130
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)
УДК 140.8
философский смысл коэволюционных идей в мировоззрении чувашского народа
т.н. Евграфова
Рассмотрены чувашские мифы, отражающие взаимодействие человека и природы. Сделаны обобщения и выводы. В частности, утверждается, что для обеспечения оптимального, гармоничного соотношения интересов человечества и всей остальной биосферы, динамически устойчивой целостности человек должен следовать экологическому и нравственному императивам.
Ключевые слова: природа; человек; мифы; мировоззрение; чуваши; коэволюция; традиционная модель мира; общечеловеческие ценности.
T.N. Evgrafova. PHILOSOPHICAL MEANING OF CONVOLUTION OF IDEAS IN THE MIND SET OF THE CHUVASH PEOPLE
Chuvash considered myths, revealing the interaction between man and nature. Generalizations and conclusions. In particular, it is argued that to ensure optimal and harmonious relations interests of humanity and the rest of the biosphere, a dynamically stable integrity of a person should follow the ecological and moral imperatives.
Keywords: nature; man; myth; philosophy; Chuvash; koevo-lution; the traditional model of the world; human values.
Идея коэволюции носит философский и гуманистический смысл. Главная ее задача состоит в сохранении человека как биологического вида и социального существа. Идея гармоничного сосуществования человека и природы существовала на протяжении всей истории развития человечества и занимала определенное место в обыденном и философском знании. Процесс возникновения и развития коэволюци-онных идей обусловлен историческими и социокультурными факторами, он берет свое начало с идеи целостности и гармоничности отношений природы, общества и человека.
Первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, создания единой картины мира и осознания своего места в нем были мифы. С их помощью человек пытался проникнуть в тайны жизни и смерти, задавался вопросами о происхождении мира и предназначении человеческого рода, его месте в мироздании. У наших далеких предков все время возникала потребность объяснить то, что еще не поддавалось разумному объяснению из-за нехватки знаний и рационального опыта. Чтобы понять тайны природы и самого человека, они должны были пройти очень длинный путь своего развития, совершенствования своих способностей и накопления объективных знаний.
Центральную группу мифов составляют так называемые космогонические мифы о начале и устройстве Вселенной. Уже в древнейших космогонических мифах возникновение Земли объясняется двояким образом. Во-первых, используется идея творения, согласно
которой мир был создан сверхъестественным существом. Во-вторых, предлагается идея эволюции, т.е. постепенного формообразования упорядоченных структур. Согласно последней, мир возник и оформился из первоначального хаоса, некоего бесформенного состояния.
Древним чувашам Вселенная представляется как нечто само собой возникшее и развивающееся; по их мнению, «мир и его чудесные силы никто не создал, он всегда был и будет» (.. .тёнчене, унан асамла вайёсене никам та туман, вёсем ёмёрех пулна, ёмёрех пула^ё...) [1, с. 33].
Космогонические мифы повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Основной их смысл - объяснение перехода от первородного хаоса к упорядоченному космосу. В них отражаются космологические представления о структуре космоса, описывается его модель, разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из Мирового океана, укрепление на небе светил, создание растений, животных, человека. Чувашская космогоническая мифология состоит из отдельных мифов, объясняющих происхождение того или иного элемента космоса, описывающих возникновение Вселенной из хаоса. Творцом является Тура - верховный бог, а хозяином нижнего мира - Шуйттан [2].
В системе мифологического мировоззрения особую роль играли моральные нормы, которые являются одной из основных функций мифов.
Человек и общество
131
Разнообразные производственные отношения, а также множество других социальных видов деятельности в жизни наших далеких предков требовали от них выработки и строгого соблюдения особых норм, определяющих поведение мужчин и женщин, взрослых и детей, индивида и коллектива в различных ситуациях. Существовали строгие меры, обеспечивающие их осуществление всеми членами коллектива - табу, обычаи, традиции. Объективные потребности повседневной жизни, еще не развитое общественное бытие необходимо порождали у людей нормы поведения или первобытную мораль.
Общечеловеческая природа морали выражалась в коллективизме, социальном равенстве, предписывала быть на стороне его интересов, проявлять отвагу в борьбе с чужеродцами. Установленные правила поведения соблюдались каждым человеком и потому, что все их соблюдали, и потому, что несоблюдение их могло вызвать гнев духов и богов. Который мотив здесь главный, об этом едва ли спрашивали, сама мысль о возможности нарушения обычая в большинстве случаев не возникала. Есть миф, где повествуется о том, что солнце в течение дня объезжает землю, устраивая на ней порядок. Нарушение людьми порядка карается матерью солнца. Однажды две нерадивые жницы проспали весь день и к вечеру не успели сжать свои загоны. Они попросили солнце побыть на небе до завершения работы. Солнце пожалело их. Вернувшись к матери позже обычного, солнце рассказало о причине опоздания. Мать солнца превратила нерадивых женщин в каменных истуканов.
Главной чертой мифов является представление слитности человека с природой и коллективом. Такое миропонимание находит воплощение в распространении родовых отношений на весь окружающий мир. Древние люди представляли мир в виде очень большой и сложной родовой общины. По мнению А.Ф. Лосева, когда у них возникал вопрос о природе, человеке, то в понимании всего этого они исходили из родственных отношений - из отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков [4].
Действительно, человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, были понятны и близки только общинно-родовые отношения. На основе этой понятной ему действительности он рассуждал о природе, обществе и человеке, т.е. сущность природы объяснял с помощью родственных отношений. Небо, воздух, земля, море, подземный мир - вся природа представлялась ему ничем иным, как одной огромной родовой общиной, населен-
ной существами человеческого типа, которые находились в тех или иных родственных отношениях. Такое миропонимание характеризует мифологическое мировоззрение. Мифология, как и мышление, в известном смысле обобщает те или иные явления природы и общества. Деметра, например, мыслится как обобщение всего земледелия, а Посейдон - моря, всех морей и всех морских явлений, что не выходит за рамки чувственных представлений и чем мифология принципиально отличается от науки и философии.
Личное отношение к силам природы хорошо видно во многих обрядах. В Египте фараон ежегодно во время разлива преподносил Нилу дары. К этим жертвоприношениям добавляли документ, где были изложены обязательства Нила, и всё вместе бросали в реку. Придерживаясь верования, что, подобно человеку, рис обладает душой, индонезийцы обращаются с ним с таким же почтением и такой же заботой, как и к себе подобным. К примеру, их поведение по отношению к цветущим побегам риса ничем не отличается от поведения по отношению к беременной женщине. Чтобы не испугать душу риса, которая могла бы сделать выкидыш и не принести урожая, они в полях не стреляют из ружей и не издают громких звуков. Чуваши в период цветения ржи соблюдали покой Матери - земли, которая считалась обремененной следующим урожаем. В период ^ин^е строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения.
Такое отношение к событиям как индивидуальным, а не закономерным, делало необходимым проводить периодически ритуальные действия для поддержания существующего космического порядка. В процессе осуществления этих обрядов человек ощущает себя важным элементом мирового целого. Этим, с одной стороны, объясняется та серьезность, с которой первобытный человек относится к выполнению ритуальных церемоний, а с другой - становится понятным эгоцентризм, характерный для мировоззрения древних обществ.
Мифы повествуют о первоначально слитном состоянии неба и земли, о царившем в те времена на земле, благодаря покровительству неба, «золотом веке» беззаботной жизни. Чуваши верили, что прежде небо было близко, его свободно можно было достать с крыши домов. Люди якобы кусками неба лечились от разных болезней. Такая близость неба свидетельствовала об особой милости бога к людям. Виновником разъединения неба и земли выступает
132
вестник Российского университета кооперации. 2013. №3(13)
женское начало: «У одной неряшливой женщины обмарался ребенок. Она обтерла его и забросила сушить грязную пеленку на небо. Возмутившись такой дерзостью, Тура быстро поднял небо так высоко, что люди уже не могут касаться его» [2, с. 110]. С тех пор небо только ночами незаметно спускается из-за горных вершин и любуется землей.
Гармония в природе, согласно мифологическим представлениям, создана богом-творцом Тура и является священной. Всякое нарушение гармонии приводит к гибели Вселенной. В чувашской мифологии существуют эсхатологические мифы о предстоящей космической катастрофе. Рассказывается, что бог Тура в наказание за совершенные людьми проступки наслал сорокадневный ливень, в результате чего произошел мировой потоп. В некоторых мифах повествуется о космическом пожаре. Раньше люди постоянно держали во рту воду, и поэтому наступил мировой потоп, теперь люди держат во рту огонь (имеется в виду табакокурение), поэтому предстоит огненная катастрофа - светопреставление - ахар самана (последние времена) [2].
Таким образом, мифопоэтическое сознание отождествляет космическую гармонию с жизнью, а любое нарушение гармонии - со смертью. Поэтому все ритуалы были направлены на поддержание гармонии. В своих традициях люди, следуя модели мира, осуществляют ритуалы с целью воздействия на мир. В ритуалах придерживались разделения на «правый», «мужской», «высший» - с одной стороны и «левый», «женский», «низший» - с другой. В старом чувашском быту двери строго ориентировали на восток, все обряды проводились у дверей, причем участники ритуального действия обращались лицом к раскрытой двери, женщины при этом стояли по левую руку от мужчин и т.д. Левая от «красного угла» половина дома считалась женской, а правая - мужской.
Мифопоэтическая концепция модели мира предполагает тождество Вселенной - макрокосма, общества - мезокосма и человека - микрокосма. В связи с этим все объекты реальной действительности и явления социальной жизни чувашами осмысливались по схеме модели мира. Окружающее человека жизненное про-
странство организовывалось сообразно с ми-фопоэтическими представлениями о структуре мира [3].
В древнегреческом языке есть понятие «ойкумена», образованное от слова «ойкос» - «дом» и обозначающее обитаемую часть вселенной, за пределами которой простирается неведомый и полный опасностей «иной мир». Многие народы древности полагали, что их страна есть точное подобие вселенной и устроена по тому же плану, что и мироздание. В древности человеческое поселение также рассматривалось как уменьшенная модель мироздания, а жилище человека мыслилось исполненным космической символики. Потребляя ту часть природы, в которой он обитает, человек сам становится неотъемлемой частью этого мира.
Процесс совместного развития природного мира и человеческого общества обозначается современным понятием «коэволюция» [5, с. 26]. Для обеспечения оптимального, гармоничного соотношения интересов человечества и всей остальной биосферы, динамически устойчивой целостности человек должен следовать экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на такие виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второе - требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов.
список литературы
1. Чйваш халйх сймахлйхе: мифсемпе халап-сем. II пайе: Шупашкар: Чйваш кенеке издательству 1987. VI т.
2. Иванов В.П., Матвеев Г.Б., Егоров Н.И. Культура чувашского края: учеб. пособие // сост. М.И. Скворцов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994.
3. Исмуков Н.А. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект). М.: МПГУ; Прометей, 2001.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
5. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопр. философии. 1998. №8.
ЕВГРАФОВА Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tevgrafova@rucoop.ru
EVGRAFOVA, Tatiana Nikolaevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tevgrafova@rucoop.ru