Научная статья на тему 'Философия технических наук: генезис становления и развития технического знания'

Философия технических наук: генезис становления и развития технического знания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4269
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНЕ / ЭПИСТЕМЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / НАТУРФИЛОСОФИЯ / АРТЕФАКТ / МЕХАНИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ / ТЕХНОКРАТИЗМ / TECHNE / EPISTEME / TECHNICAL KNOWLEDGE / NATURAL PHILOSOPHY / ARTIFACT / MECHANICS / TECHNICAL SCIENCES / TECHNOCRATIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Косарев А. П.

Рассмотрены основные проблемы философии технических наук в их становлении и развитии, специфика функционирования технического знания на всех этапах развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF TECHNICAL SCIENCES: GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL KNOWLEDGE

The Main problems of philosophy of technical sciences and the specific character of functioning of technical knowledge are viewed in the abstract.

Текст научной работы на тему «Философия технических наук: генезис становления и развития технического знания»

УДК 075.8

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК: ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Косарев А.П., ФГБОУ ВПО «КГЭУ»

Рассмотрены основные проблемы философии технических наук в их становлении и развитии, специфика функционирования технического знания на всех этапах развития цивилизации. Ключевые слова: техне, эпистеме, технические знания, натурфилософия, артефакт, механика, технические науки, технократизм.

1. Элементы технических знаний в древних культурах

Истоки научных знаний уходят в глубокую древность. История технических наук напрямую связаны с историей становления и развития технического знания, которое возникает в результате развития культуры Древнего мира, в первую очередь в древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре. Древний Египет и Вавилон, Рим и Китай накопили огромный массив научных знаний и рецептур деятельности, однако производство и трансляция знаний в этих регионах закреплялась за кастой жрецов и чиновников - носителей и хранителей знаний. Использование рабов в функции орудий при решении технических задач, их дешевый труд не создавал стимулов развития техники и технологии, а также необходимости инженерных знаний.

Это было время, когда технические знания существовали как эмпирическое описание средств трудовой деятельности и способов их применения при строительстве храмов, дворцов и других архитектурных, культовых и хозяйственных сооружений, крепостей, городов и оружия. Элементы научно-технического знания в древних культурах понимались как рецепты и сакральная мудрость, которыми владеет жрец, писец, царский чиновник.

Миф для древнего человека выступал как начало проекта, как технический способ освоения природы и приспособление в природе при совершении ритуальных действий. Это было знание в форме секрета. В ритуале было заложено стремление «запомнить» и «повторить», при этом не допуская никаких отступлений, иначе могло привести к катастрофическим последствиям [1; 2].

Таким образом, техническая деятельность в те времена была неразрывно связана с религиозно-мифологическими представлениями, где миф, как образное представление о явлениях природы и о общественной жизни,

87

служил вроде научного мировоззрения в современной инженерной деятельности. Техника свои истоки имеет в государствах Древней Греции и Риме, когда греки с помощью понятий и категорий стремились объяснять развивающийся мир и овладеть им с помощью мысли.

2. Научно-технические знания в Античную эпоху

Античность - это период в истории человеческого общества, когда начался рассвет великих цивилизаций средиземноморского ареала и Ближнего Востока. Переход к научному знанию в истории науки связывают с Древней Грецией, где их античная культура оказалась уникальной средой в появлении греческого «чуда», которым называется необыкновенный расцвет древнегреческой культуры, при этом - с большой долей заимствований эмпирических сведений из стран Востока. По словам Платона: «Что бы эллины не перенимали у варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства». Этого совершенства греки достигали путем рациональной обработки эмпирического материала с помощью математических моделей (аксиомы, теоремы), а не реальных объектов.

Важным условием становления научной рациональности в античной Греции была мыслительная свобода граждан, зависящая от положения религии, которая в отличии от восточных деспотий не была связана с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. В Древней Греции не было касты жрецов, которые были сильными и влиятельными на Востоке. В этих условиях, освобождаясь от мифологического как господствующей формы общественного сознания, греческие мыслители находили обобщающие категории, которыми фиксировали многообразный чувственный опыт и теоретические (греч. теория - созерцания) структуры, объясняющие строение мира, его основы, смысл и причины его изменений. Были выработаны такие понятия как бытие, наука, формы, единое, сущность и др.

В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться и «наука доказывающая». Описание и объяснение возникновения, развития и строения мира, вещей его составляющих получили название натурфилософии (философия природы) как преимущественное философско -умозрительное истолкование природы. В натурфилософии понятия «философия», «наука», «знание» фактически совпадали и не разделялись еще на свои отдельные части [3; 4].

Первые древнегреческие философы стали мыслить природу в абстрактных понятиях и представлениях направленных на поиск истинного знания, объясняя природу естественными причинами. Вместо мифологических

88

объяснений они стали прибегать к механическим объяснениям. Античная наука обеспечивала механическое объяснение природы из техники, при этом техне (искусство ремесла) понималась как техника без науки и эпи-стеме - наука без техники, т.е наука и техника в античной культуре рассматривалась как принципиально различные виды деятельности, теоретическое знание и практическое ремесло четко разграничивались.

В древнем Китае, несмотря на слабое развитие естествознания, ремесленная техника была весьма плодотворна. Тысячелетняя обработка металла, врачебное искусство успешно развивались без связи с наукой. Для античности, механика, например, была и осталась средством «перехитрить» природу, но не средством познать её. В условиях ремесленного производства упор делался на те рецепты и образцы деятельности, которые передавались из поколения в поколение, приобретая, таким образом, типовой характер и общественную значимость.

3. Появление элементов научно-технических знаний в эпоху эллинизма

Важные научные достижения были сделаны в трудах великих эллинских ученых александрийского периода (300 г. до н.э.) - Архимеда, Евклида, Герона, Паппа, Птолемея. Александрия была центром учености и всей интеллектуальной жизни поздней античности. Наибольшей известностью в истории науки пользуется Герон Александрийский - инженер, математик. Его главные труды «Механика» и «Пневматика», где Герон в своей «Механике» описывает действия пяти простых машин (ворот, блок, винт, клин, рычаг). В «Пневматике» был разработан прообраз паровой турбины. В своем труде «Математическая система» («Альмагест-Арат») Птолемей определил развитие астрономии более чем на тысячелетие, создав геоцентрическую систему мира. Евклид в своем труде «Начала» (III в. до н.э.) заложил основы античной математики, в частности построил систему геометрии, носящий по сей день его имя. Это был первый античный образец построения законченной системы теоретического знания.

Архимед занимает уникальное положение в античной науке: гениальный математик, замечательный инженер, это видно по названиям его трудов: «О спиралях», «Квадратура параболы», «О шаре и цилиндре», «О плавающих телах», «О рычагах», «О равновесии плоских фигур», «Книга опор» и знаменитый закон Архимеда. Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной «технической науки» начинается в исследованиях Архимеда, который открывает закон рычага, излагает начала механики и гидростатики. Архимед, будучи величайшим ученым эпохи эллинизма, сумел осмыслить действия ряда элементарных механизмов и положил начала развитию теоретического

89

механизма - науки, которая впоследствии стала решающим фактором научно-технического прогресса [3; 5].

Одной из ветвей античной реальности была римская техника, технические знания и технические технологии. Однако римская жизнь была проникнута духом практицизма, который был чужд античному греку. В Риме большой интерес проявился к прикладным знаниям: военному делу, строительной технике, сельскому хозяйству. Рим дал миру великолепных поэтов, замечательных историков, блестящих ораторов, но не дал математиков, астрономов, философов типа греческих, т.к. они свою одаренность овеяли духом практицизма и наука была второстепенным делом.

Итак, античный период ознаменовался периодом развития технических знаний, который в самом общем виде характеризуется переходом от одних технических артефактов к другим - от каменных орудий к металлическим. Образование городов, сооружение храмов, дворцов - все это вызывает развитие строительного дела, разработки полезных ископаемых, военного дела. Однако, техническое знание и практика в это время развиваются на основе здравого смысла и принципа приблизительности. Все технологии вытекают из практического опыта, а основной двигательной силой является физическая сила людей и животных [2; 6].

4. Технические знания в Средневековье ( V - ХУвв.)

Средневековая западная культура - специфический феномен. Квинтэссенцией интеллектуальных достижений этого периода считается теологическая картина мира. Религия, став господствующей в Средние века, подчинила себе науку и философию. Средневековую науку и технику и ее характер можно понять лишь с учетом средневекового теологического миропонимания и его опорных элементов, таких как: универсализм, символизм, иерархизм и телеологизм. Этот период характеризуется грандиозным переворотом во всех воззрениях на мир. Происходит демонтаж античной культуры и формируется новая западноевропейская культура. Изменения коснулись и в развитии технической деятельности. Для античности ручной труд - преоргатива низших слоев общества. В средневековье к ручному труду изменилось отношение. Труд стал богоугоден, стал формой служения Богу.

В средние века происходит демонтаж античной культуры и Европа превращается на несколько веков (Ув - Х111в) в полуварварское состояние. Римская империя развалилась под натиском варварских, германских племен. Античная культура, добившаяся неповторимых достижений в области науки, искусства, литературы, философии приходила в упадок. Варвары, вторгшиеся в Европу, оказались неготовыми к усвоению римской техники, не сумели воспользоваться техническими достижениями античной культу-

90

ры. В истории науки известно, что традиции античности были спасены от забвения арабами, менталитет которых отличался практичностью. Были переведены на арабский язык труды Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда. Так через арабский мир европейцы начинают постигать античную мудрость. Большую роль в освоении античного наследия сыграли первые университеты: Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский и т.д. Их функцией была подготовка священнослужителей, изучались также кроме теологии медицина, математика, астрономия, физика, грамматика и философия. Появилась целая плеяда блестящих ученых, таких как Гроссе-тет, Бэкон, Оккам, Буридан.

Начиная с XI в. с развитием городов начинает свою жизнь и ремесло, которое стало цеховой корпоративной системой, где появляются ремесленные школы. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете, а стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. По образу цехов стали формироваться и корпоративные организации ученых в университетах Европы, т.е. были заложены основы формирования новых сообществ - корпораций ученых. Главным местом практического технического развития стали средневековые монастыри, формирующие в качестве «фабрик» и лабораторий технического экспериментирования, внедрения и передачи новых технологий.

Средние века характеризуются становлением нового ответственного уклада - феодализма. Данная эпоха ассоциируется как период невежества и мракобесия, опустошительных войн и кострами инквизиции с одной стороны, а с другой - непревзойденными образцами архитектуры, живописи, музыки, поэзии, подвижничеством монашества, феноменом рыцарства и кодексом чести, культом прекрасной дамы. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи (У в.) до эпохи Возрождения (ХУ в.)

5. Технические идеи и знания Эпохи Возрождения (XV- ХУ1вв.)

Это период, когда в культуре и технике Европы происходят важные изменения, подготовившие переход к Новому времени. Настало время, когда стал возрождаться интерес к полузабытому наследию разрушенный античной культуры. Это период Ренессанса, т.е. Возрождения. В этот сравнительно короткий промежуток истории были сделаны попытки философского осмысления техники на основе развития математики, астрономии, механики, биологии, геологии. В эпоху Возрождения были совершены важные открытия в оптике, астрономии, анатомии, техническом знании, утвердился технический эксперимент как метод и получила высокий статус механика

91

как наука, фундамент которой заложил Галилей. Именно в эпоху Возрождения появилась тенденция к всестороннему рассмотрению предмета исследования, которая выражалась в идеале энциклопедически развитой личности инженера и ученого. Эпоху Ренессанса прославили выдающиеся ученые Леонардо да Винчи, Георгий Агрикола, Джераламо Кардано и другие.

Инженер и художник теперь - творец, который творит своей деятельностью «вторую природу»: мануфактура и строительство гидросооружений расширяют представление о механике и гидравлике. Идет процесс создания различных приборов и инструментов, огнестрельного оружия, водяных и ветряных мельниц. Возрастает роль архитекторов, мастеров в различных видах деятельности, связанной с применением техники. Великие географические открытия стимулируют развитие технических средств и прикладных знаний в кораблестроении и навигации. Наука стала все более опираться на технический эксперимент, а сама техника - на науку [3; 5].

Таким образом, в эпоху Возрождения формируется новый тип мышления, зарождается и развивается экспериментальная наука, которая заложила основы современных технических наук.

6. Развитие науки и техники в Новое время (XVII - XIX вв.)

Период Возрождения создал технические предпосылки для прогресса естествознания в эпоху Нового времени. Развитие ремесел, технического мастерства сыграли огромную роль в формировании мировоззренческих и социальных основ науки и техники Нового времени. По словам Маркса «порох, компас, книгопечатание - три великих открытия, предваряющие буржуазное общество». Технический прогресс данного периода определил предпосылки для создания материальных средств экспериментального исследования, которое началось в XVII веке. Начавшийся период - это переломный этап в генезисе науки и он получил наименование научной революции, т.е. пересмотр, переосмысление важнейших теоретических и методологических положений, создание новой научной концепции (парадигмы). Научная революция XVII в. знаменуется становлением экспериментального метода и математизацией естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике, в развитии технических устройств (инструменты, приспособления, измерительные приборы). В Новое время происходит становление классической технической реальности (мир техники).

Одним из родоначальников формирования классической технической сферы был Р. Декарт, впервые выдвинувшего мысль о господстве человека над природой. В его труде «Рассуждение о методе» (1637) Декарт ставит задачу изучения физики и её математизацию для того, чтобы стать

92

«господами природы». Важнейшей вехой становления классического типа технического знания является творчество великого И. Ньютона. Основное научное наследие его содержится в главном труде «Математические начала натуральной философии» (1687), где сформулирована методология научного исследования при решении физических и технических проблем, которая применялась в течении двух столетий.

Деятельность Галилея, Гука, Торичелли, Гюйгенса, Декарта, Ньютона стимулировала развитие экспериментальных основ механики, гидростатики. Европа вступает в этап, когда начали формироваться взаимосвязи между инженерией и экспериментальным естествознанием XVIII-XIX -это время возникновения и развития технического и инженерного образования в виде технических школ и училищ. В России были открыты: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская и Инженерная школы. Политехническая школа открыта в Париже, в ней вели преподавание Монж, Лагранж, Лаплас, Карно и другие. Высшие технические школы становятся центрами формирования технических наук [4; 7].

Индустриальное развитие поставило в повестку дня многоплановую проблему: от спорадического использования результатов науки в практике к систематическому обеспечению научными результатами технологических инноваций и систему производства. С развитием инженерной деятельности усложнилось техническое знание. На стыке естествознания и производства возникли технические науки.

История становления и развития технических наук, их проблематика тесно связаны с процессом формирования научно-технического знания в качестве социального института, т.е. институциализацией технических наук. Конец XIX - начало XX вв. - время зарождения новых отраслей техники. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания, который открыл дорогу создания автомобильной, сельскохозяйственной и авиационной технике.

Развитие естествознания выдвинуло ряд проблем, которые необходимо было решать в теоретическом естествознании, философии техники и философии технических наук.

7. Технические науки в культуре современной цивилизации

Развитие техники и технического знания в XX -XXI вв. является прямым продолжением развития техники предшествующих лет. Свой научный статус в виде самостоятельной науки технические науки обрели во второй половине XX в., которые жестко были ориентированы на инженерную деятельность. В это же время в технических вузах усиливается теоретическая подготовка будущих инженеров, включая подготовку научных кадров для исследований в области технических наук. XX век стал называться веком

93

«технической» цивилизации с могучей экспансией техники по всей планете, с его технизацией человека, природы, духа, общества, т.е. технократизмом.

Во второй половине (1980-е гг.) в развитии технических наук углубляются исследования по автоматизированному проектированию сложных «человеко-машинных» систем, что привело к формированию комплексных научно-технических дисциплин, таких как системный анализ, системотехника, эргономика, инженерная экология, техническая эстетика, дизайн и другие. В середине XX столетия в сфере научно-технических дисциплин появились философско-методологические исследования по проблемам технических наук в которых на новом уровне переосмысливается общая картина их развития как история формирования технических наук.

Таким образом, обрели самостоятельный статус технические науки, который был обусловлен их большим удельным весом и той ролью, которые они играют в научно-техническом прогрессе.

Важной проблемой современного технического знания и философии технических наук является анализ технико-инженерной деятельности и ее последствий. Инженерная деятельность вносит свой отрицательный вклад в три основных вида кризиса: экологический (разрушение и изменение природы), антропологический (разрушение и изменение человека), кризис социальный (кризис развития, неконтролируемые изменения «второй» и «третьей» природы). До сих пор бытует мнение, что техника - это главное, что основные социальные проблемы решаются на ее основе, что благополучие человечества непосредственным образом связано с развитием современных технологий. Мы будем и дальше способствовать углублению кризиса нашей цивилизации, поскольку союз науки и социально -гуманитарного знания реализуется со скрипом, далеким от гармонии. Все это сегодня выдвигают на передний план еще одну философскую проблему инженерной деятельности - меру разумности инженерной деятельности, о переходе биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский), которая объединяет природу, культуру и разум. Все это должно обеспечить выживание человечества, поможет управлять глобальным техногенезом.

Сегодня все более значимым становится человеческий интеллект, при этом чем дальше, тем больше он становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры общества. В интеллектуальном потенциале общества имеется такая его разновидность, как технократическое мышление, так как именно оно, не являлась новым, получило в последние десятилетия довольно широкое распространение и стало достаточно мощным. Технократическое мышление - это мировоззрение, чертами которого являются средства над целью и общечеловеческими интересами, над человеком и его ценностями. Технократическое мышление -

94

это рассудок, которому чужды разум и мудрость , которому чужды категории нравственности, совести, переживание и человеческого достоинства. В то же время научно-технический прогресс обострил проблему общечеловеческого содержания образовательной и воспитательной деятельности, поскольку специализированное образование оставляет в тени его сущностную нравственную сторону.

Стремление высшего менеджмента продавить толкование деятельности вуза как оказание лишь образовательных услуг противоестественно и непродуктивно для высшего образования, т.е. представить его только как коммерческий проект, где господствует лишь интерес производителя услуг. А идея министерства Рособразования: «Современному российскому обществу нужны инженеры, а не гуманитарии» начисто перечеркивает гуманитарную парадигму технического вуза, поскольку «задача образования РФ - создать квалифицированного потребителя, способного использовать результаты труда других» способствует тем самым к развитию и антифилософского синдрома.

Ослабление духовных начал превращает человека в одномерное существо, ввергает его и общество в хаос духовной пустоты. При этом усиливается цинизм и нигилизм, прогрессирует невежество, церкви заменяются идолами, растут агрессивность, жесткость, ненависть.

На фоне существенных изменений, происходящих во всех сферах современной общественной жизни, особое значение приобретают мировоззренческая позиция личности студента, понимание диалектики современной действительности, ее структуры, взаимосвязи образующих ее процессов на различных уровнях социальной организации.

Высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих специалистов. Новые условия вызывают необходимость включения в требования к содержанию и уровню подготовки инженеров вопросы формирования методологической культуры, содержащей познавательную, профессиональную, коммуникативную и ценностные компоненты, т.е. социокультурную компетентность. Технический университет создает в интересах всего общества такую ценность, как интеллектуальный ресурс, который далее инвестируется во все сферы общества. Свою долю в формировании интеллектуального потенциала вносит и весь корпус философских дисциплин философские науки на уровне бакалавриата, философия технических наук в магистратуре, аспирантуры и соискательства.

95

Источники

1. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.

2. Мандрыка А.П. Очерки развития технических наук. Л., 1984.

3. История и философия науки (Философия науки): учеб.пос. М.,2010.

4. Огородников В.П. История и философия науки: учеб. пос. СПб, 2011.

5. Косарев А.П., Федорова Ж.В. Введение в философию науки. Казань, 2012.

6. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко - теоретического исследования. Л.,1988.

7. Философия науки: учеб. пос. Под.ред. З.В. Безвесельной. М., 2009.

PHILOSOPHY OF TECHNICAL SCIENCES: GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF

TECHNICAL KNOWLEDGE

Kosarev A.P.

The Main problems ofphilosophy of technical sciences and the specific character of functioning of technical knowledge are viewed in the abstract.

Keywords: techne, episteme, technical knowledge, natural philosophy, artifact, mechanics, technical sciences, technocratia.

Дата поступления 25.06.2015.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.