Юсупова Э.Ф., PhD доцент
Ташкентский государственный педагогический университет им.Низами
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕНТАЛИТЕТА И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ УЗБЕКИСТАНА
Аннотация: В данной статье проводится анализ влияния таких особенностей национального менталитета, как общинность и патернализм на формирование политического сознания молодёжи. Автор выявляет положительные и отрицательные стороны проявления данных особенностей в процессе формирования политического сознания молодёжи, а также анализирует изменение политического сознания в процессе демократизации. Приводятся статистические данные, полученные при проведении социологического опроса среди студентов, которые позволяют подтвердить мнение автора по рассматриваемой проблематике.
Ключевые слова: политическое сознание, общинность, патернализм, государственная молодёжная политика, реформы, политическая активность, социальная активность, демократизация, менталитет, политическая культура, развитие, модернизация, государство, Стратегия развития в 2022-2026 годы, трансформация.
Yusupova E.F., PhD associate professor
Tashkent State Pedagogical University named after Nizami
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE MENTALITY AND POLITICAL CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH OF UZBEKISTAN
Abstract: This article analyzes the impact of such features of the national mentality as community and paternalism on the formation of the political consciousness of young people. The author reveals the positive and negative aspects of the manifestation of these features in the process of forming the political consciousness of young people, and also analyzes the change in political consciousness in the process of democratization. Statistical data obtained during a sociological survey among students are given, which allow confirming the author's opinion on the issues under consideration.
Keywords: political consciousness, community, paternalism, state youth policy, reforms, political activity, social activity, democratization, mentality, political culture, development, modernization, state, Strategy of development in 2022-2026, transformation.
В условиях широкомасштабных реформ, проводимых в Узбекистане, основным субъектом экономических, правовых, политических и социальных преобразований выступает человек, его менталитет, политическое сознание и политическая культура. Они играют решающую роль в политической трансформации и модернизации общества.
Стратегию развития Нового Узбекистана в 2022-2026 годы, инициированную Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым, невозможно реализовать без активизации каждого члена общества, граждан Узбекистана. А это, в свою очередь, предполагает формирование соответствующего уровня политической культуры, которая требует обновления мышления, стереотипов, привычек, унаследованных от старого политического режима, его идеологии, которая влияет на природу, характер и темпы демократизации общества и государственного управления.
Успешное развитие и функционирование демократических принципов в государстве зависит от многих факторов. К ним относится и экономическое, и политико-историческое, и культурно-духовное наследие государства, а также национальный менталитет, психология, жизненные идеалы, которые предопределяют ценностные и жизненные приоритеты каждого человека и общества в целом. Развитию демократии должно предшествовать создание, точнее, формирование определённого отношения к политике, как со стороны государства, так и со стороны общества. Именно личность является основным субъектом политики или основным деятелем политики.
Социальная и политическая активность населения - фактор динамичных преобразований, изменение его темпа, и, как показывает практика, они сопряжены с социальной психологией, менталитетом народа. Важной составляющей национального менталитета узбекского народа, как отмечает один из известных узбекских историков, академик А.Аскаров, является общинность [3, С. 326]. Это продиктовано, как подчеркивает автор, своеобразием менталитета восточных народов, национальными обрядами, традициями нации. Общинность - историческая духовная ценность узбекского народа [3, С. 326]. Другой автор - этнолог А.Аширов связывает формирование общинности и патернализма как важных составляющих национального менталитета с социально-экономическими, географическими и климатическими факторами обитания [4, С. 54].
Учёные неоднократно обращались к изучению политического сознания в развитых (Э.Я. Баталов, Ф.М. Бурлацкий, Г.И. Вайнштейп, К.С. Гаджиев, Ю.А. Замошкин и др.) и развивающихся странах (Б.С. Ерасов), изучали проблемы взаимодействия идеологии, информации и массового (в том числе политического) сознания (П.С. Гуревич) [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].
В процессе подготовки данной статьи использован цивилизационный и исторический подходы, такие общенаучные методы как анализ и синтез, диалектический, системно-структурный, метод формализации, функциональный, а также специальные политические методы такие, как контент и ситуативный анализ, факториальный анализ, эмпирические методы: описание, анкетирование, математические методы сбора и обобщения информации, статистические методы.
Одной из особенностей национального менталитета узбекского народа кроме общинности, является также патернализм.
На первый взгляд, отношения власти и населения, государства и общества - это чистый патернализм. Но всё не так просто. Патернализм, можно сказать, - это некий договор, то есть определенная забота со стороны власти в обмен на доверие.
В данной статье аспект взаимосвязи общинности, патернализма и политического сознания является определяющим по отношению к другим формам человеческой деятельности, так как по существу человек, личность является, прежде всего, «политическим существом» (Аристотель).
В рамках данной статьи мы провели анализ изменения политического сознания человека в условиях демократизации. Так, в условиях тоталитаризма существовало чувство отчужденности человека от политической власти, в то время как во время демократизации пришло осознание того, что решение наиболее важных государственных вопросов зависит от голоса и волеизъявления каждого гражданина; наличие цензуры, страх высказать своё мнение трансформировались в осознание человеком права свободы слова и мысли, возможности критики деятельности государственных органов; незнание своих прав и свобод, неумение ими пользоваться в процессе демократического развития трансформировались в процессе демократизации: во-первых, в правовую грамотность населения, а во-вторых, в умение отстаивать и защищать свои права и свободы.
За годы независимости в Узбекистане произошла кардинальная трансформация массового сознания, особенно сознания молодёжи Узбекистана. Если в социальной среде населения к молодежи относятся люди с 14 до 30 лет включительно [1], то сегодняшняя молодежь является поколением, сформировавшимся за годы независимости. Для реализации государственной молодежной политики, Закона Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» (2016), необходимо еще глубже исследовать природу молодежного сознания и психологии для ее социальной и политической активизации, превращения ее в мощную авангардную социальную силу общества.
Выступая на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан, на совместном заседании палат Олий
Мажлиса Президент Шавкат Мирзиёев чётко отметил: «Мы неуклонно и решительно продолжим государственную молодёжную политику. И не только продолжим, но и поднимем ее на еще более высокий уровень в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодёжь обладала самостоятельным мышлением, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, ни в одной сфере не уступала бы сверстникам из других стран, была счастлива и уверена в своем будущем» [2, С. 40].
Между менталитетом и политическим сознанием существует тесная взаимосвязь, их объединяет общность в мировосприятии и мироощущении, обусловленная этническим происхождением, культурной принадлежностью, уникальностью общественного развития.
Некоторые особенности национального менталитета такие, как общинность и патернализм, имеют диалектическую природу, то есть наряду с позитивным, имеют и ряд негативных характеристик. Мы провели анализ влияния общинности и патернализма на формирование политического сознания студенческой молодёжи и выявили положительные и отрицательные стороны этого влияния.
К положительным сторонам относятся следующие: институт махалли способствует формированию идеологического иммунитета; обеспечивается целостность политической системы, преемственность поколений, передача накопленного опыта; верность ценностям и идеалам предков (уважение власти, законности, порядка); на избирательные участки во время выборов люди приходят семьями, что формирует у молодого поколения чувство сопричастности к общим целям; стремление оказать помощь нуждающемуся человеку.
Отрицательные стороны: стремление перекладывать ответственность за свою судьбу и деятельность на других; сковывают инициативность молодёжи в решении проблем; у молодых слабеет чувство самостоятельного принятия решений; развивается чувство потребительского отношения к государственным институтам; выбор профессии молодые люди часто осуществляют по воле родителей, в силу чего гражданская зрелость молодых отстаёт от их биологической зрелости; формируется политическая инфантильность.
Общинность и патернализм - характерные особенности менталитета. Исследование данного феномена позволяет сделать вывод не об отказе от этих черт, а совершенствовании их в соответствии с требованиями демократии, укреплении не вертикальных, а горизонтальных отношений между человеком и властью, обществом и государством как важный залог формирования поистине демократического государства и гражданского общества.
Общинность и патернализм не противоречат демократическим ценностям, они характеризуют исторические ценности восточных обществ, где уважительное отношение к старшим, к власти, государственной политике является важным залогом сохранения стабильности, социального согласия, толерантности, взаимного уважения в обществе.
С целью получения представления об уровнях влияния общинности и патернализма на формирование политического сознания, мы провели социологическое исследование. Выборочная совокупность составила 312 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Нами изучалось мнение студентов Ташкентского государственного педагогического университета с помощью анкеты, состоящей из ряда вопросов.
Респондентам был задан вопрос: «При принятии определенного решения советуетесь ли Вы с родителями или представителями старшего поколения?».
■ Советуюсь с родителями или представителями старшего
поколения 73%
■ Самостоятельно принимаю
решения 27%
Рис. 1. При принятии определенного решения советуетесь ли Вы с родителями или представителями старшего поколения?
Результаты опроса свидетельствуют о том, что очень большой процент респондентов принимает решения, предварительно посоветовавшись с представителями более старшего поколения. Это говорит о том, что в нашем обществе достаточно сильны патерналистские мотивы.
Влияние общинности на сознание молодого поколения можно проследить через следующий вопрос анкеты: «Важно ли для Вас мнение окружающих людей: родственников, друзей, членов коллектива?».
Рис. 2. Важно ли для Вас мнение окружающих Вас людей: родственников, друзей, членов коллектива?
Результаты опроса свидетельствуют о том, что в нашем обществе ярко проявляется такая особенность национального менталитета как общинность. Для нас очень важно мнение родственников, друзей, коллектива.
В качестве вывода проведённому политическому анализу влияния общинности и патернализма на формирование политического сознания молодёжи Узбекистана можно отметить следующее:
демократизация и модернизация общества, формирование правового государства тесно взаимосвязаны с человеком, его психологией, менталитетом;
одним из важных средств социальных преобразований является политическое сознание, которое связано с менталитетом человека. Политическое сознание и менталитет не тождественны, они различны, но теснейшим образом взаимосвязаны;
общинность и патернализм - характерные особенности нашего национального менталитета. Исследование данного феномена позволяет сделать вывод не об отказе от этих черт национального характера, а совершенствовании их в соответствии с требованиями демократии, укреплении не вертикальных, а горизонтальных отношений между человеком и властью, обществом и государством как важный залог формирования поистине демократического государства и гражданского общества;
общинность и патернализм не противоречат демократическим ценностям, они характеризуют исторические ценности восточных обществ - уважительное отношение к старшим, к власти, государственной политике, что является важным залогом сохранения стабильности, социального согласия, толерантности, взаимного уважения в обществе;
общинность и патернализм не препятствуют и развитию рыночных отношений, связанных с либеральной демократией. Об этом свидетельствует исторический опыт таких стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Китай и др.
Использованные источники
1. Закон Республики Узбекистан «О государственной молодёжной политике». - Ташкент, 2016. https: // lex.uz.
2. Мирзиёев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. - Ташкент: Узбекистан, 2016. -С.40.
3. Аскаров А. Узбек халкининг этногенези ва этник тарихи. - Тошкент: Университет, 2007. -С.326.
4. Аширов А. Узбек миллий менталитети хдкида баъзи мулохдзалар. Узбек халкининг келиб чикиши: илмий-методологик ёндашувлар этногенетик ва этник тарихи. - Тошкент: 2004. -С.54.
5. Мамадалиев Ш. Халк хокимияти. - Тошкент: Узбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2003.-С.24.
6. См.: Баталов Э.Я. Новый мировой порядок и политическая общность. -Москва: Наука, 1983.
7. См.: Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - Москва: Наука, 1990;
8. См.: Бурлацкий Ф.М. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма / Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин. - Москва: Мысль, 1985.
9. См.: Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. - Москва: Мысль, 1990.
10. См.: Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - Москва: Наука, 1990.
11. См.: Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. Москва: Наука, 1980.
12. См.: Ерасов Б.С. Массовое сознание в развивающихся странах: содержание и динамика сдвигов. Журнал «Вопросы философии», 1981. -№9.
13. См.: Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентации. - Москва: Мысль, 1980.
14. См.: Юсупова Э.Ф. Национальный менталитет и политическое сознание в контексте принятия Конституции Республики Узбекистан. Журнал «Проблемы современной науки и образования» - Россия, Иваново, 2017. - № 38.