http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА PHILOSOPHY OF SOCIETY
УДК 37.0 + 13 + 316.7
Сергей Сергеевич Аносов,
аспирант,
Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 3), e-mail: [email protected]
Философия волонтёрского движения или новые формы социального служения
Волонтёрское движение выступает современным инструментом и критерием социальной активности и социальной динамики общественного развития, оно является критерием уровня и качества социального воспроизводства, его ценностно-смысловой и социально-поведенческой основы. В работе рассматриваются философские и социально-практические условия возникновения и развития волонтёрского движения в современной России. Целью данной статьи является анализ социально-практических и мировоззренческих сдвигов, происходящих в современном российском обществе, позволяющих возникнуть и активно расширять сферы и формы реализации для волонтёрского движения и как результат - изменение социокультурных смыслов социальной эволюции общества и отдельных людей. В результатах исследования излагаются основные виды и мотивы волонтёрской деятельности, определяющие качественные формы развития волонтёрского движения, а также ресурсы и условия развития социального капитала движения, что позволяет судить о происходящих в общественном сознании изменениях и возможных перспективах и формах социального развития, являющихся процессом и одновременно целью социально-духовного развития личности и общества в целом. Философия волонтёрского движения выступает показателем личностных трансформаций и установок общественного развития, целей и смыслов социальной динамики.
Ключевые слова: волонтёрское движение, социальное служение, социальные ценности, альтруизм, социальная эмпатия, общественное воспроизводство, социальная значимость
Введение. Волонтёрское движение -это исторически сложившееся сообщество, направленное на решение гуманистических задач современного общества. Волонтёрское движение выступает активной гражданской силой, регулирующей социальную активность и социальную консолидацию различных социальных групп и институтов общественного развития. Оно формирует определённую систему взглядов на жизнь отдельного человека и общества в целом, позволяющих управлять социальным самочувствием, социальной активностью и социальной эмпатией всего общества.
Волонтёр - это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя1. Волонтёром может стать
1 Решетников О. В. Социальное служение // Детское движение: слов.-справ. - М.: Ассоциация исследо-
школьник и пенсионер, студент и служащий. Волонтёрство не имеет возрастных и профессиональных ограничений.
Условия возникновения волонтёрского движения могут быть разными, но цель и конечная реализация одна - это формирование общества, в котором граждане будут нацелены не на личную выгоду, а на формирование общего блага и благополучия.
Мировой опыт развития волонтёрского движения
В большинстве развитых стран добровольческая деятельность является условием и гарантом стабильного развития.
Волонтёрская деятельность имеет оценку в виде валового национального продукта (ВВП), обеспечивает общественную прибыль.
вателей детского движения, 2005. - С. 311-313.
6
© Аносов С. С., 2018
За последние годы вклад волонтёрской деятельности в ВВП варьируется от 4 до 8 % [1].
Волонтёрская деятельность обеспечивается функционированием некоммерческих, религиозных организаций, корпоративных бизнес-программ, национальных спортивных или культурных мероприятий и т. д. Отдельным блоком стоят детские, юношеские и молодёжные волонтёрские сообщества и программы, регулирующие социальную активность общества на определённой локальной территории.
В США 46 % жителей хотя бы раз участвовали в добровольческом движении, во Франции - 32 %, в Финляндии - 44 %, в Германии - 22 %, в Ирландии - 33 %, в Швеции -56 %, в Японии - 26 %, в Корее - 31 %. В Российской Федерации на сегодняшний день наблюдается подъём волонтёрского движения. По данным на 2017 год, Россия находится на 8-м месте по количеству волонтёров, что составляет 26 % от всего населения страны1.
Форма реализации волонтёрской деятельности разнообразна. Например, международные волонтёрские программы или внутригосударственная работа с различными социальными группами населения [15]. К первым можно отнести различные проекты от восстановления замка во Франции до реставрации кладбища в Германии; от возделывания рисовых полей во Вьетнаме до обучения детей грамоте в Индии; от помощи больным СПИДом в странах Африки до помощи жертвам наводнений по всему миру [14]. Ко вторым можно отнести волонтёрскую деятельность, имеющую более узкий контекст, важный для государства или отдельного региона, города или социальной группы: от помощи соседям в социальном обеспечении (покупке продуктов в магазинах и аптеках) до выгула собак; от сбора средств на лечение онкобольных до уборки самопроизвольных свалок; от донорства крови до сбора игрушек в детские дома и т. д. В любом случае она несёт моральное удовлетворение и массу новых впечатлений, позволяющих сформировать новый социальный опыт, личные коммуникации и изменить представления о мире и самом себе.
Условия возникновения волонтёрского движения
В социальном плане волонтёрская деятельность предполагает, что человек тратит
1 Рейтинг мировой благотворительности // Агентство социальной информации. Информационная поддержка гражданских инициатив [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.asi.org.ru (дата обращения: 20.12.2017).
своё личное время и иные ресурсы на благо других людей и общества в целом. Волонтёрская деятельность позволяет расширить качество социальных услуг при минимальных финансовых затратах со стороны организаций и институтов, но благодаря личной воле и вовлечённости, социальной активности и социальному служению отдельных людей [10]. С другой стороны - компенсируется потребность людей в удовлетворении потребностей совести, направленная на развитие личности добровольца.
Особая роль принадлежит религиозному фактору в развитии волонтёрской деятельности, которая базируется на альтруистическом, бескорыстном служении обществу, выполнении «долга перед Богом».
Благодаря волонтёрской деятельности компенсируется выполнение (оказание) социальных услуг государством и бизнесом, когда они малорентабельны, но необходимы для социального сплочения и социальной консолидации различных групп населения. Как показывает мировой опыт, расширение занятости добровольцев происходит в кризисные моменты развития экономики, так называемая «неоплачиваемая занятость» через заключение договоров с добровольцами помогает стабилизировать социально-экономическое поведение населения.
В начале 1990-х годов волонтёрское движение стало ресурсом для выживания тех, кто оказался в схожих условиях (социальных, экономических, культурных). Например, помощь россиянам, оказавшимся на территории стран СНГ, адаптация мигрантов в принимающем обществе, помощь людям, потерявшим работу или жильё и т. д. Это привнесло новый смысл в волонтёрскую деятельность.
Сегодня это перерастает в новую форму и формулу жизни - служение как система мировоззрения. Помощь другому, потому что ты можешь помочь, а не потому, что это надо делать. Это качественно меняет социальные и ролевые позиции всех участников взаимодействия. Наделяет каждого новым статусом и придаёт новые смыслы и символы для социальной реализации.
Среди современных учёных существуют весьма значимые исследования развития социальной эмпатии - О. А. Кармадонов [2; 3], О. А. Полюшкевич [4; 7] и альтруизма -В. А. Скуденков [8], Н. Д. Субботина [9], которые во многом проливают свет на мотивы и условия развития волонтёрского движения.
Организованные и неорганизованные
формы волонтёрской деятельности
Волонтёрская деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой, организованной или неорганизованной [11-13].
Неорганизованное волонтёрство - это случайная помощь, не имеющая системного характера. Она строится на разовой помощи соседям или друзьям, значительно реже - незнакомым людям - на бескорыстном желании помочь. Неорганизованное волонтёрство чаще выступает индивидуальной формой личной активности.
Организованное волонтёрство осуществляется на регулярной основе, имеет чёткие мотивы и цели, консолидирует определённую группу участников, как правило, регламентирует форму и вид помощи, контролирует качество предоставления волонтёрских услуг и т. д.
Признаки волонтёрской деятельности:
1. Осуществляется добровольно, без приказа и принуждения сверху.
2. Направлена на решение социально значимых и актуальных проблем отдельной группы или всего общества.
3. Имеет большой сектор выбора волонтёрской деятельности.
4. Имеет цель принести пользу и благо обществу или отдельным его членам.
5. Не имеет возрастных, профессиональных, образовательных, религиозных или каких-либо ещё ограничений.
Методология и методы исследования. Методологической основой нашего иссле-дования1 стали идеи изучения социальных представлений и мировоззренческих установок определённой социальной группы, нашедшие детальное изложение в трудах О. А. Кармадонова [2; 3] и О. А. Полюшкевич [4-7]. В нашем исследовании предложенный методологический каркас рассматривается через призму изучения мировоззрения участников волонтёрского движения.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей вовлечения и актуализации деятельности волонтёров. Методами исследования выступил анкетный опрос и экспертное интервью.
В анкетном опросе приняло участие 2600 человек в возрасте от 18 до 75 лет, которые занимаются волонтёрской деятельностью один год и более, все они не имеют про-
1 Исследование проводилось при поддержке гранта РГНФ 16-33-01015а2 «Социокультурные основы эмпа-тии», руководитель - канд. филос. наук, доцент О. А. Полюшкевич.
фессионального образования в этой сфере. Из них 60 % девушек и 40 % юношей.
В экспертном интервью приняло участие 44 руководителя волонтёрских центров, имеющих профессиональную подготовку - это социальные работники, работники некоммерческих организаций, руководители религиозных организаций или прорелигиозных центров и т. д. Исследование проходило в 2017 году в городах Сибирского федерального округа.
Результаты исследования. Оценки востребованности практически совпадают как у рядовых участников, так и у руководителей волонтёрских центров, что говорит о совпадении понимания целей и ресурсов волонтёрского движения как снизу (со стороны рядовых членов), так и сверху (со стороны руководства) (табл. 1).
Таблица 1
Востребованные виды волонтёрской деятельности *
Руководи-
Виды Волонтёры тели волонтёрских движений
Помощь детям из дет- 36 33
ских домов
Помощь больным людям 31 35
Участие в экологических 44 42
мероприятиях
Профилактика венерических заболеваний 27 29
и СПИДа
Профилактика решения
конфликтов и в целом психологической под- 25 22
держки
Юридические и врачеб- 21 26
ные консультации
Культурно-просветитель- 26 29
ские мероприятия
*Респонденты указывали несколько вариантов ответов, поэтому сумма выше 100 %.
Наиболее востребованными видами волонтёрской деятельности в РФ выступают следующие:
Помощь детям из детских домов. «Я участник волонтёрского движения "Ирида", существующего в Институте социальных наук уже 20 лет. Я горжусь тем, что передаю опыт помощи детям из детских домов другим студентам, сама получаю новый опыт и знания помощи и поддержки других. Я думаю, что данная деятельность мне пригодится в будущем, расширит мои связи и социальный опыт, я смогу это использовать в профессии социолога» (М. А., студентка, 20 лет, Иркутск). «Я участвую в работе волонтёрского центра при детском
доме № 1 города Красноярска уже третий год и реально могу видеть, как моя помощь улучшает жизнь нескольким детям, которые живут в значительно более худших условиях, чем я. Я чувствую гордость за себя и своих подруг-добровольцев, что мы реально помогаем детям» (О. Ю., работник ЖЭКа, 27 лет, Красноярск).
Помощь больным людям (в том числе детям). «Я не могу вылечить кого-то, я не врач и не медсестра, но я могу облегчить боль, отвлекая и развлекая, заботясь и создавая условия для комфорта, это моё служение Богу и обществу» (Т. Л., студентка, 22 года, Кемерово). «Я участвую в регулярных добровольческих акциях по сбору средств на хоспис в Иркутске, я считаю, что если могу хоть что-то сделать для страдающих людей, то просто должна это сделать. Это мой личный долг» (М. Я., домработница, 42 года, Иркутск).
Участие в экологических мероприятиях, помощь бездомным животным. «Сохранение Природы для наших потомков - на сегодняшний день одна из основных задач. Я стараюсь активно участвовать в данных акциях, так как считаю, что в этом есть толк. Например, акции против БЦБК в городе Байкальске привели к существенному улучшению экологии озера Байкал. Я в них принимала участие и этим горжусь» (Е. Н., педагог, 47 лет, Байкальск). «Сохранение леса и воды - это задача наших современников. Без воздуха и воды нет будущего нашим детям. Немного пафосно, но это руководит моими мотивами участия в волонтёрской деятельности по сохранению данных ресурсов» (Н. Л., 33 года, юрист, Новосибирск). «Я всегда участвую в сборах средств для благоустройства или покупки питания для питомников для бездомных собак. Хотя у меня у самой их три. Но я не могу пройти мимо, когда собака смотрит на тебя голодными глазами. Несколько раз сама была инициатором подобных акций. Знаю, что это принесло пользу питомникам - на зиму было закуплено достаточно корма и расширен вольер. Лично себе я могу сказать - я молодец!» (Т. Б., предприниматель, 52 года, Шелехов).
Участие в акциях, направленных на профилактику венерических заболеваний и СПИДа. «Профилактические мероприятия необходимы, чтобы обезопасить будущее наших детей. Я активно работаю в волонтёрском движении, помогаю в профилактике СПИДа и считаю, что благодаря моим лекциям мно-
гие люди уберегли себя и своих близких от страшных заболеваний» (И. И., учитель, 39 лет, Омск). «Я считаю, что профилактика заражения венерическими болезнями целиком лежит на родителях и социальных институтах, таких как школы и вузы, поэтому всегда участвую с лекциями по данным заболеваниям, я понимаю, чувствую и знаю, что мои слова меняют чьи-то судьбы и это очень приятно» (М. Ю., врач, 37 лет, Томск).
Профилактика решения конфликтов и в целом психологическая поддержка. «Для того чтобы подростки могли решать конфликты, им надо показать как они их могут решить. Это навык, которому можно обучиться, который можно освоить не только через реальные конфликты, но и через тренинги и семинары, позволяющие предупреждать конфликты и выходить из них на более ранних стадиях. Я чувствую, что реально улучшаю жизнь кого-то, я живу не зря» (Т. Ю., библиотекарь, 44 года, Новосибирск). «Психологическая поддержка необходима всем тем, кто находится в тяжёлой жизненной ситуации. Я волонтёр горячей линии для женщин уже третий год и рада тому, что могу помочь словом и делом женщинам, попавшим в сложную ситуацию» (А. В., юрист, 26 лет, Иркутск).
Помощь в юридических и врачебных консультациях. «Оказывая помощь по своей профессиональной деятельности как участник добровольческого движения, я понимаю, что не просто хороший специалист, который не зря получает свои деньги, но и просто хороший человек, помогающий своими навыками людям просто так» (И. М., юрист, 28 лет, Иркутск). «По специальности я будущий врач и в волонтёрском центре для бездомных оказываю медицинскую помощь тем, кому она нужна. Я помогаю тем, кому могут не помочь врачи по скорой помощи или в больнице. Общество сейчас жестоко. Поэтому я делаю то, что могу» (Н. Е., студент-медик, 23 года, Красноярск).
Помощь в проведении культурно-просветительских мероприятий, нацеленных на сохранение истории и культуры, социальной памяти населения о событиях прошлого. «Я будущий юрист, и считаю, что законы возникли не на пустом месте. Проводя просветительские лекции среди школьников, я, как волонтёр, чувствую, что выполняю некую социальную задачу внесения понимания важности закона в жизнь простых людей, понимания его причины и последствий, социальной справедливости и законности.
Я этим горжусь» (Т. Б., студент-юрист, 22 года, Улан-Удэ). «Знать прошлое необходимо, я увлекаюсь историей и считаю, что должен делиться своими знаниями со всеми желающими, поэтому регулярно читаю лекции в библиотеках нашего города по прошлому города, области, страны, мира. Это моё личное служение тому обществу, в котором живу. Мои друзья, такие же волонтёры просветительского центра, меня в этом поддерживают и также помогают проводить подобные мероприятия» (О. Л., радиоэлектрик, 44 года, Братск).
Таким образом, волонтёрская деятельность - это форма проявления субъектности человека, благодаря которой он тратит своё время и силы, ресурсы и возможности на благо других людей, на изменение ситуации положения определённой группы или блага всего общества. Он добровольно помогает другим, не рассчитывая на получение материальных выгод. Но при этом он получает достаточно весомый ресурс социального капитала.
Мотивы участия в волонтёрской деятельности могут быть разнообразны (табл. 2). И если первые три совпадают как у рядовых членов, так и у руководителей волонтёрских центров, то последние четыре имеют серьёзные расхождения. Это объясняется тем, что у рядовых участников сохраняется больше иллюзий и желания необычных активных событий, тогда как у руководителей центров волонтёрская деятельность выступает обычной и обыденной работой.
Таблица 2
Мотивы участия в волонтёрской деятельности *
Виды Волонтёры Руководители волонтёр-ских движений
Повышение социального опыта и навыков 35 33
Расширение круга общения 38 42
Расширение коммуникативных навыков 30 34
Расширение кругозора 17 36
Возможность путешествовать 37 20
Экстремальность 42 12
Реализация филантропско-го начала 29 16
*Респонденты указывали несколько вариантов ответов, поэтому сумма выше 100 %.
Повышение социального опыта и навыков. «Я получаю новый опыт, который в обычной жизни мне не получить. Я думаю,
это мне поможет в моей будущей жизни» (И. Ю., дизайнер, 26 лет, Ангарск). «Новые навыки и технологии, которым нас обучают в волонтёрском центре, можно применять не только в волонтёрской деятельности, но и обычной жизни. Например, снимать стресс, регулировать нарастающие конфликты в кругу родственников или друзей» (М. А., программист, 33 года, Шелехов).
Расширение круга общения. «Я занимаюсь волонтёрской деятельностью уже третий год, за это время у меня очень вырос круг друзей и знакомых, я встретила удивительных людей и только за это одно я благодарна волонтёрскому движению» (О. А., повар, 25 лет, Улан-Удэ). «Мой круг общения, социальных контактов вырос в десятки раз после того, как я стал заниматься волонтёрской деятельностью. Это люди разного статуса и положения, имеющие разные цели и ценности, но по мере своей деятельности я с ними нахожу общий язык. Это отличный навык и прекрасные знакомства для каких-то будущих проектов» (Г. О., строитель, 24 года, Омск).
Расширение коммуникативных навыков. «После того, как я стал заниматься волонтёрской деятельностью, у меня стала значительно лучше выстраиваться коммуникация с незнакомыми людьми, легче нахожу общий язык, проще вступаю в контакт. Это отличный навык, возникший благодаря волонтёрству» (М. А., работник администрации, 27 лет, Ангарск). «Постоянное взаимодействие с множеством людей привело к тому, что мои коммуникативные навыки, умение найти индивидуальный подход к каждому значительно улучшились, у меня нет страхов начала общения, всё легко и обыденно происходит» (Н. Е., системный администратор, 30 лет, Томск).
Расширение кругозора. «После начала занятий в волонтёрском центре я изменила свои взгляды на многие вещи, начиная от своих собственных возможностей, заканчивая особенностями людей с умственными ограничениями, с их особенностями, спецификой работы» (Д. А., художник, 25 лет, Новосибирск). «Моя волонтёрская деятельность строится на работе с аутистами. Я совсем иначе посмотрела на таких детей, увидела их совсем другими глазами. Мои представления о них и обо мне самой изменились» (С. А., бухгалтер, 33 года, Омск).
Возможность путешествовать. «После прохождения курса волонтёра я смог путешествовать по миру, за три года был
уже в четырёх странах, узнал много новых людей, увидел совсем другую жизнь. Я очень этим доволен» (Т. Б., студент-юрист, 22 года, Улан-Удэ). «Я пришла в волонтёрский центр, чтобы приносить пользу обществу и путешествовать. Мои цели полностью реализовались. Я участвую в восстановлении культурных памятников, разрушенных в ходе военных действий в ХХ веке по всему миру, и уже была в 6 странах, участвовала в восстановлении 14 объектов, имеющих высокую ценность для всей цивилизации. Это просто непередаваемо - ощущать, что ты причастен к таким великим процессам» (О. Н., журналист, 32 года, Кемерово).
Экстремальность. «Работая волонтёром, никогда не знаешь, с чем столкнёшься, какие трудности возникнут с тем или иным клиентом. Это всегда требует креативности и творческого подхода, всегда идёт на грани экстрима. Мне очень нравится это чувство» (О. Л., историк, 28 лет, Красноярск). «По моему мнению, волонтёры всегда находятся на грани риска, всегда включены в экстремальные взаимодействия, которые выходят за рамки их привычного мира. Меня и многих моих знакомых и друзей именно это увлекает и удерживает в волонтёрском движении» (Л. Л., политолог, 36 лет, Улан-Удэ).
Реализация филантропского начала. «Все волонтёры немного филантропы, готовы отдавать больше, чем имеют, выкладываются на полную катушку. Это герои нашего времени» (А. С., предприниматель, 57 лет, Новосибирск). «Быть филантропом нынче модно. Волонтёрская деятельность предоставляет такую возможность. Это здорово!» (И. И., студент-программист, 21 год, Томск).
Обсуждение результатов исследования. Таким образом, можно сформулировать социальный капитал добровольческого движения.
Формируется «социальный ореол» человека, занимающегося волонтёрской деятельностью. Конструируются социальные представления о волонтёре и волонтёрском движении, как человеке и людях, готовых ради других жертвовать своими интересами, временем и силами.
Формируется новое отношение к социальной реальности, где помощь другому человеку или группе людей является нормальным и естественным процессом. Это происходит через реализацию социализационных условий для участников волонтёрского движения,
через изменение их ценностей и убеждений, их взглядов на мир. Это расширяет социальный опыт всех участников движения.
Формируются социальные связи между абсолютно не связанными в социальной реальности людьми, но решающими одни задачи в волонтёрской деятельности. Это выступает социальным ресурсом для возникновения социального партнёрства и решения задач вне волонтёрской деятельности.
Активная жизненная позиция участников волонтёрского движения позволяет надеяться на формирование нового пласта социально активных граждан, не просто на словах, но и на деле участвующих в решении социально важных задач общественного воспроизводства. Развитие нравственности и в целом гуманистического начала позволяет личности волонтёра быть впереди многих других, решать более важные задачи и нести ответственность за свои действия. Это своего рода новый вид социального служения, который приобрёл вполне осязаемые и понятные формы реализации в современных условиях развития российского общества.
В процессе реализации волонтёрской деятельности реализуются несколько ключевых процессов, направленных на личность волонтёра.
1. Волонтёры приобретают новые навыки, знания и опыт, обучаясь какой-либо деятельности.
2. Через участие в добровольческой волонтёрской деятельности трансформируется личность волонтёра, изменяется его отношение к самому себе и к окружающему миру. Иными словами, волонтёрская деятельность выступает как педагогическая и философская система, формирующая свои ценности и убеждения.
3. Через доступ к ресурсам организации волонтёр может максимально полно раскрыть и реализовать собственные возможности в различных сферах деятельности.
4. Через социальную активность участия в волонтёрском движении волонтёр может приобрести социальный капитал, способный регулировать принятие общественно важных решений на государственном и социальном уровне, приобрести личный социальный статус и капитал.
Выводы. Данные процессы позволяют говорить о формировании новой социальной философии, новом виде социального служения - волонтёрской деятельности. С одной стороны, она приобретает форму личной вовлечённости и получения соци-
альных благ, с другой - является формой социальной эмпатии и альтруизма. Именно на данном стыке возможно построение новых принципов социальной солидарности и развития гражданского общества не только в теоретических конструктах, но и на практике.
Общественное развитие невозможно без социального служения и именно волонтёрской деятельности под силу активизировать процесс социальной эмпатии, а также соединить усилия государственного аппарата с возможностями и потребностями различных социальных групп в общественном благе.
Список литературы
1. Богданова Е. В. Профессиональная субъектность личности в волонтёрской деятельности (социально-философский анализ) // Философия образования. 2010. № 3. С. 263-270.
2. Кармадонов О. А. Нормы и эмпатия как факторы социальных преобразований // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 17-25.
3. Кармадонов О. А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 66-72.
4. Полюшкевич О. А. Идеологические ресурсы социокультурной солидарности // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 64. С. 217-230.
5. Полюшкевич О. А. Солидарность поколений. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 180 с.
6. Полюшкевич О. А. Социальная эмпатия: вопросы консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 3-18.
7. Полюшкевич О. А. Философия благодарности // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 67-74.
8. Скуденков В. А. Лидерство и социальное развитие // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 2.
9. Субботина Н. Д. Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма // Гуманитарный вектор. 2011. № 2. С. 58-66.
10. Arf Dg. H. Encyclopedia of social work. Washington, DC, National Association of Social Workes, 1995.
11. Kraitier R. Voluntary agencies in the welfare state/ Berkeley: University of California Press, 1981.
12. Salamon L. M. America's nonprofit sector: A primer. New York: The Foundation Ctnicr, 1992.
13. Simon R. Volunteers of the world. London, 2016.
14. Struth A. Volunteers in Europe and the USA. Amsterdam: HOUSE, 2017.
15. Shuz L. The history of volunteerism. New York, 2015.
Библиографическое описание статьи_
Аносов С. С. Философия волонтёрского движения или новые формы социального служения // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 2. С. 6-13.
The volunteer movement is a modern tool and criterion of social activity and social dynamics of social development, it is a criterion of the level and quality of social reproduction, its value-semantic and socio-behavioral basis. The paper considers the philosophical and socio-practical conditions for the emergence and development of volunteerism in modern Russia. The purpose of the article is to analyze the socio-practical and philosophical shifts taking place in the modern Russian society that allow the emergence and active expansion of spheres and forms of realization for the volunteer movement and, as a result, changes in sociocultural meanings of the social evolution of society and individuals. The results of the study outline the main types and motives of volunteer activity, which determine the qualitative forms of development of the volunteer movement, as well as the resources and conditions for the development of the social capital of the movement. Moreover, the study allows us to judge about the changes and possible perspectives and forms of social development occurring in the public consciousness, which are the process and at the same time the goal of the social and spiritual development of the individual and society as a whole. The philosophy of the volunteer movement is an indicator of personal transformations and attitudes of social development, goals and meanings of social dynamics.
С. 180-184.
Статья поступила в редакцию 22.12.2017; принята к публикации 25.01.2018
Sergey S. Anosov,
Postgraduate Student, Irkutsk State University
(3 Lenina st., Irkutsk, 664003, Russia),
e-mail: [email protected]
Philosophy of Volunteerism or New Forms of Social Service
Keywords: volunteer movement, social service, social values, altruism, social empathy, social reproduction, social significance
References
1. Bogdanova, Ye. V. Professional personality in volunteer activity (social and philosophical analysis). Filosofi-ya obrazovaniya, no. 3 (32), pp. 263-270, 2010. (In Rus.)
2. Karmadonov, O. A. Norms and empathy as factors of social transformations. Sotsiologicheskiye issledo-vaniya, no. 4, pp. 17-25, 2012. (In Rus.)
3. Karmadonov, O. A. Prestige and pathos as vital strategies of the socioeconomic group (media analysis). Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 1, pp. 66-72, 2001. (In Rus.)
4. Polyushkevich, O. A. Ideological resources of sociocultural solidarity. Gosudarstvennoye upravleniye. Elek-tronnyy vestnik, no. 64, pp. 217-230, 2017. (In Rus.)
5. Polyushkevich, O. A. Solidarity of generations. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2014. (In Rus.)
6. Polyushkevich, O. A. Social empathy: issues of consolidation of Russian society. Monitoring obshchestven-nogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny, no. 6, pp. 3-18, 2015. (In Rus.)
7. Polyushkevich O. A. Philosophy of gratitude. Gumanitarnyi vektor, vol. 12, no. 1, pp. 67-74, 2017. (In Rus.)
8. Skudenkov, V. A. Leadership and social development. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, no. 2, pp. 180184, 2013. (In Rus.)
9. Subbotina N. D. Natural and social components of empathy and altruism). Gumanitarnyi vektor, no. 2 (26), pp. 58-66, 2011. (In Rus.)
10. Arf Dg. H. Encyclopedia of social work. Washington, DC, National Association of Social Workers. 1995. (In Eng.)
11. Kraitier, R. Voluntary agencies in the welfare state. Berkeley: University of California Press.1981. (In Eng.)
12. Salamon, L. M. America's nonprofit sector. New York: The Foundation Ctnicr. 1992. (In Eng.)
13. Simon, R. Volunteers of the world. London. 2016. (In Eng.)
14. Struth, A. Volunteers in Europe and the USA. Amsterdam. HOUSE. 2017 (In Eng.)
15. Shuz, L. The history of volunteerism. NY: 2015. (In Eng.)
Received: December 22, 2017; accepted for publication January 25, 2018
Reference to the article _
Anosov S. S. Philosophy of Volunteerism or New Forms of Social Service // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 2. PP. 6-13.