УДК 172; 101
ФИЛОСОФСКО-МИСТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ОРДЕН РОССИЙСКИХ ТАМПЛИЕРОВ
Ю.В. Назарова
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
e-mail: Fox353@yandex.ru
В статье проводится анализ философской концепции Ордена тамплиеров, существовавшей на территории СССР. Определяется идейная связь Ордена с некоторыми другими философскими концепциями и сообществами того времени; выявляются философские основания концепции, что позволяет определить философию тамплиеров как симбиоз этики и мистики. В статье анализируются этические основания социальной части концепции Ордена тамплиеров, выделяются его характеристики, как уникального сообщества, существовавшего в условиях советской идеологии.
Ключевые слова: Орден тамплиеров; этико-мистическое сообщество, этико-социальная концепция Ордена тамплиеров; тоталитарное общество.
Тайные сообщества мистического характера, существовавшие на территории СССР - розенкрейцеров, тамплиеров, масонов - уникальный феномен, возникший в условиях тоталитарного общества. Особый интерес представляет Орден российских тамплиеров, объединивший интеллектуальную элиту своего времени вокруг концепции, которую условно можно было бы обозначить как этико-мистическую [4, с. 5-10].
Мистические сообщества исторически оказали значительное влияние на формирование философских, политических, социальных взглядов российской интеллигенции; так, по словам Н. Бердяева «первым культурным свободолюбивым человеком в России был масон и декабрист... В масонстве произошла формация русской культурной души, оно давало аскетическую дисциплину души, оно вырабатывало нравственный идеал личности» [1, с. 43-271]. Орден российских тамплиеров имеет менее богатую историю, чем масонство - он был основан 1919-1920 годах ХХ века, его члены были подвергнуты жестоким гонениям, философия тамплиеров почти предана забвению, документы, связанные с деятельностью Ордена долгое время были засекречены, поэтому влияние Ордена на настроения русской интеллигенции того времени еще не окончательно изучено и осмыслено.
Тем не менее, философское рассмотрение наследия тамплиеров, как философско-мистического сообщества времен советского периода, значительно расширит представления об отечественной философской мысли и поможет по-новому оценить роль мистических сообществ, как таковых, в российской культуре. По мнению А. Никитина, исследователя истории Ордена тамплиеров, тайные сообщества 20-30 годов ХХ века сыграли значительную роль в формировании культурной и духовной жизни страны: ««существует обширная область культурной жизни 20-х и 30-х годов прошлого века, оказавшая мощное, а главное -продолжающееся влияние на процесс духовного развития российской интеллигенции практически во всех областях науки, искусства и самой жизни, до последнего времени остававшаяся совершенно неизвестной» [3, с. 6]. Философские основания концепции Ордена тамплиеров идейно связаны со следующими концепциями.
Во-первых, они связаны очевидным образом с философией толстовства. В основании неприятия власти толстовцами стояли этические мотивы: идеология непротивления - это перевод любой внешней деятельности человека на совершенствование склада души [2]; любая власть представляет собой насилие, и, значит, мешает нравственному самосовершенствованию. Представления тамплиеров о власти можно охарактеризовать как «этику неприятия власти», что также, как и у толстовцев, было связано с идеей насилия, но насилие для тамплиеров - это любое покушение на одну из высших нравственных ценностей в ценностной иерархии концепции Ордена - свободу: «вопрос о власти у тамплиеров также лежал в области этики: власть рассматривалась как противоположность свободе; таким образом, несвободными считались и те, кто обладал властью, и те, кто был под чьей-то властью. Отсутствие свободы мешало, по мнению тамплиеров, духовному развитию личности, которое необходимо было как раз для того, чтобы сформировалось общество равных, свободных и духовно совершенных личностей. В таком обществе гарантом мира выступал бы не общественный договор, не тирания, и даже не демократия - а моральное сознание отдельно взятой личности. В легендах российских тамплиеров (например, «Об Атлантиде») власть, как «человеческое» начало, противопоставлялась духовному началу. В более узком смысле, власть противопоставлена базовым принципам Ордена - равенству и
свободе» [5, с. 89-92]. Толстовцы и тамплиеры были схожи в представлениях о власти именно с позиций этических концепций обоих сообществ. Так, для толстовцев отношение к власти основывалось, с одной стороны, на философском понимании зла Л.Н. Толстым, а с другой - на философии ненасилия Толстого. Концепция неприятия власти для тамплиеров имела как этический, так и мистический оттенки: представления о свободе для тамплиеров - это не только обоснование свободы как высшей ценности на пути к нравственному преображению, но и легенды гностического и теософского характера, мистически обосновывающие важность свободы личности и общества. В конечном итоге, со стороны официальной власти последовали объединенные репрессии толстовцев и тамплиеров - пример таких репрессий «Сочинское дело», которое связало два этих сообщества по совместному обвинению в контрреволюционном заговоре с целью подрыва и свержения советской власти [5, с. 89-92].
Представления тамплиеров о свободе были тесно связаны с этическими обоснованиями свободы, характерными для некоторых направлений русского масонства, которые, в отличие от западного масонства (и от западной ветви русского масонства), имели в большей степени этическое, чем мистическое основание. Так, по словам Н. Бердяева «в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным», что определило развитие русского масонства в 18 веке, причем Бердяев отмечал, что русское масонство в лице его основателя Н. Новикова, с одной стороны, было против свержения монархии и осудило Великую французскую революцию, с другой -центральной идеей в масонстве была идея свободы, однако, русское масонство отличалось тем, что видело обоснование принципа свободы не в теории общественного договора, а в Евангелии [1]. Философское обоснование свободы искал в христианстве и Л.Н. Толстой; с другой стороны, Орден российских тамплиеров основывал свои представления о свободе не на социальной концепции анархизма, а на философско-мистических идеях, имеющих гностические и теософские корни; таким образом, для тамплиеров была важна сама идея свободы, а не ее социальная реализация, что делает принцип свободы в философии тамплиеров этическим по своей природе, так же, как у Толстого и русских масонов.
Философия Ордена была связана и с такой политической концепцией, как анархизм. В частности, основателем Ордена в 1919-1920 году выступил А.А. Карелин, который, согласно некоторым версиям, задумал Орден как средство распространения анархических идей; члены Ордена изначально характеризовали себя как анархо-мистики, но, с другой стороны, существует мнение, что анархизм был приманкой для новичков, а основной целью Ордена были мистические задачи [3, с. 14]. Именно анархические идеи сообщества стали, впоследствии, причиной жестоких гонений со стороны советской власти; так «в обвинительном заключении по следственному делу №2779 / Р СО ЧОС ОГПУ приводится следующая цитата из одного из документов Ордена тамплиеров: «Рыцарь не желает власти ни себе, ни другим, он отрицает власть в самом ее принципе, считая ее одним из наиболее ярых проявлений сатанизма.Принцип власти противоречит принципу свободы, которая прежде всего отличает Бога от Сатаны. Поэтому рыцарь считает власть на земле отражением мирового сатанизма и борется с нею всеми силами...» [3, с. 347]. Очевидно, что для обвинительного заключения была выбрана наиболее яркая цитата, вырванная из контекста. Тамплиер не борется с властью посредством меча или бомбы, считая власть проявлением сатанинской воли - но он становится рыцарем духа, преображая собственную личность и личности других людей, для того, чтобы они больше не хотели подавлять других, властвовать над другими, участвовать в насилии» [5, с. 89-92]. Анархические идеи тамплиеров имели ярко выраженное этическое основание, в котором главную роль занимала изложенная выше идея свободы: неприятие власти обосновывалось с точки зрения духовного роста; гонения считались необходимым этапом на пути к нравственному опыту страдания, причем категория страдания являлась центральной в этической части концепции Ордена. Так, «основными ценностями в анархизме можно назвать ценности свободы и равенства, однако, в отличие от либерализма, эти ценности формируются не благодаря «общественному договору», а благодаря созданию общества без какой-либо власти, на основании равноправного взаимодействия свободных личностей. В процессе формирования такого общества на первый план выступает духовное развитие и нравственное совершенствование личности, благодаря которым отпадает потребность не только в
авторитарной власти, но и в «общественном договоре». Духовное развитие личности, в представлении тамплиеров, осуществлялось благодаря изучению мистической стороны орденского учения; нравственное совершенствование, «совершенствование склада души» -благодаря следованию определенным этическим моделям, которые были представлены в орденских легендах; основная же цель российских тамплиеров советского периода - «содействовать движению человечества в такой форме бытия и сознания, которая бы определялась высшими духовными началами» [3, с. 16]. Таким образом, в центре концепции тамплиеров были мистика и этика, причем этика представляется не как средство, а как конечная цель орденского движения» [4, с. 9].
Вышесказанное позволяет определить философскую концепцию Ордена тамплиеров как как симбиоз этики и мистики, причем этика стоит на первом месте:
- одной из главных идей являлась идея совершенствования склада души с целью построения общества, в котором нет места власти и насилию;
- ступени посвящения в рыцари Ордена подразумевали развитие душевной готовности сначала к совершенствованию склада души, потом к познанию, а затем - к искуплению (страданию), которое нужно было заслужить, пройдя две предыдущие стадии посвящения, предполагавшие нравственное и духовное преображение;
- категория страдания в концепции тамплиеров была связана с легендой о Граале, которая раскрывала подлинный мистический и этический смысл страдания.
Философия тамплиеров социально направлена, она призывает раскрывать нравственный потенциал отдельной личности ради принципа будущего всеобщего блага.
Мистика представлялась, скорее, как фон мировоззрения тамплиеров, а не как главный мотив их философии.
Вышесказанное позволяет дать Ордену тамплиеров следующие характеристики, как сообществу:
- Орден тамплиеров можно охарактеризовать как тайное сообщество интеллектуалов, объединившихся вокруг этико-мистической концепции преображения личности и общества.
- Это сообщество обладало собственными политическими взглядами, которые отрицали любую власть, подводя под это аргументы как этического, так и мистического характера.
- Орден тамплиеров - это сообщество с собственной развитой мифологией, объяснявшей сложное происхождение мира и историю человечества. Легенды тамплиеров имели ярко выраженные теософские корни.
- Способы распространения информации об Ордене, вербовка новых его членов отличались разнообразием. В основном, идеи Ордена подавались публично, например, на лекциях в университетах, когда студенты, показавшие свою заинтересованность, приглашались на закрытые встречи, где члены Ордена знакомили их с его концепцией.
- Философия Ордена имеет этическое основание, и это является отличительной чертой российских мистических сообществ, таких, например, как и масонские ордена, имевшие более длительную историю, чем Орден тамплиеров.
Исследование наследия Ордена с позиций социальной философии может дать представления о редчайшем опыте сообществ, возникших на философско-мистической почве в условиях идеологических ограничений и преследований.
Список литературы
1.Бердяев, Н.А. Русская идея: основные идеи русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М. : Наука, 1990. - 528 с.
2.Гусейнов, А.А. Л.Н. Толстой. Непротивление злу насилием // Опыт ненасилия в ХХ столетии. Социально-этические очерки / под ред. Р.Г. Апресяна. - М. : Аслан, 1996. - [Электронная версия]. - URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/N/10.html. (дата обращения: 31.07.2018).
3.Орден российских тамплиеров. В трех томах. Т.1. Документы 1922-1930 гг. / Публикация, вступительная статья, указатель А.Л. Никитина. - М. : Минувшее, 2003. - 419 с.
4.Назарова, Ю.В. Этико-мистическое содержание концепции российского ордена тамплиеров // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. - Вып. 1 (25). - С. 5-10.
5.Назарова, Ю.В. Толстовское движение и Орден российских тамплиеров: этика неприятия власти // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. -Вып.3 (27). - Т.1. - С. 89-92.
6.Назарова, Ю.В. Этика русского масонства // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 44-52.
PHILOSOPHICAL AND MISTIC COMMUNITIES IN THE CONTEXT OF SOVIET IDEOLOGY: THE ORDER OF RUSSIAN TAMPLIERS
Y.V. Nazarova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University e-mail: Fox353@yandex.ru
The article analyzes the philosophical concept of the Order of Knights Templars that existed on the territory of the USSR. The ideological connection of the Order with various philosophical communities of that time is determined. The philosophical foundations of the concept are revealed, which allows us to define the Templar philosophy as a symbiosis of ethics and mysticism. The article analyzes the ethical foundations of the social part of the concept of the Templar Order. Its characteristics as a unique community, that existed under the conditions of Soviet ideology, are also highlighted.
Keywords: the Order of Knights Templars; ethical-mystical community, ethical-social concept of the Knights Templars; totalitarian society.