СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
ТРИ ВЕКА СПУСТЯ: О СОВРЕМЕННОМ ПРОЧТЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
Статья посвящена основным педагогическим идеям М.В. Ломоносова: в области дидактики, воспитания, организации образовательного процесса, требованиям к личности учителя, вопросам, связанным с учетом способностей детей. Педагогические идеи ученого рассматриваются в контексте современных тенденций развития российского образования.
С именем М.В. Ломоносова, его удивительной, многогранной деятельностью связано развитие российской науки и вся история педагогической мысли и просвещения России XVIII века. "Соединяя необыкновенную силу воли и необыкновенную силу понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал, и все проник ... Вся жизнь его была ... беспрерывной борьбою, беспрерывною победою," - писал о М.В. Ломоносове великий A.C. Пушкин.
М.В. Ломоносов не создал единого педагогического произведения, его идеи рассеяны во многих сочинениях, к педагогике прямо не относящихся, однако, собранные вместе они образуют единую, целостную образовательную систему, основными элементами которой, безусловно, являются принципы народности, гуманизма, демократизма.
Ученые-ломоносововеды в педагогической деятельности М.В. Ломоносова условно выделяют несколько периодов: период, связанный непосредственно с преподавательской деятельностью
Е.В. Кузнецова
Ключевые слова:
Ломоносов, образование, педагогика, дидактика, гимназия.
© Кузнецова Е.В., 2011.
207
(1742-1745 гг.); период, когда ученый не только преподавал, но и усиленно занимался разработкой методических пособий, учебников, лекций для чтения на русском языке (1745-1749 гг.); с 1750 по 1755 гг. М.В. Ломоносов активно работал над созданием серии документов о среднем и высшем образовании. Впоследствии эти документы учеными были названы Ломоносовской программой просвещения в России.
Именно в это время он выступает с идеей создания Московского университета, торжественное открытие которого состоялось 26 апреля (7 мая) 1755 г. Но наиболее полно педагогической деятельностью М.В. Ломоносов занимался с 1755 по 1760 гг., когда он руководил академической гимназией и университетом в Санкт-Петербурге. Данный период жизни ученого связан с окончательной разработкой программы высшего и среднего образования в России. Ее основные идеи, мысли, положения разбросаны во множестве трудов и относятся к самым разным проблемам: организации и сущности, задачам и содержанию, методам и способам образования и воспитания юношества. Наиболее полно основные положения представлены в документах: «Проект регламента московских гимназий» (1755 г.), «Проект регламента академических гимназий» (1758 г.), «Проект регламента Академии Наук» (1764 г.).
В своей программе М.В. Ломоносов впервые представил гимназию как передовой тип школы, предложил ее структуру, создал учебные планы, в которых заложил возможность получения глубоких и разносторонних знаний. Планы были разработаны с учетом таких педагогических условий, как обучение на русском языке, предметность, последовательность изучения наук, их постепенное усложнение, светскость образования, единство и преемственность средней и высшей школы.
Некоторые итоги своей педагогической деятельности Ломоносов подвел сам в отчете «О завершенных и незавершенных научных литературных работах» [3, с 259]:"«В гимназии, хотя не мало было гимназистов, однако весьма в бедном и бесполезном состоянии, затем, что 1) жалование им давалось в руки, которое брали к себе их родители или свойственники и держали больше на себя, нежели на их школьников, так что в школы приходили в бедных рубищах, претерпевали наготу и стужу, и стыдно было показать посторонним людям; при том же пища их была весьма бедная, и чуть иногда хлеб с водою; в таких обстоятельствах наука мало шла к ним в голову; 2) да и времени им к тому же не было, затем, что дома должны были служить отцу и матери для бедности, а в гимназию ходя по дальнему расстоянию, теряли лучшие часы и всегда случай имели резвиться и от школы отгуливать. Итак, не дивно, что через семь лет не было произведено из гимназии в университетские
студенты ни единого человека. Но после поручения оной гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оные неудобства отвращены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как студенты, в общежитие, снабжены приличною одеждою и общим довольным столом по мере определенного им жалования, не теряют времени ни хотьбою в дом, ни службою у родителей, ни заочною резвостью, будучи у инспектора гимназии и у народных надзирателей перед глазами в одном доме. От него же, советника Ломоносова, расположены порядочные в гимназии классы, и при том Российские для российского правописания, штиля и красноречия, чего сначала до него в гимназии не бывало. И, наконец, сочинены для каждого класса особливые инструкции учителям, и обще для всей гимназии - регламент Совета профессоров, которыми свидетельствован и опробован от его сиятельства г„президента, и по нему учение в гимназии производится с не сравнительно лучшим успехом, ибо в три года произведено из гимназии в университетские студенты 17 человек, экзаменованных и удостоенных профессорами» [4, Т.10, с. 402-403].
М.В. Ломоносов первым в истории российской педагогики разработал вопросы дидактики, включающие в себя принципы и методы обучения, методику преподавания, организацию классно-урочной системы. В основу разработки дидактики Ломоносов положил принцип материалистического понимания сущности процесса познания, основой которого он назвал чувственное восприятие, результаты коего проверяются опытным путем [2]. Необходимыми ступенями познания, по его мнению, являются теоретические обобщения и проверка полученных данных на практике, поскольку «мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» [4, Т.1, с. 424]. Он выступал противником абстрактных знаний, считая, что только опытной проверкой достигается «опровержение мечтательным догадкам, происходящим, по большей части, из пустых заблуждений и предуверений» [4, Т.5, с. 531]. Всей своей научной педагогической деятельностью ученый утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями общественной практической деятельности.
Эти идеи М.В. Ломоносова нашли свое отражение в решении им кардинальных дидактических вопросов, что было впервые сделано в истории российской педагогики.
В основе развития учебного процесса лежат определенные дидактические принципы обучения, в соответствии с которыми реализуются поставленные цели и задачи. Существуют различные подходы к определению и классификациям принципов. Современная дидактика рассматривает
такие основные принципы обучения, как: системность, научность, наглядность, самостоятельность, преемственность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход и др. Необходимость использования многих из них в обучении восходит к дидактическим идеям М.В. Ломоносова.
В «Проекте регламента московских гимназий» указывалось: «Во-первых при обучении школьников паче всего наблюдаться должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство» [4, Т.9, с. 450]. Под этим М.В. Ломоносов понимал соблюдение дозировки материала, степени его сложности. Ученый считал, что нельзя переходить к обучению других предметов, пока гимназист не научится читать и писать по-русски. Учителям рекомендовалось перед началом каждого полугодия «рассчитывать время так, чтобы и не переобременять учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий» [4, Т.9, с. 513]. Тем самым Ломоносов сформулировал принцип доступности так, как мы понимаем его сегодня.
При таком подходе к обучению дети чувствуют себя более свободно, «на своем месте». Урок, задания, общение - радость, и утверждение Ломоносова «черезучение счастлив будет» остается актуальным и сегодня.
М.В. Ломоносов был сторонником внедрения принципа основательности знаний. То, что положено изучать в разных «школах» и классах, должно быть хорошо усвоено: «Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, котором учился, положено для изучения» [4, Т. 9, с. 456].
Борясь за прочность усвоения знаний, Ломоносов категорически отвергал зубрежку, требовал понимания и осознанного восприятия, считал, что этому во многом способствует применение наглядности, конкретного фактического материала. Принцип наглядности ученый трактовал как принцип связи теории и практики [4, Т.З, с. 163], помогающий развить в ученике исследовательские качества, что активно используется и в современном образовании, тем более с постоянным расширением возможностей информационных технологий
Уверенность М.В. Ломоносова в необходимости организации исследовательской деятельности учащихся находит подтверждение и сегодня в создании школьных научных лабораторий и даже школ-лабораторий, руководят которыми не только преподаватели, но часто и ученые университетов и институтов.
Принцип самостоятельности и активности учащихся в обучении. Для его реализации М.В. Ломоносов советовал давать такие задания, как переводы с русского на латинский, с латинского на русский, делать «...переложения с прозы на стихи. Оные задавать трижды в неделю
на ночь. А в обеденное время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого значения и понятия» [4, Т.9, с. 453].
Наряду с исследовательской работой с целью развития интереса к предмету в школах, гимназиях, лицеях сегодня используют и нестандартные домашние задания, требующие творческого подхода к их выполнению. Это и подготовка докладов, и проведение микроисследований и наборы примеров и задач, не входящих в программу. И (опять по Ломоносову) обязательное поощрение лучших.
Занимаясь психологическими проблемами человека, подчеркивая его своеобразие, Ломоносов с этих позиций подошел к разработке принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Под индивидуальными особенностями Ломоносов понимал уровень развития способностей: «учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого» [4, Т.9, с. 514]. В связи с этим Ломоносов предлагал в низших классах больше обращать внимание на практику и «не перегружать слабых умов трудными правилами; в средних нужно объяснять более легкие правила, в высших - более трудные» [4, Т.9, с. 478].
Способность к учению должна быть выявлена при поступлении ребенка в гимназию: «Не умеющие ни читать, ни писать по-русски не должны быть принимаемы, чтобы не переполнять Гимназию; однако тех, кого можно скоро усовершенствовать в чтении и письме, следует принять» [4„ Т.9, с. 483].
Особое внимание в «Проекте регламента Академической гимназии» обращалось на выявление самых способных, талантливых учеников. Из их числа педагог может выбрать «себе в помощь аудиторов, которые спрашивают у других заданные уроки... Если в классе есть гимназист, в особенности такой, который подает надежды, пропустит что-либо по болезни, то должен учитель повторить толкование тех лекций, которых он не слушал, что и прочим учащимся не вредно» [4, Т.9, с. 519]. Таким образом, М.В. Ломоносов выдвинул идею индивидуального подхода кучащимся, подразумевая под этим учет как физиологических, возрастных особенностей, так и психологических закономерностей развития личности. Сегодняшняя педагогическая наука озабочена психологическими проблемами в том же аспекте: во многих школах работают психологи, а в некоторых уже и целые психологические лаборатории, исследования которых направлены на решение все тех же задач - кого, чему и как учить.
Одним из ключевых вопросов дидактики является вопрос о методах обучения. М.В. Ломоносов четко разделил методы обучения на три основные
группы: словесные, практические, методы самостоятельной работы, причем предпочтение отдавал последним. В методах самостоятельной работы Ломоносов видел источник развития активности детей, критического осмысления действительности. С этой целью предлагались индивидуальные задания, воспитывающие у гимназистов потребность в научных знаниях.
Ученый был сторонником специального отбора заданий для самостоятельной работы, учитывающих возможности детей. При этом задания должны были носить обязательно творческий характер. Постановка проблемы самостоятельной работы учащихся в первой половине XVIII века была осуществлена впервые не только в России, но и во всей Европе, так как в просвещении того времени господствовал, в основном, догматизм.
Наряду с теорией принципов и методов обучения в дидактике большое внимание уделяется вопросам форм организации учебного процесса. М.В. Ломоносов выступал за четкий порядок и систему в организации учебных занятий, уделял большое внимание режиму. Ученый предложил четкое расписание уроков: утром, с семи до девяти часов, шли занятия во всех латинских классах, с девяти до одиннадцати - в русских, с двух до четырех часов - в классах первых основных наук. В высших латинских классах гимназисты три раза в неделю должны были знакомиться с началами греческого языка, чтобы при переводе в «низший студенческий класс быстрее преуспевать у профессоров» [4, Т.9, с. 513].
Впервые в истории педагогики Ломоносов предложил планировать уроки на каждые полгода с тем, чтобы преподаватели могли «доводить свои лекции до конца, не прекращая этого раньше срока». Ученый первым разработал план-схему урока, обосновав фактически его основные этапы.
Для контроля за учебной работой предлагалось введение месячных табелей, где отмечалось выполнение домашних заданий и поведение каждого гимназиста. Ломоносовым была предложена и форма классного журнала [1, с. 88-100].
Переводу учащегося в следующий класс предшествовал строгий экзамен. Перед экзаменом для каждого класса составлялась общая табель успеваемости, которая позволяла судить экзаменатору о способностях, прилежании и поведении каждого. Система контроля за знаниями учащихся, разработанная Ломоносовым, оказалась довольно универсальной и объективной, о чем свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.
Во многих своих работах М.В. Ломоносов обращается к вопросам воспитания, основой которого полагал воспитание любви «к наукам и Отечеству» [4, Т.9, с. 512]. Любую деятельность Ломоносов считал высоконравственной, если она была направлена на пользу общества. Исходя из этого, ученый создал теорию воспитания, причем в понятие
«воспитание» он включал также понятия «обучение» и «образование». Положения теории воспитания, также «разбросаны» почти по всем работам ученого, касающимся вопросов образования или пропаганды науки.
М.В. Ломоносов не отрицал природных способностей и роли наследственности в развитии и формировании человеческой личности. Разделяя природные способности на «дарования душевные» (речь, мышление, память и др.) и «телесные» (физические способности], он призывал их выявлять и учитывать. Опыт педагогической работы привел ученого к выводу, что «добрые умственные способности» являются доброй почвой «к посеянию чистого семени», тогда как «учение в худой голове тчетно есть и бесполезно». Отсюда ученый делает практический вывод - «не способных выявлять в начале учения» [4, Т.З, с. 93]. Это положение ни в коей мере не противоречит другому тезису ученого - талант заложен в каждом ребенке. Просто необходимо установить, каков этот талант (телесный или душевный).
Прошло почти три столетия. Однако проблема выявления природных способностей детей, одаренных детей и сегодня для педагогов является очень актуальной. Сегодня мы не делим способности на «душевные и телесные», их спектр чрезвычайно расширен. Но проблема, поставленная Ломоносовым, определена как одна из ведущих в педагогике.
М.В. Ломоносов определял, чему надо учить (воспитывать и образовывать) детей. Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого является высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на пользу Родине: «Жить для пользы Отечества» - вот что должно стать нравственной нормой воспитанника.
В тесной связи с нравственностью Ломоносов рассматривал вопрос о трудовом воспитании молодежи: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни» [4, Т.7, с. 121].
Главным видом труда молодых людей Ломоносов считал учение, постижение наук. Он советовал «не терять золотое младых лет время», а тратить его на воспитание прилежания, трудолюбия, поскольку «...ленивый человек в бесчестном потоке сходен с неподвижною болотного водой, которая кроме смрадов и презренных гадин, ничего не производит». Привычка трудиться должна формироваться с самых ранних лет жизни ребенка, тогда ему «легки и сносны труды бывают» [4, Т.7, с. 326].
Также в своих работах Ломоносов уделял большое внимание эстетическому воспитанию. Первым из русских просветителей он объявил критерием эстетического творчества «народную пользу», ратовал за сохранение
национального характера, настаивал на сохранении и умножениинарод-ных традиций. Ученый призывал широко использовать для воспитания гармонии русский язык и памятники устного народного творчества, неоднократно повторял, что в русском языке одновременно присутствуют «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков» [5, с. 6-7].
Изучая и анализируя педагогическое наследие М.В. Ломоносова, мы видим, что многие идеи ученого актуальны и сегодня: воспитывать в юношестве нравственную норму - «жить для пользы Отечества», развивать индивидуальные качества личности, выявлять талант, заложенный в каждом ребенке, сочетать трудовое, эстетическое и физическое воспитание, учитывать физиологические и психологические особенности детей, создавать благоприятную атмосферу содружества.
В 1994 г. эти идеи были положены в основу концепции создававшейся тогда гимназии № 1530 «Школа Ломоносова». Разумеется, с самого начала речь шла не о прямом их воплощении, а о развитии и интерпретации в приложении к современным условиям (см. таблицу 1).
Таблица 1. / Возможности использования идей М.В. Ломоносова в современной образовательной модели
Идеи М.В. Ломоносова Возможность реализации
Основная цель воспитания юношества - это воспитание образованного человека, патриота с высокими нравственными качествами. Экстраполированная в проблемы современного российского образования может рассматриваться как исходная при конструировании цели современной Ломоносовской гимназии.
Развитие таланта, заложенного в каждом ребенке. Является основополагающей в современной парадигме личностно ориентированной ' педагогики; может быть реализована в целях, содержании, педагогических технологиях, психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, формах организации всего образовательного пространства.
Фундаментальность образования, включающего классическое, естественнонаучное и реальное образование. Может реализовываться через развитие содержания гимназического образования, включающего базовый, гимназический и индивидуальный компоненты.
Идея о том, что разнообразие применяемых приемов обучения должно быть направлено на воспитание творчества, самостоятельности мышления, исследовательского подхода. Реализуется через внедрение новых педагогических технологий, направленных на развитие исследовательской позиции гимназиста.
Идеи М.В. Ломоносова Возможность реализации
Идея о том, что основной труд юношества - учение и «через учение счастлив будет». Развивается через реализацию «принципа пленительности» всего образовательного пространства как субъект-субъектного, так и субъект-объектного, через создание и сохранение гимназических традиций, формирование уклада всей гимназической жизни.
Опыт становления и развития гимназии «Школа Ломоносова» демонстрирует универсальность этих идей и их огромный внутренний потенциал для развития. Так, идея развития способностей каждого ребенка, или идея индивидуализации в 1990-х гг. реализовалась через создание профильных классов и систему дополнительного образования. В 2000-е гг. отдельные ее элементы были внедрены в систему обязательного образования (спецкурсы, элективы, курсы по выбору, проектная деятельность), а от профильно-сти был совершен переход к мультипрофильности - индивидуальным учебным планам, следующий шаг - разработка индивидуальных программ.
Вместе с тем развитие системы дополнительного образования привело к созданию гимназического Ломоносовского общества на базе музея М.В. Ломоносова, открытого в гимназии (тогда еще - в школе № 367) в 1991 г. Помимо ведения собственной научно-исследовательской деятельности и координации общегимназических проектов, музей сегодня является центром проведения международных школьных Ломоносовских чтений, участие в которых принимают ведущие ученые, деятели науки и культуры и, конечно, школьники из разных городов России, Украины, Белоруссии, Финляндии и других стран. В XXI Ломоносовских чтениях, проходивших в 2011 г., участвовало более 700 учеников из 85 учебных заведений.
- Литература -
1. Ломоносов М.В. Антология гуманной педагогики / Сост. С.Ф. Егоров. -М„ 1996.-С. 88-100.
2. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / Под ред. и с предисловием Г.С. Васецкого. - М.: Госполитиздат, 1950 .
3. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. - М.: Педагогика, 1991. - С. 259.
4. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 11 т. / Гл. ред. С.И. Вавилов. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950-1983.
5. Российская грамматика Михайла Ломоносова. Печатано в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук 1755 года.