СЛОВО ОБ УЧЕНОМ
УДК 304.2
В.Х. Акаев
V.K. Akaev
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ю.А. ЖДАНОВА И В.Е. ДАВИДОВИЧА
Статья посвящена 90-летию со дня рождения Всеволода Евгеньевича Давидовича. В ней характеризуются основные положения культурологической концепции, принадлежащей ростовской философской школе, у истоков которой В.Е. Давидович находился вместе с Ю.А. Ждановым. При этом устанавливаются её философские основания, сопряженные такими базовыми идеями, как деятельность, становление, историзм, метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот. Ключевые слова: философия, культура, диалектика, сущность, деятельность, концепция, свобода, развитие, система._
PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF THE CULTUROLOGICAL THEORY OF ZHDANOV J.A.
_AND DAVIDOVICH V.E.
The article is devoted to the 90-th anniversary of V.E. Davidovich. It describes main points of culturalogical conception born in Rostov school of philosophy, and V.E. Davidovich with Y.A. Zhdanov were at the origins of it. It's philosophical foundations, conjugated with such basic ideas as an activity, formation, histo-ricism, the method of ascent for the abstract to the concrete and vice versa are set.
Key words: Philosophy, Culture, dialectics, essence, activities, conception, freedom, development, system.
В.Х. Акаев
Доктор философских наук, профессор Чеченского государственного университета (г. Грозный). e-mail: akaiev@mail.ru
V.K. Akaev
Dodor of Philosophy, professor of Chechen State University (Grozniy). e-mail: akaiev@mail.ru
© Акаев В.Х., 2012
© Akaev V.K., 2012
Культурологическая концепция Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича в целостной форме изложена в их совместной книге «Сущность культуры» [1], а также в новой книге, изданной в 2005 г. в связи с 90-летием Ростовского государственного университета [2]. В новой книге соединены две работы: «Проблемы теории и истории культуры» (Ю.А. Жданова) и второе переработанное издание «Сущность культуры» (совместная работа Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича). Этот фундаментальный труд двух ярких мыслителей русской философско-культурологической школы мне подарил 18 сентября 2009 г. в своей квартире в г. Ростов-на-Дону Всеволод Евгеньевич Давидович. Подарочный экземпляр был подписан: «Дорогому Акаеву Вахиту Хумидовичу, давнему коллеге и сотоварищу, с почтением от одного из авторов».
В предисловии к своей совместной работе Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович пишут, что «когда авторы задались целью "теоретически изложить и дидактически построить концепцию культуры как специфического социального феномена"» был «накоплен огромный, практически необозримый эмпирический материал» [3]. И это действительно так. В 60-70-х годах были опубликованы интересные философские и культурологические произведения крупных отечественных исследователей: А.И. Арноль-дова, Э.А. Баллера, Е.В. Боголюбова, М.С. Когана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, О.В. Хановой и др. [4]. В них ставились вопросы определения культуры, формирования теории культуры, ее связи с историческим материализмом, обществом и личностью, определения системного характера и генезиса культуры, ее связи с глобальными процессами.
Тем не менее, как отмечали авторы «Сущности культуры», в отечественной философии отсутствовала общепринятая концепция теории культуры, достаточно полно отвечающая требованиям времени [5]. Эта ситуация нацеливала авторов книги на поиск теоретических конструкций, представляющих культуру «как объект социально-философского осмысления на разных уровнях абстракции и в различных срезах логического анализа» [6]. Культурологическая концепция Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича была выстроена на основе тщательного анализа исследований по культуре как российских, так и зарубежных специалистов.
Авторы совершенно справедливо отмечают, что культура может быть интерпретирована с различных теоретико-методологических подходов: аксаологически или дезаксиологически, как знаковая система (семиотически), или во главу угла ее осмысления могут быть положены эвристические моменты, ее творческая направленность. Теория формирования личности как субъекта исторического процесса также может стать основой формирования теории культуры.
Авторы рассматривают культуру с позиций деятельностного подхода, а свои представления о культуре излагают как результат всеобщей технологии человеческой деятельности.
Рассмотрение культуры посредством категории «деятельность» имело место в очерках теории культуры Э.С. Маркаряна. В более поздней своей работе он понимает культуру как способ человеческой деятельности [7]. Для него фундаментальное свойство культуры - это быть средством деятельности людей, что «концентрированно выражает саму суть культуры и интегрирует все остальные ее характеристики» [8].
Ю.А. Жданов дает следующее понимание культуры: «Культура не есть в отдельности материальное производство, или наука, или искусство и т. д., она представляет собой их синтез, способ соединения. Культура выступает как способ деятельности, содержащей в себе целостность всех своих моментов. Или иначе: культура есть деятельность, соответствующая своему понятию как свободное, сознательное жизнепроявление универсального индивида» [9].
В совместной работе Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича основное внимание сосредоточено на сущностных характеристиках культуры, поиске внутренней основы, скрепляющей многообразный эмпирический мир. Всеобщим основанием этой реальности, в которой находит свои истоки каждый единичный феномен культуры, по мнению авторов, является «способ деятельности общественного человека». Именно «человеческая предметная деятельность» является абстракцией, процессуальной категорией. Она, имея всеобщую форму, является первой всеобщей определенностью культуры как системы. «Именно деятельность, выступающая как практическая энергия людей, есть предпосылка и действующая причина всей истории культуры» [10].
Понятно, что практическая деятельность людей, нацеленная на производство материальных и духовных ценностей, лежит в основе бытия человека, общества и создает культуру как вторую природу, являющуюся искусственной, но сотворенной через универсальный человеческий труд. Соотношение между естественной (первой) и искусственной (второй) природой всегда является важной теоретической проблемой, устанавливающей диалектику необходимости и свободы. Природа - предпосылка физического существования человека, его социальной эволюции, культура же - основа его духовно-интеллектуального развития и превращения его в свободного и деятельного творца. Как отмечает Ю.А. Жданов: «Культура - единственное средство развития истинной свободы» [11].
Строя свою теоретическую концепцию культуры, авторы раскрыли отношение исторического материализма к культуре, обосновали культуру как категорию теоретического сознания, раскрыли феномен культуры вообще, мировую культуру как целостную систему, установили системный
и процессуальный характер культуры, соотношение культуры и прогресса. Раскрытие этих аспектов позволило дать системный, целостный и динамичный характер культуре как универсальной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого человека.
Г.В. Драч, анализируя и комментируя основные положения концепции культуры Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича, раскрывает разные уровни культуры, ее структурные компоненты. Прежде всего - это мощный слой культуры - материальные предметы и ценности - «вещественное тело цивилизации». Они представляют собой предпосылки и условия для интеллектуального и духовного развития. В мир культуры также включается социальная реальность: социальные институты, правовые нормы, политические институты, формы государственного устройства. В качестве второго структурного уровня культуры выделяются «те духовные ценности и установки, которые выработаны в данном обществе». Сам человек как целостность и личность составляет третий уровень культуры, которая позволяет ему самореализоваться, достичь свободы, как «свободы для» и «свободы от» [12].
Концепция культуры Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича основана на философской интерпретации человеческой деятельности, многообразные формы реализации которой формируют систему материальных, духовно-интеллектуальных ценностей, социальную реальность, придающую процессуальный и динамический характер обществу и воздействующую на становление человека как интеллектуальной и духовно-культурной развитой и свободной личности.
Становление культуры всегда сопряжено с социальным, технологическим прогрессом. Однако социально-технологический прогресс не означает культурный прогресс. Запад дал выдающиеся образцы прогресса, науки, техники, но при этом породил культурный, духовный кризис, который основательно затронул постсоветское, российское общество. Его преодоление - задача формирования нового общества. Для этого необходимо объединить усилия власти и общества, социальных групп, отдельных людей, сохранять то ценное в культуре, что накоплено в России в течение многих столетий, сочетая их с научно-техническим прогрессом.
Ю.А. Жданов и В. Е. Давидович, как последовательные сторонники марксистской теории, полагают, что «прогресс культуры, определяемый противоречиями социального развития, необходимо приведет к торжеству коммунистической цивилизации, несущей в себе высшую культуру освобожденного человечества» [13]. По мнению этих авторов, «можно предположить, что будет продолжаться возрастание значимости культуры в ее субъективной форме, воплощенной в самоценной созидательной деятельности каждого члена общества» [14].
Излагая свою концепцию культуры, Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович демонстрировали знание различных философских парадигм, посредством которых можно интерпретировать понятие культуры. В их числе классические и неклассические теории российских и западных авторов, рассматривавших конкретные и общетеоретические аспекты культуры. Среди западных исследователей их интересовали: Ю. Бродель, М. Вебер, К. Леви-Стросс, А. Леруа-Гуран, М. Маклюэн, Б. Малиновский, М. Мид, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, П. Сорокин, А. Тойнби, М. Фуко и др. Идеи, высказанные как в классической, так и неклассической философии, Жданов с Давидовичем либо подвергают основательной критике с позиций марксистской методологии, либо приводят для обоснования своего подхода в понимании культуры.
Как известно, любая теоретическая модель имеет свои философские основания, развертывание которых дает целостную динамическую систему. Начальной клеточкой авторской концепции культуры является «деятельность», позволяющая человеку, обществу преобразовывать природу, творить культурные ценности, продуцировать знания, идеи, создавая «очеловеченную» природу - культуру. Свою концепцию Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович построили на основе метода восхождения от абстрактного понятия к конкретному, разработанного в идеалистической форме Г. Гегелем, но творчески примененного К. Марксом в своем «Капитале». Диалектические принципы сторизма и развития, индуктивный и дедуктивный методы, структурно-функциональный анализ составляют важнейшую теоретико-методологическую основу авторского исследования культуры.
Предлагаемая авторами теоретическая модель деятельностной концепции культуры изложена в системе понятийного аппарата исторического материализма. Понятно, что у этой концепции найдутся и критики, но одно ясно, что она носит последовательный, обоснованный и непротиворечивый характер, поднимает теоретическую мысль на новый уровень осмысления культуры как целостного социального феномена, сложившегося в ходе длительного противоречивого исторического развития творческой деятельности общественного человека.
Примечания:
1. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д,
1979.
2. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. 2-е изд., перераб. / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005.
3. Там же. С. 198.
4. См.: Арнольдов А.И. Культура и современность. М., 1973; Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969; Боголюбов Е.В. Культура и общество. М., 1978; Коган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Межуев В.М. Предмет теории культуры. М., 1977; Он же. Культура и история. М., 1977; Ханова О.В. Культура и деятельность. Саратов, 1978; и др.
5. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. 2-е изд., перераб. / отв. ред. Ю Г. Волков. С. 198.
6. Там же.
7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. С. 86.
8. Там же.
9. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. 2-е изд., перераб. / отв. ред. ЮГ. Волков. С. 30.
10. Там же. С. 200, 215.
11. Там же.
12. Драч Г.В. Понятие и сущность культуры в осмыслении Ю.А. Жданова // Ю.А. Жданов: вклад в разработку методологических проблем научного творчества и развитие инновационной деятельности в Южно-Российском регионе. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. С. 38-48.
13. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. 2-е изд., перераб. / отв. ред. Ю Г. Волков. С. 427.
14. Там же. С. 428.