PHILOSOPHICAL SCIENCES
ФИЛОСОФИЯ «УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕННОСТЯМ» В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глушко Я.Э.
Аспирантка ИГСУ РАНХиГС
PHILOSOPHY OF MANAGEMENT BY VALUES IN THE PROJECT ACTIVITY
Glushko Y.
Graduate student (RANEPA)
Аннотация
В данной статье рассматриваются аксиологические основания человеческой деятельности в процессах управления проектами. Авторская точка зрения базируется на признании базовых положений философии управления, как основополагающего начала в организации проектной деятельности, которая выступает сегодня и двигателем изменений, и пространством реализации лидерских возможностей личности для принятия правильных решений.
Abstract
This article describes the axiological foundations of human activity in project management processes. The author's point of view is based on the recognition of the basic provisions of the philosophy of management as the fundamental principle in the organization of project activities, which today is the driver of changes and the space for the realization of the individual's leadership capabilities to make the right decisions.
Ключевые слова: философия управления, аксиология, ценности, личность, проекты, проектная деятельность.
Keywords: philosophy of management, axiology, values, identity, projects, project activity.
Проблема управления привлекала интерес философов еще с античных времен (Платон, Аристотель). Однако, философия управления является сравнительно новым разделом философского знания, что обусловлено стремительным развитием процессов глобализации, инновационной деятельности, экономики, ужесточением борьбы за обладание ресурсами, и многими другими факторами присущими современному времени. В данной ситуации миру нужны сильные лидеры, способные осуществлять управление проектами, компаниями и даже странами на основании новых моделей.
В работах В.С. Диева философия управления рассматривается как система обобщающих суждений философского характера о предмете и методах управления, его месте среди других наук и в системе научного знания в целом, познавательной и социальной роли управления в современном обществе [1].
Философия управления главным образом направлена на раскрытие аксиологических, гносеологических и методологических базисов деятельности человека при осуществлении управления. Также с помощью данной дисциплины открывается возможность дать ответ на вопрос как должно осуществляться управление. Основными предметами изучения философии управления являются человек и общество, а целью этой области знаний является обобщение информации об управлении и выявление методологии исследования этого явления.
С точки зрения аксиологии интерес представляют такие проблемы философии управления как принятие решений и постановка целей. Для того чтобы осуществлять качественное управление,
необходимо задавать правильные цели и уметь принимать грамотные решения, которые в итоге принесут положительный результат. Характер решений и целей будет зависеть от многих факторов (культура, менталитет, мировоззрение, религия и прочее), но самыми основными будут являться ценности, которые разделяет конкретный руководитель.
Исходя из определения ценности, как представления о должном, о лучшем, о самом важном, А.И. Пригожин считает, что именно ценности выступают целью, ради которой стоит «трудиться, жертвовать временем, силами и чем-то еще» [4]. Такое отношение к ценностям прослеживается во множестве классификаций ценностей, однако в контексте данной статьи интерес представляют индивидуальные ценности человека.
В идеальном мире любой человек хотел бы работать в организации, которая разделяет его ценности, но в реальности человек выходит на работу уже сформировавшейся личностью со своими базовыми индивидуальными ценностями. Это могут быть высокие ценности, такие как достоинство, честность, порядочность, справедливость, свобода личности, а могут быть и ценности утилитарного характера, такие как потребление, удовольствие, престиж и прочее. Во многом подобный ценностный дисбаланс очевиден в большинстве современных корпора-циий, где на его преодоление направляются ресурсы корпоративной культуры.
Существует особая зона управленческих «рисков», образуемая от игнорирования смысловых различений между однокоренными, но весьма различными по содержанию, словами. Речь идет о понятиях «цель» и «ценность». На наш взгляд, цели —
это запланированные результаты, они всегда конечны и их достижение можно измерить или оценить, а также они всегда выражаются в планах и задачах и их можно соотнести с затратами на их достижение. Ценности же бесконечны, они соотносятся с эмоциями и чувствами, они внушаемы и воспитываемы средой, приближение к ним оценивается в сравнении с другими.
Можно кратко сказать, что цель - это действие, а ценности - это желание, ориентирующее на действие. Именно ценности определяют какими будут цели. Эта информация является важной для понимания дальнейшего материала этой статьи, так как далее будет рассмотрен подход управления по ценностям, который пришел на смену подходу управления по целям.
С 1960-х годов по настоящее время руководители в своей деятельности пользовались в основном управлением по целям, но на протяжении нескольких лет начал свое формирование новый подход в управлении - это управление по ценностям. Этот переход к новой модели управления является следствием появления новых тенденций, которые заставляют руководителей адаптироваться под новые вызовы современности и оставаться конкурентоспособными на все более требовательных и непредсказуемых рынках.
Управление по ценностям, несомненно, значительно шире, чем просто новый способ управления. Скорее это новый порядок понимания и внедрения знаний в идеи, выдвинутые науками о поведении начиная с середины прошлого века.
Саймон Долан и его коллеги предложили четырехмерную модель системы ценностей, которая базируется на следующих ценностных категориях [6]:
1) Экономико-прагматичные ценности, к которым относятся такие виды деятельности как планирование, оценка качества, бухгалтерский учет и прочее. Лидеры не могут игнорировать эти ценности, так как именно они поддерживают жизнедеятельность организации в рамках рыночной конкуренции.
2) Этико-социальные ценности, к которым относятся такие ценности как честность, уважение, лояльность и другие. Эти ценности отвечают за то, как человек будет вести себя в обществе и на работе.
3) Эмоционально развивающие ценности, к которым относятся оптимизм, страсть, счастье, свобода и другие. Это именно те ценности, которые дают людям импульс к действию.
4) Духовные ценности - этот пункт был добавлен автором к своей модели немного позже. Под духовностью подразумевается не только религиозные соображения человека, но и его «жизненный опыт». Экзистенциальные вопросы редко рассматриваются в менеджменте, хотя именно этот пункт должен служить связующим звеном между ценностями, присущими миру бизнеса, и духовными потребностями в познании бытия.
На наш взгляд, полезность подхода «управления по ценностям», как инструмента лидерства,
можно рассматривать на разных уровнях, но в основном он способствует выполнению трех функций - упростить, направить и обеспечить приверженность. Под упрощением понимается поглощение организационной сложности, которая мешает адаптироваться к изменениям. Под направлением подразумевается умение стратегически оценивать будущее. Обеспечение приверженности является частью стратегического управления в области персонала, в соответствии с которым каждый сотрудник мог бы выполнять свою рутинную работу более качественно изо дня в день.
Руководители, которые пытаются следовать модели управления по ценностям, могут наблюдать положительные результаты своей деятельности с самых первых шагов. Дело в том, что в организациях, принявших единые для всех ценности, намного проще протекают процессы создания креативных решений в условиях неопределенных ситуаций, в то время как люди, работающие по принципу управления по целям, должны всегда следовать четким инструкциям и указаниям, что негативно сказывается на развитии креативного мышления.
В настоящее время наиболее эффективным признан проектный подход в управлении, а само управление проектами рассматривается как специальная область деятельности, направленная на определение и достижение четких целей проекта. Для того, чтобы проект считался успешным, он должен быть выполнен в назначенные сроки и без дополнительных денежных затрат. Очень часто руководители проектов не могут показать хорошие результаты по разным причинам (ошибки на этапе планирования, плохо выстроенные коммуникации внутри проекта, не слаженная работа команды проекта и прочее). В связи с этим, использование концепции управления по ценностям в рамках проектной деятельности могло бы позволить руководителям проектов достигать максимальной эффективности управления.
Процессы глобализации и развитие экономики диктуют свои правила руководителям проектов, и в этом контексте управление по ценностям можно считать процессом выявления, формирования и консолидации ценностей, которые одновременно могли бы и развивать проект и обеспечивать согласованность действий команды проекта.
Главными задачами руководителя проекта, использующего в своей работе концепцию управления по ценностям, должны стать следующие шаги:
1) выделить стратегически важные ценности для успешного осуществления проекта;
2) продвигать выбранную систему ценностей на протяжении всего проекта;
3) поддерживать членов команды проекта, которые разделяют и придерживаются данной системы ценностей.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Определив приоритетные ценности и сформировав их таким образом, чтобы они мотивировали
членов команды проекта к более активной деятельности, руководитель проекта сможет обеспечить достижение всех поставленных целей проекта. Ценности, представляющие основу для руководителя проекта и его команды, являются ключевым звеном, которое определяет последовательное действие всех участников проекта на всех уровнях иерархии. Ценности, формирующие единство взглядов и действий, в конечном итоге помогают эффективно реализовывать цели организации. Когда человек идентифицирует себя с конкретным проектом, в котором принимает участие, он не только уважает его формальные принципы, но также принимает его основную систему ценностей.
Список литературы 1. Диев В.С. Философия управления: область исследований и учебная дисциплина // Вестник Томского гос. ун-та. Серия. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2(18). С. 59-66.
2. Диев В.С. Философия управления: проблемы, подходы, тенденции // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия. Философия. 2011. Т. 9, № 1. С. 5-15.
3. Митрошенков О.А. Философия управления: учебник для бакалавриата и магистратуры / О.А. Митрошенков. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 248 с. - (Серия: Авторский учебник).
4. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А.И. Пригожин. - М. : Издательство «Дело» АНХ, 2010. - 432 с.
5. Dolan S.L. and Richley B., (2006). Management by values (MBV): A new philosophy for a new economic order, in Coats P (ed.) Handbook of Business Strategy: 235-238.
6. Dolan S.L. and Altman Y. (2012). Managing by values: The Leadership Spirituality Connection. People & Strategy, 35(4): 20-26.