православной Церкви и основательно наставленных в учении веры, но и трудолюбивых домохозяек, жен и матерей, которые не мечтали бы об увеселениях светской жизни. При составлении учебного плана училищ в основу было положено серьезное религиозное образование, поэтому для преподавания Закона Божьего привлекались лучшие педагогические силы.
С 1895 г. в училищах педагогика была заменена дидактикой, так как опыт показал, что преподавание педагогики не достигало цели.
Епархиалки изучали особенности детского возраста, усваивали основы религиозно-нравственного, умственного и физического воспитания, знакомились с устройством и внутренней организацией школы.
Чтобы полнее представить себе все значение епархиальных училищ для жизни общества, приведем некоторые статистические данные. В 1909 г. воспитанниц в епархиальных училищах было 25 182, из них 663 — дочери потомственных дворян и чиновников, 554 — мещан, 530 — крестьян, 344 — почетных граждан и купцов, 163 — военных. Больше половины выпускниц епархиальных училищ трудились учительницами церковноприходских школ и школ грамоты. Некоторые епархии предоставляли им возможность преподавать Закон Божий в начальных школах как более подготовленным к этой миссии.
Таким образом, бывшие воспитанницы епархиальных училищ и по религиозно-нравственному воспитанию, но и по специальной педагогической подготовке к учительству занимали в народных школах одно из первых мест.
Литература
1. Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. И .А. Соловков. - М., 1985.
2. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII -началаXIXвеков. -М., 1983.
3. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. — М., 1990.
4. Орлова Е. Высшее женское образование в России // Вестник Высшей Школы. — 1999. — № 3.
5. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 т. — Ч. 2. — М., 1987.
6. Понамарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. — 1999. — № 1.
7. Усачева Р.Ф. Новые тенденции в развитии женского образования в первой четверти XIX века // Образование в современной школе. — 2001. — № 11.
8. Усачева Р.Ф. Создание женских учебных заведений в России в XVIII веке // Образование в современной школе. - 2001.-№ 2.
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ В ИНТЕРЕСАХ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В.И. САПОЖНИКОВ,
Технология мультимедиа — информационная технология, основанная на одновременном использовании в программных комплексах и системах различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования информации (аудиовизуальной, текстовой, графической) в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с системой1.
С технологической точки зрения интегрировать аудио- и визуальную информацию, представленную в различной форме (текст, графика, анимация, слайды, музыка, видео), позволяют специальныемультимеди-аоперационные среды. Многокомпонентную мульти-медиасреду разделяют на три основных компонента:
1) текстовую информацию — занимает небольшие объемы памяти и может быть размещена на разного рода носителях информации;
2) аудиоряд — речь, музыка, аудиоэффекты (шум
кандидат военных наук
моря или шум дождя и пр.). Главной проблемой использования высококачественных звуковых эффектов является информационная емкость. Для решения этой проблемы используются методы сжатия (компрессии) аудиоинформации;
3) видеоряд — характеризуется множеством элементов и разделяется на статический и динамический видеоряды. Статический включает в себя графику (рисунки, схемы и символы в графическом формате) и фотографии (не только цифровое фото, но и отсканированные рисунки и фотографии). Динамический видеоряд может быть представлен обычным (24 кадра в секунду) или разряженным видео (6—12 кадров в секунду), а также анимацией (последовательностью рисованных изображений).
Использование мультимедиатехнологий в учебном процессе выдвигает повышенные требования к разрешающей способности экрана. Вторая проблема — повышенные требования к объему памяти.
СОсХКХхХЮ
Возросшая производительность и быстродействие персональных компьютеров позволяют создавать и использовать в учебном процессе мультимедийные программные системы и комплексы, объединяющие текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию2.
Мультимедийные обучающие системы объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в разных информационных представлениях (аудио и визуальном). Организация учебного процесса с использованием технологии мультимедиа позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации, осуществить передачу больших объемов информации, иллюстрацию излагаемого учебного материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.
Основные возможности мультимедийных обучающих систем:
Ф интерактивность работы с системой — обеспечивает обратную связь и способствует организации совместной деятельности в схеме «учитель — ПК — ученик»;
Ф визуализация учебной информации — способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;
Ф компьютерная анимация — является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия информации;
Ф моделирование различных явлений и процессов — используется с целью обеспечения наглядности восприятия учебной информации;
Ф использование гипертекстовой технологии — упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальной траектории и темпа изучения материала;
Ф многооконность представления информации — обеспечивает возможность сравнения информации, предъявляемой в отдельных окнах на одном слайде;
Ф аудиосопровождение информации, представленной в текстовом или визуальном формате, — повышает эффективность восприятия материала;
Ф представление визуальной информации в цвете — является мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации;
Ф манипулирование информацией — способствует организации повторения учебной информации.
К дидактическим преимуществам использования технологии мультимедиа в обучении следует отнести
следующие возможности мультимедийных обучающих систем и комплексов:
Ф моделирование сложных явлений и процессов, протекающих при высоких и низких температурах, в космическом пространстве;
Ф имитация работы сложноорганизованных систем и разнообразных объектов;
Ф одновременное представление на экране компьютера учебной видеоинформации с аудио-сопровождением, повышающим эффективность восприятия комментариев к учебному материалу. Сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией дает возможность постепенно разъяснять сложные явления, работу объектов; обеспечивает наглядное представление различных процессов.
Повышение эффективности обучения с использованием технологии мультимедиа достигается прежде всего за счет того, что педагог опирается на триаду восприятия — вижу, слышу, пишу.
Дидактические возможности мультимедийных обучающих программ связаны с гипертекстовой технологией. Гипертекст позволяет объединить в гипертекстовой системе разнообразную информацию, которая может располагаться внутри самой системы, в разных файлах, папках и на разных компьютерах, подключенных к локальной или глобальной сети. Особенность гипертекста — возможность перехода и представления информации с помощью гиперссылок. Переход по гиперссылкам осуществляется с помощью щелчка мышкой в области активного окна, которое выделяется другим шрифтом, цветом, имеет вид символов, картинок и т.п. Одновременно на экране компьютера может быть любое количество гиперссылок и при нажатии на каждую из них появляется та или иная информация3.
Благодаря одновременному воздействию на обучающегося аудиальной (звуковой) и визуальной (статической и динамической) информации мультимедийные обучающие системы обладают большим эмоциональным зарядом, способствуют развитию креативного потенциала обучаемых и обучающихся, созданию разнообразных и действенных форм и методов обучения4.
Технологии мультимедиа в системе образования — явление новое и до конца не изученное. Отдельные аспекты проблемы изучения и использования технологии мультимедиа в учебном процессе не в полной мере решают комплекс задач по созданию и применению мультимедийных обучающих систем. Наименее исследованными остаются методические аспекты, учитывающие специфику преподавания учебных дисциплин или блоков дисциплин. Именно в учете специфики их преподавания заложен существенный резерв повышения психолого-педагогического уровня мультимедийной обучающей системы, повышающей эффективность обучения.
Недостаточно проработаны методико-технологи-ческпе вопросы применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов. Первичное формирование собственного представления об объекте (явлении) происходит на лекциях, поэтому на этих занятиях и должны применяться технологии мультимедиа5.
Основная дидактическая цель применения технологии мультимедиа сводится к визуализации учебного материала и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на репродуктивном уровне. Не исследованы вопросы использования технологии мультимедиа в лекционных курсах специальных дисциплин военно-учебных заведений в сочетании с активными методами обучения. Такое сочетание могло бы активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся и перевести ее на продуктивный уровень.
Ключевым понятием для создателей информационно-образовательных сред является понятие «информационное пространство». Е.П. Прохоров выделяет несколько трактовок этого понятия, в частности территориальный подход, в котором информационное пространство рассматривается как некая информати-зированная территория. Информационно-ноосфер-ное понимание информационного пространства изложено в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция разработана в 1995 г. во исполнение Указа Президента РФ от 1 июля 1994 г. № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации». Для разработчиков Концепции информационное пространство есть некая никому (или всем?) не принадлежащая совокупность информационных ресурсов, средств обеспечения их пополнения и обработки, а также механизмов доступа пользователей к этим несметным богатствам.
А.И. Каптерев предлагает концептуальную модель информационного пространства. Он выделяет пять объектов: образ, знак, концепт, текст и документ6.
С точки зрения социального понимания информ-пространства информационное пространство есть совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями, т.е. отношениями сбора, производства, распространения и потребления информации. Сама информация при этом рассматривается как некоторое отношение между субъектами информационного пространства. Информационное пространство — это поле информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее особое (системное) качество, отсутствующее в субъектах.
По определению В.А. Красильниковой, «информационно-образовательная среда — многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психоло-го-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам». Открытая информационно-образовательная среда (ИОС) является синонимом образовательного пространства. Локальная ИОС является проектируемым локальным образовательным пространством учебного заведения (или его подразделения), отражающим педагогические ценности, принципы и методологические установки педагогов этого учебного заведения и согласованным с широким (государственным, мировым) образовательным пространством. На основе широкой трактовки информационного пространства как медиасреды, включающей символьные медиа и субъектов, связанных между собой отношениями их производства, распространения и потребления, мы развиваем понятие медиаоб-разовательной среды, которая является средоточием электронных образовательных ресурсов, созданных педагогами, и различных медиа, имеющихся в информационном пространстве. Медиаобразовательной средой будем называть культурно-образовательную среду, в которой главным носителем информации для индивида является электронный образовательный ресурс (ЭОР) различной модальности (текст, изображение, звук, видео), а также различные медиа (пресса, телевидение, кино, радио и др.), используемые в педагогических целях7.
Медиаобразовательная среда может быть спроектированной и «естественной». Первая является современной педагогической системой, имеющей своей целью организацию условий для гуманного целенаправленного взаимодействия индивидов с электронными информационно-образовательными ресурсами и медиа в интересах их личностно-культурного развития и положительной социализации. Вторая медиасреда среда является информационным аспектом современной информационно-культурной среды (представленной электронной массмедиа, периодической печатью, компьютерными информационными сетями и т.п.), созданной предшествующими поколениями и развиваемой нашими современниками. Общение с «естественной» медиасредой носит стихийный, неуправляемый характер и является одним из важнейших факторов социализации и информационного ориентирования индивидов.
Важнейшее средство современного обучения — электронный учебник, ставший традиционным образовательным ресурсом в информационно-образовательных средах. По мнению Л.Х. Зайнутдиновой, электронный учебник — это обучающая программная
СОсХКХхХЮ
система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также ин-формационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи8.
А.И. Башмаков и И.А. Башмаков вводят обобщенное понятие «компьютерное средство обучения», которое объединяет компьютерные учебники и компьютерные обучающие системы. Компьютерная обучающая система — относительно небольшое по объему компьютерное средство обучения. Как правило, ее содержание соответствует не более 15ч контактного времени. Компьютерные учебники используются для представления учебного материала большого объема, охватывающего теоретическую или технологическую часть какого-либо курса (дисциплины)9.
Представления о структуре и содержании электронных учебников обусловлены во многом идеологией электронного учебника как человеко-машинной системы. Это во многом справедливо для технических дисциплин, однако по многим параметрам не соответствует современным представлениям об электронных образовательных системах как социально-коммуникативных системах, призванных обеспечить не только обучение, но и личностное развитие, приобретение ключевых (интегральных) компетенций. Такую задачу могут выполнить только электронные образовательные ресурсы, построенные на иных, не технократических, принципах и новой идеологии педагогического проектирования.
Электронный образовательный ресурс — часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе в виде программы и служащей для удовлетворения информационно -образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, администрации). Лич-ностно-ориентированный электронный образовательный ресурс — электронные образовательные ресурсы, которые ориентированы не только на обучение, но и на творческое развитие личности, осуществляемое в результате диалога с культурой, представляемой различными медиаресурсами, находящимися как в локальной медиасреде, так и в открытой инфосреде.
Личностно-ориентированный электронный образовательный ресурс имеет следующие три аспекта педагогического проектирования:
1) когнитивный (содержательный) — структура и базисные категории электронного образовательного ресурса, многоуровневость, мультимедийность;
2) коммуникативный — определение базисных действий, определение точек взаимодействия (диалога), определение места и формы комментариев системы;
3) психолого-педагогической поддержки — способы повышения мотивации к учению, способы адаптации обучающей системы к личностным особенностям, дружественность интерфейса и т.д.
Исходным моментом педагогического проектирования являются педагогические цели. Для их достижения проектировщик электронного образовательного ресурса разрабатывает его структуру, т.е. разбивает содержания учебного материала на отдельные самостоятельные части — модули. С педагогической точки зрения модуль — это относительно самостоятельная часть учебной информации, по которой можно осуществить как самопроверку, так и педагогическое тестирование знаний.
Таким образом, применение мультимедийных обучающих систем в практике подготовки военных специалистов позволит поднять качество их подготовки на более высокий уровень.
1 См.: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М., 2006.
2 См. : Козлов O.A., Роберт И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. — М., 2005; Козлов O.A. Инфраструктура подготовки кадров информатизации образования: состояние и перспективы // Высокие технологии в педагогическом процессе: Сб. тр. VI Междунар. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. — Н.Новгород, 2005. — Т. 3; Панюкова C.B. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учеб. пособие. — М., 2007.
3 См.: Панюкова C.B. Указ. соч.
4 См.: Сапожников В.И. Информационные образовательные технологии подготовки современных специалистов // Сборник материалов 68-й ежегодной научно-практической конференции. — Ставрополь, 2004. — С. 182—186; Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения: Дис... докт. пед. наук. — Астрахань, 2007.
5 См.: Панюкова C.B. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учеб. пособие. — М., 2007; Семенова Н.Г. Указ. соч.
6 См.: Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: Дис... докт. пед. наук. — Ростов н/Д, 2007.
7 Там же.
8 См.: Зайнутдинова JI.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Моногр. — Астрахань, 1999.
9 См.: Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М., 2003.