ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Е. М. БАЯН
Южный федеральный университет, кандидат технических наук, ст. преподаватель e-mail: [email protected]
.О
О
Q_
О Ф
В статье рассматривается современное состояние финансирования деятельности в области охраны окружающей среды, проводится анализ различных (бюджетных и внебюджетных) источников материального обеспечения природоохранных мероприятий. Предлагаются меры по улучшению финансирования сохранения и восстановления окружающей среды и природных ресурсов.
Ключевые слова: финансирование природоохранных мероприятий, плата за негативное воздействие на окружающую среду; экологическое страхование.
Коды классификатора JEL: O32, 057.
Основные источники финансирования
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную ^ окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности "о народов, проживающих на территории Российской Федерации.
® Таким образом, охрана окружающей среды в Российской Федерации признана делом обще-
§ национального значения и, как любое дело, требует финансовых вложений. При этом цель фи-
нансирования природоохранной деятельности — это не только ликвидация последствий эко-§ логических катастроф, но в первую очередь, недопустимость их появления.
>. Основными источниками финансирования природоохранных мероприятий в Российской
2 Федерации являются:
I • федеральный бюджет;
® • бюджеты субъектов федераций (в частности, бюджет Ростовской области) и бюджеты
5 органов местного самоуправления;
• собственные средства предприятий, учреждений и организаций; ^ • инвестиции;
• добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц. Кроме того, существуют и другие возможности финансирования экологических проектов:
о например, из фондов экологического страхования, за счет кредитов банков и пр. В конце 1990-х
годов в России существовала также практика финансирования из так называемых «экологических фондов». К сожалению, в настоящее время этот механизм практически не реализуется, так У как действующая редакция Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» их
наличия не предусматривает [9].
Средства из основных источников распределяются в зависимости от значимости природо-
о охранного мероприятия.
®
Финансирование природоохранных мероприятий из Бюджетов различного уровня
о Из бюджета Российской Федерации финансируются разработка и совершенствование нор-
о мативных природоохранных актов, осуществление федеральных целевых программ, мероприя-
00 тия по изучению объектов окружающей среды и другие. Последние годы для этих нужд выде-
^ лялись суммы, составлявшие менее 0,2 % от всех федеральных расходов (табл. 1). Для примера
можно соотнести затраты на охрану окружающей среды с ВВП: по планированию средств на 2009 год ВВП составляет 40420 млрд руб., то есть на охрану окружающей среды приходится О 0,03 % от ВВП. Это примерно в 6-8 раз ниже, чем в промышленно развитых странах, и, конечно,
0 не компенсирует возрастающей нагрузки на окружающую среду.
о Из бюджетов субъектов федераций финансируются природоохранные программы областно-
<; го и краевого значения. си _
¡±! © Е. М. Баян, 2009
Например, из бюджета Ростовской области на выполнение мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в 2007 году выделены средства в объеме 106,591 млн руб. [15], в том числе на финансирование:
• мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы — 43,804 млн руб. (финансирование работ по поиску запасов подземных пресных вод с целью обеспечения устойчивого водоснабжения населения и объектов экономики области, а также поисково-оценочных работ на кварцевые пески и переоценку запасов цементного и кремнистого сырья на территории области с целью создания ресурсной базы производства строительных материалов);
Таблица 1
Соотношение затрат на охрану окружающей среды с расходной частью бюджета Российской Федерации
Год Расходная часть бюджета в тыс. руб. Затраты на охрану окружающей среды
в тыс.руб. в % от расходной части бюджета
2006 (факт) 4 284 803 300 6 642 021 0,155
2007 (факт) 5 986 561 831,4 8 199 713 0,137
2008 (план) 5 781 044 997,2 9 329 630,9 0,161
2009 (план) 8 709 781 744 12 870 334,1 0,148
Источники: [10; 11; 12; 13].
• мероприятий по восстановлению, охране и использованию водных объектов — 44,636 млн руб. (выполнение работ по расчистке р. Грушевка в Октябрьском районе, р. Большая в Кашарском районе, р. Глубокая в г. Миллерово и р. Мечетка в Зерноград-ском районе, разработка проектов по расчистке русла р. Старый Дон в Константинов-ском районе и старого русла р. Дон (старицы) в ст. Старочеркасской и пр.);
• природоохранных мероприятий — 18,151 млн руб. (продолжена работа по «Ведению
Красной книги Ростовской области», профинансированы мероприятия по сохранению биоразнообразия и осуществлению охраны водно-болотных угодий международного значения и охранной зоны государственного природного заповедника «Ростовский» и мероприятия по сохранению памятников природы Ростовской области в Мартыновском районе и городах Волгодонске и Таганроге).
Кроме того, в 2007 году были выделены средства из резервного фонда Администрации Ростовской области для утилизации пришедших в негодность пестицидов и ликвидации на территории области мест их хранения. В результате перезатарено и вывезено на полигон СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» (г. Колпино) с территории Семикаракорского района 196,7 тонн и с территории Азовского района 76,96 тонн пришедших в негодность пестицидов.
Для сравнения в 2006 году на выполнение мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов из областного бюджета было выделено 53,9 млн руб., то есть в два раза меньше [14].
По данным Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области в соответствии с Областной целевой программой в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007-2010 годы комитетом в 2008 году «профинансировано мероприятий на сумму 263,6663 млн руб., в том числе из федерального бюджета 99 005,4 тыс. руб., из областного бюджета 164,6609 млн руб.» [16]. При этом на природоохранные мероприятия выделено 37,8052 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 334 тыс. руб., из областного бюджета — 37,4712 млн руб.
Финансирование природоохранных мероприятий из бюджетов органов местного самоуправления рассмотрим на примере города Ростова-на-Дону (табл. 2). Можем констатировать резкое снижение затрат на охрану окружающей среды в 2008 году при росте расходной части бюджета в целом. Однако радует, что на 2009 год планируется выделить в 10 раз больше средств на природоохранные нужды города (более 5 % от расходной части бюджета). Причем по состоянию на 14.08.2009 на охрану окружающей среды уже использовано 577 468,9 тыс. руб., что явно превышает показатели прошлого года [19]. Анализ причин подобного неравномерного финансирования из городского бюджета в последние годы должен проводиться комплексно и может служить предметом отдельного исследования.
В соответствии с Отчетом о деятельности комитета по охране окружающей среды администрации города в 2007 году основными направлениями деятельности комитета по охране окружающей среды году являлись:
• разработка муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок и механизмы
взаимодействия отраслевых и функциональных органов администрации города при организации мероприятий по охране окружающей среды;
.О
О
о о
СМ
/•—« а
I— ф
о £1 Ф
х >
О
о
X
X ф
т
I—
О £1 О
£ О О
о о о
т О
I—
О
о о_
о ф
о ф
о
X
о ©
со
о
О
О о
ш <
сV СV
♦ контроль за выполнением положений действующих нормативных правовых актов;
♦ контроль за сохранностью и воспроизводством зеленого фонда города [19] .
Таблица 2
Соотношение затрат на охрану окружающей среды с расходной частью бюджета
г. Ростова-на-Дону
Год Расходная часть бюджета в тыс. руб. Затраты на охрану окружающей среды
в тыс. руб. в % от расходной части бюджета
2006 (факт) 8 984 326,4 216 897,6 2,14
2007 (факт) 13 442 016,2 319 987,6 2,38
2008 (факт) 17 570 781,0 136 663,9 0,78
2009 (план) 24 144 970,0 1 391 426,1 5,76
Источники: [8; 7; 19].
01
При анализе бюджетных источников следует отметить «остаточный принцип» финанси-^ рования природоохранных мероприятий. С одной стороны, это понятно: «поднимать» экономи-
ка ку России и одновременно улучшать экологическую обстановку сложно, так как охрана окру-
жающей среды затратна и обременительна для производства. С другой стороны, беречь приро-о ду нужно, и все это понимают. Опыт развитых стран предполагал последовательное развитие
8 индустрии и экологии. Например, в прошлом веке река Темза (Лондон) представляла собой
041 сточную канаву, в настоящее время — это полноценная река, за которой установлен строгий
^ контроль. Тем не менее, даже с учетом опыта других стран не следует пагубно и бесконтрольно
загрязнять окружающую среду, иначе это может привести к необратимым последствиям. "о Также отметим, что за счет бюджетных средств вырабатываются определенные концеп-
® ции, разрабатываются целевые программы, нормативно-правовая документация. Конкретные
§ природоохранные работы (капитальное строительство очистных сооружений и пр.) финанси-
^ руются из других источников.
о о
. .
Внебюджетные источники финансирования природоохранных мероприятий
_ В условиях дефицита государственного бюджета в России особое внимание в послед-
2 ние годы уделяется внебюджетным источникам финансирования в сфере охраны окружаю-о щей среды.
о Так, например, средствами, выделяемыми на природоохранные нужды, могут служить ин-
^ вестиции, в том числе зарубежных промышленно развитых стран. Одним из механизмов при-
о влечения такого финансирования является Российская программа организации инвестиций в
о оздоровление окружающей среды (РПОИ), являющаяся частью рамочной программы по окру-
3 жающей среде, разработанной в 1994 году Правительством РФ совместно с Международным У банком реконструкции и развития, Глобальным экологическим фондом, Евросоюзом, прави-
2 тельствами Норвегии, Канады, США, Финляндии, Швейцарии [5]. Финансовыми ресурсами РПОИ
0 являются средства экологического займа, гранта правительства Швейцарской Конфедерации ^ и российских предприятий-получателей займов РПОИ. Финансируемые инвестиционные про-
1 екты проходят процесс отбора по экологическим, технологическим и финансовым критериям. ^ При этом речь идет о софинансировании природоохранных мероприятий: максимальный раз™ мер средств РПОИ составляет не более 70 % от общей стоимости проекта [3]. Данные средства, ^ как правило, передаются в виде кредитов на льготных условиях. За последние годы потрачено ^ 31,6 млн долл. США (кредитных ресурсов РПОИ) на реализацию пяти инвестиционных проек-^ тов в ОАО «Архангельский ЦБК» (два проекта), ОАО «Соломбальский ЦБК», ОАО «Пласткард» § (г. Волгоград) и ОАО «Котласский ЦБК». Проекты были направлены на снижение техногенной § нагрузки на окружающую среду и предусматривали модернизацию производства [17].
^ Одним из эффективных экономических рычагов регулирования природопользования является льготное кредитование предприятий, осуществляющих мероприятия по оздоровлению окружающей среды. Система кредитования должна быть построена так, чтобы предприятиям
У было выгодно проводить природоохранные мероприятия, а банкам выдавать кредиты на ука-
0 занные цели. Компенсация возможных потерь банков при выдаче льготных кредитов может
^ осуществляться предоставлением им налоговых льгот.
3 Одним из возможных источников финансирования природоохранных мероприятий могли ^ бы стать накопления страховых компаний. В развитых европейских странах предусмотрено с>: экологическое страхование, являющееся страхованием возможных экологических рисков при ш нанесении вреда окружающей среде в случае аварий или иных действий.
со
В Гражданском кодексе РФ указано, что «законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование)» [1]. А действующая редакция Федерального закона «Об охране окружающей среды» говорит о том, что «в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» и что «экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации» [9]. Закон «Об экологическом страховании» так не был принят, хотя и был по инициативе МЧС России разработан законопроект. Регулирование экологического страхования осуществляется в рамках гражданского страхования или в федеральных отраслевых законах.
Несмотря на то что в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» любая намечаемая хозяйственная и иная деятельность потенциально экологически опасна, правовое регулирование страхования экологических рисков в отношении одних видов деятельности закреплено, а в отношении других — нет. Например, отсутствуют соответствующие нормы в Федеральных законах № 76-ФЗ от 02.05.1997 «Об уничтожении химического оружия», № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», № 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», тогда как степень экологической опасности этих сфер весьма высока.
И только в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» конкретно говорится о том, что «организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причи- ^ нение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии 5 на опасном производственном объекте». £ Безусловно, что создание и внедрение эффективной системы экологического страхования ^ в России при государственной поддержке позволит увеличить поступление денежных средств § из внебюджетных источников на предупреждение негативных последствий деятельности ри- 041 сковых предприятий. Несмотря на то что природопользователи должны будут вносить регулярные страховые взносы из собственных средств, для крупных экологически опасных производств это обеспечит защиту имущественных интересов в случае аварийного загрязнения -д-окружающей среды и тем самым увеличит стабильность предприятия и повысит конкуренто- ® способность предприятий. х Таким образом, можем сделать вывод, что при определенных законодательных решениях реа- & лизация принципов экологического страхования может обеспечить как компенсацию убытков за ш загрязнение окружающей среды при авариях, так и формирование дополнительных источников х финансирования природоохранных мероприятий за счет средств страховых компаний. о
о х
X ф
Собственные средства предприятий как источник финансирования природоохранной деятельности
о £1 О
£
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» одними из основ- о
ных принципов охраны окружающей среды являются «платность природопользования и воз- о
мещение вреда окружающей среде» и «презумпция экологической опасности планируемой хо- §
зяйственной и иной деятельности» [9]. Из этого следует, что именно хозяйствующие субъекты ^
должны оплачивать природоохранную деятельность на используемой территории. 2
Не секрет, что организация экологически безопасного производства требует материальных о
затрат и руководители организаций стараются выполнить лишь необходимый (диктуемый законо- ^
дательством) минимум мероприятий. Напрашивается вывод: предприятию должно быть экономи- х
чески выгодно экологически грамотно вести свою деятельность. Для стимулирования этого суще- ^
ствует два основных механизма: штрафные санкции и поощрительные мероприятия. ™
Для оценки этих механизмом углубимся в систему взимания экологических платежей. ^
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» «негатив- ^
ное воздействие на окружающую среду является платным». Причем «Внесение платы ... не ^
освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по §
охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде» [9]. Порядок определения §
и нормативы платы определяются постановлениями Правительства РФ [4; 6], нормативными ^ актами государственных природоохранных органов, например Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [2], приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и пр.
К штрафным санкциям относятся: плата за сверхлимитное загрязнение окружающей сре- 0 ды, собственно штрафы за нарушение законодательства и пр. Причем платежи за нормативное ^ негативное воздействие входят в состав себестоимости продукции, а платежи за сверхлимитное размещение отходов (как и штрафы) осуществляются за счет прибыли, остающейся в рас- ^ поряжении юридического лица (или предпринимателя). Это подчеркивает стимулирующий о: характер платности.
со
К поощрительным мероприятиям можно отнести корректировку платежей за загрязнение окружающей среды или предоставление предприятиям-природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных, ресурсосберегающих технологий.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1992 № 632 с целью стимулирования разработки и внедрения комплексных природоохранных планов предусмотрена корректировка платежей природопользователей. Разделом 6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды установлен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Согласно законодательству, природопользова-тели имеют право обращаться в территориальные природоохранные органы с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей среды или частичному освобождению от нее с необходимыми обоснованиями и расчетами. Территориальные органы рассматривают подготовленные предложения и обоснования. При решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение учитывается соблюдения природопользователем установленных ему лимитов размещения отходов. Предложения в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти. Несмотря на то что возможность корректировки имеется, реально данный механизм в последние годы не работает.
Отметим также, что природопользователи не только обязаны обеспечить безопасную деятельность на собственном предприятии, но и имеют право участвовать в долевом финансировании городских (областных, федеральных — в зависимости от уровня организации) программ. Для того чтобы привлечь их к этому, необходимы определенные блага. В соответствии с зако-о нодательством «природопользователи, участвующие в долевом финансировании мероприятий
по охране окружающей среды, проводимых в рамках региональных и межрегиональных про-§ грамм за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму
° долевого взноса», то есть такая возможность существует, осталось лишь разработать механизм
ее реализации.
<;> Кроме того, участие в любых экологических акциях повышает имидж компаний. На-
^ пример, в развитых странах обеспеченные граждане предпочитают покупать товары в
£ биоразлагаемых упаковках или продукты, изготовленные по экологичным технологиям
2 (малоотходным, ресурсосберегающим и пр.). Это стало возможным благодаря многолетней
о агитационной работе государства, общественных организаций и социальных структур по
® экологическому воспитанию и образованию населения. Российское общество находится
на этапе становления (или восстановления) культурных ценностей, и, безусловно, уделять внимание этому вопросу нужно.
В качестве примера можно рассмотреть общественную деятельность компании «Балтика». Имея заводы во всех регионах страны, руководство компании уделяет много внимания вопро-2 сам охраны окружающей среды в соответствии с разработанной Экологической политикой, что
о рассматривается как «одно из главных условий устойчивого развития бизнеса, укрепления ав-
а торитета компании в России и за рубежом как организации высокой социальной ответствен-
^ ности». [18]. Компания реализует проекты по трем направлениям: снижение воздействия на
о окружающую среду, экономия природных ресурсов, оптимизация обращения с отходами. Кроме
о того, пивоваренная компания «Балтика» проводит экологические конкурсы, тематические столы и
§ акции. Например, конкурс «Любимый дворик», направленный на благоустройство дворовых терри-
т торий, проходит в Ростове-на-Дону уже третий раз, награда за победу в номинации — сертификат
2 на сумму 15 тыс. руб.
0 Проведя анализ всех источников и оценив их вклад в финансирование природоох-^ ранных мероприятий с учетом экономического состояния Российской Федерации мож-
1 но сделать вывод, что основным внебюджетным источником все-таки остаются средства ^ предприятий-природопользователей. Учитывая это, следует оказать поддержку бизнесу, ™ так как в настоящее время, при низкой экологической ответственности граждан, только § экономически выгодные мероприятия проводятся на предприятии. При этом было бы хоро-^ шо, чтобы руководство компаний имело возможность выбора в механизмах стимулирова-^ ния экологической деятельности.
§ В качестве мер, которые могли бы улучшить ситуацию по финансированию природо-
§ охранных мероприятий, можно предложить:
0 — в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество намерено ежегод-
но выделять для планового решения экологических проблем, в том числе для финансирования долговременных экологических программ; У — проработать и внедрить механизм корректировки платежей за загрязнение окружаю-
0 щей среды при выполнении природоохранных мероприятий;
^ — предоставить ряд экономических льгот предприятиям, работающим в сфере «экологи-
§ ческого бизнеса» (переработчикам отходов, предприятиям водопроводно-кана-
^ лизационного хозяйства, полигонам и пр.);
— внедрить льготное кредитование предприятий, осуществляющих мероприятия по оздо-
со
ровлению окружающей среды;
— предоставить экономические льготы на приобретение наилучших технологий в своей отрасли (малоотходных, ресурсосберегающих);
— разработать нормативно-техническую базу, направленную на совершенствование финансирования в области охраны окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009), ст. 927.
2. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.1993 № 190 (с изменениями на 15 февраля 2000 года).
3. Максименко Ю. Л. Возможности инвестиций в экологические проекты // Экология производства. 2007. № 6. С. 47-52.
4. Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
5. Постановление правительства РФ от 11.08.1995 № 808 «О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой».
6. Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в ат- о мосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение с^
отходов производства и потребления». о
7. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 31.10.2008 № 453 «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов».
8. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.04.2009 № 542 «Об утверждении отчета исполнения бюджета города за 2008 год». "о
9. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ®
10. Федеральный закон от 03.04.2008 № 36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» § (принят ГД ФС РФ 19.03.2008).
11. Федеральный закон от 03.12.2008 №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 § год» (принят ГД ФС РФ 19.11.2008). =£.
12. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый о период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 6.07.2007)». §
13. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О федеральном бюджете на ® 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (принят ГД ФС РФ 31.10.2008). ^
14. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов а Ростовской области в 2006 году» / под ред. С.М. Назарова, В.М. Остроуховой, М.В. Паращенко < // Администрация Ростовской области, Комитет по охране окружающей среды и природных о ресурсов Администрации Ростовской области. Ростов н/Д, 2007.
15. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов 2 Ростовской области в 2007 году» / под ред. С.М. Назарова, Г.И. Скрипки, М.В. Паращенко ^ Администрация Ростовской области, Комитет по охране окружающей среды и природных § ресурсов Администрации Ростовской области . 2008. о
16. http://www.doncomeco.ru/about/info/.
17. http://www.npaf.ru. ;=
18. http://corporate.baltika.ru. [Е
19. http://www.rostov-gorod.ru. ®
т
о ф
!Г
X О
о ©
со ^
О
О
О о
ш
с
с* с*