Научная статья на тему 'Философско-правовая концепция интегративного гуманизма Жака Маритена: основные методологические принципы'

Философско-правовая концепция интегративного гуманизма Жака Маритена: основные методологические принципы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
582
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ЛИБЕРАЛИЗМ / КОММУНИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРАВО / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ И ДОКТРИНЫ / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / STATE / DEMOCRACY / NATURAL LAW / LIBERALISM / COMMUNISM / METHODOLOGY / LAW / POLITICAL-LEGAL DOCTRINE AND THE DOCTRINE OF THE CHRISTIAN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фоминская Мария Дмитриевна

В статье анализируются государственно-правовые взгляды известного философа права и государства Жака Маритена, рассматриваются основные методологические принципы его исследовательских программ, а также теоретические аксиомы его социально-духовных и юридико-политических построений, нашедших выражение в философско-правовой концепции интегрального гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and legal concept of integrative humanity of Jacques Mariten: basic methodological principles

This article analyzes the state and legal views of the famous philosopher of law and the state of Jacques Maritain describes basic methodological principles of its research programs, as well as theoretical axioms of his spiritual and socio-legal-political constructs, which found expression in the legal and philosophical concept of integral humanism.

Текст научной работы на тему «Философско-правовая концепция интегративного гуманизма Жака Маритена: основные методологические принципы»

Ж. Маритен создал одну из фундаментальных философско-правовых доктрин XX века, являясь представителем современного неотомизма, он сформулировал основные аксиомы и положения христианской доктрины естественного права и нравственно-политической теории. Причем его философско-правовые взгляды на II Ватиканском соборе получают признание и становятся доктринальной основой обновленной политики Иоанна XXII и Павла VI. Критически анализируя доминирующие в XX веке государственно-правовые учения и политические программы (либерализм, коммунизм, фашизм), он разрабатывает альтернативную концепцию, получившую название интегрального гуманизма, которая снимает противоречия и крайности вышеупомянутых доктрин, где человек, его духовно-нравственные качества, его свобода и вера, политико-правовая активность являются центральными во всех правовых и политических построениях. Он предлагает доктрину нового типа демократии («высокого типа демократии»), основанной на гармоничном сочетании разума и веры, индивидуального и общественного, духовного и материального. Причем данный тип демократии в качестве стержневой идеи организации принимает торжество христианских ценностей, которые, по мысли французского исследователя, изначально сформировали в человеческом мышлении аксиомы справедливости, человеческой свободы, достоинства личности, равенство, основные положения естественного права, доминирующие культурные формы и сюжеты и т.д. [1, 3].

С методологической точки зрения важно подчеркнуть, что философско-правовая доктрина Ж. Маритена условно разделяется на три теоретических проекта. Во-первых, в своих исследовательских программах ученый первоначально реализует регрессивную стратегию, т.е. призывает к возврату к христианским ценностям, которые сформировали современные представления о человеке, его правах и свободах. Он обосновывает, что естественное право, социальная справедливость и равенство, демократическое право «в сущности, сформировались в человеческой истории как результат Евангельского вдохновения, пробудившего “естественно христианские” возможности общего светского сознания даже среди духовных идеологий и школ мышления, противостоящих друг другу и порой искаженных порочной идеологией» [3, с. 107]. Кроме того, и большинство современных политических феноменов также в своей природе имеют изначально христианские идеи и добродетели. Так, например, само понятие гражданского общества, его роль и значение, социально-политическая специфика институтов и структур берут свои истоки в самоуправляющихся и самоорганизующихся духовных общинах.

Во-вторых, важная и достаточно объемная часть исследовательской работы Маритена заключалась в критике современных идей, учений, доктрин и политических программ организации общественного единства. В данной части французский ученый не только критически анализирует доминирующие в XX веке идеологические платформы, различные системы практик правления, видов политических режимов и проч.; но и на основании реконструированных христианских ценностей показывает имеющиеся деформации и искажения как в формах организации, так и в мыследеятельности людей. Например, указывает на деформацию демократической веры, естественного права, принципов духовного единства и т.д.

В-третьих, исследователь собственно и создает философско-правовую доктрину интегрального гуманизма, базирующуюся на новом понимании христианских ценностей, их роли и значения в современной государственно-правовой и духовно-нравственной жизнедеятельности людей. Эта доктрина базируется на ряде постулатов, предполагающих совершенно новое прочтение современных феноменов и перспективах их трансформации. Рассмотрим основные постулаты, принципы этой христианской философско-правовой доктрины.

Ж. Маритен прежде всего исходил из изначальной целостности человека, т.е. он рассматривал последнего в единстве его физического, природного и сверхприродного бытия [2]. При этом свобода человека раскрывается у него через антиномичное единство человеческой и божественной составляющей, рационально-политических конструкций и веры. Так, например, Маритен вслед за великими теологическими учениями средневековья (А. Августина, Ф. Аквинского и др.) обосновывает, что духовно-нравственная и светская (материальная, мирская) свободы заложены в самой природе общественного согласия и в практическом плане выражаются в демократической вере.

Причем светская, демократическая вера является не доктринально-правовой (она представлена теонормативными учениями и доктринами), а чисто практической. И потому «критерий вмешательства государства в сферу выражения мыслей тоже должен быть практическим, а не идеологическим, и чем более внешним является этот критерий по отношению к самому содержанию мысли, тем лучше» [3, с. 111].

В свою очередь, доктринальным уровнем развития демократического права, по Маритену, являются христианские философско-правовые учения. И в этом аспекте «чем в большей степени политическое (то есть народ) наполнено христианскими убеждениями и осознает ту религиозную веру, которая его вдохновляет, тем более глубоко оно может быть привержено светской вере внутри демократического права» [3, с. 107]. При этом «обоснование демократического права, предлагаемое христианской философией, было бы признано в качестве наиболее истинного, причем вовсе не как результат какого-либо вмешательства государства, но лишь как результат свободного предпочтения, которое большинство народа реально отдало бы христианской вере и христианской философии» [3, с. 108].

Следует отметить, что в христианском мировоззрении такие феномены, как право, власть, государство, анализируются в широком философско-правовом и духовно-нравственном аспектах, которые, по мысли одного из наиболее известных и крупных неотомистов и философов права XX века, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга [1, 2, 3]. Духовно-нравственный срез юридико-политических проблематик, по утверждению французского исследователя, представляет собой одну из самых важных и объемных частей философско-правового знания. Так, например, он отмечает, что личность и взаимодействие между ними «является одновременно частью политического общества и чем-то высшим по отношению к нему - благодаря тому, что есть вневременного или вечного в ней, в ее духовных интересах и конечном предназначении» [3, с. 137].

В целом политическая сфера в христианской философии права есть область справедливости и права. При этом государственная сфера и область нравственная не покрывают друг друга, не тождественны, поскольку первая связана с внешней жизнедеятельностью и внешним благоустройством общества, а область нравственности есть область внутренних ценностей, побуждений и мотивов, область душевных движений и личного усовершенствования человека [5, с. 661]. Тем не менее аксиоматическим положением в христианских философско-правовых взглядах является то, что политическая и государственная сферы жизнедеятельности человека, общества в целом, находятся в тесной связи и взаимодействии*. Именно нравственность обеспечивает формирование гармоничного правового уклада, государственного порядка, справедливые формы и способы реализации публичной власти, формирует «правильное правосознание» (И.А. Ильин),

* Например, о взаимодействии права и нравственности, влиянии внутренних духовнонравственных императивов на развитие правового сознания и правовой культуры, специфики нормативно-правового опосредования общественных отношений, юридической деятельности публично-правовых органов власти и их должностных лиц см. более подробно: Баранов П.П. Проблемы правовой культуры и психологии. Ростов н/Д, 2006. Ч. I. Т. 3; Он же. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов н/Д, 2005. Ч. II. Т. 2; Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008 и др. В целом следует отметить, что христианская философско-правовая мысль выступила фундаментом для развития многих направлений правового познания: Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003; Петражицкий Л.И. Теория и политика прав. Избранные труды. СПб., 2010. Особо следует отметить работы известных историков права И.А. Исаева, Р.А. Папаяни,

Н.М. Золотухиной и др. реконструирующих религиозные, духовно-нравственные основы действующих правовых положений и аксиом, категорий и понятий, юридических конструкций и техник, стилей понимания права. См.: Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М., 2006; Он же. Топос и Номос: пространство правопорядков; Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002 и др.

требующее повиновения и поддержки государственного порядка «не только из-за страха наказания, но по совести» (Рим. 13: 5).

При этом Маритен подчеркивает, что различные порядки (юридический, политический, социально-экономический и проч.) подчинены (или должны быть подчинены) «абсолютному достоинству человека и его вневременным устремлениям как целям иного порядка - целям, выходящим за приделы политического общества». На этом основании исследователь формулирует тезис, что различные деформации в публично-правовой организации возникают вследствие того, что как общество в целом, так и отдельная личность (занимающая ту или иную властную позицию в структуре управления общественными процессами) «стараются освободить себя от этой зависимости (высших, вневременных духовных целей всякого существующего в обществе порядка) и провозгласить само себя высшим благом, в той же самой мере оно искажает собственную природу и природу общего блага» [3, с. 138]. В философско-правовой концепции французского ученого обосновывается, что общее благо гражданской и политической жизни, конечно, «является высшей целью, но высшей в относительном смысле и в определенном порядке, а не абсолютной высшей целью». При этом подчеркивается, что общее благо деформируется и утрачивается, «если оно замкнуто в себе», так как, с точки зрения Маритена, общее благо, которым руководствуются субъекты в публично-правовом взаимодействии, «стремится благоприятствовать высшим целям».

Именно в этом контексте Маритен предлагает рассматривать различные искажения в политической организации власти, формах и способах ее осуществления и проч. Так, если, например, в современных исследованиях злоупотребление властью, коррупция и иные деформации публичновластной организации, как правило, рассматривается в институционально-правовом контексте; то в контексте рассуждений французского исследователя данные феномены нужно рассматривать более широко в социально-духовном измерении. Именно там кроются основные мотивы, причины и факторы, искажающие саму природу политического сообщества и порядок социального взаимодействия.

Маритен подчеркивает, что категория «Благо» (которое имеет как всеобщее измерение -«общественное благо», так и индивидуальное - «благо отдельного человека») является одним из центральных в доктринально-правовых учениях и концепциях естественного права. Так, он отмечает, что политическое сообщество (благодаря «математизированному» и «рационализированному» мышлению. - М.Ф.) отделилось от духовного центра, а «гражданское общество стало основываться на общем благе и общей задаче, относящимся к земному, “временному” или “мирскому” порядку». При этом «чистый разум показал себя более неспособным, чем вера, в деле обеспечения духовного единства человечества, и мечта о “научной” вере, объединяющей людей вокруг общих убеждений, касающихся целей и основных принципов человеческой жизни и сообщества, исчезла в катаклизмах современности» [3, с. 103].

Не оспаривая эту правовую аксиому (общего блага), он полагает, что понимание данной категории искажено рационалистическим и натурфилософским воззрениями, поскольку Благо связано не только с уровнем материальной жизни и индивидуальным комфортом, но и с уровнем жизни духовной. Аксиологическое измерение (а общественное и индивидуальное Благо следует, по его утверждению, рассматривать исключительно как систему ценностей, абстрактных доминант и императивов мышления и действия, а любая утилитарная трактовка данного феномена не улавливает его природу, сущность, значение и назначение) общественного и индивидуального Блага предполагает интегральное рассмотрение материальных и духовных ценностей, которые должны гармонично взаимодействовать, друг друга дополнять и развивать. Например, справедливо в этом плане отмечает Л.В. Кривицкий, что именно Ж. Маритен обосновал и четко сформулировал пороки, заложенные как в самой концепции демократии, так и в конкретном институционально-правовом и политическом оформлении действующих демократических систем: «Драма современных демократий как раз и состоит в неспособности замкнувшегося в себе индивида прийти к чему-то хорошему, к гармонии и расцвету личности, к ценностям справедливости и сотрудничества, которые провозглашаются конечными целями демократического развития» [4, с. 597]. В целом, Маритен заключает, что в

либеральной демократии нет реального общего блага, нет действительного общего мышления, нет общего сознания, «но лишь безразличный пустой череп, окруженный зеркалами» [3, с. 104].

В свою очередь, обращаясь к рассмотрению «блага отдельного человека», Маритен замечает, что оно может полностью реализоваться только в политике «провинционализации» социальнополитической и правовой жизнедеятельности человека, где планирование и реализация общественной организации, духовно-нравственных и обыденных стилей жизнедеятельности происходит «не на уровне центрального политического руководства страны»; а в «местных, частных, согласованных друг с другом инициативах» «различных сообществ самих заинтересованных людей под руководством независимых назначаемых чиновников» [3, с. 30]. Таким образом, в контексте политико-правого обеспечения индивидуального блага государство, по мнению французского неотомиста, должно так сформировать свою политику в этой области, чтобы она могла заложить тенденции к постепенной децентрализации и «разгосударствлению» общественной жизнедеятельности, «предвещая приход некоего нового персоналистического и плюралистического строя».

Соединение в государственно-правовой организации этих двух тенденций - реализации общего блага и отдельного блага - подготавливают, по Маритену, совершенно новый этап человеческой эволюции и новый строй отношений, при котором все естественные формы социальной деятельности (политической, правовой, экономической, духовной и проч.) «исходят снизу». Свободные инициативы и конкуренции, основанные на духовно-нравственной ответственности личности приведут к развитию новых социальных форм частной собственности и политических организаций, а «единственной прерогативой государства в этом отношении была бы его подлинная прерогатива как верховного третейского судьи и надзирателя, регулирующего эту произвольную и автономную деятельность с высшей политической точки зрения общего блага» [3, с. 31].

С позиции Ж. Маритена именно христианский интегративный гуманизм ведет к формированию гармоничного, недеформированного государственно-правового мышления и предлагает альтернативную модель демократической государственности, основанной на взаимодействии духовно-нравственных (истина, добро, справедливость, красота, милосердие, взаимопомощь и т.д.) и материальных ценностей, преодолении классовых антагонизмов. Данный альтернативный проект, с точки зрения французского философа права, должен стать ответом на исторические вызовы марксистской, советской, фашистской и либерально-рационалистической концепций государственноправовой и социально-политической организации, каждая из которых ставит своей целью формирование нового типа человека и нового типа социальной мыследеятельности. Причем каждая из них формирует и собственную квазирелигиозную систему, поддерживающую атеистическую веру в идеологию, секуляризированный разум, чистую рациональность; а также формирует специфический режим жизнедеятельности со своей системой этико-социальной догматики.

Если вышеуказанные концепции формируют систему представлений о завершающей стадии человеческой истории, приходящей с «водворением» того или иного проекта государственноправовой и социально-политической организации, т.е. представления о «конце истории» и формированием коммунистического, этатического или либерально-демократического рая, то «интегральный гуманизм утверждает себя в реально продолжающемся историческом процессе, в котором постоянно существует проблема преодоления зла. Из социалистического гуманизма он (интегративный гуманизм. - М.Ф.) берет веру в силу взаимопомощи, но отвергает механический коллективизм. Из буржуазного либерализма он заимствует понимание важности индивидуального развития, но не доводит его до апологии индивидуализма и эгоизма» [4, с. 597].

В заключение еще раз подчеркнем (чтобы не сложилось искаженного восприятия христианско-философского наследия Ж. Маритена), что вышеуказанные характеристики нового этапа эволюции социальной организации и общественно-политической активности лишь внешне схожи с доминирующим ныне либерально-демократическим дискурсом, по содержанию он принципиально расходится с последним, поскольку основывается на фундаментальном единстве духовного, религиозного, морального и рационалистического, индивидуального и общественного. Для Маритена

личность не автономна и самодостаточна, напротив, у него доминирующим является понятие моральной и коллективной личности, которые представляют собой органическую целостность, а духовность и социальность в своем единстве являются основанием политического сообщества. Отсюда «и народ, и политическое общество являются субъектами (или носителями) прав, [а именно]: у народа есть право на самоуправление; существует отношение взаимной справедливости между политическим обществом и его отдельными членами», соответственно, существуют и различные формы благ (общественное и индивидуальное), которые не противопоставляются друг другу (как, например, в учениях Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита, В. Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля и др.), а реализуются во взаимодействии и органическом единстве.

Литература

1. Маритен Ж. Философия прав человека // Европейский альманах. История, традиции, культура. М., 1992.

2. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. № 5.

3. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.

4. Новейший философский словарь. Мн., 2001.

5. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Киев, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.