Колдин Роман Анатольевич - ведущий специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Амурской области (г. Благовещенск). Е-mail: [email protected]
R.A. Koldin Financing of the activity of the competitive administrator by the realization of the institute of bankruptcy of the physical persons
The article contains the explanation of draft bill of the department of economical development «About the rehabilitation procedures, used toward the citizen-debtor» in the part of financing activity of administrator by the realization of the institute of bankruptcy of individuals and gives the guidelines about effective realization of the institute.
Keywords: rehabilitation procedures, draw bill, bankruptcy, creditor, debtor, citizen, consumer credit, arbitration tribunal.
Финансирование деятельности конкурсного управляющего при реализации Института банкротства физических лиц
В статье рассматривается Законопроект Минэкономразвития «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» в части финансирования деятельности конкурсного управляющего при реализации института банкротства физических лиц, и даются рекомендации по эффективной реализации данного института.
Ключевые слова: реабилитационные процедуры, законопроект,
банкротство, кредитор, должник, гражданин, потребительский кредит, арбитражный суд.
Нормы о несостоятельности (банкротстве) гражданина известны современной российской правовой системе с момента появления Закона РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В части 17 преамбулы указанного документа давалось следующее определение предприятия: «предприятие - занимающееся предпринимательской
деятельностью юридическое лицо или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин-предприниматель». Таким образом, Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал только предпринимательское банкротство, т. е. возможность возбуждения конкурсного процесса и признания банкротом гражданина, имеющего статус
индивидуального предпринимателя. К сожалению, этот акт не устанавливал ни механизма признания банкротом индивидуального предпринимателя, ни каких-либо особенностей такого банкротства, отличающих его от банкротства юридических лиц. Вследствие этих причин нормы о банкротстве гражданина-предпринимателя не имели реального применения на практике.
Закон РФ от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» предусматривал как возможность банкротства гражданина, так и механизм ее реализации. Кроме того, глава 9 закона допускала как предпринимательское, так и непредпринимательское банкротство, что, несомненно, следует расценивать как положительную черту данного документа
[1, с. 5].
Гражданин признавался банкротом при наличии следующих оснований:
1) неспособность гражданина в течение 3 месяцев с наступления даты исполнения исполнить денежное обязательство; 2) обязательство должно составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда (без учета штрафов (пени) и иных санкций) и превышать стоимость принадлежащего ему имущества (критерий неоплатности).
Наличие указанных признаков являлось основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление могли подать: должник; любой кредитор либо кредиторы, налоговые или иные уполномоченные органы; прокурор. Кредиторы с личными требованиями (требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов) могли предъявить их при применении процедур банкротства либо после их завершения.
В течение месяца с момента возникновения обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства, он мог подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом. При этом, необходимым условием обращения в суд было наличие имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов.
Если к заявлению должника о признании его банкротом прилагался план погашения долгов, отсутствовали возражения кредиторов, то производство по делу приостанавливалось на срок до 3 месяцев.
Производство по делу о банкротстве прекращалось в случае полного удовлетворения всех требований согласно плану погашения долгов.
Для признания гражданина банкротом суд должен был установить следующие обстоятельства в совокупности: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; неисполнение соответствующих обязательств и (или) обязанностей в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения; превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего должнику имущества. Сумма задолженности законом не устанавливалась.
Арбитражный суд мог назначить конкурсного управляющего для постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым
имуществом должника. Полномочия конкурсного управляющего состояли в управлении делами и имуществом должника.
Закон 1998 г. определял порядок формирования конкурсной массы, а также устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов.
В целях защиты прав кредиторов все сделки по отчуждению или передаче имущества гражданина заинтересованным лицам (за один год до возбуждения производства по делу о банкротстве) признавались ничтожными. Заинтересованными лицами являлись супруг (супруга) должника, родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги).
Производство по делу о банкротстве могло быть прекращено заключением мирового соглашения по инициативе должника, кредиторов, конкурсного управляющего; третьих лиц, принимающих на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Введение в силу положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. о банкротстве граждан-непредпринимателей было отложено до внесения соответствующих изменений в гражданское законодательство. Применение Закона о банкротстве 1998 г. выявило множество недостатков. Поэтому законодатель 26 октября 2002 г. принял действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее
- Закон о банкротстве). Положения § 1 гл. X Закона о банкротстве устанавливают правила банкротства граждан, в том числе не являющихся индивидуальными предпринимателями. При отсутствии в § 1 гл. X Закона о банкротстве специальных правил о банкротстве физического лица могут применяться общие положения этого Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве, положения о банкротстве физических лиц не действуют вплоть до вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральные законы. До настоящего времени такой закон не принят. Это законодательное правило разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. №29, согласно которому арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Отсутствие позитивного регулирования отношений
непредпринимательского банкротства не отменяет существующей проблемы в сфере банковского кредитования, связанной с погашением физическими лицами кредиторской задолженности. Существующий механизм исполнительного производства является громоздким и сложным, связан со значительными временными, имущественными и иными затратами, невыгоден не только банкам, но и самим гражданам. В отличие от исполнительного производства, механизм банкротства физических лиц имеет ряд преимуществ, связанных, в частности, с предоставлением льгот гражданину, с возможностью урегулирования его долгов [2, с. 44]. В настоящий момент Министерство экономического развития подготовило законопроект о личном банкротстве граждан.
Законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» [3, с. 1] регулирует отношения,
возникающие в связи с неспособностью гражданина удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавливает основания и порядок применения реабилитационных процедур в отношении гражданина, основания для признания гражданина несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия проведения иных процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина.
Согласно законопроекту, размещенному на сайте ведомства, процедура банкротства может быть возбуждена в арбитражном суде при условии, что гражданин не погашал долг в течение полугода, и сумма задолженности превысила 50 тыс. рублей.
Изначально рассматривалась сумма в 10 тыс. руб., но в Минэкономразвития посчитали, что такой размер задолженности не отвечает требованиям современности, в связи с тем, что размер расходов по делу о банкротстве, как правило, существенно превышает 10 тыс. руб.
Воспользоваться законным правом - инициировать банкротство - смогут как кредитор, так и должник (один раз в пять лет). После подачи заявления суд наложит мораторий на взыскание долгов. В это время гражданин вправе согласовать с кредиторами план реструктуризации долгов в течение 5 лет.
В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника (посредством использования процедуры банкротства) его заявление может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за два месяца (20000 рублей) и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства, которые вносятся в депозит арбитражного суда [4, с. 1].
Упущение законопроекта в том, что он не содержит положений, регламентирующих источник финансирования вознаграждения конкурсного управляющего, и оплаты опубликования сведений об открытии конкурсного производства в случае подачи заявления кредитором или уполномоченным органом.
Порядок возмещения понесенных конкурсным управляющим расходов на оплату опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства, на уведомление кредиторов о введении конкурсного производства, на созыв и проведение собраний кредиторов (и другие необходимые расходы) законопроектом также не предусмотрен.
Если у должника нет денежных средств и (или) имущества, то кто должен оплатить вознаграждение конкурсному управляющему и возместить понесенные им расходы по делу? Законопроект допускает продолжительность процедуры конкурсного производства до одного года (п. 3 ст. 13
Законопроекта). Фиксированная сумма вознаграждения конкурсного управляющего составляет десять тысяч рублей в месяц (п. 5 ст. 15
Законопроекта).
При сумме долга в 50000 рублей вознаграждение конкурсного управляющего за год составит 120000 рублей, опубликование сведений о
введении процедуры конкурсного производства - около 5000 рублей, государственная пошлина - 4000 рублей (пп. 5 п. 333.21 НК РФ) [5, с. 262]. Судебные расходы существенно превысят сумму долга.
По мнению многих юристов, банкиров и коллекторов, размер суммы задолженности, достаточной для возбуждения процедуры банкротства граждан, необходимо увеличить до 300000 рублей [4, с. 1; 6, с. 3; 7, с. 3; 8, с. 1; 9, с. 1].
По оценкам экспертов, сейчас средний размер потребительского кредита составляет около 45 - 50 тыс. рублей. Индивидуальные предприниматели, обычно, берут от 500 тыс. руб. до 1 млн. рублей. Соответственно, и сумма долга, с которой включается банкротный механизм, должна быть больше.
Для эффективной реализации института банкротства физических лиц законодателю необходимо:
1) определить механизм оплаты вознаграждения конкурсному управляющему реализующему институт банкротства физических лиц (имеет ли конкурсный управляющий право на получение вознаграждения за весь период конкурсного производства или ограничение составит 20000 рублей; за счет каких источников финансирования должны оплачиваться вознаграждение и расходы на опубликование сведений об открытии конкурсного производства (если заявление подано должником или уполномоченным органом), а также другие необходимые расходы при реализации института банкротства физических лиц?);
2) увеличить размер суммы задолженности, достаточной для возбуждения процедуры банкротства граждан, до 300000 рублей;
3) рассмотреть возможность увеличения размера суммы задолженности, достаточной для возбуждения процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей, до 500000 рублей;
4) разработать методику определения расходов, необходимых для реализации института банкротства, физических лиц.
Литература и источники:
1 Телюкина, М. В. Несостоятельность (банкротство) гражданина / М. В. Телюкина // Законодательство. - 2001. - № 1. - 96 с.
2 Самохвалова, Н. История развития института несостоятельности (банкротства) физических лиц в России / Н. Самохвалова // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 10. - 60 с.
3 Проект Федерального закона «О реабилитационных процедурах,
применяемых в отношении гражданина-должника» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/bankruptcy/doc 1259162688648. -10.01.2010.
4 Слогуб, А. Банкротство для народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hlbprime.com/news/pressa/detail.php?ID=408. - 10.01.2011.
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. - 2000. - № 32. - С. 3340.
6 Соколовская М. Банкротство граждан становится неизбежным / М. Соколовская // Газета. - 2010. - № 49. - 16 с.
7 Гурьянов Л. Владимир Путин дал ход законопроекту о банкротстве
граждан [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=348227&cid=6. - 10.01.2011.
8 Проект закона о банкротстве физических лиц станет более жестким
для заемщика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rusipoteka.ru/lenta/market/proekt іа^па о bankrotstve fizicheskih Ііс.
- 10.01.2011.
9 Зюзяев, А. Кредитный бум закончился законом о банкротстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kp.kg/daily/24464/624892/ -10.01.2011.