УДК 339
А.С. Першина
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена проблеме финансовой поддержки со стороны государства субъектов малого торгового бизнеса. В качестве важнейших финансовых рычагов, обеспечивающих нормальное функционирование субъектов малого торгового предпринимательства, выделено кредитование. Механизм предоставления кредитов российскими банками претерпел существенные изменения в связи с глобальным финансовым кризисом. Отмечены основные проблемы, возникающие между кредиторами и заемщиками - субъектами малого торгового предпринимательства, а также конкретные меры по их устранению, особую роль в которых должны сыграть региональные и местные органы власти.
Малый торговый бизнес, финансирование, кредиты, финансовый кризис, государственная поддержка, антикризисная Программа по поддержке малого бизнеса, финансовый лизинг
A.S. Pershina
FINANCIAL SUPPORT OF SUBJECTS OF THE SMALL TRADING BUSINESSES IN MODERN CONDITIONS
The article deals with the problem of financial support from the state of subjects of small trading businesses. Crediting is allocated as the major financial tool providing normal functioning of small trading businesses. The mechanism of granting of credits by the Russian banks has undergone essential changes in connection with the global financial crisis. The basic problems arising between creditors and borrowers as the subjects of small business enterprises, and also concrete measures referring their elimination in which regional and local authorities should play a significant role.
Small trading business, financing, credits, financial crisis, the state support, the anti-recessionary Program on small-scale business support, financial leasing
Малый бизнес является важной составной частью экономики любого развитого государства. Благодаря деятельности предприятий малого и среднего бизнеса активизируется экономика, в особенности рынок потребительских товаров и услуг, на котором появляются новые рабочие места, возрождаются народные промыслы и ремесла, что в итоге ведет и к возрождению культурного наследия в целом.
370
Вместе с тем на пути предпринимателей, ведущих свою деятельность в сфере малого торгового бизнеса, возникает немало препятствий, как административных, так и чисто экономических.
Одно из главных - финансирование, которое обусловлено недостатком денежных средств для успешного осуществления своей деятельности. Выходом из этой ситуации, по нашему мнению, является предоставление банками кредитов малому торговому бизнесу, направленных на закупку товаров, нового оборудования и материалов, на ремонт и реконструкцию торгово-производственных и офисных помещений.
В 2009 году в связи с возросшим спросом со стороны малого торгового бизнеса и особой актуальностью в период непростой ситуации в финансовой сфере, Правительством РФ было принято решение об увеличении финансирования программы кредитования. В связи с ситуацией в мировой финансовой сфере банки увеличили процентную ставку по кредитам, чтобы компенсировать предпринимателям ставку при кредитовании и увеличить число субъектов малого предпринимательства, которые смогут воспользоваться данной программой, внесены соответствующие изменения в специальную программу, согласно которым увеличилась максимальная процентная ставка по кредитам, выдаваемым в рамках программы. Так, с 1 января 2009 года она составила 22% годовых в рублях (13-% ставка рефинансирования, +9%).
Внесены изменения и в специальную программу «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства». В соответствии с внесенными изменениями с 2009 года в программе участвовали и организации розничной торговли. В рамках этой программы субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность на потребительском рынке, должны были получать льготный кредит. Предполагалось, что предприятиям будет возмещаться 40% процентных платежей по кредиту, однако далеко не все торгующие организации смогли воспользоваться настоящими преференциями. Это обусловлено тем, что в основном все финансовые льготы коснулись лишь крупных городов-мегаполисов и столиц России, которые воспользовались этими средствами в полном объеме.
Кредитование малого бизнеса - одна из приоритетных задач многих российских банков. Однако на практике небольшой, особенно торговой компании взять кредит удается крайне редко. Банки порой дезинформируют предпринимателей, чтобы привлечь клиентов, а заемщики, в свою очередь, зачастую скрывают свои реальные доходы. Между тем развитие банковского кредитования малого торгового бизнеса выгодно обеим сторонам.
У каждой из сторон достаточно веские аргументы. Представителей банков смущают отсутствие залогового обеспечения, незначительный масштаб бизнеса, который затрудняет оценку его состояния, низкое качество проработки бизнес-планов и низкий уровень юридической грамотности заемщика для надлежащего оформления необходимых документов.
Представители малого бизнеса зачастую не могут воспользоваться «заманчивыми» предложениями банков из-за высоких процентных ставок, коротких сроков погашения, отсутствия стартового капитала, сложности и длительности процедуры получения кредита. Кроме того, малый бизнес неохотно отражает реальные финансовые результаты в отчетности, что снижает вероятность получения кредита на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.
За последние несколько лет на российском рынке стали появляться кредиторы, готовые идти навстречу предпринимателям. Так например, работать с малым бизнесом настроены небольшие региональные банки, уже укрепившиеся на этом рынке и целенаправленно работающие с предпринимательством. Во-вторых, это крупные банки, которые стали активно выходить на этот рынок. По данным Ассоциации российских банков, не менее 80 крупных банков уже имеют программы кредитования малого бизнеса. Причина очевидна - крупный российский бизнес поделен, а высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования. В то же время кредитование малого бизнеса имеет достаточно высокие показатели доходности.
Существенный рост процентных ставок за пользование банковским кредитом в современных условиях объясняется повышенными рисками потери кредитных ресурсов в связи с ненадежностью большинства клиентов. Повышенные риски кредиторов компенсируются различными нестандартными формами их обеспечения. Дело в том, что небольшие торговые компании, как правило, не могут предоставить банку в залог высоколиквидное имущество, поэтому кредиторам приходится идти на риск и выдавать необеспеченные или частично обеспеченные кредиты.
Существующие условия банковского кредитования субъектов малого торгового бизнеса далеки от совершенства. Региональные и местные органы власти, понимая сложность современной ситуации, стараются идти навстречу бизнесу. Во многих регионах уже реализуются государственные программы кредитования малого бизнеса, в том числе и торгового. Наиболее активно развитию кредитования малого бизнеса помогают компетентные органы власти таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург.
Дальнейшее развитие финансирования малого бизнеса предполагает, что кредитные продукты станут более доступными - сроки кредитования вырастут, процентные ставки снизятся, требования к потенциальным заемщикам станут более мягкими.
Безусловно, финансирование малого торгового бизнеса с применением кредитных продуктов важная проблема, однако опыт многих стран показывает, что в условиях финансового кризиса очень важна государственная поддержка субъектов малого торгового бизнеса.
Государственная поддержка малого бизнеса в России осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», в котором предусматривался целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, в том числе и торговых:
- освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
- установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы с момента их регистрации;
- возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
- освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога - физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
- распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) пред-приятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
- сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
- уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.
Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства заключается в повышении инвестиционной активности и базируется на следующих принципах:
- привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
- отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
- переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.
Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки».
В этой связи еще в июне 1995 г. был издан указ Президента РФ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) [1].
Данная структура была призвана разрабатывать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого торгового предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.
В современных условиях с особой остротой проявляются проблемы поддержки со стороны государственных органов субъектов малого торгового бизнеса и осуществления радикальных мер, обеспечивающих их нормальное функционирование. Правительством России разработана и действует антикризисная Программа по поддержке малого бизнеса, в том числе и торгового.
Расходы федерального бюджета России в 2010 г. на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства составят 13,5 млрд. руб., что больше ранее запланированной суммы на 4,2 млрд. рублей.
Вместе с тем разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэко-
номбанка. До 30 млрд. рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком.
В программе подчеркнуто, что в период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.
В этой связи будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. На наш взгляд, этому будет способствовать вступивший в силу с 1 июля 2009 года новый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который регламентирует принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на потребительском рынке. Кроме финансовой помощи, государство также оказывает и серьезную информационную поддержку через организацию экономических и технических консультаций для начинающих предпринимателей и для существующих малых предприятий. В этой связи также следует отметить действие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г., вступившего в силу с 01.02.2010 г. [2].
Приоритетным направлением поддержки малого предпринимательства является развитие финансового лизинга, который позволяет предпринимателям приобретать необходимое оборудование без отвлечения средств из оборота, постепенно расплачиваясь за него и выкупая по остаточной стоимости по окончании срока аренды. Однако, по нашему мнению, данный вид финансовой поддержки в развитии торгового предпринимательства не находит еще достаточного применения, что обусловлено небольшими объемами финансовых средств, находящихся в обороте вышеупомянутых субъектов и невозможностью их оплачивать из-за высоких процентных ставок, устанавливаемых лизинговыми компаниями.
Обобщая выше изложенный материал, можно отметить, что для решения проблем финансового взаимодействия государства и малого торгового предпринимательства необходимо:
— на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим субъектов малого бизнеса;
— законодательно утвердить деятельность обществ взаимного кредитования, приняв закон «О кредитной кооперации», регулирующий объединение субъектов малого предпринимательства для решения проблем финансирования собственными силами;
— оптимизировать налогообложение малого предпринимательства, чтобы налоговое бремя не являлось причиной ликвидации деятельности субъектов малого бизнеса;
— совершенствовать работу лизинговых компаний, предоставлять налоговые и иные льготы тем из них, которые предоставляют свои услуги малым торговым предприятиям по более низким процентным ставкам (предусмотреть возможность дифференцированного подхода в установлении ставок).
Реализация этих мероприятий позволит, на наш взгляд, решить одну из основных проблем развития малого торгового предпринимательства - проблему финансирования, а значит, и поможет малому торговому бизнесу занять достойное место в экономике не только региона, но и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г., №°88-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г., №381-Ф3.
3. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России / Е.Г. Анимица. М.: ИНФРА-М, 2002. 208 с.
4. Блинов А.О. Малое предпринимательство: теория и практика: учеб. / А.О. Блинов, И.Н. Шапкин. М.: Дашков и Ко, 2003. 356 с.
5. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Буянкина. М.: ИНФРА-М,
2004. 136 с.
6. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА-М,
2005. 555 с.
Першина Анна Сергеевна -
аспирант Саратовского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета
Статья поступила в редакцию 11.11.11, принята к опубликованию 01.12.11
Anna S. Pershlnа -
Postgraduate Saratov Institute -
Branch of the Russian State University of Trade and Economics