УДК 34.04
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10440
Покачалова Елена Вячеславовна Elena V. Pokachalova
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового, банковского и таможенного права
Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская 1)
doctor of sciences (law), professor, head of the department of financial, banking and customs law
Saratov state law academy (1 Volskaya st., Saratov, Russian Federation, 410056)
E-mail: [email protected]
Рыбакова Светлана Викторовна Svetlana V. Rybakova
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права
Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)
doctor of sciences (law), associate professor, professor of the department of financial, banking and customs law
Saratov state law academy (1 Volskaya st., Saratov, Russian Federation, 410056)
E-mail: [email protected]
Финансовая правосубъектность участников отношений в сфере публичного (государственного) и частного (банковского) кредита
Financial legal personality of participants in relations in the sphere of public
(state) and private (bank) credit
Теоретическая неразработанность понятия «фи- The theoretical inadequacy of the notion of «finan-
нансовая правосубъектность участников отношений в cial personality of participants in public (private) and
сфере публичного (государственного) и частного (бан- private (bank) loan relations», the disparity of scientific
ковского) кредита», разрозненность научных подходов approaches and relevant legal norms create certain dif-
и соответствующих правовых норм создают опреде- ficulties in the implementation of their status in practical
ленные сложности при реализации их статуса в прак- activities, primarily in the process of securing financial
тической деятельности, в первую очередь, в процессе stability of participants in the relevant financial relations.
обеспечения финансовой устойчивости участников At the same time, the financial stability of participants
соответствующих финансовых правоотношений. В то in credit and debt relations is an important factor ensur-
же время финансовая устойчивость участников кре- ing the stability of the domestic budget system and the
дитно-долговых отношений является важным факто- financial market, which are the main mechanisms for al-
ром, обеспечивающим стабильность отечественной locating monetary resources, and their reliability and ef-
бюджетной системы и финансового рынка, которые ficiency affect the stability of the financial system of the
являются основными механизмами распределения state as a whole.
денежных ресурсов, а их надежность и эффектив- Based on the analysis of theoretical positions and
ность функционирования влияют на устойчивость фи- legal norms enshrined in the Constitution of the Russian
нансовой системы государства в целом. Federation, as well as in the provisions of civil and financial
На основе анализа теоретических позиций и право- legislation, the article describes the characteristics of
вых норм, закрепленных в Конституции Российской public and private credit and debt relations, identifies the
© Покачалова Е.В., Рыбакова С.В., 2018
Федерации, а также в положениях гражданского и финансового законодательства, в статье дается характеристика публичных и частных кредитно-долговых отношений, определяются различия и сходство данных отношений, формулируется понятие и содержание финансовой правосубъектности и раскрывается ее содержание в отношении субъектов публичных финансовых отношений в сфере государственного (муниципального), а также банковского кредита. Анализируя отдельные элементы финансово-правового статуса участников отношений в сфере публичного (государственного) и частного (банковского) кредита, авторы обращают внимание на необходимость разграничения финансово-правового и гражданско-правового регулирования их деятельности в целях уточнения предмета и границ современного российского финансового права.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-2916102.
differences and similarities of these relations, formulates the concept and content of financial personality and its content is disclosed with respect to subjects of public financial relations in the sphere of state (municipal), as well as bank credit. Analyzing certain elements of the financial and legal status of participants in public (private) and private (bank) loan relations, the authors draw attention to the need to distinguish between the financial, legal and civil regulation of their activities in order to clarify the subject and boundaries of modern Russian financial law.
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16102.
Ключевые слова: финансовое право, финансовая правосубъектность, публичный (государственный) кредит, частный (банковский) кредит, субъекты финансового права.
Keywords: financial law, financial personality, public (state) credit, private (bank) credit, subjects of financial law.
Финансовая деятельность современного Российского государства и муниципальных образований осуществляется различными методами, содержание и выбор которых определяются экономической и правовой политикой, разрабатываемой и реализуемой органами представительной и исполнительной власти, а также отдельными организациями, которые органами власти не являются. К числу последних, в частности, относится Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Экономическая (финансовая) политика (бюджетная, налоговая, кредитно-долговая, денежно-кредитная), будучи облеченной в правовые формы, преобразуется в финансово-правовую политику государства. Публичная финансовая деятельность обусловлена отдельными особенностями, в том числе закрепленными в Конституции Российской Федерации [1] многообразием и равенством форм собственности, а также гарантированностью поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8). Данные положения Основного закона реализуются в рамках поощрения различных форм государственно-частного партнерства, с одной стороны, и обеспечением государственной защиты функционирования частного капитала, с другой стороны.
Для целей настоящего исследования о государственно-частном партнерстве можно гово-
рить в широком и узком значении. В широком смысле, под государственно-частным партнерством можно понимать любые формы взаимодействия государства и бизнеса, включая их взаимодействие как собственников, в узком смысле - только последнее. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] определяет соответствующие формы сотрудничества следующим образом: это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с указанным Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Следует заметить, что названный Закон в рамках различных форм государственно-частного партнерства предполагает участие так
называемого финансирующего лица, то есть субъекта, предоставляющего частному партнеру заемные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Им может быть юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц (ст. 3 данного Закона).
Как следует из приведенных примеров, государственно-частное партнерство и муници-пально-частное партнерство представляют собой особо выделенное поле для реализации кредитно-долговых отношений.
Проблематика кредитно-долговых отношений является самостоятельной сферой научных исследований ученых различных областей знаний, в частности экономической и правовой. В последней отдельным аспектам соответствующих правоотношений посвящены самостоятельные разделы правовых знаний. В первую очередь это касается гражданского (частного) права и финансового (публичного) права. Однако этим правовые знания не ограничиваются, они также распространяются на международное право, конституционное право, административное право, уголовное право.
Ранее нами была установлена взаимосвязь фискальной деятельности публично-правовых образований и кредитно-долговой [3, с. 188; 4, с. 208], именно ввиду данной связи содержание финансовой правосубъектности отдельных субъектов финансового права является сложным (комплексным). Прежде всего, это касается публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций и некоторых иных участников. В то же время, как уже было отмечено выше, правосубъектность в кредитно-долговых отношениях имеет и гражданско-правовые элементы, что важно различать.
Приведем некоторые примеры.
Так, очевидное сочетание финансово-правовых и гражданско-правовых элементов регулирования общественных отношений по регламентации бюджетного кредита присутствует в содержании абзаца 1 пункта 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации [5], в котором закрепляются участники соответствующих правоотношений, источники и пределы предоставления кредита, а также нормативные правовые акты, которые их регулируют. Среди последних названы: гражданское законода-
тельство Российской Федерации, а также законы (решения) о бюджете с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
Вместе с этим, в преамбуле к Положению Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» [6] отмечается, что Положение разработано в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [7]. Весь комплекс перечисленных положений указанного Закона (за некоторыми исключениями (отдельные положения статьи 46)) представляет собой систему норм финансового права.
Е.А. Ровинский справедливо подчеркивал сложность разграничения финансового и гражданского права [8, с. 77], так же как сложно разграничивать отдельные подотрасли и институты внутри финансового права, если учесть, что основным правовым образованием в системе финансового права является бюджетное право ввиду особой значимости бюджета как основного механизма распределения и перераспределения совокупного национального дохода. В качестве главного довода ученого важно отметить довод о характеристике кредитной системы как неотъемлемой части финансовой системы, поскольку она также является механизмом, обеспечивающим распределение и перераспределение национального дохода [8, с. 77]. До сегодняшнего дня не утрачивает своей актуальности позиция Е.А. Ровинского, согласно которой банковская система выполняет функцию мобилизации денежных средств, используемых государством для удовлетворения потребностей всего общества [8, с. 78]. Многообразие форм собственности и отмена государственной монополии на банковскую деятельность не являются причинами, способными опровергнуть приведенную точку зрения. Иначе говоря, неотъемлемым элементом финансового механизма является кредит.
К аналогичному выводу можно прийти, проанализировав Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [9], предполагаемая сфера реализации которой не только функционирование
банковской системы, но и некредитных финансовых организаций. Соответствующий вывод следует из провозглашенных в документе характеристик финансово грамотного гражданина и содержания определения «финансовое образование» (адресатом которого является потребитель финансовых услуг (инвестор)).
Таким образом, финансово-кредитный механизм представляет собой комплексное образование, внутри которого одна часть экономических отношений по формированию, распределению и использованию публичных фондов денежных средств строится на основе обязательных платежей, уплачиваемых в те или иные фонды, а также на основе их безвозвратного и безвозмездного выделения на решение соответствующих задач (финансирование), а другая часть связана с использованием временно свободных денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности (кредитование). По сути, характеристика «временно свободные денежные средства» означает право собственника либо титульного владельца денежных средств определить их судьбу следующим образом: использовать на приобретение товаров, работ, услуг, на создание новых объектов собственности или предоставить в долг, то есть вступить в кредитно-долговые отношения. Также важно подчеркнуть, что кредитные ресурсы формируются двумя способами: либо путем их извлечения из той части фондов денежных средств, которые сформированы для финансирования публичных задач и функций (бюджеты бюджетной системы и различные целевые фонды), либо путем их привлечения в качестве вкладов, на счета и т. п. (средства, аккумулированные в банковской системе или в иных специализированных некредитных финансовых организациях).
В плоскости разграничения указанных отношений лежит проблематика сопоставления публичного (государственного) и частного (банковского) кредита.
К отличительным чертам публичного государственного кредита относятся следующие: 1) обязательное участие государства (в том числе в лице уполномоченных органов); 2) денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государственному кредиту, поступают в распоряжение органов власти и используются на публичные, социально значимые цели, то есть государственный кредит (заем) не имеет, как правило, конкретного целевого характера; 3) привлеченные денежные средства представ-
ляют дополнительные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджетного дефицита, то есть поступают в бюджетный фонд; 4) источником погашения государственных займов служат средства бюджета или новые займы; 5) посредством кредитных отношений государство осуществляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, относящиеся к его исключительным полномочиям по реализации государственного суверенитета;
6) государственные кредиты и займы гарантируются всем имуществом государства, составляющим государственную казну; 7) государственный заем (кредит), по сути, не может быть не исполнен, так как заемщик (государство) обладает исключительным правом эмиссии денег; 8) данные правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности публично-правовых образований. Указанные признаки характерны и для муниципального кредита (за исключением, как правило, целевого характера муниципальных займов).
В свою очередь, частный (банковский) кредит можно охарактеризовать как совокупность признаков, среди которых: 1) мобилизация в качестве кредитных ресурсов временно свободных денежных средств, не участвующих в финансовых и товарно-денежных отношениях; 2) обязательное участие банка или небанковской кредитной организации как одной из сторон в соответствующих правоотношениях; 3) использование предоставленных в долг денежных средств для личных, в том числе бытовых или коммерческих целей; 4) необходимость обеспечения возврата средств их ссудным характером (кредитные организации не являются в полном смысле собственниками денежных средств [10, с. 301]); 5) источником погашения банковского кредита служат средства, полученные в ходе фискальной, а также хозяйственной, трудовой и иной деятельности, приносящей доход; 6) банковский кредит поощряется государством в качестве дополнительного источника денежных средств для решения личных, в том числе, бытовых или коммерческих задач (в отдельных случаях государство предоставляет бюджетные средства для компенсации банкам потерь по низкой кредитной ставке);
7) в процессе данных правоотношений осуществляется дополнительная эмиссия, так называемая эмиссия безналичных денежных средств;
8) соответствующие общественные отношения подлежат обязательному государственному регулированию и надзору в целях обеспечения их финансовой устойчивости.
Проанализированные отношения по публичному и частному кредиту в одних случаях складываются независимо друг от друга и существуют параллельно, в других случаях - пересекаются и вбирают признаки друг друга. Так, источником финансирования государственного (муниципального) дефицита бюджета, то есть источником формирования государственного (муниципального) долга может являться кредит, полученный от кредитной организации (например, ст. 94 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, Центральный банк РФ как федеральный банк является для кредитных организаций кредитором последней инстанции (п. 3 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Таким образом, участники правоотношений в сфере и публичного, и частного кредита обладают как гражданской, так и финансовой правосубъектностью. Последняя обусловлена функционированием общественных отношений в сфере публичных финансов. Публичных либо с точки зрения формы собственности (государственная, муниципальная, коллективная), либо с точки зрения решения задач публичного характера (экономические, социальные). Во всех перечисленных случаях государство воздействует на общественные отношения одновременно с помощью норм частного и публичного права.
Участниками отношений в сфере публичного (государственного, муниципального) кредита со стороны заемщика и (или) займодавца выступают публично-правовые образования в лице соответствующих органов. Их финансовая правосубъектность включает в себя совокупность прав и обязанностей, обусловленных предметом и принципами финансового права. В условиях современных экономических и политических отношений публично-правовые образования вправе в установленных законом пределах и с использованием установленных законом источников финансировать дефицит соответствующего (собственного) бюджета, выступать займодавцем по финансированию дефицита другого бюджета бюджетной системы, бюджета другого государства, выступать гарантами по значимым для публичных задач проектам. Вопросы, связанные с перечнем источников финансирования, объемами и сроками финансирования, а также дальнейшего погашения долга обусловлены действием норм финансового (публичного) права, поскольку все они охватываются целями и задачами публичного характера и связаны с вопросами
формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств (средств налогоплательщиков). Однако определенная часть данных отношений регулируется нормами гражданского права, большинство из которых обусловлены вначале договорной и затем обязательственной конструкциями. Участниками отношений в сфере частного (банковского) кредита, прежде всего, выступают субъекты банковской системы: Центральный банк РФ, кредитные организации, а также организация, гарантирующая возврат вкладов. При первом приближении можно предположить, что отношения по кредитованию в банковской сфере носят сугубо гражданско-правовой характер. Однако это не совсем так. Если в сфере публичного (государственного, муниципального) кредита финансовая правосубъектность является первичной, обусловливающей возникновение гражданской правосубъектности, то в сфере банковского кредита чаще всего наоборот.
Основная правоспособность банков связана с совершением банковских операций, то есть с совершением гражданско-правовых сделок. Но определенные аспекты данной деятельности связаны и с публичной правосубъектностью, финансовой.
Так, кредитные организации, размещая кредитные ресурсы, должны отвечать требованиям финансовой устойчивости. В частности, это касается количества крупных кредитов, кредитов, выдаваемых аффилированным лицам; требование о финансовой устойчивости распространяется на соотношение привлеченных и размещенных средств и др. Нормы законодательства, регулирующие подобные отношения, составляют группу норм финансового права (ст. 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Кроме того, в целях обеспечения надежности конкретной кредитной организации, а также финансовой устойчивости банковской системы в целом Банк России осуществляет надзор за кредитными организациями и их группами (ст. 73 указанного Закона). Подобная правовая конструкция, как уже было отмечено, касается не только конкретной кредитной организации и конкретного кредитного соглашения, а системы в целом. То есть финансовая правосубъектность кредитной организации как поднадзорного субъекта Банка России носит не только персонифицированный, но и системообразующий характер, хотя и обусловлена гражданской
правосубъектностью банка, связанной с заключением кредитных договоров.
Особую правосубъектность в сфере публичного (государственного) и частного (банковского) кредита имеет Банк России.
Он является не только регулятором и надзорным органом, но и субъектом кредитования. Как уже было отмечено выше, Банк России выступает кредитором для кредитных организаций как в случае пополнения их кредитных ресурсов, так и в случае так называемого кредитования счета (корреспондетского счета кредитной организации) в целях своевременного обеспечения расчетных операций. Таким образом, Центральный Банк РФ здесь полифункционален - является субъектом, использующим инструменты денежно-кредитного регулирования, а также субъектом платежной системы.
В рамках представленного исследования не была подвергнута анализу другая сторона кре-дитно-долговых отношений, которая противостоит тем участникам, правосубъектность которых нами рассмотрена. В отдельных случаях это также субъекты, которые реализуют свою финансовую правосубъектность параллельно с гражданской правосубъектностью, в других случаях - только гражданскую. При этом возникают сложные правоотношения, регулируемые одновременно несколькими отраслями права. Например, если физическое лицо приобретает государственные ценные бумаги, то оно реализует гражданскую правосубъектность, а публично-правовое образование - финансовую правосубъектность. В определенный момент взаимодействия правосубъектность тоже становится комплексной, содержащей элементы нескольких отраслей права. Данный вопрос носит дискуссионный характер и является темой для самостоятельного исследования.
Подводя итоги представленных размышлений, предлагаем следующее определение финансовой правосубъектности участников отношений в сфере публичного (государственного) и частного (банковского) кредита - это обусловленная публичными интересами совокупность прав и обязанностей публично-правовых образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов банковской системы, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений, связанных с получением (предоставлением) в долг временно свободных денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.
Примечания
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29. Ч. I, ст. 4350; 2016. № 27. Ч. II, ст. 4294.
3. Покачалова Е.В. Особенности финансовых правоотношений в области публичного долга и кредита: виды и состав участников // Финансовое правоотношение: доктринальные и правоприменительные аспекты: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 28 сентября 2016 г.) / под ред. Е.В. Покачаловой; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. С. 187-192.
4. Рыбакова С.В. Банки как субъекты финансовых правоотношений в сфере реализации фискальных интересов государства // Финансовое правоотношение: доктринальные и правоприменительные аспекты: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 28 сентября 2016 г.) / под ред. Е.В. Покачаловой; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. С. 206-209.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г № 145-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3823; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru
6. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: положение Центрального банка Российской Федерации от 4 августа 2003 г. № 236-П (в ред. от 09.09.2015) // Вестник Банка России. 2003. № 62; 2015. № 91.
7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 15 июля 2002 г № 86-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 31, ст. 4852.
8. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права: монография. 2-е изд., стер. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 176 с.
9. Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 40, ст. 5894.
10. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика: монография. М.: НИМП, 2001. 654 с.
Notes
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, taking into account the amendments of December 6, 2008 no. 6-FKL, no. 7-FKL of December 30, 2008, no. 2-FKL of February 5, 2014, from July 21, 2014 no. 11-FKL). Ros-siyskaya gazeta, 1993. 25 December; Collection of legislative acts of the RF, 2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.)
2. On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law no. 224-FL of July 13, 2015 (as amended on July 3, 2016). Collection of legislative acts of the RF, 2015, no. 29, part I, art. 4350; 2016, no. 27, part II, art. 4294. (In Russ.)
3. Pokachalova E.V. Features of financial legal relations in the field of public debt and credit: types and composition of participants. Financial relationship: doctrinal and law enforcement aspects: a collection of articles on mater. Intern. scientific-practical. conf. (Saratov, September 28, 2016) / ed. E.V. Pokachalova; Saratov state law academy. Saratov: Saratov state law academy Pabl., 2018, pp. 187-192. (In Russ.)
4. Rybakova S.V. Banks as subjects of financial legal relations in the sphere of realization of fiscal interests
of the state. Financial relationship: doctrinal and law enforcement aspects: a collection of articles on mater. Intern. scientific-practical. conf. (Saratov, September 28, 2016) / ed. E.V. Pokachalova; Saratov state law academy. Saratov: Saratov state law academy Pabl., 2018, pp. 206-209. (In Russ.)
5. Budget code of the Russian Federation: federal law no. 145-FL of July 31, 1998 (as amended on August 3, 2018). Collection of legislative acts of the RF, 1998, no. 31, art. 3823; Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, August 3, 2018. (In Russ.)
6. On the procedure for granting credit secured by the Bank of Russia to credit institutions: position of the Central Bank of the Russian Federation no. 236-P of August 4, 2003 (as amended on September 9, 2015). Bulletin of the Bank of Russia, 2003, no. 62; 2015 no 91. (In Russ.)
7. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): federal law no. 86-FL of July 15, 2002 (as amended on July 29, 2018). Collection of legislative acts of the RF, 2002, no. 28, art. 2790; 2018. no. 31, art. 4852. (In Russ.)
8. Rovinsky E.A. The main issues of the theory of Soviet financial law: a monograph. 2nd ed., stereotyp. Moscow: Norma: INFRA-M Pabl., 2017. 176 p. (In Russ.)
9. On the approval of the strategy for increasing financial literacy in the Russian Federation for 20172023: the order of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017 no. 2039-r. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 40, art. 5894. (In Russ.)
10. Efimova L.G. Bank transactions: law and practice: monograph. Moscow: NIMP Publ., 2001, 654 p. (In Russ.)