Научная статья на тему 'Формирование Европейского исследовательского пространства в контексте эволюции правового регулирования… проведения европейских исследований'

Формирование Европейского исследовательского пространства в контексте эволюции правового регулирования… проведения европейских исследований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВО ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ГОРИЗОНТ 2020 / ГРАНТОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ / EUROPEAN RESEARCH AREA / EU LAW / EUROPEAN RESEARCH COUNCIL / HORIZON 2020 / GRANT FUNDING FOR SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слепак В. Ю., Ариянц А. А.

С конца XX в. в Европе прослеживается тенденция к аккумулированию научного знания, повышению уровня конкурентоспособности европейских исследований и мобильности самих ученых. Реализация целей и задач, поставленных Европейским Союзом, ведется посредством создания единого Европейского исследовательского пространства и реализации специальных рамочных программ. Определено, что на сегодняшний день Европейский Союз является одним из мировых лидеров в области исследований и инноваций. Именно научные знания, опыт, высокие стандарты проведения исследований, развитая научно-исследовательская инфраструктура являются гарантией многолетнего успешного сотрудничества ЕС с другими странами. Контакты России и ЕС в области научно-технического сотрудничества развиваются достаточно активно. Как в ЕС, так и в России важное место занимает разработка эффективной инновационной политики и программ для развития экономики, основанной на знаниях, и повышения эффективности инвестиций в исследования и разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Слепак В. Ю., Ариянц А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a European Research Area in Evolution of Legal Regulation of European Research

Since the end of the 20th century in Europe, there has been a tendency to accumulate scientific knowledge, increase the level of competitiveness of European research and the mobility of scientists themselves. The goals and objectives set by the European Union are realized through the creation of a single European research area and the implementation of special framework programs. It is determined that today the European Union is one of the world leaders in research and innovation. It is scientific knowledge, experience, high standards of research, developed research infrastructure that guarantee many years of successful cooperation between the EU and other countries. Contacts between Russia and the EU in the field of scientific and technical cooperation are developing quite actively. Both in the EU and in Russia, the development of effective innovation policies and programs is important for the development of a knowledge-based economy and an increase in the efficiency of investments in research and development.

Текст научной работы на тему «Формирование Европейского исследовательского пространства в контексте эволюции правового регулирования… проведения европейских исследований»

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

В. Ю. Слепак*, А. А. Ариянц**

Формирование европейского исследовательского пространства в контексте эволюции правового регулирования проведения

V V 1

европейских исследований1

Аннотация. С конца XX в. в Европе прослеживается тенденция к аккумулированию научного знания, повышению уровня конкурентоспособности европейских исследований и мобильности самих ученых. Реализация целей и задач, поставленных Европейским Союзом, ведется посредством создания единого Европейского исследовательского пространства и реализации специальных рамочных программ.

Определено, что на сегодняшний день Европейский Союз является одним из мировых лидеров в области исследований и инноваций. Именно научные знания, опыт, высокие стандарты проведения исследований, развитая научно-исследовательская инфраструктура являются гарантией многолетнего успешного сотрудничества ЕС с другими странами. Контакты России и ЕС в области научно-технического сотрудничества развиваются достаточно активно. Как в ЕС, так и в России важное место занимает разработка эффективной инновационной политики и программ для развития экономики, основанной на знаниях, и повышения эффективности инвестиций в исследования и разработки.

Ключевые слова: европейское исследовательское пространство, право ЕС, Европейский исследовательский совет, Горизонт 2020, грантовое финансирование науки.

001: 10.17803/1994-1471.2019.106.9.142-152

1 Статья подготовлена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-2915028 «Сравнительный анализ лучших практик нормативно-правового регулирования грантового (проектного) финансирования научных исследований и разработок на национальном и международном уровнях».

© Слепак В. Ю., Ариянц А. А., 2019

* Слепак Виталий Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Ариянц Анна Ашотовна, аспирант кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

На сегодняшний день совершенно очевидно, что государства — члены Европейского Союза вне рамок скоординированной политики не могут справиться с конкуренцией в сфере научных исследований, в связи с чем предложенная Европейской комиссией концепция единого Европейского исследовательского пространства — ERA (European Research Area), понимаемого прежде всего как «зона свободного перемещения исследователей и технологий с целью повышения уровня сотрудничества научных центров и университетов, стимулирования конкуренции между ними и достижения лучшего распределения интеллектуальных ресурсов»2, позволяет создать конкурентоспособную, динамичную экономику, основанную на основной ценности информационного общества — знаниях.

Отправной точкой европейской интеграции в области науки и технологий было введение так называемых рамочных программ. Вышеуказанные программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий представляют собой программы финансирования, целью которых являются поддержка и поощрение исследований в едином Европейском исследовательском пространстве.

За последние десятилетия институты Европейского Союза приняли восемь рамочных программ, для каждой из которых можно условно выделить 4 этапа принятия.

Первый этап включает фазу «непосредственного» принятия: это консультация по структуре и объему следующей программы, подготовка предложения Комиссией.

Второй этап — этап реализации: принятие рабочих программ и рабочих планов по реали-

зации программы, подача предложений и отбор проектов.

Третий этап — исполнение : проведение необходимых мероприятий по выбранным для финансирования проектов.

Четвертый, заключительный этап — этап оценки. Данный этап подразумевает мониторинг, промежуточную оценку и последующую оценку выбранных проектов. Каждая рамочная программа подразумевает также принятие новых соответствующих законодательных актов.

Первая рамочная программа (1984—1988 гг.) была принята в 1984 г.3 Приоритетами данной программы служили исследования в сфере энергетики, особенно ядерная энергетика. Расходы на исследования составляли более половины бюджета программы. Единый европейский акт 1986 г. установил, что рамочные программы являются главной формой проведения научно-исследовательской политики4.

В 1985 г. на заседании Совета Европейского Союза было решено, что в будущем затраты на научно-исследовательскую политику будут составлять около 6 % общего бюджета Сообщества. В связи с этим комиссар ЕС К. Х. Нарьес предоставил новый план следующей рамочной программы с бюджетом 10 млрд ЭКЮ, сниженный впоследствии до 5,4 млрд ЭКЮ. Вторая рамочная программа существовала с 1987 по 1991 г.5 В этот период приоритетом служили исследования информационных и коммуникационных технологий.

Третья рамочная программа действовала с 1990 по 1994 г. с бюджетом 5,7 млрд ЭКЮ. Исследовательская деятельность в рамках программы осуществлялась в форме «внутренних»

Жарова А. К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере : монография. М. : Янус-К, 2016. 248 с.

Council resolution of 25 July 1983 on framework programmes for Community research, development and demonstration activities and a first framework programme 1984 to 1987 // EUR-Lex. URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.1983.208.01.0001.01.ENG&toc=OJ:C:1983:208:TOC (дата обращения: 01.02.2019).

Единый европейский акт (Люксембург, 17 февраля 1986 г. — Гаага, 28 февраля 1986 г.) // Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе. М. : Право, 1994. С. 7—43.

87/590/EEC: Council Decision of 14 December 1987 relating to a research and development programme in the field of science and technology for development (1987—91) // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A31987D0590 (дата обращения: 01.02.2019).

2

3

4

5

исследований, проводимых Объединенным исследовательским центром совместных или контрактных исследований и координации исследований. Поощрялось создание или расширение деятельности национальных и региональных ретрансляционных центров для обеспечения более легкого доступа к информации для малых и средних предприятий, а также для частных и государственных исследовательских лабораторий. Маастрихтский договор внес важное дополнение, а именно была снята проблема обоснования исследовательских программ, напрямую не связанных с производством, в частности медицинских и экологических, а также была открыта дорога поддержке социогумани-тарных исследований6.

Четвертая рамочная программа, существовавшая в период с 1994 по 1998 г., уже с более значительным бюджетом — в 13,2 млрд ЭКЮ7, предполагала создание Института перспективных технологических исследований (IPTS), пробный проект по оценке перспектив реализации научно-исследовательской политики (ЕТА^. Именно тогда Российская Федерация впервые была допущена как полноценный участник программы.

Данная программа включала несколько основных направлений:

1) поддержка сотрудничества предприятий через исследования, технологические разработки и проекты;

2) сотрудничество с третьими странами и международными организациями;

3) распространение и использование научных результатов в Европейском Союзе;

4) заинтересованность в подготовке и мобильности кадров в Европейском Союзе. Пятая программа действовала с 1998 по 2002 г. (бюджет около 15 млрд евро)8, среди направлений, освещенных в программе, можно выделить следующие:

1) уровень жизни, жизненно необходимые ресурсы;

2) технологии и новации информационного общества;

3) устойчивое развитие общества, энергетика и окружающая среда;

4) стабильный и конкурентоспособный рост ученых.

Помимо вышеперечисленных направлений, в пятую рамочную программу входили так называемые «горизонтальные» программы:

1) развитие инновационных групп, малых и средних предприятий;

2) обоснование международной значимости проводимых исследований в Сообществе;

3) формирование исследовательского потенциала, включая основы социально-экономических знаний.

Примечательно, что пятая рамочная программа отличалась от предыдущих тем, что результаты научных исследований, выполняемых в рамках научно-исследовательских программ, обязаны были иметь практическую значимость для обычных граждан, оказывать воздействие на их повседневную жизнь в различных сферах (образование, здравоохранение,занятость и др.).

Несмотря на то что с 1984 г., то есть с момента создания первой рамочной программы ЕС9,

Талагаева Д. А. История формирования европейского исследовательского пространства: от межправительственных соглашений до рамочных программ ЕС // Вестник Брянского госуниверситета. 2017. № 3. Working document of the commission concerning the S&T content of the specific programmes implementing the 4th framework programme for community research and technological development (1994—1998) and the framework programme for community research and training for the European Atomic Energy Community (1994—1998) // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:51993DC04 59&from=EN (дата обращения: 01.02.2019).

1999/168/EC: Council Decision of 25 January 1999 adopting a specific programme for research, technological development and demonstration on a userfriendly information society (1998 to 2002) // EUR-Lex. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:31999D0168 (дата обращения: 01.02.2019). Council resolution of 25 July 1983 on framework programmes for Community research, development and demonstration activities and a first framework programme 1984 to 1987 // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.

6

7

8

9

были предприняты попытки достижения кооперации в данной области путем поощрения научных исследований, а также обмена информацией, на рубеже миллениума основная цель ЕС была еще малодостижима, что и послужило тому, что в 2000 г. было официально объявлено о создании на территории Европейского Союза единого Европейского исследовательского пространства10.

Сама предложенная концепция включала несколько основополагающих идей, достижение которых позволило бы повысить главным образом конкурентоспособность европейских научных исследований по сравнению, прежде всего, с американскими и японскими, и, как следствие, увеличить общий объем ВВП11.

Так, среди первоочередных мер были выдвинуты следующие:

1. Оптимизация материальных ресурсов и возможностей на общеевропейском уровне включала в себя, во-первых, реформирование существующей инфраструктуры, в том числе привлечение внимания к европейским информационным центрам, во-вторых, повышение продуктивности европейских исследований путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий и возможностей глобальной сети «Интернет» (среди прочего — создание виртуальных баз данных, электронного документооборота и др.).

2. Скоординированное использование государственных инструментов и ресурсов в части повышения кооперации между национальными и европейскими исследовательскими программами и установления более тесных связей между европейскими научно-техническими организациями, среди которых были упомянуты Европейское сотрудниче-

ство в области научно-технических исследований (European Cooperation in the Field of Scientific and Technical Research, COST), Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA), Европейское научное общество (European Science Foundation, ESF).

3. Увеличение динамики частных инвестиций путем косвенного поощрения инвесторов (в том числе фискального характера), а также венчурного финансирования. Одной из важнейших целей, на которую были направлены меры. была названа разработка эффективных инструментов защиты интеллектуальной собственности.

4. Создание единого механизма проведения научно-технических консультаций для реализации политики ЕС. Особо подчеркивалось, что наука и техника играют все более важную роль в осуществлении государственной политики, особенно политики ЕС, так как в различных формах оказывают влияние на разработку нормативных актов и все чаще встречаются в процессе выработки единой скоординированной политики как в области торговых интересов государств-членов, так и для поддержания общемировой безопасности и устойчивого развития. Предоставление наиболее полных и точных научно-технологических справок в ходе проведения консультаций позволило бы проводить более обоснованное и соразмерное экономико-правовое регулирование.

5. Повышение мобильности европейских исследователей и предоставление «свободы выбора». К решению проблемы, связанной с человеческими ресурсами, предлагалось подойти с четырех сторон единовременно. Во-первых, была поставлена задача повысить мобильность ученых-исследователей

europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.1983.208.01.0001.01.ENG&toc=OJ:C:1983:208:TOC (дата обращения: 01.02.2019).

10 Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions — Towards a European research area. C0M/2000/0006 final // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex%3A52000DC0006 (дата обращения: 01.02.2019).

11 Иншакова А. О., Кожемякин Д. В. Рамочные программы Европейского Союза как правовая основа развития и финансирования инновационной экономики региона // Гражданское право. 2012. № 5.

(в том числе путем обмена опытом между представителями делового и академического круга). Во-вторых, подчеркивалась необходимость внедрения системы общеевропейских измерений и предоставление учетным из разных государств-членов возможности для реализации их профессионального роста. В-третьих, делался акцент на устранении гендерного дисбаланса и повышении роли и места женщин в научных исследованиях. И наконец, в-четвертых, — повышение интереса молодежи в осуществлении научных исследований.

6. Повышение привлекательности проводимых на территории Европейского Союза научных исследований, в том числе путем обеспечения интеграции научных сообществ Западной и Восточной Европы.

7. Выработка общей политики в отношении научно-этических дилемм: решение вопросов науки и общества в их европейском измерении и выработка общего видения этических вопросов, связанных с наукой и техникой.

В качестве основных финансовых и инструментальных механизмов претворения единого Европейского исследовательского пространства в жизнь стали две последующие рамочные программы, которые, на наш взгляд, имеет смысл осветить более подробно.

Так, Шестая рамочная программа (2002— 2006 гг.)12, бюджет которой составлял около 17,5 млрд евро, предусматривала реализацию мер, выдвинутых в предложении по созданию Европейского исследовательского пространства; среди прочего было предложено создать сеть ведущих исследовательских центров, которые должны были стать основной движущей силой единого европейского пространства; во-вторых, для согласования национальных и наднациональных исследовательских программ была создана специальная структура ERA-NET, которая интегрирует близкие по направленности

программы, в результате такого согласования могли возникать группы, имеющие заметное общественное воздействие; в-третьих, были приняты меры по совершенствованию механизмов защиты интеллектуальной собственности (упрощение процедуры выдачи патентов и т.д.); в-четвертых, был взят курс на активизацию регионов отдельных стран ЕС в сфере исследований и разработок13.

Следовательно, к характеристикам единого Европейского исследовательского пространства можно отнести эффективный обмен знаниями (в целом, а также между исследовательскими институтами и предприятиями); грамотно согласованные исследовательские программы и приоритеты (в том числе инициативы от третьих стран); исследовательская инфраструктура (в первую очередь высокоразвитая и доступная, научные «центры превосходства», привлеченные в эффективное частно-государственное партнерство); интенсивный приток компетентных исследователей (их мобильность между институтами, а также между областями и науками); открытость для всех (взаимодействие в решении проблем и с государствами — членами Европейского Союза, и с третьими странами).

К целям шестой рамочной программы можно отнести дальнейшее повышение конкурентоспособности, интегрирование европейской науки на локальном, национальном, международном и региональном уровнях.

Шестую (общую) рамочную программу можно условно подразделить дополнительно на три специальных:

1) интеграция и укрепление ERA;

2) создание структуры ERA;

3) укрепление основ ERA.

Седьмая рамочная программа (2007— 2013 гг., бюджет около 53 млрд евро) тесно связана с Лиссабонским договором 2007 г. Договор ознаменовал, что научные исследования и разработки являются самостоятельным

12 Council Decision of 30 September 2002 adopting a specific programme for research, technological development and demonstration: «Integrating and strengthening the European Research Area» (2002—2006) // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32002D0834 (дата обращения: 01.02.2019).

13 Звягина Д. А. Научно-технологическое сотрудничество России и ЕС: проблемы и возможности // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015.

направлением политики ЕС. Приоритетом значилось упрочнение научно-технической базы посредством разработки Единого европейского исследовательского пространства14.

К целям программы относятся15: создание европейских полюсов научного совершенства благодаря сотрудничеству лабораторий; создание европейских технологических платформ в развивающихся отраслях промышленности; усиление координации между государственными и региональными исследовательскими программами; создание Европейского исследовательского совета для стимулирования креативности передовых исследований и передового опыта; сделать Европу более привлекательной для исследователей; развитие привлекательной европейской базы на основе трансъевропейских сетей.

Седьмая рамочная программа вводила четыре основные программы:

1. Программа «Сотрудничество» предполагает финансирование проектов в рамках различных областей, а именно: здравоохранение, продовольственное снабжение, сельское хозяйство; информационные и коммуникационные технологии и др.

2. Программа «Идеи». Целью данной программы являлось продвижение творчества, превосходства пограничных исследований. Превосходство должно было быть в центре европейских исследований.

3. Программа «Люди» предполагала укрепление человеческого потенциала в Европейском Союзе, расширение возможности передвижения европейских исследователей.

4. Программа «Возможности». Целью программы являлось укрепление исследовательского, инновационного потенциала с помощью международного сотрудничества, поддержки развития исследовательской политики, внедрение науки в общество. На сегодняшний день в рамках ЕС функционирует восьмая рамочная программа — «Горизонт 2020»16, способствующая экономическому росту и созданию рабочих мест в ЕС, а также решению основных социальных проблем. Конкурентоспособная экономика, характеризуемая инновациями, является обязательным условием передачи новых научных знаний и технологических разработок в новые продукты,услуги и процессы.

Для данной программы были установлены нижеследующие приоритеты («специальные» программы)17:

1. Передовая наука как основа экономического процветания и благополучия, включая повышение уровня научных исследований в Европейском Союзе, поддержание конкурентоспособности. Данная специальная программа содержит четыре схемы финансирования, а именно:

— Европейский исследовательский совет: усиление и поддержание существующего научного потенциала европейских стран путем финансирования, выделяемого на конкурсной основе. Гранты Европейского исследовательского совета выделяются для реализации исследовательских проектов, выполняемых научными коллективами, которые включают исследователей из од-

14 Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (2007/С 306/01) // URL: http://eulaw.ru/treaties/teu (дата обращения: 01.02.2019).

15 Decision No 1982/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the Seventh Framework Programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007—2013) // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex:32006D1982 (дата обращения: 01.02.2019).

16 ^uncil Decision of 3 December 2013 establishing the specific programme implementing Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation (2014—2020) and repealing Decisions 2006/971/EC, 2006/972/EC, 2006/973/EC, 2006/974/EC and 2006/975/EC // OJ L 347, 20.12.2013. Pp. 965—1041.

17 Кирабаев Н. С., Воробьёв А. Е., Каукенова А. С. Анализ новой рамочной программы Европейского Союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Инженерные исследования. 2012.

ной или нескольких стран, возглавляемых так называемым ведущим исследователем. Примечательно, что подать заявку на гранты могут как перспективные молодые ученые, так и уже состоявшиеся исследователи, то есть лидеры в своей научной области.

— Программа имени Марии Склодовской-Кюри нацелена на поддержку молодых и опытных исследователей для дальнейшего развития их карьеры с помощью обучения или стажировки за рубежом.

— Будущие и возникающие технологии предполагают осуществление оптимальных условий для выполнения совместных исследований в новых перспективных областях науки и инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Исследовательская инфраструктура. Финансирование данного приоритета позволяет обеспечить необходимые ресурсы для масштабных проектов.

2. Индустриальное лидерство для поддержания промышленных исследований и специальных инноваций в данной области, а именно:

— облегчение доступа к управлению финансовыми рисками: кредитная линия и собственный капитал, финансирование исследовательских и инновационных проектов с высокой степенью риска, бенефициарами могут быть и компании, и другие юридические лица, находящиеся в государствах — членах ЕС либо ассоциированных государствах;

— инновации на малых и средних предприятиях (МСП): стимулирование инноваций в малом и среднем бизнесе, технико-экономические обоснования, исследования и поддержка последующих этапов;

— лидерство во внедрении промышленных технологий, включая ключевые технологии, которые важны для усиления конкурентоспособности промышленности. Это охватывает информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии, современные материалы, биотехнологии, передовые тех-

нологии производства и обработки, а также космос.

3. Социальные вызовы. Программа, направленная на решение основных социальных проблем, таких как:

— здоровье, демографические изменения и благополучие;

— продовольственная безопасность, устойчивое сельское и лесное хозяйство, исследования морских и морских внутренних вод и биоэкономика;

— безопасная, чистая и эффективная энергия;

— умный, зеленый и интегрированный транспорт;

— климатическое воздействие, окружающая среда, ресурсоэффективность и полезные ископаемые;

— инклюзивность, инновации и безопасность в интересах общества.

Общий бюджет «Горизонта 2020» составил около 80 млрд евро.

Как отмечает профессор А. Х. Абашидзе, «"Горизонт 2020" уделяет особое внимание коммерциализации результатов научно-исследовательских проектов. Впервые на европейском уровне представлена непрерывная поддержка разработок от идеи до рынка. Предпринята попытка создать единый механизм поддержки всех стадий инновационной цепочки с тем, чтобы максимально поддержать вывод продукта на рынок»18.

Немаловажной задачей «Горизонта 2020» является сотрудничество не только с государствами — членами Европейского Союза, но и с третьими странами. Во исполнение поставленной задачи Европейская комиссия в 2008 г. разработала Европейскую рамочную стратегию международной научно-технической кооперации для работы по стратегически важным направлениям с третьими странами. К таким направлениям относятся: бедность, изменение климата, безопасность людей, инфекционные болезни и многое другое. Реализацией данной задачи является создание двух новых институ-

18 Абашидзе А. Х. Право Европейского Союза. Ч. 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2018. 105 с.

тов — Европейского партнерства в области международного сотрудничества и Стратегического форума по международному сотрудничеству в области науки и технологии.

Научно-техническое сотрудничество ЕС и России развивается достаточно динамично как на двусторонней, так и многосторонней основе19. В 1994 г. Россия и ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», а с 2007 г. данное Соглашение продлевается на 1 год. Именно вышеуказанное соглашение является первой правовой основой взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом. В сфере науки и технологий в 2000 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий, а чуть позже, в 2005 г., — Дорожная карта по общему пространству науки и образования.

Россия активно поддерживает проекты Европейского Союза по развитию научно-технологических возможностей. Рамочные программы стали «важным механизмом взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза, позволив российской стороне стать частью инновационного пространства Европы и получить финансирование для лучших проектов»20.

По мнению Д. В. Громовой, рамочные программы открывают для российской стороны такие перспективы, как повышение квалификации кадров; информационная коммуникация и обмен знаниями в сфере науки и технологий и т.д. Вместе с тем стоит согласиться с мнением Дарьи Владимировны о том, что существуют действительные проблемы в России, которые тормозят научное и технологическое развитие, укрепление сотрудничества Российской Феде-

рации с иностранными государствами, с некоторыми из которых приходилось сталкиваться и ЕС на начальных этапах реформирования. Так, можно отметить слабую фискальную политику (в аспекте недостаточности косвенного стимулирования частных инвестиций), явные недостатки в законодательной базе, в частности отсутствие эффективной законодательной базы в сфере авторского права, — очевидные факторы, затрудняющие развитие России.

Н. В. Шелюбская к недостаткам научного потенциала Российской Федерации относит отсутствие достаточно четкой позиции относительно национальных приоритетов инновационного развития, приоритетов в области международного сотрудничества, согласование внутриведомственной и межведомственной финансовой и организационной политики в области международного сотрудничества21. Кроме того, надлежит стимулировать российских исследователей к участию в европейских программах, а также улучшить привлекательность российских программ для европейских исследователей.

Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день Европейский Союз является одним из мировых лидеров в области исследований и инноваций. Именно научные знания, опыт, высокие стандарты проведения исследований, развитая научно-исследовательская инфраструктура являются гарантией многолетнего успешного сотрудничества ЕС с другими странами. Сотрудничество России и ЕС в области научно-технического сотрудничества развивается достаточно активно. Продуктивность взаимодействия ЕС и России во многом зависит от «реализации совместных проектов, направленных на разработку совместных образовательных

19 Лукша О. П., Пильнов Г. Б., Шписбергер М., Яновский А. Э. Новая модель многостороннего российско-европейского научно-технического сотрудничества по схеме ERA-Net // Инновации. 2013. № 5 (175).

20 Громова Д. В. Рамочные программы как инструмент взаимодействия Европейского Союза и Российской Федерации в области научно-технологического сотрудничества // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6 (32).

21 Шелюбская Н. В. Создание единого европейского научного пространства и роль государства // URL: http://viperson.ru/articles/sozdanie-edinogo-evropeyskogo-nauchnogo-prostranstva-i-rol-gosudarstva (дата обращения: 16.01.2019).

программ»22. Как в ЕС, так и в России разработка эффективной инновационной политики и программ для развития экономики, основанной на знаниях, и повышение эффективности инвестиций в исследования и разработки, и занимает важное место.

«Горизонт 2020» является крупнейшей на сегодняшний день в истории Европейского Союза

программой по исследованиям и инновациям с бюджетом около 80 млрд евро, рассчитанным на 7 лет (с 2014 г. по 2020 г.). «Горизонт 2020» полностью открыт для участия организаций со всего мира во всех частях программы, и многие темы отмечены как имеющие особое значение для сотрудничества с партнерами и за пределами Европейского Союза.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абашидзе А. Х. Право Европейского Союза. Ч. 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М. : Юрайт, 2018. — 105 с.

2. Громова Д. В. Рамочные программы как инструмент взаимодействия Европейского Союза и Российской Федерации в области научно-технологического сотрудничества // Вестник Томского государственного университета. История. — 2014. — № 6 (32).

3. Гуськова Н. Д., Сушкова Ю. Н. Европейская интеграция в контексте европейских исследований: реалии и перспективы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 1 (33).

4. Жарова А. К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере : монография. — М. : Янус-К, 2016. — 248 с.

5. Звягина Д. А. Научно-технологическое сотрудничество России и ЕС: проблемы и возможности // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — 2015.

6. Иншакова А. О., Кожемякин Д. В. Рамочные программы Европейского Союза как правовая основа развития и финансирования инновационной экономики региона // Гражданское право. — 2012. — № 5.

7. Кирабаев Н. С., Воробьёв А. Е., Каукенова А. С. Анализ новой рамочной программы Европейского Союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Инженерные исследования. — 2012.

8. Лукша О. П., Пильнов Г. Б., Шписбергер М., Яновский А. Э. Новая модель многостороннего российско-европейского научно-технического сотрудничества по схеме ERA-Net // Инновации. — 2013. — № 5 (175).

9. Талагаева Д. А. История формирования европейского исследовательского пространства: от межправительственных соглашений до рамочных программ ЕС // Вестник Брянского госуниверситета. — 2017. — № 3.

10. Шелюбская Н. В. Создание единого европейского научного пространства и роль государства // URL: http://viperson.ru/articles/sozdanie-edinogo-evropeyskogo-nauchnogo-prostranstva-i-rol-gosudarstva (дата обращения: 16.01.2019).

Материал поступил в редакцию 1 февраля 2019 г.

22 Гуськова Н. Д., Сушкова Ю. Н. Европейская интеграция в контексте европейских исследований: реалии и перспективы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33).

FORMATION OF A EUROPEAN RESEARCH AREA IN EVOLUTION OF LEGAL REGULATION OF EUROPEAN RESEARCH23

SLEPAK Vitaliy Yurevich, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Integration and European Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

ARIYANTS Anna Ashotovna, Postgraduate of the Department of Integration and European Law of

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. Since the end of the 20th century in Europe, there has been a tendency to accumulate scientific knowledge, increase the level of competitiveness of European research and the mobility of scientists themselves. The goals and objectives set by the European Union are realized through the creation of a single European research area and the implementation of special framework programs.

It is determined that today the European Union is one of the world leaders in research and innovation. It is scientific knowledge, experience, high standards of research, developed research infrastructure that guarantee many years of successful cooperation between the EU and other countries. Contacts between Russia and the EU in the field of scientific and technical cooperation are developing quite actively. Both in the EU and in Russia, the development of effective innovation policies and programs is important for the development of a knowledge-based economy and an increase in the efficiency of investments in research and development.

Keywords: European research area, EU law, European Research Council, Horizon 2020, grant funding for science.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Abashidze A. H. Pravo Evropejskogo Soyuza. Ch. 2. Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. — M. : Yurajt, 2018. — 105 s.

2. Gromova D. V. Ramochnye programmy kak instrument vzaimodejstviya Evropejskogo Soyuza i Rossijskoj Federacii v oblasti nauchno-tekhnologicheskogo sotrudnichestva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. — 2014. — № 6 (32).

3. Gus'kova N. D., Sushkova Yu. N. Evropejskaya integraciya v kontekste evropejskih issledovanij: realii i perspektivy // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. — 2015. — № 1 (33).

4. Zharova A. K. Pravo i informacionnye konflikty v informacionno-telekommunikacionnoj sfere : monografiya. — M. : Yanus-K, 2016. — 248 s.

5. Zvyagina D. A. Nauchno-tekhnologicheskoe sotrudnichestvo Rossii i ES: problemy i vozmozhnosti // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo. — 2015.

6. Inshakova A. O., Kozhemyakin D. V. Ramochnye programmy Evropejskogo Soyuza kak pravovaya osnova razvitiya i finansirovaniya innovacionnoj ekonomiki regiona // Grazhdanskoe pravo. — 2012. — № 5.

23 The paper is supported by the Russian Foundation for Basic Research, Research Project No. 18-29-15028 «Comparative Analysis of the Best Practices of Statutory Regulation of Grant (Project) Funding for Research and Development at the National and International Levels».

7. Kirabaev N. S., Vorob'yov A. E., Kaukenova A. S. Analiz novoj ramochnoj programmy Evropejskogo Soyuza po nauchno-tekhnologicheskomu i innovacionnomu razvitiyu «Gorizont 2020» // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya : Inzhenernye issledovaniya. — 2012.

8. Luksha O. P., Pil'nov G. B., Shpisberger M., Yanovskij A. E. Novaya model' mnogostoronnego rossijsko-evropejskogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva po skheme ERA-Net // Innovacii. — 2013. — № 5 (175).

9. Talagaeva D. A. Istoriya formirovaniya evropejskogo issledovatel'skogo prostranstva: ot mezhpravitel'stvennyh soglashenij do ramochnyh programm ES // Vestnik Bryanskogo gosuniversiteta. — 2017. — № 3.

10. Shelyubskaya N. V. Sozdanie edinogo evropejskogo nauchnogo prostranstva i rol' gosudarstva // URL: http:// viperson.ru/articles/sozdanie-edinogo-evropeyskogo-nauchnogo-prostranstva-i-rol-gosudarstva (data obrashcheniya: 16.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.