
Инвестиционный банк
і
Отдел маркетинга
]
Отдел заготовок
ї
Научно-аналитический отдел
К
Региональный оптовый рынок
Рисунок 1 - Организационная структура кооператива по производству, переработке и реализации садоводческой продукции
Так, доля импортных соков и джемов уже достигла в нашей стране 52 % от всего объема потребления этих видов продукции. Растут объемы ввоза в страну плодов и ягод неэкзотических видов, которые в дореформенный период успешно производились в России.
Наиболее рациональный режим проведения воспроизводственной политики в сельхозпредприятиях основывается на привлечении заемных средств. Однако, рост краткосрочных кредитных ресурсов в источниках формирования оборотного капитала сдерживается неустойчивостью финансового состояния большинства, хозяйств. В связи с этим научный и практический интерес представляет совершенствование инфраструктуры и системы кредитования отрасли.
В настоящее время требуется разработка и принятие государственной программы гарантий по кредитным вложениям в отрасль. Содержание этой программы должно быть ориентировано на построение адекватной современным реалиям системы пополнения оборотного капитала сельхозпредприятий. Субъектами механизма реализации этой программы должны выступать предприятия АПК региона, кредитные учреждения, уполномоченная органами государственной власти организация-гарант. Эта организация должна быть функционально закреплена в структуре Министерства сельского хозяйства края, осуществлять полномочия Правительства на предоставление гарантий по кредитам и исполнять также функции Кредитного бюро.
Таким образом, можно построить механизм государственной поддержки привлечения заемных ресурсов в аграрный сектор экономики края, обеспечивающий целевой и экономически обоснованный характер направленности потоков этих ресурсов, снижение рисковой ситуации
Банк и организация - гарант (Кредитное бюро АПК региона) в состоянии обеспечивать полное взыскание долгов с заемщика. Кредитное
бюро определяет процентную долю кредита, которая подлежит обеспеченности государственной гарантией. Оно ответственно за учет, обеспеченность сохранности кредитных историй заемщиков в условиях особого режима хранения и использования документов, содержащих сведения тайного характера.
Предложенная структура ориентирована на интересы сельхозтоваропроизводителей, так как целевая установка ее создания определяется необходимостью пополнения оборотного капитала предприятий АПК заемными ресурсами для повышения эффективности производства в стабильно прибыльных хозяйствах и выхода на платежеспособный уровень экономически ослабленных предприятий [1].
Основными участниками интегрированных формирований должны стать сельхозтоваропроизводители и перерабатывающие предприятия. Необходимость создания кооператива на базе, например, консервного завода обусловлена целесообразностью сокращения посреднической сети, гарантированностью поставок сырья, устранением монопольного диктата со стороны переработчика.
На наш взгляд, наилучшей формой организации рынка садоводческой продукции является биржевая торговля.
Проблема сбыта садоводческой продукции требует комплексного установления внутриотраслевых и межотраслевых производственных связей, совершенствования экономического механизма управления производством, переработкой и реализацией продукции.
Главным регулятором рыночных отношений в структуре рекомендуемого кооператива, определяющим степень адаптации садоводческой отрасли к новым условиям хозяйствования, должен стать отдел (служба) маркетинга.
Маркетинговый отдел регионального производственного кооператива в этом случае приобретает ряд управленческих функций и решает следующие вопросы:
- формирование приоритетных направлений развития садоводства в крае на основе долгосрочных, среднесрочных и специальных маркетинговых и производственных программ; привлечение к их реализации кредитных учреждений, предприятий различных форм собственности и др.;
- выявление и формирование потребностей в плодах и ягодах, а также продуктах их переработки; активное рекламирование и формирование позитивного имиджа кооператива;
- исследование тенденций изменения спроса и информирования об этом сельхозтоваропроизводителей и руководителей перерабатывающих предприятий;
- обоснование каналов сбыта, изучение рыночных квот, лицензий, сертификатов; контроль за формированием и движением товарных запасов.
В общем случае процесс управления агромаркетингом в садоводческой отрасли состоит из четырех слагаемых: анализа возможностей рынка, отбора целевых рынков, разработки маркетинговых мероприятий и их реализации.
Содержание управления маркетингом в садоводстве состоит в построении организационной структуры отдела маркетинга кооператива; разработке и осуществлении маркетинговых программ; ситуационном маркетинговом анализе; стратегическом контроле маркетинга; построении системы сбора и обработки информации, представляющей собой интегрированный информационный процесс; планировании деятельности в соответствии с развитием рынка.
Планирование рыночной стратегии получает свое окончательное оформление в виде программы маркетинга. Применительно к садоводческой отрасли структура маркетинговой программы содержит восемь основных разделов: цели и задачи программы; конъюнктура регионального и
межрегиональных рынков; оптимальная предпринимательская структура отрасли; рациональная товарная политика; методология и методика
ценообразования; адаптивная сбытовая политика; бюджет маркетинговой программы; контроль за выполнением программы.
В зависимости от конкретных внешних факторов (конъюнктура рынка и др.) программа маркетинга может корректироваться на улучшение конечных результатов производственно-сбытовой деятельности.
Структура маркетинга садоводства представляет собой конкретное сочетание его основных элементов (агротехника, продукция, сбыт, цены) для достижения поставленных целей. В отношении продукции определяет ее вид, уровень качества, объем сбыта. Мероприятия по сбыту продукции включают выбор каналов сбыта, возможности реализации через посредников и т. п. Мероприятия, касающиеся ценообразования, включают определение общего уровня цен, диапазон цен, взаимосвязь цены и качества продукции, условия сбыта (оплата наличными, безналичным способом, счет предоставления товарного кредита).
Важной составляющей маркетинговой деятельности в садоводстве является исследование коньюктуры регионального, межрегионального и внешнего рынков плодово-ягодной продукции. Изучение коньюктуры следует проводить в четыре основных этапа (рисунок 2).
На первом этапе проводится предварительный анализ состояния регионального, межрегионального и внешнего рынков садоводческой продукции с целью определения приоритетных задач. На втором этапе проводится расчет базовых показателей, сбор фактических данных, определение динамики конъюнктуры рынка. Третий этап предполагает анализ фактического состояния рынка, в том числе выявление детерминированных тенденций, определение цикличности колебаний спроса и предложения, выявление случайных факторов. На четвертом этапе выполняется прогнозирование конъюнктуры рынка плодов и ягод, обосновываются предложения по вхождению в тот или иной сегмент рынка, разрабатываются рекомендации по адаптации структуры производства,
производимым видам и сортам садоводческой продукции относительно спроса на рынке.
II этап
Расчет базовых Сбор фактических Определение
показателей 4— данных —► динамики
конъюнктуры
III этап
Анализ фактического состояния
Выявление Определение Выявление
детерминированных тенденций цикличности случайных факторов
Прогнозирование конъюнктуры рынка плодов и ягод
Обоснование предложений
Разработка рекомендаций
Рисунок 2 - Этапность изучения конъюнктуры рынка плодов и ягод
Механизм ценообразования в садоводстве должен быть направлен на стабилизацию и подъем производства продукции темпами, опережающими аналогичные процессы в промышленной среде с целью достижения паритетности товарообменных отношений. В то же время здесь необходимо обеспечить реализацию общеметодических принципов ценообразования: возмещение производственных затрат и получение прибыли на расширенное воспроизводство; стимулирование улучшения качества продукции и учет факторов спроса и предложения.
В целях повышения предпринимательской активности на рынке плодово-ягодной продукции требуется глубокая модернизация институциональной структуры этого рынка. Можно выделить пять основных направлений институциональных преобразований на региональном уровне, которые позволят улучшить предпринимательский климат в отрасли садоводства. К ним относятся: мониторинг государственного и
муниципального регулирования региональных и муниципальных рынков; создание и внедрение системы финансовых инструментов (фьючерсных региональных контрактов) на сельскохозяйственных рынках региона; разработка и внедрение новых институтов в области государственных закупок; создание институтов по аккумулированию инвестиционных ресурсов на уровне региона; разработка и реализация региональной концепции раскрытия информации о состоянии и динамике товарно-оптового рынка в целом, а также отдельных его сегментов.
Рационализация предпринимательской деятельности на региональном рынке садоводческой продукции может быть достигнута за счет внедрения современной системы его функционирования - организация проведения электронных торгов. Это приобретает особую важность в связи с отнесением плодов и ягод к категории скоропортящейся продукции. Современные информационные Интернет- технологии приводят к резкому, многократному удешевлению операций поиска альтернатив на рынке и расширяют конъюнктуру глобального рынка.
В основе электронной торговли лежат информационные сети и потоки, интегрированные в сеть Интернет, в связи с этим улучшается транспарентность рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. Формируется информация для проведения наиболее ресурсосберегающей аукционной формы торгов. Кроме того, электронные торги сами по себе способны к предупреждению таких негативных явлений, как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов и т.п.
Создание электронной системы торгов по закупке плодов и ягод для государственных и муниципальных нужд позволит реализовать в регионе:
- обеспечение единых технологических связей с использованием информационных технологий виртуального пространства, устранение разобщенности органов исполнительной власти региона в вопросах государственных закупок и государственного регулирования, что может привести к потере экономического контроля и значительным дополнительным издержкам при закупке плодов, ягод и продуктов их переработки;
- возможность проведения анализа движения продукции для государственных нужд и других специальных вопросов с наименьшими затратами;
- обеспечение мониторинга, контроля и учета свободных и недостающих финансовых и материальных ресурсов;
- анализ финансовых и товарных потоков на региональном и местном уровнях;
- обеспечение на торгах достаточного уровня конкуренции и контроля за использованием бюджетных средств регионального и муниципального уровней;
- экономию бюджетных средств, выделяемых на закупку плодовоягодной продукции для государственных и муниципальных нужд (до 2025%);
- создание единого информационного экономического, финансового и нормативного пространства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
- интеграцию в международные информационные системы закупок продукции для государственных нужд.
Механизмы размещения государственного и муниципального заказов через биржевые торги позволят привести отношения заказчиков с поставщиками к функции соотношения спроса и предложения на оптовом рынке садоводческой продукции.
Рисунок 3 - Схема биржевого взаимодействия субъектов рынка при осуществлении государственных и муниципальных заказов
контроль
Концентрация спроса и предложения в одном месте с целью контрагитации позволяет применить для увеличения оборачиваемости финансовых ресурсов на региональном рынке систему биржевого клиринга (рисунок 3).
Учитывая, что контрактные отношения на региональном рынке, как правило, строятся между предприятиями, обслуживающимися в различных банках, применение банковского клиринга не эффективно. Биржевой клиринг строится на основе проведения расчетов по счетам специализированных брокерских контор, представляющих интересы различных предприятий которые на бирже являются расчетными фирмами и обслуживаются в одном банке.
Проведение закупок садоводческой продукции для государственных и муниципальных нужд на биржевом, регламентируемом и контролируемом со стороны государства рынке, приведет к организации оборота продукции и между предприятиями на этом же рынке.
Текущий контроль над ценами для целей налогообложения со стороны управления федеральной налоговой службы приведет к сбалансированности цен расходования бюджета с ценами, от которых считается налогооблагаемая база предприятия. Устранится экономическая составляющая формирования теневого рынка.
Активизация оборота продукции и финансов, используя биржевые электронные торги, приведет к необходимости действий предприятий-производителей на повышение эффективности производства и открытую реализацию продукции, обусловит целесообразность заниматься планированием производства и ценовых показателей. Организация биржевых электронных торгов способна обеспечить на региональном оптовом рынке систему такого планирования с помощью оборота стандартных контрактов и хеджирования производителей на биржевом рынке стандартных контрактов и реальных активов.
Ведение электронной системы торгов позволяет значительно стабилизировать ценовые параметры на основные виды продукции.
Особенно важно обеспечение достаточно стабильной ценовой динамики для муниципальных заказов фруктов и овощей, например, в детские дошкольные учреждения, больницы, социальные учреждения края. В этом случае можно заранее планировать расходы бюджетов на эти цели и обеспечивать стабильное поступление продукции.
Таким образом, биржевой механизм выступает активатором стабильного роста предпринимательской активности за счет сбалансированности товарно-финансового оборота на уровне рыночных цен (биржевых котировок) и стимулирует производителей к инвестированию финансовых ресурсов в расширении собственных производств. Кроме того, организация транспарентного и контролируемого биржевого рынка позволяет создать систему саморегулирования его по цене в направлении поддержания равновесия между производством и потреблением. Любое необоснованное со стороны производителя повышение цены продукции приведет к пропорциональному увеличению его налогооблагаемой базы и следовательно, к увеличению доходов бюджета. Необоснованное снижение цены на продукцию не повлияет на доходы бюджета, так как налогооблагаемая база товаропроизводителей рассчитывается от уровня биржевой котировки, т.е. от уровня средневзвешенной цены на данный вид продукции в регионе.
Список литературы:
1. Гвоздиков, А.В. Анализ финансовых источников пополнения оборотного капитала сельскохозяйственных предприятий / А.В. Гвоздиков, И.И. Глотова, Е.П. Томилина // Научно-технические ведомости СПбГУ. Экономические науки.-6(68)2008, декабрь
2. Громов, Е.И. Совершенствование системы экономико-статистической оценки взаимодействия муниципалитетов с предпринимательскими структурами регионального АПК / Е.И. Громов, А.Н. Герасимов, Ю.С. Скрипниченко // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Том 6 - №2 - Ч.3
3. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. / Ф. Котлер. - М.: Бизнес -книга, 1995. - 702 с.
4. Огнивцев, С.Б. Моделирование объединительных и интеграционных процессов в АПК / С.Б. Огнивцев // Переходная аграрная экономика, проблемы, решения, модели. Научн. тр. ВИАПИ РАСХН. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. - С. 350.
5. Тарасевич, В.М. Маркетинг / В.М. Тарасевич- СПб.:Питер, 2004.- 380с.