НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.В.ЛОМОНОСОВА
Р.С. Бозиев
Ключевые слова:
русский гений, народное просвещение, российская школа, система образования, преемственность в обучении, индивидуальный подход к учащимся.
М.В. ЛОМОНОСОВ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Гениальность человека определяется масштабом и характером решаемых им задач. Масштабы сделанного М.В. Ломоносовым в науке, культуре и образовании трудно оценить даже сейчас, по прошествии трехсот лет. Результаты его работы во многом определяют и сегодняшнее состояние отечественного образования, служат источником прорывных идей в педагогике.
М.В. Ломоносову принадлежит одно из самых видных мест в истории науки и культуры всего человечества. Леонард Эйлер назвал его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же Академии, как и всей науке». Пушкин в «Мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Судьба талантливого парня из Архангельской глубинки, отличавшегося с детства неуемной тягой к знаниям, была предрешена самим временем его рождения. Это был период, когда в России наблюдался небывалый расцвет Петровских и пост-петровских реформ во всех сферах жизни народа. Благодаря реформам Петра I в стране появилась и стала развиваться система светского государственного образования. Открылась дорога к европейской передовой науке и культуре. И именно благодаря этому возникла острая необходимость в появлении активных, талантливых людей. Реформы, проводившиеся в России, самым непосредственным образом прошли через всю жизнь
72
© Бозиев Р.С., 2011.
Михаила Васильевича, с момента его прибытия в Москву. Только в это время можно было попасть на учебу в Москве, только в это время можно было получить направление для продолжения образования в Европу, только в это время можно было попасть на работу в Академию безродному, бедному сыну поморского рыбака.
Биография М.В. Ломоносова изучена достаточно подробно и здесь нет необходимости освещать ее еще раз. Попытаемся охарактеризовать только вклад, который он внес в отечественную систему образования и педагогическую науку. Михаилу Васильевичу пришлось стать педагогом поневоле, так как в России не было разработанной системы методического и методологического обеспечения учебного процесса, как не было и разработанного научного русского языка, так как он видел реальное положение русского народа, задавленного нищетой, необразованного, не находящего выхода из беспросветной нужды. Заслуга его не в том, что он видел положение своего народа и зафиксировал это, а в том, что нашел реальный путь выхода из него и начал строить систему просвещения -единственную возможность улучшения положения людей.
Реальная работа великого ученого в этом направлении началась в 40-е годы XVIII века, когда он начал преподавательскую деятельность. Осознание того, что одна Академия не в состоянии решить проблемы просвещения народа приходится именно на период, когда он был здесь адъюнктом. Но для начала надо было использовать те возможности, которые предоставляла Академия - подготовить хотя бы небольшую прослойку просвещенных русских. Он стал продвигать идею о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью. Но в Академии собрались иностранцы, сотрудники Академии учились за рубежом, на чужом языке, а это отдаляло народ от науки, от просвещения.
Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 г., но русского языка науки не существовало, следовательно, самой насущной задачей становилась разработка языка, перевод научных трудов на родной язык, написание учебников и учебных пособий. Именно поэтому он занялся разработкой учебных пособий. Уже в 1742 г. М.В. Ломоносов написал руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица», в 1743 г. он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное», а в 1745 г. перевел для студентов с латинского учебник по физике.
В своей «челобитной» на имя царицы в 1745 г. М.В. Ломоносов писал: «В бытность мою при Академии наук трудился я нижайший довольно
в переходах физических и механических и пиитических с латинского, немецкого и французского языков на российский и сочинил на российском же языке горную книгу и риторику и сверх того в чтении славных авторов, в обучении назначенных ко мне студентов, в изобретении новых химических опытов, сколько за неимением лаборатории быть может, и в сочинении новых диссертаций с возможным прилежанием упражняюсь».
Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. об издании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая лекция ученого на русском языке прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. в присутствии «...многочисленного собрания воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами». Отметим, что до этого все лекции читались на латинском языке.
Практическая педагогическая работа показала необходимость преобразования учебной части Академии наук, и 28 апреля 1746 г. он подготовил документ «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В данном проекте он начинает уже продвигать идею привлечения к образованию представителей различных сословий, в частности, он предложил отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургского университета». Прогрессивной и своевременной была идея набирать как можно больше учеников, из числа которых потом можно отбирать наиболее способных. Академическое собрание отклонило предложения М.В. Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке. И это несмотря на то, что еще в 1732 и 1735 гг. ученики семинарий отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как С.П. Крашенинников, сам М.В. Ломоносов, академик-астроном Н.И. Попов, создатель русского фарфора Д.И. Виноградов, гравер А. Поляков, переводчики В.И. Лебедев, И.И. Голубцов, A.A. Барсов. Идея эта частично была реализована уже в 1748 г. - Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий.
Уже в этот период Ломоносов пришел к выводу о необходимости составления нового регламента (устава) Академического университета.
В конце 1748 г. Ломоносов предложил распределять студентов соответственно их способностям и наклонностям, разделив их на три класса: «...первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной нау^е. Сим последним должно, по моему мнению, определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временные переводчики, а из них в адъюнкты». Однако предложенный им вариант устава не получил утверждения.
Зато увенчалась успехом его идея создания университета в Москве, которую он обосновывал тем, что в Москве проживает много дворян и разночинцев и денег на содержание учащихся потребуется относительно мало. Московский университет был открыт в 1755 г., весь первый набор студентов состоял из разночинцев, а обучение в нем (как и мечтал ученый) велось преимущественно на русском языке. Перед университетом ставились следующие задачи: 1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); 2) популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); 3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения в университете и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). Первой в университете начала функционировать гимназия, в которой большинство учащихся составляли казеннокоштные гимназисты. Принципы организации работы этой гимназии стали основой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.
Итогом длительной работы М.В. Ломоносова над подготовкой документов для организации системы просвещения в России стала программа развития среднего и высшего образования. Он предлагал построить единую бессословную систему образования, доступную всем. Одной из самых важных, ключевых является идея М.В. Ломоносова о непрерывности начального, среднего и высшего образования, которая во многом определила дальнейший прогресс отечественной системы образования и педагогической науки.
Предложение о создании соответствующих необходимых материальных условий для получения образования являлось ничем иным, как попыткой открыть доступ к образованию представителям всех сословий. Подкреплял свое предложение тем, что, по его мнению: «...к наилучшему
-
прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».
Эта же мысль материальной поддержки обучающихся содержалась и в «Проекте переустройства Академии наук». Ломоносов предлагал особо поощрять талантливых студентов: «Подражая, однако, похвальному примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые, получая содержание из академических средств, были бы заняты только слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же, академическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимназии «число такого рода подростков должно быть, по крайней мере, вдвое больше, чем число студентов, т.е. будет 80 человек, воспитывающихся на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие, которых будут содержать сами родители».
М.В. Ломоносов, помня свое бедственное положение в студенческие годы, считал, что на содержание студента необходимо 100 рублей, а на содержание учащегося 42 рубля в год. Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что также было существенным подспорьем и давало им возможность больше времени уделять учению.
Ломоносов первым обозначил структуру гимназии, выделил в ней российскую и латинскую; отличавшиеся учебной программой и содержанием. Определил для каждой из них трехгодичный срок обучения и три класса: нижний, средний, верхний. Вместе с тем он всячески подчеркивал, что его программа образования предусматривала расширение сети гимназий и школ по всей России. Важное место в программе отводилось высшему образованию. По мнению ученого, университеты должны были быть ведущими в стране учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения. В 1764 г. в «Предположениях об устройстве и уставе Петербургской Академии» он определил приоритеты в специальностях высшего образования, указал на необходимость придания университетскому образованию светского характера. Исходя из опыта западных университетов, он считал необходимым дать университету достаточно большую свободу. Он писал: «В Университете неотменно должно быть место трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры,
лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских должностей».
Помимо основополагающих документов об организации системы образования великий ученый оставил значительное наследие и в области основ обучения и воспитания, которые он рассматривал только в неразрывном единстве. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. В «Проекте регламента Академической гимназии» и «Проекте регламента московских гимназий», он поддержал идею использования в практике классно-урочной системы и подчеркнул, что обучение должно быть построено по определенной схеме:
1. Проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);
2. Сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.
Как ученый, строивший все свои теории строго на результатах опытов, он предлагал значительное время и внимание уделять на уроках практическим занятиям (упражнениям), постановке опытов, что должно было делать занятия интересными, а полученные знания твердыми. При этом, по его мнению, педагог должен использовать определенные дидактические правила или принципы. Учитывая особенности детского ума, М.В. Ломоносов советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные». Он считал, что развивать познавательную активность и самостоятельность детей необходимо с опорой на их возрастные особенности. С этой целью М.В. Ломоносов даже разработал специальные упражнения для гимназистов, они выполнялись в присутствии одного учителя или «при других классах». Можно сказать, что он предлагал использовать на уроках коллективные формы занятий в виде взаимопомощи учащихся при выполнении заданий. Анализ учебных планов, составленных великим ученым, показывают, что он учитывал физиологические и физические возможности учащихся, стремился избежать перегрузки учащихся. «При обучении гимназистов следует, во-первых, наблюдать главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей».
Новаторство М.В. Ломоносова выразилось и в том, что впервые в отечественной педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учебного материала. Так он знакомил гимназистов и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их реализацией в практической жизни. Его ученики занимались вместе с ним в лаборатории, проводили опыты, изготавливали образцы, и это все составляло реальный учебно-воспитательный процесс.
В проекте деятельности академической гимназии М.В. Ломоносов прописал весь образовательный процесс гимназии до мельчайших подробностей. В нем содержались специальные главы, посвященные описанию должностных обязанностей учителей, инспекторов, ректора. Ломоносов разработал и более подробный учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей является Академическая гимназия. Здесь следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете». Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учеников.
Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний, высший.
Дополнительные - по двум. Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский языки.
М.В. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем - учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому языку. Совершенствоваться в знании греческого языка они должны были по собственному желанию уже в университете под руководством профессора. Михаил Васильевич придавал большое значение естественному образованию молодежи, которое в виде элементов физики, психологии, математики включалось в философию.
Преемственность в обучении, по М.В. Ломоносову, заключалась в переводах учащихся из низших классов в высшие, или в университет в зависимости от уровня знаний. В уставе прописано: «Каждый год должны производиться дважды переводы из низших классов в высшие и из высших в студенческий класс. Первый должен происходить в начале нового
года, второй - в начале июля. Каждому переводу во всех классах должен предшествовать строгий экзамен, первый за 8 дней до Рождества, второй - в исходе июня, до каникул, которые предоставляются в июле». Далее прописывается процедура экзамена и присутствие экзаменаторов, атакже отмечается необходимость представления на экзамене табеля об успехах гимназиста за год. «Перед экзаменом для каждого класса должна быть составлена общая табель за все полугодие, чтобы экзаменаторы могли разом обозреть способности, прилежание и поведение каждого школьника... сколько раз в течение полугодия ученик выполнил то, что ему полагалось, и чего он не выполнил». Здесь мы видим портфолио обучающегося, составление которого только сейчас начинают требовать в наших школах.
«После экзамена месячные табели сопоставляются с экзаменаторскими. Соответственно способностям, гимназисты должны переводиться из низших классов в высшие, или из высшего класса производятся в студенты для слушания лекций у профессоров. При этом нужно соблюдать следующее. Никто не должен быть переведен из одного класса в другой, если не усвоил полностью всего того, что преподается в классе, где он находился».
Здесь же отмечается бесперспективность задерживания студентов после перехода 20-летнего возраста и отсутствия интереса или наклонностей к изучению иностранных языков. «Если же, наоборот, кто в возрасте примерно 20 лет ... обладает лишь посредственными способностями к нынешним европейским языкам, то его не следует, вопреки его требованию, задерживать для их изучения, чтобы мог он заняться такой наукой, при посредстве которой мог бы принести пользу отечеству и без знания языков».
А в следующем параграфе содержится мысль, которая в самом негативном аспекте пролонгировалась до сегодняшнего дня. Речь идет о распределении не очень успешно обучавшегося выпускника гимназии в учителя. «Если гимназист по известным причинам, например из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство, или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы». Отечественная система образования до настоящего времени находится в состоянии хронического недомогания из-за того, что в педагогические вузы в подавляющем большинстве идут учиться наиболее слабые выпускники школы.
Одной из выдающихся заслуг М.В. Ломоносова является то, что он добился того, что в гимназии появились классы русского языка («российская школа»]. В «Российской школе» изучались русский язык и русская история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал в «Российской школе» обучать детей «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать гражданскую...ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе дети могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие классы, к другим наукам. Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за разработку которого взялся сам М.В. Ломоносов. «Российская грамматика» была издана в 1755 г. .Занимаясь проблемой организации управления школой, Михаил Васильевич пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. (Отметим, что эта идея благополучно просуществовала 300 лет, до прошлого года, когда было принято решение о том, что директор школы не должен быть педагогом).
При рассмотрении вопросов, связанных с методами воспитания, великий ученый придерживался того, что необходимо опираться на особенности мышления обучающихся, поощрять их самостоятельность и активность в получении знаний. Он предвосхитил наших современников, которые призывают педагогов обучать детей к поиску и самостоятельному получению знаний из различных источников. При этом в вопросах воспитания наш великий соотечественник был весьма строг, он предлагал использовать систему поощрений и наказаний, которая также носит продуманный до мелочей характер. В зависимости от успеха или величины проступка он предлагал дифференцировать наказание и поощрение «приватно или публично». «Награждения и наказания должны производиться приватно и публично: приватно награждается
тот, кто выполнил больше, чем ему задано, и превзошел других; публично он награждается, если своими упражнениями в собрании классов заслужил особого преимущества. Приватно наказывается тот, кто в классе не выполнил того, что ему полагалось, или вел себя неподобающим образом в школе или дома; публично наказываются за постыдные шалости или проступки против религии. В качестве приватной школьной награды для поощрения юношества можно считать достаточным: 1) похвальный отзыв; 2) более высокое по сравнению с другими место за столом; 3) другие в наказание должны ему кланяться, 4) гравюры и книги.
Публичные награждения в присутствии всей Гимназии могут состоять: 1) в красиво переплетенных книгах; 2) в математических приборах; 3) в серебряных медалях, которые раздаются перед всем собранием с упоминанием об оказанных успехах. „
Чтобы бороться с плохим поведением и пороками, можно приватно наказывать в школе: 1) выговорами и угрозами; 2) понижением места, 3) чтобы кланялись тем, кто хорошо себя ведет; 4) стоянием на коленях перед всем классом; 5) сечением розгами, смотря по важности проступка. Публичное наказание перед всей Гимназией должно производиться следующим образом: 1) их отлучают от общего стола прочих гимназистов, или сажают за другой стол на хлеб и на воду; 2] их одевают в плохое рваное платье и выставляют напоказ при выходе всех гимназистов из Гимназии; 3) сажают на некоторое время в карцер, где им приходится сидеть и лежать на голом полу и получать только хлеб и воду; 4) их каждое утро секут розгами.
За тяжелые преступления, направленные против религии, и впредь до осуждения, держат взаперти в карцере, а по исключении из Гимназии отсылают в надлежащий суд».
Но при этом М.В. Ломоносов считал, что высшая власть в гимназии принадлежит ее руководству и никто не может ее игнорировать. «Никакое публичное наказание, в особенности же исключение из Гимназии и предание другому суду, не может быть наложено без ведома президента или Канцелярии».
Особняком в Регламенте стоит раздел, посвященный педагогам гимназии, здесь этому выделена целая глава «Об обязанностях учителей». И начинается она в параграфе 91 словами о том, что учитель ни при каких условиях не имеет права не завершить свою преподавательскую деятельность, свои лекции и объяснения учебных заданий. Даже экзамены не могут служить оправданием этому. «Если после объяснения урока остается еще время, учителя должны задавать гимназистам, смотря
по особенностям класса, короткие задания с тем, чтобы они выполняли таковые в их присутствии, не спрашивая друг друга и не заглядывая в книгу. При этом учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого» (реальный индивидуальный подход к учащимся). Учитель должен построить свой учебный план на полугодие так, чтобы не перегружать и не облегчать учебный процесс.
И здесь же прописаны нормы поведения учителя перед учащимися, которые остаются незыблемыми по сегодняшний день. Учитель должен быть примером для своих подопечных, должен воспитывать их своим поведением и поступками. «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся... Приходя для осмотру школы, должны прилежных учеников похвалять и ободрять, ленивых и неисправных журить и грозить наказаниями. А кто из них провинился так, что действительно на теле наказан быть должен, тому учинить школьное наказание лозами через сторожа по инспекторскому и ректорскому рассмотрению. А самому учителю на теле наказывать умеренно, а особливо не бить по лицу и по голове и не драть за волосы и за уши. Сие все для того запрещается, что запальчивые учители по горячности легко переходят границы и могут причинить вред здоровью юноши. Учитель может наказывать словами и достаточно убедительно ставить на вид ученикам их ошибки и плохое поведение, но не должен пускать в ход постыдные или непристойные слова...
Что здесь вообще предписано учителям, то надлежит наблюдать и самому ректору, поелику он есть учитель».
На древнем Востоке говорили: «Если в четверостишии, написанном поэтом, семь человек не смогут найти семь смыслов - это не поэзия». Можно анализировать каждое слово, написанное русским гением, и находить в нем все новые и новые смыслы. И это закономерно, так как каждая его мысль была выстрадана и выношена им. В его наследии представители всех отраслей науки находят методологические основы и предпосылки современных открытий. Не будет преувеличением сказать, что М.В. Ломоносов заложил основы современной отечественной системы государственного светского образования. Проработал важнейшие аспекты методологии педагогической науки, дал образцы методики учебной и воспитательной работы учителей гимназий. В его работах
есть и недостатки, в частности, это касается некоторых аспектов воспитания учащихся, но они, как правило, продиктованы временем и теми условиями, в которых гений работал. Сегодня, по прошествии трех столетий, мы ищем в его работах то, что могло бы нам помочь в современном образовании.