Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИКИ И МЕНТАЛИТЕТА'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИКИ И МЕНТАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / менталитет / политика / разум / сознание / народ / мышление / philosophy / mentality / politics / mind / consciousness / people / thinking

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ж А. Абдылдаев

В данной статье проводится философский анализ взаимосвязи между политикой и национальным менталитетом. Менталитет, являясь совокупностью представлений и способом поведения и реакций, представляет собой некую установку сознания народа. Автор приводит характерные черты политического менталитета некоторых наций и их особенность появления. Также приводятся факторы, влияющие на проявление политического менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN POLITICS AND MENTALITY

This article provides a philosophical analysis of the relationship between politics and national mentality. Mentality, being a set of ideas and a way of behavior and reactions, represents a certain attitude of consciousness of the people. The author cites the characteristic features of the political mentality of some nations and their appearance. The factors influencing the manifestation of the political mentality are also given.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИКИ И МЕНТАЛИТЕТА»

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИКИ И МЕНТАЛИТЕТА

Ж.А. Абдылдаев, канд. филос. наук, доцент Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-3-9-12

Аннотация. В данной статье проводится философский анализ взаимосвязи между политикой и национальным менталитетом. Менталитет, являясь совокупностью представлений и способом поведения и реакций, представляет собой некую установку сознания народа. Автор приводит характерные черты политического менталитета некоторых наций и их особенность появления. Также приводятся факторы, влияющие на проявление политического менталитета.

Ключевые слова: философия, менталитет, политика, разум, сознание, народ, мышление.

Отношения между философией и политикой сложны и многогранны. Философия обладает способностью думать о том, о чем думает политика, уникальным и исторически своеобразным способом. Философия и политика тесно переплетаются, причем философия часто опирается на другие дисциплины, такие как биология, физика, история и искусство. В Древней Греции философия возникла как новая практика разума и сыграла свою роль в развитии афинской демократии, а такие фигуры, как Сократ и Платон, исследовали отношения между философией и политикой. Философия политики направлена на изменение мира и основывается на таких принципах, как жизнь, свобода и стремление к счастью, как показано в Декларации независимости [1]. Философские ценности конкретизируются в социальной жизни через процесс философии, идеологии и политики, при этом ценности политизируются, приватизируются и формируются общественно-политической структурой.

Используемые в постмодернистском социально-гуманитарном знании понятия и категории для обозначения общих и ас-пектных характеристик явлений жизни общества и человека, отличаясь универсальностью, имеют также определенное национально-этническое или этнокультурное расширение. Это относится и к понятию «менталитет», которое в последние десятилетия широко используется в гуманитарных науках. Социально-философское

осмысление комплекса проблем современного общества (социально-экономических и политических неудач, достижений, а также возможных перспектив развития) предполагает детальное и глубокое изучение ментальных оснований основных современных и будущих социальных процессов в постпандемическом обществе.

Социальная структура общества - это устойчивая связь между элементами социальной системы, обусловливающая объективное разделение общества на отдельные слои по многочисленным критериям. Именно осмысление ментальных особенностей отдельных людей, различных социальных общностей и целых народов является важным условием для обеспечения их бесконфликтного и гармоничного проживания в составе социума или отдельной его части. Актуальность изучения коллективных и индивидуальных форм ментально-сти возрастает в условиях процесса глобализации, приводя к стремительным социальным сдвигам, изменению форм мышления, появлению новых потребностей и интересов. Ментальность формируется под действием ряда факторов в определенном культурно-историческом контексте, вбирает в себя и передает дальше опыт жизнедеятельности всех поколений [2]. Именно ментальность является тем импульсом и мотивом, который часто не осознается, но определяет поведенческие императивы большой общности, своеобразно оценива-

ющей окружающую действительность и свое место в ней.

Проблема ментальности в социальной философии включает решение вопросов методологического и теоретического уровней. Представления членов сообщества о мире и своем месте в нем отражается в картине мира, которая структурирует и систематизирует систему представлений и образов и репрезентируется через мен-тальность. Относительно понятия "мен-тальность" в научной литературе представлены разные взгляды. Большинство современных исследователей изучают ментальность как феномен выражения индивидуального и группового сознания во времени и пространстве, рассматривают врожденные и приобретенные основы сознания, считая этническое ближе к полюсу врожденного. Важной задачей в этом аспекте является исследование категории ментальности с момента появления данного термина и введения его в научный оборот, что позволит раскрыть главные черты менталитета, выступающего интегральным признаком народа [4].

Успешное развитие и функционирование демократических принципов в государстве определяется многими факторами. Это и экономическое, политическое, культурное и духовное наследие страны, и менталитет, психология и идеалы, определяющие ценности и приоритеты каждого человека и общества в целом. Развитию демократии должно предшествовать создание, а точнее, формирование особого отношения к политике, как со стороны государства, так и со стороны общества. Именно человек является главным субъектом политики или ее главным действующим лицом.

Социально-политическая активность людей определяет динамику изменений, их скорость, и, как показывает опыт, это связано с социальной психологией и менталитетом людей.

Исследователи постоянно обращаются к изучению политического сознания в развитых и развивающихся странах, исследуя проблемы взаимодействия идеологий, информации и коллективно-политического сознания.

Политическое поведение граждан напрямую зависит не только от их личных взглядов и убеждений, политических симпатий и антипатий, но и зачастую от бессознательных стереотипов и привычек, сложившихся под влиянием социального окружения и передающихся из поколения в поколение.

Проекция менталитета в политике проявляется следующими факторами [5]:

- осознание возможности участия в политической деятельности;

- формы политического участия (протест, пассивное и активное);

- формы политического поведения (законные и незаконные).

Каждому народу присуще свой национальный менаталитет. К примеру, узбекскому народу характерна общинность и патернализм. Это связано, прежде всего, особенностью менталитета восточных народов, национальными ритуалами традициями этой нации. Патернализм, это система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера.

Политический менталитет кыргызского народа отличается социальной родовой идентификацией, что отразилась на формировании политических и

экономических интститутов Кыргызстана. Это привело к делению на регионы, племена и роды, начали формироваться политические партии по региональному признаку. На сегодняшнмй день политическое сознание кыргызского народа изменен не только в сторону всеобщего патриотизма, но и осознании гордости собственным народом скромным и трудолюбивым, смогшим устоять перед всеми перипетиями исторической судьбы, а также нынешней его политической независимости и суверенитета.

Менталитет и государство связаны друг с другом через феномен мышления. Поэтому их взаимозависимость ярко прослеживается в политико-правовом сознании. Государство как институт власти обладает характерным признаком -

суверенитетом - как наиболее древний и развитый политический институт [6].

Становление государства - это зарождение политического менталитета. Прежде всего, это менталитет государственного уровня, связанный с восприятием мира в соответствии с государственным мировоззрением. Любой индивид государства не может и не должен видеть себя в каком-либо ином пространстве, живя на территории государства. Это идентификация с определенной системой, правилами, законами и другими особенностями государственных институтов. Иными словами, основа, называемая

политическим менталитетом, есть у всех без исключения граждан, живущих в данном государстве, как сильных, так и бедных. Этот менталитет должен быть одинаковым, несмотря на различия в диалектах, языках, религиях, социальном происхождении и статусе.

Политический менталитет,

формировавшийся веками,

содержанием, определяется сочетанием необходимости государства и потенциала народа. Содержание государственного менталитета составляет его внутренняя часть: государственный дух, обряды, мораль, характер, поведение, которые заключены в государственном менталитете и легитимированы особым политическим статусом государства.

Политический менталитет - это внешняя часть, то есть то, что вместе с содержанием составляет политическую основу менталитета: чувство границ, то есть пространства, чувство соседства и связи с ним, осознание времени и исторических категорий.

Таким образом, каждое государство -это своего рода ассоциация, а каждая ассоциация организована для достижения какой-то цели. Отсюда следует вывод, что политический менталитет, имеющий в своей основе процесс экономического и интеллектуального производства и распределения, основан на политической коммуникации, на обобщении граждан внутри и вне государства.

характеризующийся строгой формой и

Библиографический список

1. Локк Дж. Избранные философские произведения. - М., 1960.

2. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. - М.: Наука, 1980.

3. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - М.: Наука, 1990.

4. Бурдье П. Практический смысл. - СПб, 2001. - 239 с.

5. Юсупова Э.Ф. Национальный менталитет и политическое сознание в контексте принятия Конституции Республики Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 38.

6. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - М.: Наука, 1990.

- (DuMocoficKue HayKU-

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN POLITICS AND

MENTALITY

J.A. Abdyldaev, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This article provides a philosophical analysis of the relationship between politics and national mentality. Mentality, being a set of ideas and a way of behavior and reactions, represents a certain attitude of consciousness of the people. The author cites the characteristic features of the political mentality of some nations and their appearance. The factors influencing the manifestation of the political mentality are also given.

Keywords: philosophy, mentality, politics, mind, consciousness, people, thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.