УДК 341.233.11
Мануйлов Антон Евгеньевич
аспирант кафедры теории государства и права, советник ректора Уральского государственного юридического университета
ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению идеи общественного контроля через призму философского подхода. Анализируя историю развития философской мысли, автор приводит мнения известных ученых о необходимости существования в обществе общественного контроля. Сформулированы основные философско-теоретические концепты понятия «общественный контроль».
Ключевые слова:
общественный контроль, государство, общество, публичная власть, гражданское общество, население, социальный институт.
Manuylov Anton Evgenyevich PhD student,
Rector Adviser, Theory of State and Law Department, Ural State Law University
PHILOSOPHICAL AND THEORETICAL
CONCEPTS OF THE "PUBLIC CONTROL" CONCEPT
Summary:
The article discusses the idea of public control in the framework of the philosophical approach. Analysing the history of philosophic theories development, the author considers opinions of famous scholars about the necessity of public control. The basic philosophical and theoretical aspects of the "public control" concept are formulated.
Keywords:
public control, state, society, public authority, civil society, population, social institute.
Для более полного теоретико-правового исследования отношений в рамках осуществления общественного контроля, на наш взгляд, необходимо обратиться к истокам возникновения идеи общественного контроля. Хотя контуры теоретической базы, характеризующей данную проблему, сложились лишь в XVШ-XX вв., интерес философского сообщества к возможности контроля деятельности властных институтов обозначился значительно раньше.
Например, известный древний философ Китая Конфуций в труде «Лунь Юй» подчеркивал важность доверия народа к государству как необходимого условия существования последнего [1]. Данную мысль впоследствии развивал один из учеников мыслителя, представитель конфуцианской традиции Мэн-Цзы. В одноименном сочинении «Мэн-Цзы» автор высказывал мысль о том, что, только завоевав расположение и доверие народа, можно стать истинным правителем [2]. Несмотря на отсутствие риторики об общественном контроле, Конфуций и Мэн-Цзы одними из первых в мировой философской мысли сформулировали тот главный принцип, который позднее стал основополагающим при организации власти в любом государстве, - принцип доверия населения к государственной власти. Его реализация обеспечивается в том числе за счет института общественного контроля.
В Древней Греции и Риме внимание мыслителей преимущественно было сконцентрировано на вопросах устройства идеального государства и его взаимодействия с обществом. Этой теме посвящены работы таких известных философов, как Платон, Цицерон, Марк Аврелий. В заслугу римским ученым можно поставить тот факт, что именно они в трудах начали употреблять понятие «гражданское общество». Зарождение и последующее становление теории гражданского общества оказали огромное влияние на теорию общественного контроля как одного из главных механизмов воздействия членов социума на государственно-властные институты.
Значительный вклад в развитие теории общественного контроля внесли мыслители эпохи Просвещения. Так, французский философ немецкого происхождения Поль Анри Тири Гольбах в работе «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» отмечал, что государственная власть и ответственность королей и правительств перед народом имеют земное происхождение, при этом правители всегда могут быть смещены народом, если этого потребуют его интересы [3]. Жан-Жак Руссо в трактате, посвященном общественному договору, подчеркивал недостаточность того, что народ, собравшись единожды, определяет государственное устройство, санкционирует свод законов, а также устанавливает постоянное правительство и выбирает должностных лиц. Он указывал на необходимость проведения периодических собраний, которые никто бы не мог ни отменить, ни отсрочить, считая, что граждане должны собираться в определенный день и надобность в ином формальном созыве отсутствует [4]. Опираясь на мысли Ж.-Ж. Руссо,
А.Н. Радищев рассматривал возможность несоблюдения «общественного договора» в случае, если властные полномочия употреблены государством без учета интересов населения [5].
Проанализировав суждения мыслителей Нового времени, можно констатировать, что характерными чертами сложившихся в это время теорий, посвященных общественному контролю, стали следующие утверждения: абсолютная свобода личности, превалирование интересов и прав гражданина над интересами государственного масштаба. Несколько особняком в мировом наследии мыслителей данного периода стоят работы немецких философов.
Немецкие мыслители в трудах также развивали идеи контроля социума над государством. Например, Иммануил Кант в учении о правомерном государстве, затронув идею общественного контроля, сформулировал одно из основополагающих условий для правового государства следующим образом: «...Гражданин должен обладать теми же возможностями принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении» [6]. Г.В.Ф. Гегель в работе «Философия права» писал: «Защита государства и его граждан от злоупотреблений властью ведомствами и их чиновниками заключается, с одной стороны, в их иерархии и установлении для них ответственности, а с другой - в статусе общин и корпораций, посредством реализации которого ставятся препятствия для привнесения субъективного произвола в доверенную чиновникам власть, а в случаях недостаточности контроля сверху его следует дополнять контролем снизу» [7].
Новый этап в развитии теории общественного контроля, связанный с популяризацией идеи неминуемых социальных трансформаций внутри буржуазного общества, несовершенного с точки зрения равенства и обеспечения прав и свобод граждан, ознаменован разработкой идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Ученые полагали, что «наряду с новыми официальными правительствами рабочие должны сейчас же учреждать собранные, революционные рабочие правительства, будь то в форме органов местного самоуправления, муниципальных советов, будь то через рабочие клубы или рабочие комитеты, так, чтобы буржуазно-демократические правительства не только немедленно утратили опору в рабочих, но и увидели бы себя с самого начала под наблюдением и угрозой властей, за которыми стоит вся масса рабочих» [8].
О сознательном и планомерном контроле как необходимом для сохранности будущего коммунистического строя писал и В.И. Ленин, утверждая важность минимизации возможности узурпации власти государственным аппаратом. Соответственно, ключевую роль в повышении эффективности и результативности работы государства играют кадровое обеспечение и выработка чувства ответственности за совершенные действия у государственных служащих [9]. Иными словами, контроль в данном случае не сводится к надзору, а подразумевает сотрудничество всех социальных и политических сил в вопросах оценки деятельности представителей власти.
В XX в. понятие общественного контроля значительно преобразилось и приобрело немалое количество значений. В частности, по мнению Карла Поппера, подобный контроль является одним из основных признаков демократического политического режима. Уточняя смысл демократии в книге «Открытое общество и его враги», исследователь писал: «Под демократией же я понимаю не какую-то неопределенную "власть народа", или "власть большинства", а многообразные общественные институты (в первую очередь всеобщие выборы, т. е. право народа смещать свое правительство), позволяющие осуществлять общественный контроль за деятельностью и отставкой правительства, а также, не применяя насилия, проводить реформы даже вопреки воле правителей» [10].
Многие современные философы склоняются к следующей трактовке общественного контроля: «Это наблюдение за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, прочих государственных органов и должностных лиц, оценка законности и эффективности этой деятельности, а также принятие правовых мер по пресечению выявленных нарушений прав и свобод человека со стороны указанных органов и должностных лиц» [11].
Ознакомившись с идеями философов разных периодов, можно сформулировать основные философско-теоретические концепты, лежащие в основании понятия «общественный контроль». На наш взгляд, к ним относятся следующие:
1. Общественный контроль наряду с контролем «сверху», т. е. с государственным, представляет собой одну из разновидностей контроля вообще.
2. Данный вид контроля представляет собой активную деятельность институтов общества и отдельных граждан, направленную на выявление и пресечение нарушений со стороны органов власти и должностных лиц.
3. Такая форма контроля предполагает также осуществление систематического надзора за функционированием госорганов в целях совершенствования государственного управления.
4. Общественный контроль является ключевым фактором выражения доверия народа государству и его органам.
5. Итогами осуществления общественного контроля могут быть самые радикальные последствия вплоть до изменения существующей формы правления в стране.
Ссылки:
1. Конфуций. Лунь Юй. М., 2001.
2. Федотова Л.Ф. Философия Древнего Востока. М., 2015. С. 91.
3. Философия : краткий курс. 2-е изд., доп. СПб., 2010. 320 с.
4. Pro et contra: идеи Ж.-Ж. Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей (1752-1917) / сост. А.А. Златопольская. СПб., 2005.
5. Радищев А.Н. О добродетелях и награждениях // Полное собрание сочинений. Т. 3. М. ; Л., 1952. С. 28-31.
6. Кузнецов В.Н. Философия права Иммануила Канта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. № 3. С. 20.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955-1974.
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 33. М., 1974.
10. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков. М., 1992. С. 179.
11. Гончаров А.А. Сущность и понятие гражданского контроля // Управление общественными и экономическими системами. 2011. № 2.