УДК 1/14 +78.01
Т.Ю.Гордеева
ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ГАРМОНИЗУЮЩИЙ ЭФФЕКТ ПЕВЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Статья посвящена анализу причин гармонизующего воздействия пения, выявляемых в рамках философского анализа. Пение как способ обретения человеком качеств «самоосознания» и «резонирования» способствует развитию творческого Духа личности. В связи с этим обретается качество духовной гармонии, выстраивается взаимосвязь со звучащим Космосом, звуковое бытие отдельного человека вплетается в общность планетарной фоносферы.
Ключевые слова: музыка, певческая культура, «homo cantor», самосознание, резонаторность, тембр.
T.Ju.Gordeeva. HARMONIZES THE BEGINNING OF THE PROCESS OF SINGING IN A PHILOSOPHICAL PERSPECTIVE.
This article analyzes the causes of the health effects of singing as a way of gaining as a «self-realization» and «resonate». If we consider the phenomenon called «a man singing » - «homo cantor», he immediately reveals its many faces. Among the many faces of this quality are the following: «a man singing» - «a self-aware person» and «a man resonating». For each individual dive into a new world of «homo cantor» means finding concerning the above characteristics. It is thanks to the possession of each man filled with the tone of the life-giving energy. Pursuing the classical style of singing, I have come to the firm conviction that when using it possible not only to raise the professional singer, but also to carry out a kind of a course of psychological healing and increase vitality of man. How can singing sound increases vitality, giving the so-called and well perceived by people "burst of energy"? Man "resonating", revealing his voice, "self-awareness" and fueled by spiritual energy timbral archetype. Hus, analyzing the main qualitative characteristics of a person singing, what are the "self-awareness" and "resonating", apparently, it can be concluded that the health effects of singing on the human body is based on the recovery while its integrity as a being balanced the existence of which is inseparably connected with the laws of harmony of the universe.
Key words: music, singing culture, «homo cantor», self-realization, resonance of sounding, timbre.
Если рассмотреть феномен под названием «homo cantor» - «человек поющий» [2,с.11], то он сразу же обнаружит свою многоликость. Среди этой многоликости можно выделить следующие качества: «человек поющий» - это «человек самоосознающий» и «человек резонирующий». Для каждой личности погружение в новый мир «homo cantor» означает обретение в связи с этим вышеуказанных характеристик. Именно благодаря обладанию каждой из них человек наполняется тонусом живительной энергии. Данная статья посвящена анализу причин духовно-гармонизующего воздействия пения на человека как способа обретения качеств «самоосознания» и «резонирования». Вероятно, данные качества, расширяя границы бытия человека через звук, способствуют его вхождению в планетарную фоносферу и устанавливают духовное взаимодействие с звучащим Космосом.
Философским вопросам человеческого мышления, связанного с голосовым процессом речи и пения, посвящены исторические реконструкции Р.Штайнера, работы Ш.Монасыпова. Исследования по музыкальным традициям регионов Азии, Африки, Дальнего и Ближнего Востока принадлежат ученым Центра музыкальных культур мира: Дж.К.Михайлову, Е.В.Васильченко, Е.М.Гороховику. Проблемам особенностей национального тембра посвящены работы, например, И.Догеля, И.Земцов-ского, Л.Христиансена, В. Виноградова, В.Беляева, Э.Алексеева и др.
Рассмотрим кратко каждое из основных качеств, приобретаемых человеком поющим («homo cantor»). Первое - качество «самоосознания». Человек древности, как указывает на это, например, Р.Штайнер, не отделял свое бытие от существования окружающего мира. Его внутренний мир пол-ностью согласовывался с внешним в результате следования принципам вселенской гармонии. Р. Штайнер так описывает переживание Древнего человека Востока: «В моей голове я чувствую всю Землю. Голова есть миниатюрная Земля. Но эта Земля открывается моей груди, которая несет внутри сердце. И то, что происходит между головой, грудью и сердцем, есть образ того, что выносится из моей жизни в Космос, выносится в земное окружение, открытое Солнцу»[5, с.16].
В двадцатом веке, благодаря философии экзистенциализма человек с удивлением обнаружил, что его природа давно уже рассогласуется с законами Вселенной в связи с тем, что человек теряет свою целостность, теряет внутреннюю суть, попадая с самого рождения в сеть общественных норм и необходимых требований для вхождения в социум. Следуя по данному пути, забывая и, даже, порой, не подозревая о своем исключительном, уникальном предназначении в земном существовании, человек растрачивает, отпускает во внешний мир так много энергетической силы, что непростительно рано начинает испытывать сбои в своем организме и преждевременно уходит из жизни. «Период с XV столетия и до наших дней может
быть назван бесплодным периодом в развитии человеческого духа.... Человек...изъят из непосредственной связи с миром и Вселенной»[5,с.128].
Удивительная способность процесса пения состоит, в первую очередь, в возможности обретения человеком целостности своего бытия. Это происходит через самооткрытие, самопознание себя как звучащего инструмента, самоаккумулирование энергии за счет сосредоточения на себе, на особенностях своего дыхания, возможностях голосового аппарата. Самоосознание себя в окружающем мироздании через пение дает возможность человеку обнаружить в себе состояние умиротворения и стройности мыслей и чувств, подобно Вселенской «гармонии сфер» и начать налаживать давно забытые связи с Космосом, тем самым получив доступ к великому энергетическому каналу. Самоидентификация личности, рождающей звенящий звук, с миссией Творца, и прилаживание этого звучания к Вселенской гармонии -мощная энергетическая поддержка развитию человеческого Духа.
Рассмотрим другую из выделенных нами характеристик «человека поющего» - это качество «резонирования». Действительно, человек, напевающий что-то, отличается от человека, собственно поющего резонирующим эффектом звучания его голоса. Именно этот эффект окрашивает звучание и рождает его главную характеристику - тембр. Анатомия человека выдает в нем, образно говоря, акустический музыкальный инструмент, в котором имеется множество резонаторных полостей. Неслучайно в античности человек представлялся «поющей лирой». Назовем основные из резонаторов человеческого тела: лобная пазуха, височная пазуха, гайморова полость, носовая и ротовая полость, твердое небо, носоглоточная полость, гортань, трахея, бронхи, кости. Примечательно, что наряду с резонаторами человеческого организма, не меняющими свой объем, существуют и такие, например, глотка, гортань, объем которых можно варьировать той или иной техникой пения. В зависимости от использования в певческом процессе резонаторов постоянной формы и, так называемых, «подвижных» резонаторов, меняется характерный тембр голоса у представителей различных школ и традиций. Например, на использовании преимущественно носового и ротоглоточного резонатора основывается так называемое «горловое» тувинское пение, на применении головного и резонатора базируется китайская традиция, а также прием арабского «улюлюканья». Чередование головного и грудного резонаторов использует в своей практике, например, манера швейцарского «йодля», гармоничное сочетание грудного и головного резонаторов («ставь голова на грудь, грудь на голова»1) лежит в основе бельканто, ротовой резонатор применяет современная мировая эстрада.
Существует прямая зависимость между тембром голоса, главенствующим в певческой культуре той или иной традиции, и музыкальными инструментами, которые бытуют в музыкальной среде этого же пространства-времени. Так, например, манеру тувинского горлового2 пения -хоректээр имитирует древний инструмент варган3. И в том, и в другом случае тембр определяет использование, главным образом, носового резонатора, основанное на технике грудного дыхания. Идея грудных и ротоглоточных резонаторов положена в основу струнных инструментов. «Льющийся», с характерным вибрато голос итальянского певца напоминает звучание струнно-смычковых инструментов. Алпатова А.С. пишет, что «в форме корпуса инструментов лютневого типа заключена идея физиологических резонаторов - живота, груди или полостных резонаторов (то есть находящихся в полости рта).. гриф и струны отражают прохождение вибрирующего воздушного столба, подобно тому, как при пении звук выводится наружу. ..Звучащие основные струны напоминают колеблющиеся голосовые связки, а вспомогательные поддерживают их подобно мышцам, поддерживающим гортань. О прямой связи конструкции струнных с представлением об устройстве голосового аппарата еще более свидетельствует тот факт, что в ряде инструментов регионов, в том числе и в ситаре, количество дополнительныхструн соответствует числу парных мышц гортани: и тех, и других -тринадцать»[1,с.29-30].
Анализ музыкального инструментария той или иной музыкальной культуры наводит на мысль о его тесной взаимосвязи с феноменом «человека резонирующего» («homo resonator») и с культивированием звучаний, однажды возникших в той или иной резонаторной области человеческого тела. Звук, порождаемый музыкальными инструментами, теперь нуждается в
1 Знаменитое выражение профессора К.Эверарди.
2 Горловое пение - техника пения с необынной артикуляцией в глотке и/или гортани. Звучание состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (4-13 обертоны). Обертоны хорошо слышны, когда компоненты: звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки, что позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
3 Варган - древнейший музыкальный инструмент.
согласовании со звучанием голоса и анализе данного процесса со стороны самого человека. Иными словами, звук, возникший благодаря человеческой телесности, материальности, усиленный резонаторами человеческого организма, является неким эталоном звучания, потому что человек «резонирующий» в мифологии Древних культур - это проводник звука, рожденного Великой Вселенной. При сравнении звука, рожденного певческим голосом, и звучания музыкального инструмента в человеческом сознании рождается некий процесс уподобления-расподобления этого звучания тому, что первоначально возникло в человеческом организме как «поющей лире». Дальнейшее развитие музыкального инструментария связано с поиском его наилучшей внешней формы, совершенствованием внутреннего устройства, отысканием материала изготовления, а также закреплением приемов «технэ». Этот процесс формирует наиболее адекватный тембр данного инструмента, совпадающий по спектру обертонов со звучанием человеческого голоса как идеального первообраза звука. С другой стороны, звук, рожденный на инструменте, в свою очередь, возбуждает творческую энергию певца, потому что спектральный состав инструментального звучания обязательно будет содержать новые, неожиданные гармоники ввиду возможных отклонений в конструкции музыкального инструмента по сравнению с той или иной частью человеческого певческого аппарата. Если такие краски явятся для певца откровением, то творческая игра с уподоблением-расподоблением звучания будет идти и в виде обратной связи «звук инструмента - звук голоса». В любом случае, идет ли поиск адекватного звучания музыкального инструмента, или совершается работа над обогащением тембра своего голоса, человек резонирующий «запускает» механизм энтелехии4, которая наполняет его творческой энергией и одухотворяет. Кроме того, важнейшая особенность тембра заключается в его способности быть неким посредником между информацией, хранящейся в глубинных слоях коллективного бессознательного народа, и современным существованием данной культуры. Тембр певческого голоса, порождаемый «человеком резонирующим», обладает национальным звуковым колоритом и являет опознавательный знак той или иной певческой традиции. Оздоровительный эффект при воздействии «родным» тембром возможен из-за установления незримых взаимосвязей с архетипическими слоями подсознания, которые являются, по-видимому, огромными энергетическими запасниками для человека (человеческого Духа). Человек «резонирующий», выявляя свой тембр, подпитывается духовной энергией тембрального архетипа и позволяет наполнить духом каждую материальную клетку тела, встрепенуть ее, пробудить, обратиться к ее информационному коду гармоничного состояния[4].
Таким образом, проанализировав основные качественные характеристики человека поющего, какими являются «самоосознание» и «резонирование», можно сделать заключение о том, что гармонизующее воздействие пения на организм человека связано с творческим самосознанием себя как «поющей лиры» и основывается на восстановлении при этом его целостности как существа, гармоничное «звучание» которого соизмеряется с «гармонией сфер». Расширяя границы своего бытия через звук, человек приобщается к фоносфере Планеты и устанавливает духовное взаимодействие с звучащим Космосом.
Литература
1. Алпатова А. С.Человек в архаической 1. Alpatova A. S.Chelovek v arhaicheskoj музыке: об антропологическом методе в muzyke: ob antropologicheskom metode v этномузыковедении // Музыковедение.-.№2.- jetnomuzykovedenii // Muzykovedenie.-N°2.- S.24-С.24-33 33
2. Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки 2. Andguladze N. Homo cantor: Ocherki вокального искусства. - М.,2003, - 240с. vokal'nogo iskusstva. - M.,2003, - 240s.
3. Словарь иностранных слов / ред. И. В. 3. Slovar' inostrannyh slov / red. I. V. Lehin, Лехин, проф. Ф. Н. Петров. - М., 1954, - 855с. prof. F. N. Petrov. - M., 1954, - 855s.
4. Шмидт Т. Крайон. 11 задач, чтобы 4. Shmidt T. Krajon. 11 zadach, chtoby впустить в себя свет. - М.,2012, - 160с. vpustit' v sebja svet. - M.,2012, - 160s.
5. Штайнер Р. Всемирная история в свете 5. Shtajner R. Vsemirnaja istorija v svete антропософии. М., 2002, - 168с. antroposofii. M., 2002, - 168s.
4 Энтелехия - нематериальное деятельное начало (по Аристотелю).