В.В. Гура
(Таганрог, Россия)
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Образование является, говоря современным
информационным языком, самым главным интерфейсом между социализирующейся личностью и информационно-культурной средой, в которой ему предстоит жить и действовать. Главные символы это интерфейса меняли свой облик, сначала это был учитель изустно передающий традицию молодому поколению (постфигуративное общество), затем это был учитель-книжник, передающий умение чтения и извлечения знаний из текстов, теперь символ приобрел вид сетевого знания и роли старшего и младшего поколения поменялись (префигуративное общество). Этот термин принадлежит известному антропологу ХХ века Маргарет Мид (1901-1978). По мнению М. Опенкова, для современности характерно то, что она принимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое новое поколение будет жить в мире с иной технологией. Еще совсем недавно старшие могли говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым». Но сегодня молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». Сегодня во всех частях мира, где народы объединены Интернетом, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ. Именно поэтому молодежь и должна взять на себя ответственность за будущее страны, стать катализатором перемен (Опенков М.).
Термин среда применяется для обозначения совокупности внешних условий относительного некоторого субъекта. Наряду с природной и социальной средами, в жизни человека все большую роль играет информационная среда. Рассмотрим
подходы в понимании информационной среды отечественными и зарубежными учеными.
По мнению М. Смирнова, «информационная среда - это совокупность информационных условий существования субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры).
Информационная среда представляет условия для развития субъекта информационного пространства, однако, степень ее благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками субъекта (информационный потенциал, характеризуемый некоторой априорной»1. Е.В. Петрова считает, что, современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации - радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.
Конечным результатом информационно-компьютерной революции, происходящей на наших глазах, должно стать создание новой информационной цивилизации2.
Любая среда, являясь продуктом деятельности некой территориальной совокупности субъектов, выступает как самостоятельный участник в процессах преобразования облика территории. В соответствии с исторической
последовательностью среду коммуникации делят на Традиционную и Новую, с последней в большинстве отождествляют среду цифровую.
Как только в 80-х годах появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить
1 Смирнов М., 2001, с.50-54
2 Петрова Е.В. ,2008
о появлении новой коммуникативной среды — цифровой. До того основными техническими средствами коммуникативного дизайна являлись статичная печатная среда и динамичная электронная (аналоговая). Новая коммуникативная среда (New media), в тысячи раз увеличив доступность информации, значительно расширила поле деятельности педагогов-проектировщиков. В Новой среде могут существовать параллельно и полноправно до того разрозненные носители информации, которые теперь объединяются в один, например, текст, звук, статические и динамические изображения (видео и анимация). Цифровые устройства позволили работать с большими массивами данных: информация во время
преобразования из аналогового сигнала в цифровой становится менее емкой, но зачастую без ощутимой потери качества. До того основными техническими средствами коммуникативного дизайна являлись статичная печатная среда и динамичная электронная (аналоговая). Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала также и средством проектирования конечного продукта. В случае с
коммуникативным дизайном цифровой среды, по сути, объединяются средства проектирования с самим объектом проектирования, т. е. инструмент реализации задачи с продуктом. Тем самым, создается принципиально новая коммуникативная среда, обладающая рядом существенных отличий даже от своей, недавней предшественницы — аналоговой среды. (Краткий анализ новой коммуникативной среды).
Эта современная ситуация, о которой сказал еще М. Маклюэн, что «средство и есть сообщение» заставляет по новому рассматривать новую педагогическую среду, которая создается в глобальной информационно-медийной среде. Под спроектированной медиаобразовательной средой будем понимать организованную информационно-образовательную среду как педагогическую систему, с максимальным привлечением для целей обучения современных средств медиа, используемых как полноправные средства педагогического процесса или являющиеся компонентами педагогически спроектированных электронных образовательных ресурсов
(ЭОР), являющихся основными компонентами этой среды. Такая медиаобразовательная среда может быть реализована как локальная образовательная компьютерная сеть, имеющая возможность выхода в региональные и глобальную компьютерные сети1. Мы будем понимать под педагогическим дизайном (проектированием) создание не только внешнего интерфейса образовательной среды, но и проектирование архитектуры и содержательного наполнения такой среды. При этом необходимо понять, что педагогические цели теперь неотделимы от средств, то есть цифровых технологий и требуют переосмысления путей и способов их достижения. В этом контексте важна следующая мысль Г. Бейтсона о том, что «в своей культурной среде мы научились делить поведение на «средства» и «цели», и если мы будем продолжать определять цели как нечто отдельное от средств и применять социальные науки как инструментальные средства, грубо используя научные рецепты для манипулирования людьми, то мы придем скорее к тоталитарной, нежели демократической системе жизни»2.
Это справедливо и для современной педагогики. Выход из этого тупика Г. Бейтсон видит в предложении М. Мид, что « решение состоит в том, чтобы скорее искать «направления» или «ценности» имплицитные средствам, чем вглядываться в цель, заданную проектом, и думать, оправдывает или не оправдывает эта цель применения манипулятивных средств»3. Эта мысль созвучна идеям отечественного методолога Г.П.Щедровицкого, который считал, что «суть педагогической работы в том и состоит, чтобы формировать определенные психические способности личности, которые соотвествовали бы тем связям и отношениям внутри которых эта личность должна жить в обществе»4. Именно об этом соответствии зачастую забывают разработчики образовательных стандартов и многих
1 Гура В.В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиаокомпетентности // Медиаобразование №2, М ,2007 с.87-99.
2 Бейтсон Г. Социальное планирование и концепция вторичного обучения / Экология разума М.: Смысл, 2000, с. 190
3 Там же
4 Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований / Педагогика и логика, М.: Касталь, 1993. - С. 99
электронных образовательных ресурсов. Зачастую таковые представляют собой только электронные тексты, которые должны быть традиционно прочитаны и гипотетически усвоены, в лучшем случае они имею медийные гиперссылки, так называемые гипермедиа. Но, как правило, совсем не готовят учащегося к реальным отношениям в реальной информационномедийной среде. Для того, чтобы изменить ситуацию в области педагогического дизайна новых электронных средств обучения, педагогике необходимо отрефлексировать те самые изменения отношений в современной среде, которые нужно будет развивать в период обучения.
Для молодого поколения, выросшего в окружении цифровых медиа, родившихся в начале 80-х и позже, характерен уже принципиально другой стиль учения. Для их символического обозначения уже применяются разные маркеры: «цифровое поколение»/ «digital natives»; «сетевое поколение»/ «net génération»; «учащиеся нового тысячелетия»/ «New Millennium Learners (NML)»; «поколение геймеров»/ «gamer génération», «Поколение мгновенных сообщений»/ «InstantMessage Generation» и др.
Учащиеся нового тысячелетия (New Millennium Learners)-УНТ (NML), демонстрируют комплекс стилей учения, которые характеризуются вездесущестью, доступностью и легкостью использования цифровых ресурсов. По сравнению с предшествующими поколениями они обладают цифровой грамотностью, они мыслят более визуально и в нелинейной манере, они практически многозадачны и отдают предпочтения мультимедийной среде1. Они социальны, обладают командным духом, целеустремленны и прагматичны и ожидают соответствующих обучающих ресурсов, чтобы удовлетворить свои индивидуальные потребности. УНТ также характеризуют:
1) Связанность и мобильность; 2) умение действовать в условиях многозадачности ; 3) социальность и интерактивность;
1 Pedro, Francesc (2006). The new Millennium Learners: Challenging our Views on ICT and Learning. OECD-CERI, 2006 // [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.Org/dataoecd/1/1/38358359.pdf. (дата обращения 5.03.2011).
4) ориентированность на результат. G.Siemens перечисляет
двенадцать различных умений, которые требуются в обществе знаний, которые могут быть сгруппированы в три группы1: Управление информацией: (managing information); сетевая
работа (Networking); критические и креативные умения (Critical and creative skills).
Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала также и средством проектирования конечного продукта. В случае с коммуникативным дизайном цифровой среды, по сути, объединяются средства проектирования с самим объектом проектирования, т. е. инструмент реализации задачи с продуктом.
Тем самым, создается принципиально новая коммуникативная среда, обладающая рядом существенных отличий даже от своей, недавней предшественницы — аналоговой среды (Краткий анализ новой коммуникативной среды (New media).
Л. Манович, один из серьезных теоретиков цифровой среды, выделяет пять принципов Новой среды2, однако, он уточняет, что «их не следует воспринимать как абсолютный закон, но скорее как общую тенденцию в культуре под влиянием процесса компьютеризации» и что «не каждый объект новой среды подчиняется этим принципам»:
1. Числовое представление. Все объекты Новой среды представляют собой в конечном счете цифровой код, т. е. последовательность нулей и единиц, из чего следует, что объекты Новой среды могут быть описаны математически и могут быть трансформированы при помощи алгоритмов, т. е. среда программируема.
2. Модульность. Каждый элемент среды, с одной
стороны, является частью целого, единого объекта. Так, вэб-страница является частью вэб-сайта. С другой, — сам является самостоятельным объектом, состоящим из ряда
самостоятельных элементов: та же вэб-страница состоит из
1 Siemens, George (2006). Knowing Knowledge. Available // [Электрон. ресурс] Режим доступа: www.knowingknowledge.com. (дата обращения 5.03.2011).
2 Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002.- С. 49
отдельных изображений (векторных или растровых файлов) и текста.
3. Автоматизация. Первые два принципа делают возможным автоматизировать многие операции, связанные с проектированием, доступом пользователей и манипулированием продуктов новой среды.
4. Изменчивость. Одним из главных отличий Новой среды от традиционной, является обязательное требование последней к своим носителям быть единожды определенными через материальную форму.
5. Транскодинг — профессиональный термин, означающий прямой перевод одного цифрового формата в другой. Л. Манович расширяет границы этого сугубо технического термина до культурных категорий. В Новой среде он выделяет два базовых уровня — компьютерный и культурный, и транскодинг здесь означает взаимовлияния этих слоев, которые изначально представляют собой два разных синтаксиса1.
Изменение информационно-культурной среды приводит к изменению ведущих типов культурно-интеллектуальной деятельности современного человека2. По мнению Н.В.Громыко «Интернет - это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее
адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть
постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике»3. Основные черты и принципы постмодернизма, которые отстаивают в своем творчестве важнейшие его представители (Ж. Деррида, Ж.Делез, Ф.Гаттари, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Лакан,
Ю.Кристева и т.д.), выделяют в качестве важнейших,
следующие положения:
1 Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002.- С. 63
2 Гура В.В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиаокомпетентности // Медиаобразование №2, М ,2007 с.87-99
3 Громыко Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр, 2001, №27, с. 55-59.
а) аксиологический плюрализм, смешение разных традиций и норм, сознательное изменение и трансформация предельных полюсов, задающих привычные ориентиры в жизни человека,
б) клиповость (фрагментарность и принцип монтажа),
в) интертекстуальность и цитатность,
г) стилевой синкретизм, смешение жанров - высокого и низкого,
д) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, пародийность,
е) языковая игра и т.д.1.
Постмодернизм ориентирован на вполне определенный антропологический тип. Его можно охарактеризовать так:
- это космополит, свободный от догмата любых культурных традиций и норм, прекрасно понимающий всю их условность;
- это абсолютно искренний по отношению к собственным
природным инстинктам «шизоид» (термин Ж.Делеза и
Ф.Гаттари), ценящий прежде всего потребление, - в том числе, потребление информации;
- это интеллектуал, владеющий правилами любой языковой игры и столь же легко освобождающийся от них2.
По мнению психологов, информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т. н.
"киберпространство". Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические -и потому представляющие интерес для психологического анализа - формы человеческого поведения. Такого рода "средовое" поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В "киберпространстве" как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих
1 Громыко Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр, 2001, №27, с. 55-59.
2 Там же
деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность1.
Обладание информацией, доступ к ней, возможность формировать информационные потоки и их направленность - те реальные факты, которые определяют социальное самочувствие личности, её социальную роль и статус. Современный человек, находящийся под воздействием все увеличивающегося объема информации по необходимости вырабатывает новые механизмы её обработки и усвоения.
По мнению О.С. Кордобовского и С.Д. Политыко «адекватное фрагментирование информации и является ее (адекватной) интерпретацией, первичным условием ее когнитивной обработки»2. Вместе с тем появляется новое представление о том, что является основой творческой деятельности в современной информационной среде. Это манипулирование семантически сложными объектами, представленными в сознании символьными и другими (также внутрипсихическими) коммуникационными средствами3.
Термин «манипулирование» (от латинского manipulation -ручной прием, действие) употребляется в нескольких смыслах: о манипулировании говорится в отношении мышления детей и животных. Развитие мышления ребенка происходит постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдениями и т.п. С понятием манипулирование связано нагляднодейственное мышление, которое вплетено в реальное манипулирование предметами и обслуживающей, прежде всего, практической задачи, По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом создается
1 Войскунский А.Е. "Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде"// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 240-245.
2 Кордобовский О.С., Политыко С.Д. Человек в информационном пространстве // Электрон. ресурс] Режим доступа: http ://www. courier. com.ru/humanities/html/216/html (дата обращения 8.12.2010).
3 Рябов Г.Г., Суворов В.В. Манипулирование - инструментальное средство творческого интеллекта // Открытое образование №3, 2002, с, 52-59.
внутреннее пространство действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в схематизированном виде и образуют основу для внутрипсихического манипулирования. Особенно явно этот тип мышления проявляется при освоении компьютера. Взрослые, использующие рациональной мышление, сразу пытающиеся «понять» компьютер уступают в скорости первоначального овладения им детям, которые манипулируют его возможностями как внешними предметами и с необыкновенной для взрослого скоростью научаются им пользоваться. Термин
манипулирование прочно вошел в терминологию современного программирования. Манипулирование данными осуществляется в различных базах данных, манипулирование графическими объектами - в компьютерной графике.
Манипулирование медиаресурсами осуществляется при проектировании электронных образовательных ресурсов. В психологии манипулирование связывается также с творческой (креативной) деятельностью. Порождение новых образов, мыслей осуществляется благодаря способности
манипулирования образами. Повсеместная визуализация и интерактивный режим сами по себе являются интеллектуальными инструментами манипулирования. Важным аспектом манипуляции с информацией является фрагментация знаний1.
Колоссальное обилие информации вызвало в практике обучения потребность обращаться не только к полным текстам, но и к их фрагментам, содержащим информацию по заданным темам. Особенно важным это становится при разработке электронных обучающих ресурсов (ЭОР) и объединяющих их медиаобразовательных среды. Проектировщик ЭОР должен научиться манипулировать фрагментами знаний для достижения главной педагогической цели - развития личности студента в процессе овладения общественно значимыми и профессиональными компетентностями.
Такой цели можно достичь, организуя гипертекстовые связи между логически связанными понятиями, образами и
1 Якубайтис Э.А. Фрагментация знаний // Открытое образование, 2002, №5, с.76-79.
фрагментами знаний в пространстве ЭОР. Нелинейный характер гипертекстовых связей создает для каждого пользователя индивидуальное поле знаний на выбранную тему.
Отличие педагогически спроектированной
медиаобразовательной среды от открытого информационного пространства заключается в наличии цели и ее осмысленности. Вслед за А.А. Брудным мы понимаем «смысл как то, что сужает коридор возможностей, ограничивает их число, одним словом, смысл есть то, что создает переход от настоящего к будущему (или от прошлого к настоящему)»1. В этом контексте цель - это просто образ возможности, ее осмысленное овеществление, веха на трассированном направлении. Иначе говоря, смысл выступает как направление, намеченное в пространстве возможностей.
Разновидностью осознанной манипуляции является авторизация. Процессы создания и ведения гипертекста в англоязычной литературе получили название "authoring" (авторская деятельность, авторизация)2.
Предметом авторизации может быть трансформация обычного текстового документа в гипердокумент, создание электронной библиотеки гипердокументов, изложение некоторого оригинального материала сразу в гипертекстовой форме, анализ и синтез базы знаний той или иной проблемной области.
Таким образом, компетентность в авторизации информации в современном информационно-сетевом обществе становится ведущей как в повседневной сетевой действительности, так и в профессиональной деятельности, и на ее развитие должны быть ориентированы разработчики электронных образовательных ресурсов медиаобразовательных сред.
1 Брудный А.А. Психологическая герменевтика М.: Лабиринт, 1998. С. 123
2 Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы / / [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.ipu.rssi.ru/Dubl/eDstn.htm (дата обращения 5.12.2010).
Список литературы
1. Бейтсон Г. Социальное планирование и концепция вторичного обучения / Экология разума М.: Смысл, 2000, с.190
2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика М.: Лабиринт, 1998.
3. Войскунский А.Е. "Психологические аспекты
деятельности человека в Интернет-среде"// 2-ая
Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 240-245.
4. Громыко Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр, 2001, №27, с. 55-59.
5. Гура В.В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиаокомпетентности // Медиаобразование №2, М ,2007 с.87-99
6. Краткий анализ новой коммуникативной среды (New
media) // [Электрон. ресурс] Режим доступа:
http://www.gonzo-design.ru/education/newmediashort.html (дата обращения 8.02.2011).
7. Кордобовский О.С., Политыко С. Д. Человек в
информационном пространстве // Электрон. ресурс] Режим доступа:
http://www.courier.com.ru/humanities/html/216/html (дата обращения 8.12.2010).
8. МаклюэнМ. Понимание медиа М.: Гиперборея, 2007
9. Опенков М. Префигуративность // Электрон. ресурс]
Режим доступа: www.ifap.ru/library/book087.doc (дата
обращения 5.03.2011).
10. Опенков М. Сетевые структуры и множественная субъективность // Электрон. ресурс] Режим доступа: www.ifap. ru/library/book087. doc (дата обращения
5.03.2011).
11. Рябов Г.Г., Суворов В.В. Манипулирование -инструментальное средство творческого интеллекта // Открытое образование №3, 2002, с, 52-59.
12. Щедровицкий Г. П. Система педагогических
исследований / Педагогика и логика, М.: Касталь, 1993.
13. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста М. : Изд-во РГГУ, 2005
14. Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые
системы / / [Электрон. ресурс] Режим доступа:
http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm (дата обращения
5.12.2010).
15. Якубайтис Э.А. Фрагментация знаний // Открытое образование, 2002, №5, с.76-79.
16. Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002.
17. Pedro, Francesc (2006). The new Millennium Learners:
Challenging our Views on ICT and Learning. OECD-CERI, 2006 // [Электрон. ресурс] Режим доступа:
http://www.oecd.org/dataoecd/ 1/1/38358359.pdf. (дата
обращения 5.03.2011).
18. Siemens, George (2006). Knowing Knowledge. Available //
[Электрон. ресурс] Режим доступа:
www.knowingknowledge.com. (дата обращения
5.03.2011).