Научная статья на тему 'Финансовая модель структуры страхового тарифа для управления профессиональными рисками в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний'

Финансовая модель структуры страхового тарифа для управления профессиональными рисками в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин С. Н., Яшина Н. И.

В основе любого вида страхования лежит принцип адекватности уплачиваемых страхователем взносов объёму страховой ответственности, взятой на себя страховщиком, уровню страхового риска данного страхователя. И здесь речь не может идти о простом равенстве поступивших страховых взносов и произведенных расходов, поскольку механизмы, влияющие на уровень страхового риска, зависят от многих экономических, социальных, общественных факторов, относящихся как к настоящему, так и к будущему периодам страховой деятельности. Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя управление затратами, связанными с возмещением причиненного вреда застрахованным, и применение методов финансового стимулирования работодателей в улучшении условий труда. Применение таких методов позволяет уменьшить уровень профессионального риска и сократить расходы на страховое обеспечение, что выгодно как самому страховщику, так и обществу в целом, заинтересованному в обеспечении жизни, здоровья и безопасности своих граждан и сбережении трудовых ресурсов. Система защиты от профессиональных рисков, деятельность которой сводилась бы только к предоставлению компенсаций при отсутствии мер профилактики случаев профессиональных поражений, будет чрезвычайно дорогостоящей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая модель структуры страхового тарифа для управления профессиональными рисками в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Страховое дело

финансовая модель структуры страхового тарифа для управления профессиональными рисками в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

с.н. яшин,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы»

Н.И. ЯШИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы» Нижегородский государственный университет им. Н. И. лобачевского

В основе любого вида страхования лежит принцип адекватности уплачиваемых страхователем взносов объему страховой ответственности, взятой на себя страховщиком, уровню страхового риска данного страхователя. И здесь речь не может идти о простом равенстве поступивших страховых взносов и произведенных расходов, поскольку механизмы, влияющие на уровень страхового риска, зависят от многих экономических, социальных, общественных факторов, относящихся как к настоящему, так и к будущему периодам страховой деятельности. Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя управление затратами, связанными с возмещением причиненного вреда застрахованным, и применение методов финансового стимулирования работодателей в улучшении условий труда. Применение таких методов позволяет уменьшить уровень профессионального риска и сократить расходы на страховое обеспечение, что выгодно как самому страховщику, так и обществу в целом, заинтересованному в обеспечении жизни, здоровья и безопасности своих граждан и сбережении трудовых ресурсов. Система защиты от профессиональных рисков, деятельность которой сводилась бы только к предоставлению компенсаций при отсутствии мер профилактики случаев профессиональных поражений, будет чрезвычайно дорогостоящей.

По опыту социального страхования как в РФ, так и за рубежом можно выделить два принципиально различных подхода к стимулированию деятельности работодателя, направленной на снижение профессионального риска.

1. Дифференциация страхового тарифа в зависимости от уровня профессионального риска страхователя — повышение и снижение страховых тарифов по страхованию, в том числе путем установления надбавок и скидок к страховому тарифу.

2. Финансирование мероприятий, направленных на снижение профессионального риска, в том числе финансирование предупредительных мероприятий, направленных на снижение профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Ежегодно законодательно устанавливается право Фонда социального страхования РФ (далее — Фонд) принимать решения о направлении страхователем до 20 % сумм, подлежащих перечислению страховых взносов на частичное финансирование этих мероприятий. Перечень мероприятий, подлежащих финансированию, периодически меняется:

1) проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (2001 — 2005 гг.);

2) оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (2001 — 2006 гг.);

3) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (2002 — 2006 гг.), сертификация работ по охране труда (2003 — 2006 гг.);

4) приобретение приборов контроля за состоянием условий труда (2002 — 2003 гг.);

5) оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам (2003 — 2006 гг.);

6) проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (2006 г.).

В таблице представлены основные итоги финансирования предупредительных мероприятий в Нижегородской области по итогам 2003 — 2006 гг.

Финансируемые Фондом социального страхования предупредительные мероприятия по степени опосредованности их влияния на уровень профессионального риска условно можно разделить на оценочные, оздоровительные и превентивные.

Оценочные мероприятия позволяют оценить текущее состояние профессионального риска

— условия труда страхователя и состояние здоровья застрахованных при работе с вредными и опасными производственными факторами. К ним относят проведение обязательных периодических медицинских осмотров, аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и приобретение приборов контроля за состоянием условий труда. Осуществление данных мероприятий не снижает уровня профессионального риска, проведение их за счет работодателя является основанием для финансирования других предупредительных мероприятий. Например, проведение обязательных периодических медицинских осмотров является необходимым условием для оплаты в счет страховых взносов стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников. С 2004 г. прекратилось финансирование приобретения приборов контроля, в 2007 г. — обязательных периодических осмотров.

К оздоровительным мероприятиям предлагается отнести мероприятия по оздоровлению застрахованных, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда — оплату профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Осуществление оздоровительных мероприятий не влияет на уровень профессионального риска, но позволяет уменьшить влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье застрахованных, тем самым снизить вероятность

Финансирование предупредительных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2003 — 2006 гг. в Нижегородской области

Финансирование мероприятий 2003 2004 2005 2006

Сумма средств, направленных на финансирование предупредительных 30 612,8 38 567,4 63 025,3 78 246,9

мероприятий, тыс. руб.

в том числе:

- периодические медицинские осмотры, тыс. руб. 9474,5 7 541,8 9 597,5 Х

% к сумме средств, направленных на финансирование 30,9 19,5 15,2

- профилактическое лечение, тыс. руб. 10 454,8 16 313,0 23 876,9 30 935,6

% к сумме средств, направленных на финансирование 34,2 42,3 37,9 39,5

- аттестация рабочих мест и сертификация работ по охране труда, тыс. руб., 4 685,5 5 073,3 10 174,9 12 623,5

в том числе:

аттестация рабочих мест, тыс. руб. 4 685,5 5 030,4 10 054,3 9 884,8

сертификация работ по охране труда, тыс. руб. Х 42,9 120,6 2738,7

% к сумме средств, направленных на финансирование 15,3 13,2 16,1 16,1

- приобретение приборов контроля, тыс. руб. 2 012,3 Х Х Х

% к сумме средств, направленных на финансирование 6,6

- приобретение СИЗ, тыс. руб. 3 985,7 9 639,3 19 376,0 34 657,3

% к сумме средств, направленных на финансирование 13,0 25,0 30,7 44,3

- проведение работ по нормализации уровней запыленности и загазован- Х Х Х 30,5

ности, тыс. руб.

% к сумме средств, направленных на финансирование 0,04

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

63

наступления нетрудоспособности как страхового случая и последующих страховых выплат. Заинтересованность работодателей в оздоровительных мероприятиях в Нижегородской области постоянно высокая и колеблется от 34,2 до 42,3 %.

К превентивным мероприятиям относятся мероприятия, непосредственно снижающие уровень профессионального риска: проведение работ по нормализации уровней запыленности и загазованности, оплата расходов на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных режимах. Также к ним можно отнести мероприятия обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, имеющее иной порядок финансирования. Наблюдается рост заинтересованности страхователям к превентивным мероприятиям, так, на приобретение средств индивидуальной защиты в 2006 г. было выделено в 8,7 раза больше средств, чем в 2003 г..

Возможно несколько вариантов распределения обязанностей по финансированию предупредительных мероприятий между субъектами страхования профессиональных рисков:

1) снижение профессиональных рисков без привлечения средств социального страхования, за счет работодателей;

2) полное или частичное финансирование любых предупредительных мер за счет страховщика в пределах законодательно установленных норм и выделенных на это средств;

3) финансирование за счет страховщика только определенных видов предупредительных мероприятий, наиболее способствующих снижению профессионального риска.

Следует отметить, что снижение профессиональных рисков без привлечения средств социального страхования осуществляется в странах, где отсутствует институт социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Государство берет на себя управление системой охраны труда — разработку нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда, и надзор и контроль за выполнением установленных норм через государственные структуры. Такой подход может быть эффективным при высокой культуре труда, активной позиции профсоюзов и при высокой стоимости трудовых ресурсов, сопоставимой с затратами на проведение мероприятий по охране и улучшению

условий труда, и применяется в странах, придерживающихся частнокорпоративной и смешанной моделей государственной защиты пострадавших на производстве и управления профессиональным риском, а также модели Бевериджа и прямого возмещения вреда пострадавшим на производстве. Но, как показала практика, система снижения профессиональных рисков, ограничивающаяся только регламентирующей и контролирующей функциями государства, отличается низкой эффективностью.

В Российской Федерации параллельно с процессом перехода от прямого возмещения вреда пострадавшим на производстве к системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний наблюдается увеличение затрат на мероприятия по охране труда. Так, в целом по народному хозяйству эти затраты составляли в 1999 г. (при системе прямого возмещения вреда) 18,5 млрд руб., в 2004 г. эти затраты составили 64 млрд руб., т. е. увеличились в 3,5 раза [2]. Неверно утверждать, что увеличение произошло только за счет финансирования предупредительных мер Фондом социального страхования. Например, в 2004 г. оно составило 1 343 млн руб., т. е. 2,1 % от всех затрат на мероприятия по охране труда. Значительное увеличение затрат на мероприятия по охране труда объясняется тем, что Фондом социального страхования РФ осуществляется частичное финансирование; дополняющее финансирование мероприятий по охране труда, проводимое страхователями, без попыток полностью его заменить. Например, предприятие может одни предупредительные мероприятия проводить за свой счет, другие — за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Или проведение одного мероприятия по охране труда финансируется в определенных долях за счет собственных средств страхователя и за счет страховых взносов. Какова бы ни была доля финансирования, оплачиваемая за счет средств Фонда социального страхования, к зачету в счет уплаченных взносов она может быть принята только при условии выполнения заявленного мероприятия по охране труда в полном объеме, что стимулирует страхователя. С другой стороны, проведение отдельных мероприятий по охране труда, таких как периодические медицинские осмотры и аттестация рабочих мест, позволяют страхователям претендовать на скидку к страховому тарифу, что также повышает заинтересованность работодателя в проведении мероприятий по охране труда.

Считается, что страхователи, претендуя на частичное финансирование предупредительных мероприятий в счет страховых взносов, оказываются в неравных условиях [2], [3]. На мероприятия по охране труда может быть направлено не более 20 % начисленных страховых взносов за вычетом расходов Фонда социального страхования на выплату страхового обеспечения по случаям, произошедшим у страхователя. В результате в проведении предупредительных мероприятий в счет страховых взносов мало заинтересованы предприятия малого бизнеса и предприятия, расходы по страховым выплатам у которых превышают начисленные страховые взносы. Предлагается рассмотреть возможность установления постоянно действующей нормы о направлении 20 % страховых взносов страхователя на финансирование предупредительных мер при возможности для предприятий малого бизнеса объединять (накапливать) начисляемые взносы за несколько лет для направления их на финансирование предупредительных мер и утверждать перечень предупредительных мер, подлежащих финансированию, на более длительный срок, например три года. Это позволит предприятиям планировать расходы на мероприятия по охране труда и проводить их с большей эффективностью. На срок более трех лет устанавливать перечень предупредительных мер считается нецелесообразным, так как он постоянно нуждается в изменениях.

Возникает вопрос, действительно ли потребность в проведении различных мероприятий по охране труда так меняется во времени, что перечень предупредительных мер, подлежащих финансированию, нуждается в постоянной, ежегодной корректировке? Необходимо определить приоритетные направления финансирования, чтобы перечень включал в себя только определенные виды предупредительных мероприятий, наиболее способствующих снижению профессионального риска. Например, в Германии, чья модель социального страхования от профессиональных рисков послужила прообразом для создания аналогичной в России, за счет средств 35 обществ профессионального страхования финансируются в первую очередь предупредительные мероприятия, проводимые сверх законодательно установленных норм и требований к условиям и охране труда. Прочие мероприятия страхователи обязаны в соответствии с действующим законодательством осуществлять за свой счет. В этом случае страховщик не берет на себя обязанности работодателя, а стимулирует последнего на проведение дорогостоящих, но высоко-

эффективных мероприятий по охране труда, таким образом, средства профессионального страхования расходуются наиболее эффективно.

Очевидно, что разные мероприятия по охране труда в разной степени оказывают влияние на уровень профессионального риска страхователя. Поэтому для оптимизации расходов Фонда социального страхования в этом направлении перед включением того или иного мероприятия в Перечень предупредительных мер необходимо оценить его эффективность с точки зрения снижения профессионального риска. Выявив наиболее эффективные предупредительные мероприятия, следует осуществлять их приоритетное финансирование. Остальные мероприятия должны осуществляться за счет работодателя при нематериальном стимулировании их проведения со стороны Фонда.

Из всех трех видов предупредительных мероприятий только превентивные непосредственно приводят к снижению профессионального риска. Оздоровительные мероприятия позволяют уменьшить влияние производственных факторов на здоровье застрахованных, не снижая уровня профессионального риска. Проведение оценочных мероприятий не влечет за собой ни снижения вероятности наступления страхового события, ни предотвращения и уменьшения последствий воздействия рисков. Следовательно, интересы социального страхования должны быть сосредоточены в первую очередь на финансировании превентивных мероприятий — проведении работ по нормализации уровней запыленности и загазованности, приобретении средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных режимах. Таким образом, есть смысл расширить этот перечень за счет включения в него финансирования приобретения, реконструкции и модернизации коллективных средств защиты работников — более эффективных и дорогостоящих, чем средства индивидуальной защиты. Также рационально включить в указанный перечень обучение отдельных категорий застрахованных, упростив тем самым механизм финансирования этого мероприятия. Сохраняется высокая заинтересованность страхователей в осуществлении оздоровительных мероприятий — профилактическом лечении работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, но только при условии их обоснованности — оздоровление застрахованных должно проводиться на основании

ФИНАНсЫ И крЕдИт

65

медицинских заключений и на том этапе, когда еще есть возможность нивелировать влияние вредных и (или) опасных производственных факторов, не доводя до наступления страхового случая. От финансирования оценочных мероприятий Фонду следует отказаться.

Исходя из опыта коммерческого страхования, при заинтересованности страховщика в снижении страхового риска страховщик может использовать на это средства из резерва предупредительных мероприятий. За счет данного резерва страховая фирма может организовать проведение различных инженерно-технических и других мероприятий, позволяющих снизить не только частоту и тяжесть страховых случаев, но и выплаты по ним [1]. Оценка уровня страхового риска (оценочные мероприятия) за счет данного резерва не осуществляется, так как не приводит к снижению количества и тяжести страховых случаев и объема страховых выплат.

Изменение перечня мероприятий по охране труда позволит сократить расходы Фонда, но необязательно эта мера скажется на проведении других видов предупредительных мероприятий. Проведение превентивных и оздоровительных мероприятий невозможно без предварительных оценочных мероприятий. Например, для сертификации работ по охране труда, приобретения средств индивидуальной защиты и приобретения, реконструкции и модернизации коллективных средств защиты работников, в том числе проведения работ по нормализации уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах, необходима предварительная оценка потребности в этих мерах, что возможно только при проведении необходимых замеров с помощью приборов контроля за состоянием условий труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Для обоснованного проведения профилактического лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, необходимо предварительно выявить круг лиц, нуждающихся в таком лечении и применительно к которым данное лечение даст положительный эффект. Это невозможно без предварительного проведения обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Если проведение указанных оценочных мероприятий Фонд социального страхования сделает необходимым условием для получения разрешения на финансирование, страхователи будут вынуждены проводить данные мероприятия по охране труда за

свой счет. Кроме того, проведение обязательных периодических медицинских осмотров и аттестации рабочих мест — необходимое условие для получения скидки к страховому тарифу. Получается, что Фонд, вкладывая свои средства в данные предупредительные мероприятия, в частности в аттестацию рабочих мест, сам же заинтересован в уменьшении своих будущих доходов. Поскольку в снижении страхового тарифа должен быть заинтересован страхователь, то он и только он обязан осуществлять действия, на это направленные. Таким образом, и без финансирования оценочных мероприятий в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний они будут проводиться в достаточном объеме, поскольку стимулы для их проведения останутся.

В 2006 г. действовали четыре независимые программы по финансированию мероприятий, связанных со снижением профессиональных рисков:

1) финансирование мероприятий, связанных с обучением по охране труда отдельных категорий застрахованных;

2) финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

3) финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

4) финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Первые две программы направлены на снижение профессионального риска у конкретных работодателей, однако способы их финансирования различны. Остальные программы на уровень профессионального риска непосредственного влияния не оказывают.

Решение о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в отношении того или иного страхователя, принимается исполнительным органом Фонда социального страхования, в котором претендующий на финансирование страхователь состоит на учете. Сумма финансирования не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предыдущем году. В 2001 — 2002 гг. финансирование предупредительных мер осуществлялось за счет профицита бюджета. Для того чтобы выяснить, за счет чего может образоваться профицит бюджета, обратимся к экономической модели структуры страхового тарифа в РФ, представленной на рис. 1, согласно методологии, введенной «Правилами формирования страховых резервов по видам страхования, иным, чем страхование жизни» [1].

Резервы РНП, РЗНУ, РПНЗУ не могут быть израсходованы в течение календарного года, поскольку являются источником страхового покрытия в периоды времени, выходящие за пределы данного года. Часть резервов РКУ, РКатУ, ПР также могут быть не израсходованы в календарном году при условии, что фактическая убыточность ниже средней, заложенной в тариф, поскольку формируются они исходя из условия равномерной амортизации риска. Суммы перечисленных выше резервов будут перенесены на следующий год, иллюстрируя превышение доходов над расходами в текущем году — профицит бюджета, но они должны быть использованы только на осуществление страхового покрытия, так как являются частями нетто-ставки. Направление этих резервов на финансирование предупредительных мер может привести к недостаточности средств для осуществления страховых выплат, снизит финансовую устойчивость Фонда.

Средства, которые могут быть направлены на финансирование предупредительных мероприя-

тий, ограничены величиной профицита — суммой, меньшей, чем 20 % страховых взносов, перечисленных всеми страхователями. Это может привести к отказам в финансировании страхователям, имеющим на это право.

Аналогичная ситуация наблюдается и в 2003 — 2006 гг., когда средства на финансирование предупредительных мер включены в структуру расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в ст. «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний», т. е. финансируются за счет сумм одного из видов страховых выплат, за счет нетто-ставки. Так же, как и в 2001 — 2002 гг., очевидно использование для финансирования предупредительных мероприятий средств страховых резервов. Существующая финансовая модель структуры страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выглядит следующим образом (рис 2).

Законодательное установление постоянно действующей нормы о направлении 20 % страховых взносов страхователя на финансирование предупредительных мер [3] позволит Фонду социального страхования способствовать снижению профессионального риска на предприятиях-страхователях и обеспечит застрахованным более безопасные условия труда. Но в существующих условиях невозможно финансирование предупредительных мер, превышающее неизрасходованные средства на медицинскую, социальную и профессиональную ре-

РЗП РНП РЗНУ РПНЗУ РКУ РКатУ ПР РВД РПМ П

основная часть рисковая надбавка нагрузка

нетто-ставка

брутто-ставка

Рис. 1. Финансовая модель структуры страхового тарифа в РФ согласно методологии, введенной «Правилами формирования страховых резервов по видам страхования, иным, чем страхование жизни»

РЗП — часть тарифа для создания резерва заработанной премии; РНП — часть тарифа для создания резерва незаработанной премии;

РЗНУ — часть тарифа для создания резерва заявленных, но не урегулированных убытков;

РПНЗУ — часть тарифа для создания резерва произошедших, но не заявленных убытков;

РКУ — часть тарифа для создания резерва колебаний убытков;

РКатУ — часть тарифа для создания резерва катастрофических убытков;

ПР — часть тарифа для создания прочих резервов;

РВД — часть тарифа для формирования расходов на ведение дела;

РПМ — часть тарифа для формирования расходов (резервов) предупредительных мероприятий; П — часть тарифа для формирования тарифной прибыли — прибыли от страховой деятельности.

ФИНАНсЫ И кРЕдИт

67

РЗП РНП РЗНУ РПНЗУ РКУ РКатУ ПР РВД

нетто- ставка

РПМ нагрузка

рис. 2. Финансовая модель структуры страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2003 — 2006 гг.

РЗП РНП РЗНУ РПНЗУ РКУ РКатУ ПР РМП РВД

нетто-ставка нагрузка

рис. 3. Предлагаемая финансовая модель структуры страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

абилитацию пострадавших. Для снятия возникших противоречий целесообразно расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний выделить в бюджете Фонда отдельной строкой и относить их не к нетто-ставке, а к нагрузке, что позволить реализовать финансовую модель страхового тарифа, представленную на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемая финансовая модель структуры страхового тарифа позволит значительно увеличить количество страхователей, участвующих в реализации мероприятий по снижению профессионального риска. Появляется возможность финансировать проведение предупредительных мер и у страхователей с уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, более высоким, чем в среднем по виду деятельнос-

ти, в том числе и у страхователей, расходы которых на страховые выплаты пострадавшим на них работникам превышают страховые взносы. Это позволит снижать профессиональный риск и у наиболее неблагополучных работодателей.

литература

1. Гомеля В. Б. Основы страхового дела: учеб. пособие. — М.: «Соминтэк», 1998, с. 384.

2. Кульбовская Н. К. Экономика охраны труда. — М.: Социономия, 2005.

3. Маркушина И. Ю. Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации по социальной защите работников от профессиональных рисков // Вестник государственного социального страхования. — 2004. № 11.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.