Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ АЛИШЕРА НАВОИ'

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ АЛИШЕРА НАВОИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / гуманистическая парадигма / научные знания / этические экзистенциалы / совершенная личность / разум / суфизм / любовь / истин / «мысль сердца» / творчество / science / humanistic paradigm / scientific knowledge / ethical existentials / perfect personality / reason / Sufism / love / truths / “thought of the heart” / creativity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иззетова, Эмине Мустафаевна

В статье проведен ретроспективный анализ гуманистической парадигмы познания, науки, научного знания, которая реализована в творческом наследии А.Навои. Показана взаимосвязь процесса познания, научного знания, с экзистенциалами бытия человека: любовь, свобода, творчество, духовность, благо, воля, выбор. В формировании уникальности человеческой личности, в разрешении противоречий между человеческим внутренним миром и социальной средой, проблем внутреннего выбора, поиска человеком своего внутреннего «Я» и места в жизни А.Навои особое место отводит созидательной деятельности, науке и этическим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL RECONSTRUCTION OF THE HUMANISTIC PARADIGM OF SCIENCE IN THE CONTEXT OF ALISHER NAVOI’S PHILOSOPHY

The article provides a retrospective analysis of the humanistic paradigm of cognition, science, scientific knowledge, which is implemented in the creative heritage of A. Navoi. The relationship between the process of cognition, scientific knowledge, and the existentials of human existence is shown: love, freedom, creativity, spirituality, good, will, choice. In the formation of the uniqueness of the human personality, in resolving contradictions between the human inner world and the social environment, problems of internal choice, a person’s search for his inner “I” and place in life, A. Navoi gives a special place to creative activity, science and ethical values.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ АЛИШЕРА НАВОИ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ АЛИШЕРА НАВОИ

Иззетова Эмине Мустафаевна

доктор философских наук, профессор, Ташкентский государственный

университет востоковедения

АННОТАЦИЯ

В статье проведен ретроспективный анализ гуманистической парадигмы познания, науки, научного знания, которая реализована в творческом наследии А.Навои. Показана взаимосвязь процесса познания, научного знания, с экзистенциалами бытия человека: любовь, свобода, творчество, духовность, благо, воля, выбор. В формировании уникальности человеческой личности, в разрешении противоречий между человеческим внутренним миром и социальной средой, проблем внутреннего выбора, поиска человеком своего внутреннего «Я» и места в жизни А.Навои особое место отводит созидательной деятельности, науке и этическим ценностям.

Ключевые слова: наука, гуманистическая парадигма, научные знания, этические экзистенциалы, совершенная личность, разум, суфизм, любовь, истин, «мысль сердца», творчество

Maqolada A.Navoiy ijodiy merosida amalga oshirilayotgan bilish, ilm-fan, ilmiy bilishning gumanistik paradigmasi retrospektiv tahlil qilingan. Bilish jarayoni, ilmiy bilish va inson borligining ekzistensiallari o'rtasidagi munosabat ko'rsatilgan: sevgi, erkinlik, ijodkorlik, ma'naviyat, yaxshilik, iroda, tanlov. Inson shaxsiyatining o'ziga xosligini shakllantirishda, inson ichki dunyosi va ijtimoiy muhit o 'rtasidagi ziddiyatlarni, ichki tanlov muammolarini hal etishda, insonning o Z ichki "men "ini, hayotdagi o 'rnini izlashda A.Navoiy alohida o 'rin tutadi. ijodiy faoliyatga, ilmiy va axloqiy qadriyatlarga.

Kalit suzlar: ilm, gumanistik paradigma, ilmiy bilim, axloqiy ekzistensiallar, komil shaxs, aql, tasavvuf, ishq, haqiqatlar, "qalb fikri ", ijod

The article provides a retrospective analysis of the humanistic paradigm of cognition, science, scientific knowledge, which is implemented in the creative heritage of A. Navoi. The relationship between the process of cognition, scientific knowledge, and the existentials of human existence is shown: love, freedom, creativity, spirituality, good, will, choice. In the formation of the uniqueness of the human personality, in resolving contradictions between the human inner world and

ANNOTATSIYA

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

the social environment, problems of internal choice, a person's search for his inner ".I" and place in life, A. Navoi gives a special place to creative activity, science and ethical values.

Key word: science, humanistic paradigm, scientific knowledge, ethical existentials, perfect personality, reason, Sufism, love, truths, "thought of the heart", creativity

ВВЕДЕНИЕ

Гуманизация науки в XXI веке приобретает важное методологическое значение в процессе интеграции различных отраслей знания вокруг комплексного изучения природы, человека и общества, в поиске смысла исторического процесса, его человеческой обусловленности. Современное информационно - цифровое общество как никогда остро осознает необходимость признания « благоговения перед любой жизнью» как принципа уважения не только прав любого человека, но и прав на жизнь всей природы в самом широком смысле слова. Гуманистическая трансформация научного сообщества направляет свой взор на ноосферное сознание, общество знания, постнеклассическую модель науки, на углубление и расширение знания и нравственных норм во всех сферах жизнедеятельности человека. Основные нормы и принципы морали (добро, справедливость, счастье, трудолюбие, терпение, гуманизм, честность, любовь) получили свое развитие в творчестве великого поэта - гуманиста Алишера Навои.

Вопросы гуманизации науки, социально-этических оснований человеческого бытия привлекали внимание как восточных, так и западных мыслителей. Философы Центральной Азии (ал-Хорезми, ал-Фараби, Беруни, Ибн Сина, Алишер Навои) разработали стройную концепцию о нравственно -гуманистических нормах развития научного познания. Они считали, что такой подход является неотъемлемым элементом развития науки. Хотя следует признать, что эти вопросы в том время не вставали перед человечеством в столь остром качестве проблемы его непосредственного бытия. Глубокие изменения, наметившиеся во взаимодействии науки и общества, требуют глубокого исследования данной проблемы, в первую очередь с позиций гуманизма, с точки зрения ее ценностных смыслов.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ

Общеметодологический круг вопросов исследования получил достаточно глубокую разработку в мировой философско-методологической и научной литературе, выполненной в контексте арабо-мусульманской и западной и

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

философско-культурной парадигмы. Философско-методологические аспекты проблемы рассмотрены в научных исследованиях Ф. Роузенталя, Е.Э.Бертельса, Р.О.Баходиров, М.Н.Абдуллаевой, К.Назарова, Н. Комилова, М.Арипова, Ж.Холмуминова, Ш.Ш.Агзамходжаевой, М. Меликовой, Б.А.Тилляева, Для достижения научной цели и решения поставленных задач были использованы такие методы, как: философско-историческая реконструкция, аналитический -синтетический, сравнительно-исторический, философско-герменевтический, идеографический, системный подход.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Во все времена и эпохи концепции, теории науки должны быть этически соразмерными, соотнесенными с гуманистическими ценностями, «человекоразмерными». Культурное, гуманистическое значение фундаментальной науки, включающей философские и этические компоненты, делают ее необходимой для человечества. Эти параметры науки сформировались еще в древности. Решение этих проблем мы находим в трудах мыслителей средневекового Возрождения Центральной Азии. Одной из особенностей рассматриваемого периода было то, что нравственность человека являлась центральной проблемой в их исследованиях. Так, например, Алишер Навои был глубоко убежден в том, что наука, научные знания способствуют развитию лучших нравственных качеств ученых, которые в конечном итоге ведут к духовному совершенству, к развитию таких составляющих этой сферы, как интеллект, разум, сознание, мышление, психика, нравственность, воля, вера и т.д. «...Знания приобретаются, чтобы веру укреплять, а не для того, чтобы богатства наживать.ученый, не действующий по закону, - это тучи, не приносящие дождя».1

Особое внимание А.Навои уделял формированию духовно-интеллектуального облика молодежи, с высокоразвитым интеллектом, владеющего языками, наделенного лучшими человеческими качествами. Мыслитель считал, что в этом процессе особая роль должна принадлежать разуму, науке, знаниям. Жизненное кредо А.Навои «Знание и мудрость -украшение человека» является ориентиром для современной молодежи, нового поколения молодых ученых. В сложном динамично развивающемся мире эта проблема приобретает особую ценность2. Знание - необходимый компонент духовного мира личности, включающий в себя стремление к

1 Навои А. Возлюбленный сердец / Собр.соч.: В 10 - ти т. Т.10. - Ташкент: Фан, 1970. - С.81.

2 Манурова Р.У. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения// Проблемы педагогики. - 2016. -№ 2 (13). - С. 17- 20.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

совершенствованию посредством учения и образования. Приобретение знания отождествляется исключительно с категорией счастья и ведет к достижению наивысшего нравственного самосовершенствования и достоинства. Любое улучшение общественного положения человека зависит от уровня его знания и не должна зависеть от богатства, преимущества рождения, социального положения и т.д. В этой социальной среде ни мораль, ни благополучие, ни действие, никакая другая из общественных ценностей не пользуется такой же долей внимания, как «знание». В концепции А.Навои знание связано с личностью, с внутренними чувствами, с духовным миром человека, этическими экзистенциями.

Значимость знания определяется, прежде всего, его местом и ролью в нравственном совершенствовании личности и общества в целом. Ценность знания определяется тем, служит ли оно добру или способствует процветанию зла, падению нравов. Наука - это ключ к подлинному существованию и препятствие на пути неподлинного бытия. Да, действительно, наука должна служить благу. Это особенно важно в настоящее время. Решение научно-технических задач должно имплицитно включать в себя гуманистические идеалы, ибо в противном случае она же приведет к негативным последствиям, угрожающим, природе, здоровью человека, то есть планете в целом. С этой точки зрения представляет особый научный интерес постановка и решение данной проблемы в творчестве А.Навои.

В духовном мире человека А. Навои уделяет особое внимание разуму, апелляция к которому дает возможность обосновать ценность и высокую степень совершенства человека. Вместе с тем разум служит также обоснованию идеи утверждения приоритета духовного начала, где он играет роль вспомогательного фактора в беспрерывном самосовершенствовании человека. В этом плане разум выполняет регулирующую, контролирующую функцию, ограничивая действия человека и помогая ему преодолевать страсти души, отрицательные наклонности. А.Навои считал, что человек познает самого себя, окружающий мир благодаря силе своего разума, способности мыслить: „Дороже всех богатств, Тебе дана Бесценная жемчужина одна; И это - разум. Не сравняться с ним Рубинам и алмазам дорогим. В жемчужине земного бытия Заключена жемчужина твоя. В ней дар познанья тайн и высоты,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

Вот чем при жизни удостоен ты!».3

Главной целью каждого государства, общества являются интересы человека, его счастье. И для того, чтобы быть счастливым, человек, согласно А.Навои, должен всемерно проявлять интерес к земной жизни, использовать и подчинять себе силы природы, трудиться и заниматься самосовершенствованием. Для достижения совершенства человек должен изучать науки. Этот процесс требует настойчивых интеллектуальных усилий, научно-философского постижения мира. «Друг! Если хочешь к цели ты дойти И море знаний в мире приобрести, На путь исканья бодро поспеши! Надежда - свет взыскующей души. Чтоб стать ученым, молод ты иль стар, Условья: воля добрая и дар»4. Кто исполняет все, что обещал, Тот обретает все, что пожелал. Ты слово дал - так сохрани его, Как заповедь пророка самого».5

А.Навои в характеристику подлино разумного, духовно-нравственно развитого человека включает этические категории: искренность, честность, следование нравственной чистоте, цельность, ответственность. Он осознавал, что эти категории выступают ценностно-этическими экзистенциалами жизнедеятельности человека6, а так же являются важными факторами развития научного знания. Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет «воля добрая», сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Воля является источником осуществления нравственных принципов, основой практической деятельности человека.

Человеческий разум в процессе познания сущего совершенствуется сам и приходит к познанию высшей истины. Поэтому А. Навои рассматривает научное знание в неразрывном единстве с духовно - нравственным совершенством человека. Однако для приобретения знания требуются не только трудолюбие, но и определенные нравственные качества - скромность,

3 Навои А. Смятение праведных// Собр. Соч.: В 10 т. Т.3. - Ташкент: Фан, 1968. - С. 208.

4 Навои А. Стена Искандера. // Собр.соч.: В 10т. Т.7. - Ташкент: Фан, 1968. - С. 156.

5 Навои А. Стена Искандера. // Собр.соч.: В 10т. Т.7. - Ташкент: Фан, 1968. - С.255.

6 Новикова Е.С. Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа. Автореф. к.филос.н. -Тула, 2007. - https://www.dissercat.com/content/ekzistentsialy-chelovecheskogo-bytiya-kak-predmet-eticheskogo-analiza

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

терпение (сабр), довольство малым (каноат), благовоспитанность. Терпение -это основа жизнедеятельности человека, поэтому этому принципу большое значение придавалось в философии суфизма, к которому проявлял повышенный интерес А.Навои. В своем произведении « Возлюбленный сердец» поэт-философ дает следующее объяснение: «...Терпение это означает переносить все трудности к истине, вынести все слышанное и виденное, как бы оно ни было горько.Оно - путь к решению задач. Оно - спутник докучный, который до цели доведет..»7. Вместе с тем в науке необходимо воздержание от надменности, гордости: «Человек, который не скрывает своего незнания, расспрашивает обо всем, со временем станет ученым, а тот, кто из гордости не обращается к другим, вредит сам себе. Постоянно накапливая знания, человек становится мудрым. Знание подобно реке, образующейся из ручейка... Кто своим трудом приобретает знание, тот станет мудрым. Кто лишает себя знания, тот в народе слывет своевольным невеждой. Кто прилагает усилие и старание в приобретении знания, тот станет в мире (знатным) и ученым»8. Ученого не украшают такие качества, как невежество, не компетентность, высокомерие, надменность по отношению к другим людям, не уважительное отношение к чужому мнению, так как он считает себя носителем истины в последней инстанции. «Поистине, нет ничего злосчастнее невежества. Какая глупость быть самодовольным! Какое несчастье быть самоуверенным!»9 . Для А.Навои гуманистический идеал - это совершенный человек (ал камил инсон), воплощающий в себе единство интеллектуального и нравственного совершенства.

В произведениях А.Навои нашли отражение и представления о диалектическом развитии мира всего сущего. Все существующие предметы и явления диалектически взаимосвязаны, все возникающие вещи причинно обусловлены, базируются на принципе детерминизма, зависят друг от друга. Все материальные системы мира подвергаются изменению, они постоянно обновляются, движутся и совершенствуются, поэтому, заключает Навои, разум из-за этих перемен и изменений не в состоянии познать всего10.

«Все изменяется, всему пора,

Сегодня не похоже на вчера.

Но разум - хоть не может знать всего, -

7 Навои А. Возлюбленный сердец / Собр.соч.: В 10 - ти т. Т.10. - Ташкент: Фан, 1970. - С.56.

8 Навои А. Возлюбленный сердец. - М.- Л., 1948. - С.146.

9 Навои А. Возлюбленный сердец / Собр.соч.: В 10 - ти т. Т.10. - Ташкент: Фан, 1970. - С. 71.

10 Тилляев, Б. А. Рационалистический характер этики в Средней Азии и Иране в ХГУ-ГУ вв. / Б. А. Тилляев. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. № 14 (148). - С. 749-752.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

Он лучше, чем отсутствие его»11.

Благодаря силе разума человек способен раскрыть глубокие тайны природы. Только познавая тайны природы, устанавливая истину, можно решать практические задачи. Любое действие не может быть без знания.

«Пусть трудно сущность атома понять,

Пусть невозможно истину познать

Когда стремленье явит разум твой,

Ты мир чудес откроешь пред собой»12.

Выдающий поэт, философ, видевший мощь разума и пороки безнравственности, считал, что нравственные свойства человека превыше всего, они определяют его деятельность в обществе, его взаимоотношения с другими людьми, а моральные требования и предписания во многом определяют успехи в научно-познавательном процессе. Современная тенденция развития научного познания свидетельствует о том, что субъект познания вовлеченный в виртуальное пространство, в поле искусственного интеллекта, отдает предпочтение рационализации и целесообразности. В этой ситуации на второй план уходят ценностные, этические ориентиры науки и научной деятельности.

Стремление великого гуманиста к нравственности, понимание ее значения в развитии общества обратило его внимание на суфизм13, поскольку в нем созданы учения, ведущие к нравственному очищению человека, пути достижения высокой нравственности и истины. Суфизм оставляет человека наедине с совестью, заставляет думать о себе, самосовершенствоваться, воспитывает в духе справедливости и нравственной чистоты.

Соотношение нравственности и познания - это одна из вечных проблем философии. История развития науки, если вспомнить создание атомной и водородной бомбы, современную генную инженерию, экологическую ситуацию, биотехнологии, нанонаучные исследования и т.д., свидетельствует об ее актуальности на всех этапах развития человеческой цивилизации. Представляется, что суфизм не только обратил внимание на проблему взаимоотношения гуманистических идеалов и науки, но и создал свою концептуальную конструкцию. Ступени познания связаны со ступенями постижения Истины: шариат, тарикат, маърифат, хакикат. По мере восхождения к Истине суфий все более и психически, и нравственно

11 Навои А. Стена Искандера. // Собр.соч.: В 10т. Т.7. - Ташкент,: Фан, 1968. - С.263.

12 Навои А. Стена Искандера// Собр.соч.: В 10т. Т.7. - Ташкент: Фан, 1968. - С. 153.

13 См.: Комилов Н. Тасаввуф. - Ташкент: Ёзувчи, 1996. - С. 176; Арипов М. Гуманизм Алишера Навои. -Ташкент: Узбекистан, 1991. - С. 24.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

приближается к тому состоянию, когда у него появляется предсказательное (каромат) свойство, когда ему открываются божественные, необычные, сверхъестественные явления. Вот именно на этой ступени человек только при помощи разума не может познавать божественный мир. И здесь необходима интуиция, свойственная только избранным (орифам), которые приобретаю способность предвидения (каромат).

Идеи суфизма открывали большие возможности для человеческого мышления, для свободы, простора человеческой мысли, для самосознания человека. И вместе с тем была поставлена проблема познания мира. Она не сводилась лишь к одному разуму, а представляла собой сложную систему, высшим элементом которой является интуиция. Мы не должны исходить из того, что объективно существующий мир исчерпывается только миром материальной эмпирической действительности. Сущность суфизма, «занявшего место в сердце народа, выражается в идеалах Честности, Истины, Красоты, Совершенства, в идеях Гуманизма, которые дали вдохновение великим ученым, писателям, литераторам»14.

В основе любого ценностного знания лежит деление явлений на благоприятные (полезные) и неблагоприятные (вредные). Этот же общий знаменатель (польза - вред) мы обнаружим при историческом подходе к таким человеческим ценностям, как свобода, истина, счастье, любовь, добро, справедливость. Тут естественным образом на передний план выходят эмоциональная окраска, чувственная неповторимость переживания, радость, счастье, смысл жизни, т.е. речь идет о экзистенциальных составляющих существования человека. Каждая из духовных ценностей настолько своеобразна и несводима к чему бы то ни было, что никакие логические операции приблизить нас к постижению этого качественного своеобразия не в силах. Ведь мы живем не в абстрактном мире, а в мире очеловеченном. Этот мир имеет свою цветовую палитру, которая связана с нашим отношением к нему. Мы воспринимаем мир через сознание, а оно, как известно, соткано из опыта взаимоотношений с явлениями жизни, диалогов с природой, человека с человеком, из человеческих смыслов, из стремлений познать самого себя, постичь истину.

«Тому, кто хочет истину познать, Нет нужды далеко ее искать. Она с тобою всюду. Нет причин Идти за нею в отдаленный Чинг.

14 Комилов Н. Тасаввуф. - Ташкент: Ёзувчи, 1996. - С.19.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

И тот, кто хочет смысл найти во всем, Найдет ответ на все в себе самом. Ища познанья - по миру блуждай, Но чтобы все познать - себя познай»15.

Жизнь есть любовь, добро, счастье, удивление. Любовь движет истиной. А.С. Пушкин писал: «Нет истины, где нет любви!». Философия любви занимает достойное место в творчестве А. Навои. Любовь выступает как составной элемент гуманистического идеала, гармонично развитой личности, творческого поиска истины. Любовь, по Навои, есть путь благородства и мужества, испытание верности и дружбы, горение сердца и непрерывное движение от одной цели к другой, проявление человеком всех своих способностей и духовных качеств. Для этой любви свойственны три качества: во-первых, жертвенность, идея самопожертвования во имя высшего блага, сочетание борьбы за личное счастье с необходимостью борьбы с социальным злом; во-вторых, она требует нравственной чистоты, очищения сердца от дурных наклонностей, сочетания знания с нравственным совершенствованием; в-третьих, любовь выступает как объединяющее социальное начало, соединяя в себе красоту и добродетель, укрепляет разум и волю16.

Любовь в творчестве А. Навои выступает как широкая социально-философская, этико - эстетическая категория, духовная ценность, которая представляет собой направляющую и организующую силу человеческой деятельности - интеллектуальной, нравственной, художественно-эстетической, воспитательной, физической и т.д. А.Навои, отмечал, что красота - это тайна мироздания, а любовь - это средство постижения красоты. Встреча с внутренним существованием мира возможна только в состоянии любви. «Мысль разума», которой дана лишь внешняя сторона предмета, всегда должна сопровождаться «мыслью сердца». «Сердце» не есть некая отдельная инстанция, противоположная разуму, она есть целостность внутреннего бытия, одним из излучений которого может быть и разум. Сердце противостоит лишь отрешенному, оторванному от этой целостности разуму. То, что не дано сердцем, вообще не дано в точном смысле слова, не затрагивает человека и, в конечном счете, делает невозможным объективное познание. Отношение к окружающему миру через «мысль сердца» есть отношение любви.

Проблеме философии любви как гуманистической ценности уделяли много внимания философы последующих эпох. В своих концепциях мыслители

15 Навои А. Стена Искандера// Собр.соч.: В 10т. Т.7. - Ташкент: Фан, 1968. -С. 312, 14.

16 Арипов М. Гуманизм Алишера Навои. - Ташкент: Узбекистан, 1991. - С. 98 - 99.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

подчеркивали приоритет любви над теоретическим научным знанием. Любовь не только конституирует человека как личность, но и является средством более глубокого, а потому и более точного открытия - реальности. Так, например, А.Ф. Лосев, комментируя Платона, писал: «Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего... Творец в любой области. В личных отношениях, в науке, в искусстве, в общественно-политической деятельности всегда есть любящий; только ему открыты новые идеи, которые он хочет воплотить в жизнь и которые чужды нелюбящему»17.

ВЫВОДЫ

Мыслители Центральной Азии уже в те далекие времена теорию знания связывали с личностью, духовным миром человека, экзистенциальной составляющей бытия человека. А.Навои гуманистическую модель знания рассматривал через призму суфизма. Научно-философская концепция ученого характеризуется близостью к современной интерпретации мыслительного процесса, научного познания, глубоким пониманием роли науки в социальном прогрессе. Современная наука претерпевает фундаментальные изменения, вызванные социокультурными преобразованиями. Меняется облик науки, ее место в информационном - цифровом обществе. Здравый смысл нам подсказывает, что познавательный процесс не может быть ограничен чисто логическим развитием знания, в нем важна и субъективная, духовно -ценностная составляющая. По-новому осмысливаются ее задачи, функции, способы и методы взаимодействия с окружающим миром. В связи с переходом науки на постнеклассический этап развития, идет активный процесс формирования гуманистической парадигмы науки, рационально-этические предпосылки которой, на наш взгляд, были заложены великим ученым, философом А.Навои.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Арипов М. Гуманизм Алишера Навои. - Ташкент: Узбекистан, 1991. -

2. Комилов Н. Тасаввуф. - Тошкент: Ёзувчи, 1996. - 272б.

3. Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона /Платон. Сочинения.- М.: Мысль, 1968. Т.1. - 636с.

4. Меликова М. Вопросы исторического познания в духовном наледии

17 Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона/ Платон. Сочинения. - М.: Мысль,

242с.

1968. Т.1. - С.70.

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(11), November, 2023

А.Навои //Жамият ва инновациялар. Общество и инновации. 2021. №2. - С.94 -98.

5. Навои А. Смятение праведных // Собр. Соч.: В 10 т. Т.3. - Ташкент: Фан, 1968. - С. 208.

6. Навои А. Стена Искандера. // Собр.соч.: В 10т. Т.7. - Ташкент: Фан,1968.-С.255.

7. Навои А. Возлюбленный сердец. - М..- Л., 1948. - С.146.

8. Новикова Е.С. Экзистенциалы человеческого бытия как предмет этического анализа. Автореф. к.филос.н.-Тула,2007.-https://www.dissercat.com/content/ekzistentsialy-chelovecheskogo-bytiya-kak-predmet-eticheskogo-analiza

9. Тилляев, Б. А. Рационалистический характер этики в Средней Азии и Иране в XIV-IV вв. / Б. А. Тилляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2017. № 14 (148). - С. 749-752. - URL: https://moluch.ru/archive/148/41662/ (дата обращения: 06.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.