Интеграционные процессы
финансирование рамочных программ научных исследований и технологического развития: опыт стран - членов европейского союза
В. П. КЛАВДИЕНКО, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник экономического факультета E-mail: andrej. [email protected] Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова
В статье анализируется опыт стран Европейского Союза (ЕС) в организации и финансировании международного сотрудничества в сфере науки и новых технологий. В фокусе внимания находятся инструменты финансирования приоритетных направлений научных исследований и разработок по линии рамочных программ ЕС. Рассмотрены подходы и критерии поддержки проектов из наднациональных фондов с учетом приоритетов европейской научно-технической политики. Опыт ЕС полезен в процессе консолидации научного потенциала и развития научно-технического сотрудничества стран СНГ.
Ключевые слова: Европейский Союз, рамочные программы, финансирование исследовательских проектов, межгосударственное финансирование, научные исследования и разработки.
В современную эпоху глобализации все более значимым фактором общественного прогресса становится международное сотрудничество в сфере науки и новых технологий. Рациональные формы кооперации научных коллективов, исследователей и представителей инженерной мысли из разных стран, выполнение совместных исследований, обмен результатами этих исследований, сотрудничество в подготовке кадров, плодотворные личные контакты ученых способны обеспечить повышение эффективности использования всех видов ресурсов, долговременное развитие стран — участниц сотрудничества, содействовать решению жизненно важных проблем мирового сообщества.
Необходимость международного научно-технического сотрудничества обусловлена объективными процессами интернационализации хозяйственной жизни и разделения труда. Вместе с тем одним из ключевых условий развития международного научно-технического сотрудничества является формирование рационального механизма координации, стимулирования и финансирования совместных научных исследований и разработок, выполняемых учеными и научными коллективами из разных стран. Существенный опыт в формировании такого механизма накоплен Европейским Союзом. Национальные правительства и органы ЕС создают правовые, организационные и экономические условия, содействующие международному сотрудничеству ученых, кооперации в сфере научных исследований и разработок (НИР).
Институциональные основы для развития общеевропейского научно-технического сотрудничества закладывались более полувека назад, когда начали функционировать Общеевропейский исследовательский центр (1952 г.), агентство Евратом (1957 г.), которые стали моделью для новых европейских инициатив в области совместных НИР. В 1960-е гг. создаются: Европейская южная обсерватория, Европейская организация по молекулярной биологии, в состав которой вошли ученые 19 европейских государств, а также Израиля и Турции. В ноябре 1974 г. был учрежден Европей-
ский научный фонд, главной функцией которого стала координация фундаментальных научных исследований, а в 1975 г. основано Европейское космическое агентство, координирующее сотрудничество европейских стран в области космических исследований и технологий.
Финансирование этих международных организаций осуществлялось на многосторонней основе преимущественно за счет взносов участвующих стран, размеры взносов устанавливались в результате взаимной договоренности. Принципиальным было то, что эти отчисления национальные правительства обеспечивали в первоочередном порядке, т. е. до конкурентного распределения средств по другим статьям расходов на НИР. Таким образом, закладывались основы для стабильного финансового обеспечения европейской инфраструктуры НИР, развития международной кооперации в сфере науки и новых технологий. Однако, несмотря на эти подвижки в становлении инфраструктуры для совместных НИР, проблемы научно-технического развития и финансирования НИР в странах ЕС до начала 1980-х гг. решались в основном на национальном уровне.
Перелом в становлении наднационального механизма финансирования НИР произошел в 1980-е гг., когда была разработана и в 1984 г. принята первая рамочная программа научных исследований и технологического развития на 1984—1987 гг. С 1984 по 2006 г. было выполнено шесть рамочных программ. В конце 2006 г. принята седьмая рамочная программа ЕС, реализация которой рассчитана на 2007-2013 гг.
Рамочные программы являются институциональным стержнем наднационального управления и финансирования НИР. В них определены цели и приоритеты европейской научно-технической политики, средства их достижения, источники и объемы финансирования мероприятий. Конкретные задачи, приоритеты и масштабы финансового обеспечения программ менялись. Однако их стратегическая цель оставалась неизменной - увеличить европейский исследовательский потенциал и повысить его продуктивность через развитие международной кооперации в сфере науки и новых технологий.
Рамочные программы изначально ориентированы на международное сотрудничество. Главное требование при выделении средств на проекты по линии рамочных программ - участие, по меньшей мере, подразделений из двух стран - членов ЕС. Установленные в рамочных программах научные
и технологические задачи реализуются на основе кооперации предприятий, исследовательских центров, лабораторий и университетов стран — членов ЕС. Начиная с шестой рамочной программы, предоставлена возможность участия в общеевропейских исследованиях партнерам из третьих стран, а также исполнителям из сферы мелкого и среднего бизнеса.
Суммы, выделяемые из единого бюджета ЕС на финансирование НИР по линии рамочных программ, неизменно растут. На реализацию седьмой рамочной программы предусмотрены расходы в размере 54,2 млрд евро, что более чем в 16 раз превышает ассигнования на реализацию первой рамочной программы.
Формирование в последние десятилетия в странах ЕС принципиально нового типа экономики (основанной на знаниях) отражает не только возросшие расходы из наднациональных фондов на НИР, но и сдвиги в структуре этих расходов. В первой рамочной программе приоритетными являлись исследования в области энергетики, затраты на них составляли более половины общего бюджета программы, причем доминировали затраты на НИР в сфере ядерной энергетики.
Вторая рамочная программа отдавала приоритет исследованиям в области информационных и коммуникационных технологий и внедрению новых технологий в традиционные отрасли экономики. На эти цели выделялось 42 % средств из бюджета программы. Существенное место по-прежнему отводилось исследованиям в области энергетики, ассигнования на них занимали 22 % в расходах программы. При этом возросла доля затрат на исследования в области освоения и использования альтернативных источников энергии.
Третья программа стимулировала, прежде всего, исследования и разработки, способствующие укреплению внутренних рынков. Особое внимание в ней уделялось исследованиям в области информационных и коммуникационных технологий (38 % бюджета программы), энергетики (17 %), а также промышленных технологий и новых материалов (14 %).
В четвертой и пятой программах затраты на исследования в сфере энергетики сократились до 15 %, но заметно увеличивалась доля ассигнований на исследования в области окружающей среды (с 19 до 28 %), социально-экономических наук, биотехнологии [7, с. 184, 185].
Шестая рамочная программа предусматривала формирование общеевропейского исследователь-
ского пространства с целью обеспечить устойчивое развитие и превратить Европу в регион с самым наукоемким хозяйством в мире. Приоритетными сферами научных исследований и разработок стали информационные технологии и биотехнологии (на них выделялось более 30 % бюджета программы), исследования, направленные на повышение международной конкурентоспособности европейской экономики (17 %) и качества жизни (13 %).
Седьмая программа предполагает существенное расширение финансовой поддержки инициированных в предыдущей программе мер по становлению европейского исследовательского пространства и роста международной конкурентоспособности европейской экономики. Особенностью седьмой рамочной программы является расширение горизонта намеченных задач с четырех до семилетнего периода, а также более активное использование механизмов, ориентированных на развитие международной кооперации в сфере науки и новых технологий. Цель состоит в том, чтобы по приоритетным направлениям НИР создать проекты и сети, способные привлечь не только европейских исследователей и разработчиков, но также научные коллективы, организации, отдельных ученых из разных стран мира к модернизации европейской индустриальной и технологической базы.
Седьмая рамочная программа состоит из ряда специальных программ (подпрограмм), ориентированных на развитие международного сотрудничества в сфере науки и новых технологий, обмена научными идеями и специалистами и др. Наиболее крупной частью бюджета седьмой рамочной программы является подпрограмма «Кооперация», в соответствии с которой обеспечивается финансовая поддержка исследовательских и инновационных проектов. На проекты, выполняемые совместно учеными из разных стран по программе «Кооперация», предусмотрено выделить до 2013 г. 32,4 млрд евро. При этом в качестве приоритетных направлений определены НИР в области информационных и коммуникационных технологий и их использование в сфере промышленности для оптимизации производственных процессов, здравоохранения и медицины, охраны окружающей среды, образования [6, с. 21].
Одно из центральных мест отводится исследованиям и разработкам в области нанонауки, нанотехнологиии и ее конкретных применений. На эти цели из бюджета программы выделяется внушительная сумма в размере 3 475 млн евро. Финансируются масштабные работы по изучению
и имитации естественных процессов в нанодиапа-зоне, созданию многофункциональных материалов и поверхностных покрытий с заранее заданными свойствами и предсказуемым поведением для новых процессов и изделий. Финансовую поддержку получают также прикладные исследования в области нанотехнологии и наноматериалов, ориентированные на применение новых знаний в производстве пищевых продуктов, в здравоохранении, энергетике, химии, текстильной, обувной, деревообрабатывающей промышленности, аэрокосмической отрасли. В 2007—2008 гг. в исследовательских проектах в области нанонауки и нано-технологий, финансируемых по линии седьмой рамочной программы, участвовало 69 организаций и групп исследователей из стран ЕС и других государств (в том числе Норвегии, Индии, России).
Щедрое финансирование из бюджета программы (780 млн евро) получат исследования в области нетрадиционных возобновляемых источников энергии и энергосбережения. Приоритетами при распределении этих средств признаются разработки новых методов генерации электроэнергии из возобновляемых источников (энергии ветра, солнца, морских приливов, волн и др.), современных теплоизоляционных материалов для жилых и промышленных сооружений, новых видов биотоплива, конкурентоспособных по цене с бензином. Поддерживаются работы по освоению и внедрению технологий полного извлечения углерода из продуктов сгорания и его изоляции, по производству новых аккумуляторных батарей, гибридных двигателей автотранспорта и др.
Важной составной частью седьмой рамочной программы стала подпрограмма развития международного обмена научными кадрами. Эта подпрограмма, которая получила название «Люди», является продолжением начатой в предыдущий период специальной подпрограммы «Мария Кюри». В ее рамках поддерживается обучение, научная карьера и мобильность молодых исследователей, перенос знаний в менее развитые регионы ЕС, транснациональный обмен научным персоналом. По оценкам европейских экспертов, в ближайшее десятилетие ЕС потребуется от 500 до 700 тыс. новых исследователей. Чтобы содержать таких специалистов, должны быть созданы привлекательные условия для их карьеры. Важно, чтобы молодые ученые имели ясные перспективы для научного роста, могли свободно передвигаться через «научные и географические границы». Мобильность научно-исследовательских кадров признается политиками,
финансы и кредит
19
учеными и общественными деятелями стран ЕС одним из важнейших факторов формирования европейского исследовательского пространства. Поэтому несмотря на трудности, переживаемые европейской экономикой в связи с мировым финансово-кредитным кризисом, на реализацию этой подпрограммы предполагается выделить из бюджета ЕС сумму в 4,2 млрд евро [6, с. 21].
Значительные финансовые средства (2 631 млн евро) выделяются на реализацию подпрограммы «Конкурентоспособность и инновации». Эта подпрограмма, разработанная на основе координации национальных инновационных программ стран ЕС с учетом общеевропейских интересов, предусматривает приоритетное финансирование технологических инноваций и их внедрение в производство, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологий, нетрадиционной энергетики, охраны окружающей среды. Особое внимание уделяется финансовой поддержке инноваций в сфере малого и среднего бизнеса, развитию партнерства государственного сектора с частными предпринимателями, исследовательскими центрами и университетами в инновационной сфере. Необходимо отметить, что европейские университеты играют существенную роль в национальных инновационных системах стран ЕС, осваивая от 12 до 25 % общенациональных затрат на научные исследования и разработки.
Центральным органом, принимающим решения в области региональной научной и технологической политики, является Европейский совет, представленный главами государств и правительств европейских стран, а также председателем Европейской комиссии. Наднациональный орган, осуществляющий управление рамочными программами — Европейская комиссия. Финансовое обеспечение и практическая реализация научных исследований и разработок по линии рамочных программ осуществляется тремя различными методами:
— путем непосредственного выполнения проектов международными научно-исследовательскими институтами, совместными лабораториями. Эта собственная научно-исследовательская база Евросоюза насчитывает более 10 тыс. специалистов, и выполняемые ими по линии рамочных программ исследования полностью финансируются из фондов ЕС;
— путем заключения контрактов Европейской комиссией с исследовательскими институтами, университетами, лабораториями, частными фирма-
ми стран — членов ЕС на выполнение конкретных проектов. Выполнение исследований на контрактной основе является наиболее распространенной формой организации и финансирования НИР из наднациональных фондов. Около 80 % выделяемых Евросоюзом ассигнований на реализацию рамочных программ приходится именно на исследования по контрактам. При выполнении работ на контрактной основе из бюджета ЕС оплачивается, как правило, до 50 % стоимости работ, остальную часть затрат могут покрывать ассигнования национальных государственных финансирующих организаций и частных промышленных компаний. Для университетов финансирование из наднациональных фондов может быть 100 %-ным;
— на инициативной основе в форме проектного финансирования. Проектное финансирование пока не стало доминирующей формой распределения ресурсов из наднациональных фондов ЕС, однако оно играет все более заметную роль. По оценкам европейских экспертов, его доля в общем объеме проектного финансирования для крупных европейских стран составляет в последние годы от 15 до 20 %, для малых стран соответствующий показатель еще выше [4, с. 385].
Росту объемов проектного финансирования в формате рамочных программ содействовало создание Европейского исследовательского совета (ЕИС). На этот институт, образованный в 2007 г., возложена задача конкурсного отбора и финансирования широкого спектра инициативных проектов — от фундаментальных и прикладных исследований до инновационных разработок и стипендий молодым докторантам. Основными видами рассматриваемых и финансируемых ЕИС проектов являются особые целевые исследовательские проекты и интегрированные исследовательские проекты.
Особые целевые проекты фокусируются на решении единичных проблем, предполагают фиксированный состав исполнителей и рассчитаны на краткосрочный период. Интегрированные проекты являются многодисциплинарными, как правило, с большим числом участников, ориентированы на развивающуюся и длительную интеграцию исследовательской деятельности партнеров. В ходе реализации этих проектов может меняться круг исполнителей и решаемых конкретных задач.
Заявки на финансирование проектов представляются соискателями с подробным описанием предстоящей НИР, поэтапным планом ее выполнения, имеющимся научным заделом у членов
творческого коллектива по предлагаемому проекту, сметой необходимых затрат, ожидаемыми результатами исследования. Процедура отбора проектов для финансирования по линии рамочных программ конкурентная и прозрачная. В ней участвуют эксперты Европейского исследовательского совета, промышленники, представители финансирующих организаций, видные ученые университетского сообщества и другие специалисты.
Новой формой проектного финансирования, получающей все большее признание в ЕС, становится так называемая «Совместная технологическая инициатива» (Joint Technology Initiatives). Эта форма является обязательной при реализации крупномасштабных проектов, требующих значительных финансовых ресурсов, и предполагает финансирование проектов на основе партнерства частного и общественного секторов. К финансированию «Совместных технологических инициатив» привлекаются ресурсы страны-участницы (бюджетные средства и частный капитал), средства из бюджета ЕС, а также кредиты Европейского инвестиционного банка (до 50 % затрат на финансирование проекта). Проекты, претендующие на статус «Совместной технологической инициативы», оцениваются по ряду содержательных критериев. Важнейшими из них являются: масштабность влияния на конкурентоспособность промышленности и темпы ее роста; вклад в решение общеевропейских проблем и рост благосостояния общества; объем запрашиваемых финансовых средств из фондов ЕС; степень участия частного капитала и национальных финансовых ресурсов; четкость формулировки цели и конкретных задач исследования и др.
Основными реципиентами финансовых средств по таким проектам являются европейские технологические платформы, которые создаются на базе исследовательских и производственных фирм, обладающих комплексом специального (часто уникального) оборудования. Как правило, такие платформы создаются вблизи исследовательского центра или университета, недалеко от источника квалифицированной рабочей силы. За счет локализации специализированных активов и квалифицированной рабочей силы в технологических платформах формируются критическая масса и благоприятные условия для инновационной деятельности. Наибольшее распространение технологические платформы получили в сфере нанотехнологии и биотехнологии.
Организационные и финансовые новации рамочных программ содействуют развитию международного сотрудничества в сфере НИР, повышению продуктивности исследовательской и инновационной деятельности научных коллективов и фирм, участвующих в программах. Так, в Австрии, Великобритании, Ирландии более 80 %, в Финляндии более 90 % университетских ученых, выполняющих НИР при финансовой поддержке ЕС по линии рамочных программ, публикуют результаты своих исследований в реферируемых научных журналах, что превышает соответствующий показатель для университетских ученых, не вовлеченных в программы ЕС [2, с. 176]. Финансируемые по линии рамочных программ фирмы получают больше патентов, шире используют инновационные продукты, активнее участвуют в научно-технической кооперации, чем не охваченные рамочными программами фирмы (см. таблицу).
Показатели инновационной активности фирм, участвующих и не участвующих в рамочных программах ес, %
Фирмы, использующие Фирмы, Фирмы,
инновации получившие патенты участвующие в кооперации
страна Мз общего числа фирм, участвующих в рамочных программах Из общего числа фирм, не участвующих в рамочных программах Из общего числа фирм, участвующих в рамочных программах Из общего числа фирм, не участвующих в рамочных программах Из общего числа фирм, участвующих в рамочных программах Из общего числа фирм, не участвующих в рамочных программах
Австрия 80 23 60 23 41 14
Бельгия 99 29 66 13 60 22
Германия 82 28 69 22 71 16
Греция 64 29 13 7
Италия 87 35 28 14 32 8
Нидерланды 94 38 68 18 75 22
Португалия 52 23 5 4 32 11
Финляндия 93 30 51 24 96 49
Франция 86 29 59 30 76 32
Швеция 69 22 34 29 51 31
Источник: составлено автором на основании работы [2, с. 177, 178].
финансы и кредит
21
В странах ЕС, как и в других развитых странах мира, ключевая роль в финансировании НИР принадлежит частному сектору, где сконцентрирована основная часть научно-технического потенциала и осваивается около 2/3 финансовых вложений на научные исследования и разработку новых технологий. Однако в условиях нынешнего финансово-кредитного кризиса многие промышленные компании ограничивают расходы на НИР, а возросшие сверх установленных нормативов бюджетный дефицит и государственный долг в большинстве стран ЕС сужают возможности бюджетного финансирования НИР [1, с. 101, 102; 3, с. 19]. При этих обстоятельствах наднациональное финансирование научных исследований и новых технологических разработок по линии рамочных программ приобретает все большее значение. Его доля в общенациональных расходах на НИР в среднем по странам ЕС составляет около 9 % и имеет тенденцию к росту. По прогнозам европейских экспертов, в 2007—2030 гг. финансирование из фондов ЕС по линии рамочных программ в среднем будет прирастать на 3,9 % в год, в то время как среднегодовые темпы прироста расходов на НИР из национальных источников в странах ЕС в среднем составят около 1,8 % [5, с. 673; 2, с. 180].
Особое значение финансовое обеспечение НИР из наднациональных фондов имеет для таких стран, как Греция, Португалия, Испания, покрывая до 50 % общих затрат на исследования и разработки и обеспечивая «подтягивание» научно-исследовательского потенциала этих государств к уровню наиболее развитых стран региона. При этом участие в рамочных программах дает возможность исследователям и разработчикам из менее развитых стран региона получить доступ к общеевропейским ресурсам и включиться в кооперацию с новыми партнерами при решении задач общеевропейской значимости.
Для современной России и других стран СНГ преодоление накопившихся структурных про-
блем и адекватный ответ на вызовы глобальной экономики во многом связаны с модернизацией, техническим и технологическим перевооружением предприятий в базовых отраслях производства. Сотрудничество в сфере научных исследований и новых технологий будет становиться все более важным фактором в решении задач модернизации национальных экономик стран СНГ. Опыт Европейского Союза в организации и финансировании международного сотрудничества в сфере науки и новых технологий может быть полезен в процессе консолидации научного потенциала и развития научно-технического сотрудничества стран СНГ, формирования регионального механизма координации и финансирования совместных НИР.
Список литературы
1. Клавдиенко В. П. Страны ЕС: тернистый путь к устойчивому развитию. М.: МАКС Пресс. 2010.
2. Delanghe H., Mulder U. Ex-ante impact assessment of research programmes // Science and Public Policy. 2007. Vol. 34. № 3.
3. Duga J., Grueber M, Studt T. Making sense of 2009's R&D changes //Research & Development. 2009. June.
4. Lepori B., Besselar P., Dinger M. Comparing the evolution of national research policies: what patterns of change? // Science and Public Policy. 2007. Vol. 34. № 6.
5. Lepori B, Masso J., Jablecka J. Comparing the organization of public research funding in central and eastern European countries // Science and Public Policy. 2009. Vol. 36. № 10.
6. Supel J., Klepka M., Trojanowski K. Siodmy program ramowy badan i rozwoju UE // Innowacje. 2006. № 31.
7. Unia Europejska-Polska: polityka, regulacje i sposoby dzialania. Poznan, 2002.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru