наибольшую долю занимают поступления на возвратной основе в качестве кредитов и займов, т.е. прочие поступления.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008.
2. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.
3. Россия в цифрах - 2011 г. // Федеральная служба государственной статистики.
4. Управление финансами. Финансы предприятий. Учебник. - 2-е изд. / Под ред. А.А. Володина. - М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Черных С.И. Финансово-кредитные механизмы стимулирования инноваций // Менеджмент и Бизнес-администрирование. - 2011. - №02.
6. [Электр. ресурс]: http://www.fasie.ru/o-fonde.
7. [Электр. ресурс]: http://www.innovbusiness.ru.
8. [Электр. ресурс]: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/about.
В.М. Мироненко
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья. Разработаны и представлены предложения по организации аудита в товариществах.
Ключевые слова. Товарищества собственников жилья, организация бухгалтерского учета в товариществах, социальная защита населения.
Проводимая в настоящее время жилищная реформа предусматривает коренное изменение методов и подходов к финансированию и управлению системой жилищно-коммунального хозяйства.
Основной целью реформы является перевод жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование и создание новых оригинальных походов к управлению жилищно-коммунальным хозяйством, основанных на самофинансировании и самоуправлении, наилучшем использовании ресурсов, выявлении внутренних резервов удешевления и улучшения, предоставляемых собственникам жилья услуг.
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
• включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;
• сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;
• необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
© Мироненко В.М., 2013
• введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Федеральная программа «Жилище» ставит задачу пересмотра федеральной политики в отношении льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг с целью указания источника финансирования каждой льготы.
Правительством в последние годы предпринимаются меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражения изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги, предполагающие:
• исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право;
• недопустимость исключения отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплообеспечение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) при определении величины субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг;
• установление процедур, выдачи субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки;
• в целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены: проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг; консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи; организация добровольного обмена жилыми помещениями; формирование обменного жилищного фонда для переселения; выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает:
• переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
• увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
В рыночных условиях из федерального бюджета не предусмотрено вести финансирования непосредственных расходов по содержанию жилищно-коммунального хозяйства. Воздействие федерального уровня осуществляется только по стимулированию экономию издержек производства и работ (услуг), регулированию тарифов. Это согласуется и с принципами ведения деятельности товариществ. В этой связи в ходе аудита должны быть включены в состав проверяемых и вопросы, касающиеся соблюдения в товариществе Федеральных норм и гарантий.
При аудите региональных объектов, следует иметь в виду, что субъекты Российской Федерации имеют несколько иные задачи и права. В их обязанности входит решение проблем и регулировка тех направлений развития и функцианирования экономики, которые им непосредственно подотчётны, такие как решение энергетических проблем, установление социальных и экономических нормативов, обеспечение социальной защиты населения. Региональная власть выступает
исполнителем политики государства на местном уровне, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Она несет ответственность за разработку и формирование действенного экономического механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством и социальную защиту населения.
Местная власть осуществляет основной объем работ по поддержанию жилищного фонда на нормальном уровне, воздействуют на многие стороны жилищно-коммунального хозяйства. Местные бюджеты обязаны финансировать затраты жилищно-коммунального хозяйства в той мере, в какой их не покрывают платежи населения за услуги, оказываемые жилищно-коммунального хозяйства.
В обязанности муниципальных органов входит обеспечение субсидиями населения, финансирование затрат по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и др.
Расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления.
Жилищно-коммунальная сфера поглощает все больше материальных и финансовых средств, не подкрепленных достаточным финансированием из бюджета. Одних только льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ежегодно предоставляется на сумму более сорока миллиардов рублей. Субсидии предоставляются 11,9 процентам российских семей.
В соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъекта Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации.
Указанные требования к финансированию корреспондируются с положениями подпункта 25 пункта 2 статьи 261 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Правилами предоставления субсидий, в соответствии, с которыми к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. У органов государственной власти субъектов Российской Федерации нет иной компетенции в сфере предоставления субсидий, кроме установления региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально - допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субъектам Российской Федерации на указанные цели из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. С учетом положений подпункта 25 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ срок предоставления финансовой помощи из федерального бюджета на финансирование расходов на предоставление субсидий или отсутствие такой помощи не должны влиять на своевременность предоставления субсидий гражданам из местного бюджета, что требует своевременного предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса.
Порядок предоставления субвенций, указанных в части 8 статьи 159 Жилищного кодекса, должен обеспечивать ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или
выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета.
Согласно части 9 статьи 159 Жилищного кодекса порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации, а в качестве источника финансирования расходов на предоставление субсидий является федеральный бюджет. Поскольку уполномоченными органами, принимающими решение о предоставлении гражданам субсидий в отношении граждан проживающих в закрытых военных городках, являются органы местного самоуправления или муниципальные учреждения, то выделенные воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти средства федерального бюджета на предоставление субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках, должны перечисляться в местный бюджет в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Расходы на обеспечение предоставления субсидий включают в себя:
- оплату труда работников уполномоченного органа и отчисления в государственные внебюджетные фонды;
- возмещение командировочных расходов;
- банковское вознаграждение за перечисление и зачисление средств субсидий на счета граждан;
- почтовые расходы на доставку средств субсидий гражданам и другие расходы (марки, конверты и т.д.);
- расходы на оргтехнику и ее обслуживание;
- расходы на обеспечение средствами модемной связи и на местную сеть, а также на получение и отправление электронной почты;
- расходы на канцелярские товары;
- расходы на полиграфические услуги;
- расходы на телефонную и факсимильную связь;
- оплату работ и услуг по содержанию помещения уполномоченного органа (в том числе уборки помещений, вывоза мусора) и коммунальных услуг (отопления, водоснабжения и канализации, освещения);
- аренду помещения уполномоченного органа;
- ремонт помещения уполномоченного органа;
- приобретение мебели;
- транспортные услуги;
- другие расходы уполномоченных органов, связанные с предоставлением субсидий гражданам.
Финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, в городе Москва разработан Временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Данный документ определяет порядок и устанавливает принципы предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома товариществу собственников жилья. Он
разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Аудитору следует включить данный вопрос в состав проверяемых с целью проверки точности и обоснованности расчетов и получаемых сумм субсидий.
Предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных по статье бюджета города Москвы «Расходы по эксплуатации жилищного фонда».
Бюджетные субсидии предоставляются товариществам собственников жилья на основании договора на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Аудитору следует иметь в виду, что для заключения договора на предоставление субсидии товарищество собственников жилья должно:
- представить уполномоченной организации свидетельство о внесении в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы;
- представить главному распорядителю или уполномоченному в установленном порядке органу или организации документы: копия устава управляющей организации, копия свидетельства о регистрации управляющей организации, перечень жилых помещений, наниматели и собственники которых имеют право на оплату услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений по ценам, установленным Правительством Москвы, с указанием площади, документы, подтверждающие право собственности граждан на жилое помещение (копии свидетельств о собственности, договоров купли-продажи, иных документов), -предоставляются на каждого собственника.
Расчет суммы бюджетной субсидии производится ежегодно в соответствии с утвержденной Правительством г. Москвы Методикой расчета размера.
Размер бюджетной субсидии определяется как разница между доходами управляющей организации, полученными от платежей населения (по ценам, установленным Правительством Москвы, с учетом бюджетных дотаций), и планово-нормативными расходами.
Аудитору следует подвергнуть проверке суммы доходов товарищества собственников жилья для целей получения бюджетных субсидий, который рассчитывается как сумма средств, начисленных в оплату жилищных услуг по ценам, регулируемым Правительством Москвы.
Планово-нормативный расход определяется как произведение соответствующей ставки планово-нормативного расхода на площадь жилых помещений, на которую рассчитан доход. При этом размер применяемой при расчете ставки планово-нормативного расхода зависит от того, включен земельный участок в состав общего имущества многоквартирного дома или нет, а также от наличия в доме нереализованных жилых и нежилых помещений.
Ставка планово-нормативного расхода в период, когда сохраняется система предоставления бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ежегодно утверждается распорядительным документом Правительства Москвы.
Изменение размеров платежей за жилищные услуги в течение года в связи с изменением видов собственности и статуса плательщиков не учитывается при проведении расчета по договору на предоставление бюджетной субсидии.
Выпадающие доходы управляющих организаций, связанные с предоставлением льгот по оплате жилого помещения гражданам, при расчете доходов для целей получения бюджетных субсидий не учитываются.
Аудитору при проверке сметы доходов и тарифов, применяемых Товариществом собственников жилья на соответствующий год, целесообразно провести проверку точности расчетов и обоснованности рассчитанных товариществом тарифов.
Граждане, проживающие в Товариществе собственников жилья, являются полноправными получателями государственных субсидий и дотаций. В этой связи одним из важных составляющих проверки выступает аудит обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья.
К новым результатам следует отнести разработанные в ходе исследования особенности проведения аудита отчетности товариществ собственников жилья, связанные с общеэкономическими и отраслевыми факторами.
1. Необходимость проведения аудиторских процедур с учетом общеэкономических факторов, наиболее существенно влияющих на деятельность товарищества, определяемых проводимой реформой жилищной сферы, функционированием рынка жилья, необходимостью коллегиального принятия решений по управлению многоквартирным домом, частной собственностью на жилье, землю, общие коммуникации.
2. Учет при аудите особенностей гражданско-правового регулирования деятельности товариществ, как некоммерческих организаций, имеющих особенности учета и налогообложения. Проверка правильности присвоения кодов Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) при регистрации.
3. Аудит оформления документов о вступлении в ТСЖ и выходе из него, достоверности оформленных документов на землю, общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в доме, число проголосовавших «за» должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников.
4. Аудит эффективности совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
5. Аудит бухгалтерских счетов, которые необходимо открывать для учета специфических статей, отражающих объективно обоснованные расходы товарищества по содержанию и ремонту дома.
6. Необходимость проведения аудита работ по финансовому планированию, точности расчетов смет доходов и расходов и их выполнения, обоснованности применяемых цен и тарифов.
7. Аудит отчетности ТСЖ как некоммерческой организации, включающей отчет о целевом использовании средств, и отчетность выборного органа управления товариществом собранию собственников жилья, обеспечение гласности работы товарищества, доступности информации о расходах и работе товарищества.
8. Экспертиза проводимой коммерческой деятельности и соответствия ее уставу товарищества. Наличие или отсутствие предпринимательской (хозяйственной) деятельности требует организации проверки с учетом схемы бухгалтерского учета и налогообложения в них.
9. Аудит эффективности использования финансовых ресурсов, субсидий и государственных дотаций, оценка эффективности деятельности, приносящей доходы товариществу, их соответствие уставным интересам. Проведение оперативного анализа и контроля целевого использования поступивших средств.
10. Аудит средств целевого финансирования товарищества, субсидий, дотаций, доходов от предпринимательской деятельности, направленной на уставные цели.
11. Аудит обоснованности расходной части бюджета товарищества, в том числе: административно-управленческих расходов; расходов на техническое обслуживание, содержание и ремонт комплекса недвижимого имущества и др.
12. Аудит достоверности отражения деятельности товарищества в системе бухгалтерского учета.
13. Аудит выполнения целевой установки товарищества собственников жилья по совместному управлению комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, а также представления и защиты общих имущественных интересов собственников жилья. Сопоставление направлений деятельности товарищества, принципов формирования и использования его имущества с целями и задачами, определенными уставом и органами управления.
Литература
1. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.
А.С. Моргунова
РАЗВИТИЕ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье освящены проблемы реализации нового закона о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования в России, исходя из анализа его развития, выявления негативных организационно-нормативных факторов и условий. Определены конкретные пути решения данных проблем с их обоснованием и учетом общих тенденций страхового рынка в стране.
Ключевые слова. Сельскохозяйственное страхование, ущербы, компенсационные выплаты, сельхозпроизводители, страховой рынок, государственная поддержка.
Проводимая в России реформа сельскохозяйственного страхования характеризуется в настоящее время низким уровнем проникновения в экономику аграрной отрасли. Реализация Федерального закона №260-ФЗ от 25.07.2011 г. «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», преследуя цели защиты сельскохозяйственных производителей от крупномасштабных рисков (подобных в 2010 г.), не обеспечила в полной мере, как интересы государства в части продовольственной безопасности страны, так и самой аграрной отрасли в направлении ее стабилизации. Существенный круг участников страхования ограничивается небольшим числом привлеченных сельхозпроизводителей, что не позволяет должным образом сформировать компенсационный фонд и осуществить в необходимом объеме страховые выплаты по наступившим рискам.
В 2012 г. природные катаклизмы не обошли стороной и деятельности российских аграриев, к основным из которых по охвату бедствий и нанесению урона относится засуха. Так, по данным агентства РИА-Новости, большие потери понесли сельхозугодия в Волгоградской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ростовской областей, в Кузбассе и в Красноярском крае. В отдельных районах они превысили уровень в результате катаклизмов 2010 года, когда общий ущерб составлял около 34 млрд. руб. [1].
По подсчетам Национального союза агростраховщиков (НСА), в текущем году за 9 месяцев было собрано премий по страхованию посевов в размере 7 млрд. руб.,
© Моргунова А.С., 2013