Страховое дело
новые Подходы к организации обязательного социального страхования на производстве в условиях кризиса
С.Н. ЯШИН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью» Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева
А.М. АВДЕЕВА, начальник отдела организации страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Государственное учреждение — Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
ных факторов, относящихся как к настоящему, так и будущим периодам. В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, благодаря колоссальному уровню охвата (под действие данного вида страхования попадают все предприятия, использующие наемный труд, наемные работники и неработающие лица, пострадавшие на производстве) и высокой социальной значимости его исполнения, вопрос объективной тарификации приобретает важное социально-экономическое значение.
При этом действующим законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие страхователю значительно снизить свои расходы на страхование от профессиональных рисков за счет оптимизации страхового тарифа и активного использования средств социального страхования на финансирование дополнительных мероприятий по улучшению условий труда, однако немногие страхователи используют эти возможности.
В ходе анализа, приведенного в данной статье, были рассмотрены преимущественно данные по Нижегородской области, однако они во многом отражают тенденции, сложившиеся в Российской Федерации в целом.
Сложившийся в экономике Российской Федерации финансовый кризис охватил практически все отрасли хозяйства. Идут сокращения специалистов в финансово-банковской сфере, остановилось строительство, на предприятиях металлургии, металлообработки и машиностроения работники вынуждены уходить в продолжительные административные отпуска. Если на отдельных предприятиях кризис — предлог, чтобы избавиться от неугодных сотрудников, то в большинстве случаев подобные меры обусловлены объективными факторами снижения спроса на продукты производства. В этих условиях для предприятий становится особо актуальным вопрос об оптимизации своих затрат, в том числе расходов на охрану труда и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В основе любого вида страхования, коммерческого или социального, лежит принцип адекватности уплачиваемых страхователем страховых взносов объему страховой ответственности, взятой на себя страховщиком. Здесь речь не может идти о простом равенстве поступивших страховых взносов и произведенных расходов, поскольку механизмы, влияющие на уровень страхового риска, зависят от многих экономических, социальных, обществен-
56
финансы и кредит
Согласно «Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55, страхователь имеет право выделить свои структурные подразделения, не относящиеся к основному виду деятельности страхователя, в самостоятельные классификационные единицы для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Самостоятельным классификационным единицам устанавливается страховой тариф, отличный от страхового тарифа страхователя, поскольку в качестве самостоятельных классификационных единиц выделяются, как правило, подразделения социально-культурной сферы, страховой тариф для них устанавливается гораздо ниже, чем для страхователя в целом. Для выделения структурных подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы требуется выполнение следующих условий:
— осуществление структурными подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
— ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление «Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ);
— представление в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и «Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчас-
тных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.
Для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности (т. е. в срок до 15 апреля текущего года), представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя.
При всей очевидной простоте в выделении самостоятельных классификационных единиц для крупных многопрофильных предприятий мало кто из страхователей пользуется этой возможностью снижения налоговой нагрузки. Из 107 433 страхователей Нижегородской области только одно предприятие ежегодно обращается за дифференциацией страхового тарифа по своим структурным подразделениям (табл. 1). Основным видом деятельности для ОАО «Завод Красная Этна» является производство крепежных изделий и пружин (код по ОКВЭД — 28.74.1), в качестве самостоятельных классификационных единиц выделены жилищно-коммунальный отдел (код по ОКВЭД — 70.32.1, «Управление эксплуатацией жилого фонда») и торговое объединение (код по ОКВЭД — 55.51, «Деятельность столовых при предприятии).
Более универсальным механизмом оптимизации страхового тарифа, доступным как крупным, так и малым предприятиям, является установление скидки к страховому тарифу.
Установление скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование
Год Начисленные страховые взносы с учетом выделенных самостоятельных классификационных единиц Начисленные страховые взносы без выделения самостоятельных классификационных единиц снижение страховых взносов за счет выделения самостоятельных классификационных единиц
2006 4141,8 4205,3 63,5
2007 4354,1 4424,3 70,2
2008 4121,2 4182,5 61,3
Таблица 1
снижение страховых взносов за счет выделения самостоятельных классификационных единиц ОАО «Завод Красная Этна» в 2006 — 2008гг., тыс. руб.
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 05.02.2002 №11. Согласно указанной Методике скидки к страховому тарифу устанавливаются страхователям, чьи показатели удельного веса затрат, тяжести и частоты страховых случаев ниже средних значений аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности данного страхователя. Кроме того, у страхователей, претендующих на установление скидки к страховому тарифу, должно быть аттестовано не менее 30 % рабочих мест и не менее 90 % работников, подлежащих в предыдущем году обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, должны были указанные осмотры пройти.
Однако особенности Методики установления надбавок и скидок таковы, что скидку к страховому тарифу проще получить крупному промышленному предприятию, в то время как более половины страхователей, получивших надбавку, — малые и неплатежеспособные предприятия. Для малого предприятия, фонд оплаты труда у которого и, соответственно, начисленные страховые взносы невелики, нет заинтересованности не только в проведении мероприятий по охране труда, таких как аттестация рабочих мест и проведение обязательных медицинских осмотров, но и в предоставлении документов на установление скидки. В табл. 2 представлена динамика установления скидок и надбавок к страховому тарифу за последние 3 года.
Из таблицы 2 следует, что численность страхователей, получивших надбавку к страховому тарифу, на порядок больше, чем получивших скидку, но сумма дополнительно перечисленных взносов в связи с установлением надбавки обычно превосходит сумму недополученных взносов в связи с действием скидки. По Нижегородской области в 2008 г. отношение
суммы надбавки к сумме скидки составило 0,76. Аналогичное превышение сумм скидок над суммами надбавок наблюдается и в целом по России. Причин для такого дисбаланса несколько. Для предприятия малого и среднего бизнеса даже случай легкой производственной травмы, не повлекший за собой стойкой утраты трудоспособности, может стать причиной установления надбавки. Вероятность превышения всех трех основных показателей, применяемых при установлении скидки и надбавки к страховому тарифу, у крупного страхователя над их среднеотраслевыми значениями маловероятна. Многие крупные страхователи имеют подразделения, чья деятельность направлена на охрану труда и оздоровление работников (отделы охраны труда, аккредитованные лаборатории, медсанчасти, санатории-профилактории), их силами проводятся мероприятия по охране труда, чего нет на большинстве малых предприятий, которые в нарушение действующего законодательства мероприятия по охране труда не проводят.
Дисбаланс, сложившийся при дифференциации страхового тарифа за счет установления скидок и надбавок, приводит к несбалансированности доходной и расходной частей бюджета обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Механизм установления надбавки и скидки к страховому тарифу будет исполнять функцию по стимулированию страхователей к снижению профессионального риска только при условии, что будет носить массовый характер. Это возможно при внесении следующих корректив, которые, на наш взгляд, необходимо внести в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам:
— отменить строгое превышение всех трех основных показателей профессионального риска над их среднеотраслевыми значениями для установления надбавки и превышение значений трех основных среднеотраслевых показателей над аналогичными показателями страхователя для получения скидки;
Показатель 2006 2007 2008
Количество страхователей, получивших надбавку к страховому тарифу 135 122 124
— в процентах от общего числа страхователей 0,15 0,13 0,12
Сумма надбавок, тыс. руб. 12202,3 7171,2 7466,6
Количество страхователей, получивших скидку к страховому тарифу 25 21 18
— в процентах от общего числа страхователей 0,03 0,02 0,02
Сумма скидок, тыс. руб. 6503,2 12869,7 9845,1
Таблица 2
Установление скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по Нижегородской области, 2006 — 2008 гг.
— при расчете основных показателей страхователей должным образом учитывать последствия страховых случаев со смертельным исходом, которые зачастую не влекут за собой ни расходов на возмещение вреда, ни временной нетрудоспособности;
— поскольку ни аттестация рабочих мест, ни проведение обязательных медицинских осмотров непосредственно на уровень профессионального риска не влияет, отказаться от учета этих показателей при установлении скидки к страховому тарифу. Обязанность проведения аттестации рабочих мест и обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров возложена на работодателей Трудовым кодексом РФ, контроль за соблюдением исполнения трудового законодательства возложен на государственную инспекцию труда и органы по труду исполнительной власти субъекта РФ и/или органы по труду местного самоуправления. Включая в расчет скидки показатели, характеризующие проведение аттестации рабочих мест и обязательных медосмотров, Фонд социального страхования РФ берет на себя несвойственную ему функцию контроля за исполнением трудового законодательства. Кроме того, отказ от учета указанных показателей при расчете скидки к страховому тарифу сделает возможным ее установление по инициативе Фонда, что избавит и страхователей, и исполнительные органы Фонда от излишней бумажной волокиты;
— необходимо разработать механизмы выравнивания сумм скидок и надбавок.
Большие трудности в настоящее время вызывает установление страхового тарифа страхователям — физическим лицам: в настоящее время данный вопрос крайне слабо законодательно урегулирован. Согласно п. 10 «Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713, основной вид экономической деятельности страхователя —
физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствует основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется. Таким образом, вне зависимости от вида экономической деятельности, фактически осуществляемой таким страхователем, в качестве основного будет рассматриваться вид деятельности, указанной в ЕГРИП в качестве основного в момент регистрации индивидуального предпринимателя. Страхователь — физическое лицо не заинтересован во внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в том числе и изменение основного вида деятельности, если внесенное изменение повлечет за собой увеличение страхового тарифа. В отдельных случаях у индивидуального предпринимателя работают несколько сотен человек (табл. 3).
Очевидно, что количество индивидуальных предпринимателей с численностью застрахованных работников 100 и более человек в несколько раз меньше, чем страхователей — юридических лиц с той же численностью застрахованных. Однако малая численность наемных работников у страхователей — юридических лиц не лишает страховщика права устанавливать им страховой тариф в соответствии с фактически осуществляемым ими в предыдущем году видом экономической деятельности. Очевидно, что введение аналогичного подхода к тарификации целесообразно и для страхователей — физических лиц, относящихся к среднему предпринимательству и крупному бизнесу. Это позволит более адекватно оценивать уровень профессионального риска у данной категории страхователей и приведет к повышению заинтересованности у страхователей —
Таблица 3
Распределение страхователей — юридических и физических лиц г. Нижнего Новгорода по численности у них застрахованных работников в 2008 г., чел.
Численность работников
Показатель До 15 (микропредприятия) 16 — 100 (малые предприятия) 101 - 200 (средние предприятия) Более 200 (крупные предприятия) Всего
Страхователи — юридические лица 47 830 5 711 617 391 54 549
— в процентах к общему числу 87,7 10,5 1,1 0,7 100
страхователей — юридических лиц
Страхователи-индивидуальные 10 699 680 22 4 11 405
предприниматели
— в процентах к общему числу 93,81 5,96 0,19 0,04 100
страхователей — индивидуальных
предпринимателей
индивидуальных предпринимателей в проведении мероприятий, направленных на снижение травматизма и профессиональной заболеваемости.
При этом Фонд социального страхования РФ финансирует целевые программы, которые как косвенно, через снижение профессионального риска, так и напрямую способствуют снижению страхового тарифа для страхователей, проводящих мероприятия по охране труда. Например, проведение аттестации рабочих мест, с одной стороны, является одним из оснований для получения скидки к страховому тарифу, а с другой — одним из мероприятий по охране труда, которое может быть профинансировано за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме аттестации рабочих по условиям труда в соответствии с «Правилами финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 №43н, финансированию подлежат профилактическое лечение, в том числе профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам и проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
По влиянию, оказываемому на реальный уровень профессионального риска, перечисленные мероприятия делятся на превентивные, оздоровительные и оценочные. Приобретение средств индивидуальной защиты и проведение работ по снижению запыленности и загазованности воздуха непосредственно снижают уровень профессионального риска, относятся к превентивным мероприятиям и влекут за собой снижение подверженности застрахованных работников профессиональным заболеваниям и производственным травмам. Именно эти мероприятия должны быть приоритетными
направлениями для финансирования за счет средств страховщика. Относящееся к оздоровительным мероприятиям профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, непосредственно не оказывает влияния на уровень профессионального риска, но позволяет уменьшить влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье застрахованных, тем самым снизить вероятность наступления нетрудоспособности как страхового случая и сократить потери рабочей силы. Страховщик заинтересован в осуществлении профилактического лечения работников, но только при условии его обоснованности — оздоровление застрахованных должно проводиться на основании медицинских заключений и на том этапе, когда еще есть возможность нивелировать влияние вредных и (или) опасных производственных факторов, не доводя до установления диагноза «профессиональное заболевание». Аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет оценить текущее состояние профессионального риска — условия труда страхователя. Данное мероприятие относится к оценочным. Если оценочные мероприятия не оказывают влияния ни на текущий уровень профессионального риска, ни на последующие страховые выплаты, эффективность их как предупредительных мероприятий, несмотря на их большое социальное значение, невысока.
В настоящее время наблюдается тенденция рационализации использования выделяемых средств страхователями: с каждым годом все больше страхователей обращаются в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ за разрешением направить часть страховых взносов на проведение мероприятий по охране труда: причем страхователи не только заинтересованы в выявлении опасных и вредных производственных факторов (аттестация рабочих мест), но и проводят мероприятия, направленные на нивелирование их воздействия на работников (проведение работ по снижению запыленности и загазованности воздуха и санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами), — объемы финансирования этих направлений растут как в денежном, так и в натуральном выражении. В Нижегородской области наблюдается постепенное снижение потребности в приобретении за счет средств Фонда социального страхования РФ средств индивидуальной защиты — их приобретение рационально финансировать из другого источника: в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской
Таблица 4
Использование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеванийи в 2006 — 2007 гг.
Показатель Российская Федерация Приволжский федеральный округ Нижегородская область
2007 2008 2007 2008 2007 2008
Сумма финансирования итого, тыс. руб. 3 154 559,5 3 746 903,5 566 647,4 678 524,0 79 262,0 92 747,5
Количество страхователей, получивших разрешение на финансирование, чел. 19 365 19 755 4 725 4 531 514 578
Сумма финансирования санаторно-курортного лечения работников, тыс. руб. 1 070 025,1 1 258 144,2 241 395,5 284 823,7 28 470,2 40 838,8
Количество застрахованных, прошедших санаторно-курортное лечение за счет средств ФСС РФ, чел. 71 916 69 940 18 928 17 105 2 052 1 868
Сумма финансирования приобретения СИЗ, тыс. руб. 1 472 805,9 1 792 338,2 215 626,2 261 445,6 33 673,8 28 157,6
Количество СИЗ, приобретенных за счет средств ФСС РФ, шт. 3 398 062 2 554 086 410 855 415 471 59 355 47 576
Сумма финансирования проведения аттестации рабочих мест, тыс. руб. 530 643,3 615 119,0 94 838,6 112 390,1 16 558,4 21 432,9
Количество рабочих мест, аттестованных за счет средств ФСС РФ, ед. 313 537 30 7002 67 065 70 068 8 460 10 597
Сумма финансирования работ по приведению к норме уровней запыленности и загазованности воздуха, тыс. руб. 81 085,3 81 302,0 14 787,1 19 864,6 559,6 2 318,3
Количество рабочих мест, на которых привели уровень запыленности и загазованности воздуха за счет ФСС РФ, ед. 4 863 2 202 1343 846 54 93
Федерации» работодатель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты полностью за счет собственных средств.
В Российской Федерации в 2008 г. наблюдалось увеличение затрат на мероприятия по охране труда. Неверно утверждать, что увеличение произошло только за счет финансирования предупредительных мер Фондом социального страхования РФ. Резкое и значительное увеличение затрат на мероприятия по охране труда объясняется тем, что Фондом социального страхования РФ осуществляется частичное финансирование, дополняющее финансирование мероприятий по охране труда, проводимое предприятиями, не пытаясь полностью его заменить. Например, предприятие может одни предупредительные мероприятия проводить за свой счет, другие — за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Или проведение одного мероприятия по охране труда финансируется в определенных долях страхователем за счет собственных средств и за счет страховых взносов. Однако какова бы ни была доля финансирования, оплачиваемая за счет средств Фонда социального страхования РФ, к зачету в счет уплаченных взносов она может быть принята только при условии выполнения заявленного мероприятия по охране труда в полном объеме, что стимулирует страхователя.
Однако эффект от финансируемых в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний мероприятий по охране труда мог бы быть еще выше. К сожалению, многие страхователи, особенно предприятия малого и среднего бизнеса, отказываются от участия в данной программе, полагая суммы в 10—20 тыс. руб. слишком незначительными. Ряд же организаций, получивших финансирование, стремится освоить выделенные денежные средства, не беспокоясь о достигнутом результате. Эффективное и полное использование выделенных средств позволит страхователям не только снизить затраты на охрану труда, но защитить работников от профессиональных рисков.
Список литературы
1. Маркушина И. Ю. Совершенствование социальной защиты застрахованных от профессиональных рисков. - М, 2004.
2. Павлюченко Г. В. Социальное страхование: Учеб. пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 412 с.
3. Сапрыкина Н. В., Ксандопуло С. Ю, Одинцов С. И., Александрова А. В., Чапова Е. С. Экономическая заинтересованность страхователей в снижении профессионального риска в сфере строительства // Вестник государственного социального страхования. — 2008. — № 6.