УДК 141
DOI: 10.24412/2308-7196-2021-1-32-36
Белина Наталья Геннадьевна
аспирант кафедры теории, истории литературы и методики преподавания
литературы
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-63-44, e-mail: natalya.k2690@mail.ru
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ДИАЛОГИЗМА В ХХ В.
BelinaNatalya G.
Postgraduate of the Chair of Theory, History of Literature and Literature Teaching
Methodology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail:natalya.k2690@mail.ru
PHILOSOPHIC ANALISIS OF CONCEPTS OF TWENTIETH CENTURY
DIALOGISM
Аннотация. Выявлены идейно теоретические предпосылки и исторические условия возникновения философии диалогизма ХХв. Проанализированы историко-философские взгляды М. Бубера и М.М. Бахтина на проблему диалога.
Ключевые слова: диалог, современность, М. Бубер, М.М. Бахтин.
Abstract. To find out the ideologic theoretical background and historic factors of the origin of dialogism philosophy.To analyze historic philosophical views of M. Buber and M.M. Bakhtin on the problem of dialogue.
Key words: dialogue, modernity, M. Buber, M.M. Bakhtin.
XXI в. можно охарактеризовать как нестабильный и даже конфликтный. Современному человеку приходится разрешать спорные ситуации и участвовать в дискуссиях чуть ли не каждый день, будь то общение в социальных сетях или международные переговоры.
© Белина Н.Г., 2021
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ± В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ
Зачастую участники общения не могут прийти к компромиссу, поэтому необходимо учиться вовремя предпринимать грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта. В этой ситуации потребность в диалоге неизмеримо возрастает. Возможно, он даже становится единственной нормой взаимодействия, способной ликвидировать конфликт на стадии зарождения. Проблемы диалога актуальны для представителей различных культур, этносов, религий, приверженцев разных социально-политических, мировоззренческих, научных, философских взглядов.
Из сказанного можно сделать вывод, что диалог в наше время стал более сложным, а его формы и функции - более динамичными и многообразными. Прежде чем говорить о концепциях диалогизма, необходимо дать определение понятию «диалог». Диалог (греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Диалог может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица «Я» и «Другого», либо как рационализированный диалог, когда событие встречи пересматривается, исходя из полученного результата, и приобретает характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт общения и материализуется теоретико-информативный (6). Если вывести определение из теоретической плоскости в практическую, то идеальная модель диалога предстает перед нами как способ снять напряжение и открыть путь к пониманию конфликтующих сторон.
Цель настоящего исследования - изучить историко-философские взгляды М. Бубера и М. Бахтина на проблему диалога.
Диалогические концепции ХХ в. опираются на историко-философскую традицию диалога, начиная со времен античности. В ту или иную эпоху диалог предстает как способ общения между людьми.
Последствия двух мировых войн заставили обратить внимание на необходимость изменения содержания и стиля философской мысли. Диалогической философии XX в. свойственны умение слышать и слушать других людей, равноправие между ними, альтруизм, преодоление агрессии, вызванной монологическим, эгоистическим взглядом на мир.
Особенностью в концепции диалогизма М. Бубера стало признание божественной природы диалога. «Бог - абсолютная личность», усилия
33
к приближению человека к Богу, по его мнению, превращают человека в личность (3).
Концепция диалогизма М.М. Бахтина безрелигиозна и предполагает ценность «Я» и «Другого», поэтому диалогическому характеру теории М.М. Бахтина свойственны:
- обеспечение позиции «я для себя», т.е. обеспечивает бытие человека, его точку зрения на окружающий мир;
- сохранение целостности внутреннего мира личности;
- способность человека взять ответственность на себя за совершенные и несовершенные поступки.
Каждая из особенностей, по мнению Бахтина, отражается в произведениях Ф.М. Достоевского.
В.Г. Аникина, изучая обращение к идее диалогизма М.М. Бахтина, отмечает, что его концепцию можно рассматривать как источник особого видения рефлексии: «Рефлексия - это условие создания цельного, объемлющего, эстетически значимого видения человеком самого себя, пережитого в категории «другой-для-меня», но не в категории «я-для-себя» (1, 95).
Диалогические отношения пронизывают человеческую речь и все события жизни человека. Понимание, к которому стремятся люди, есть активный процесс ведения диалога. Для достижения взаимопонимания важно следовать простой формуле: «Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончиться» (2, 194).
Оригинальная философская концепция русского мыслителя возникла в одно время с концепциями М. Бубера и О. Розенштока-Хюсси, но независимо от их работ. Это способствовало возникновению особого интереса к теории М.М. Бахтина со стороны западных ученых (Г.С. Морсона, Э. Уолла, К. Томсона).
Русская культура выявляла духовность народа, результат этой деятельности воплощался в художественных образах и особом мировоззрении. Отсюда и выражение философских идей через художественную литературу как особый тип философствования, представленный в трудах М.М. Бахтина.
Сравнивая концепции диалогизма М.М Бахтина и М. Бубера,
А.Н. Кочергин, исследователь роли концепций диалогизма, отмечает:
«М.М. Бахтин в соответствии с русской традицией отдавал предпочтение
в реальном диалоге слову как фактору, воплощающему жизнь поколений в их
истории, М. Бубер считал необходимым для углубления реального диалога
34
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ± В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЬЮВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ
отдать предпочтение индивидуальному опытуучастников диалога их истории» (5, 48). Кроме этого, М. Бахтин писал о важности любви к предмету познания, М. Бубер же исследовал познавательные функции веры. В этом случае вера означала признание истины без достаточных доказательств.
Однако оба философа-диалогиста отмечают важность процесса познания в гуманитарных науках. По их убеждению, важна точность и глубина исследования, которая предполагает учет индивидуальности, а также нравственных качеств участников диалога. Общность концепций М. Бахтина и М. Бубера заключается и в необходимости перехода от монологического мышления к диалогическому. Самосознание личности, как утверждал философ, является главной категорией мышления о мире.
Как показывает исследование, обадиалогиста исследуют смысл таких понятий как вера, надежда, любовь в гуманистическом плане, раскрывают их значение для жизни людей. Как отмечает А.В. Костина, исследуя проблему диалога в современном мире, самым необходимым условием для осуществления диалога является «состояние равенства культур и отсутствие каких-либо иерархий - положений, авторитетов, которое означает их готовность выступать в качестве его субъектов. Если подобное неравенство будет присутствовать, диалог неизбежно превратится не только в монолог, но, вероятнее всего, в планомерное и жесткое проведение определенной политики, рассчитанной на интересы доминирующего субъекта коммуникации (4, 11).
Следование принципам диалогизма как мировоззрения будет способствовать разрешению многих проблем современной цивилизации и обеспечит взаимодействие культур и выживание человечества.
Список литературы
1. Аникина В.Г. Идея диалогизма М.М. Бахтина в разработке модели рефлексии // Межкультурный диалог и вызовы современности: другость и инаковость в своем и родном. 2019. С. 94-98. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=41868574 Дата обращения: 22.04.2021
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 2017. - С. 640.
3. Бубер М. Я и Ты. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000376/st000.shtml (дата обращения: 22.04.2021).
4. Костина А.В. Диалог в современном мире // Гуманитарные науки: теория и методология. 2011. №3. С. 9-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17290472 Дата обращения: 22.04.2021
35
5. Кочергин А.Н. Роль концепции диалогизма в судьбах цивилизации (М.М. Бахтин, М. Бубер, К. Ясперс) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. №2 (38). С. 45-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kontseptsii-dialogizma-v-sudbah-tsrvüizatsii-m-m-bahtm-m-buber-k-yaspers Дата обращения: 22.04.2021
6. Новейший философский словарь. - URL: https://gufo.me/dict/philosophy/ДИАЛОГ (дата обращения: 07.04.2021).